сюжет

Шпак Э.Р. Сказка о Семруге в романе Г.Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза»: особенности межтекстовых связей

В статье исследуются особенности сюжетных, композиционных, образных и лексических перекличек между романом «Зулейха открывает глаза» Г.Ш. Яхиной и вставной сказкой о птице Семруг. При этом текст сказки рассматривается обособленно, в качестве самостоятельной художественной единицы. В процессе сопоставительного анализа указанных произведений выявляются их многочисленные точки соприкосновения на различных структурных уровнях текста. Сделан вывод о значении установленных межтекстовых связей в раскрытии идейного содержания романа.

Никишов Ю.М. «Евгений Онегин»: роман в стихах

Цель статьи состоит в том, чтобы понять, в чем состоит «дьявольская разница» между романом в стихах и романом в прозе. Автором выделены компоненты: сюжет, пластика переходов, ритм и роль деталей, «противоречия», композиционный ритм, которые активно (а некоторые и непроизвольно) используются в произведениях прозаиков. Проведены наблюдения, какую форму обретают они под пером Пушкина в «Евгении Онегине». Исследована форма, которую эти компоненты принимают под пером Пушкина в “Евгении Онегине”.

Долгорукова Н.М. Птицы, послания и посланники в лэ Марии Французской: «бретонский материал» и/или лирика трубадуров?

В данной статье рассматриваются три лэ Марии Французской, в которых важную роль играют птицы, послания и посланники. Влияние на эти лэ, ровно как на весь сборник лэ Марии, «бретонского материала» очевидно. Однако большое влияние на лэ Марии оказала и поэзия трубадуров. Зачастую, мотивы, пришедшие в лэ из «бретонского материала» и мотивы окситанской поэзии накладываются друг на друга, образуя причудливый синтез.