Адиширинов К.Ф. Драматургия и сатирическая проза Лютфали Гасанова

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 821.512.162

ДРАМАТУРГИЯ И САТИРИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ЛЮТФАЛИ ГАСАНОВА

Адиширинов К.Ф.

В статье исследуется драматическое и прозаическое творчество Лютфали Гасанова, жившего и творившего в 40-70-е гг. ХХ в. в литературной среде Шеки и долгие годы возглавившего литературный кружок «Сабухи». Очевидна идейная актуальность пьес драматурга «Человек без опоры», «На братской земле», «Смерть за смерть», «Главврач», «Гюнешь», а также его рассказов «Беспокойный человек», «Заместитель директора», «Просьба», «Сыновняя любовь», «Зарринтадж» и др. Такие качества писателя как патриотизм, человеколюбие, гуманизм, душевная чистота, честность, правдивость, ненависть к войне привлекают читателя. Выдающийся представитель азербайджанской и мировой поэзии, близкий друг писателя, Бахтияр Вагабзаде высоко оценивал произведения Л. Гасанова с точки зрения художественной особенности, идейной и композиционной целостности.

Ключевые слова: драматург, проза, литературная среда, драматическое произведение, пьеса, тип, рассказ, писатель, сатирическая проза, сюжет.

 

DRAMA AND SATIRIC PROSE

BY LUTFALI HASANOV

Adishirinov K.F.

The article studies drama and prose by Lutfali Hasanov who wrote and created works in Sheki literary atmosphere during the 40-70s of the 20th century and led the literary council of “Sabuhi” for a long time. The ideological relevance of the plays such as “Unsupported man”, “In the land of brother”, “Death to death”, “Chief physician”, “The sun” and his stories “Troubled man”, “Deputy manager, “The request”, “Love for the son”, “Zerrintac” and etc. is obvious. Such qualities of the writer as patriotism, mortality, humanism, spiritual purity, honesty, truthfulness, hatred of war attract the reader. The powerful representative of Azerbaijan and world poetry, a close friend of the writer Bakhtiyar Vahabzadeh highly appreciated L. Hasanov’s works from the point of view of artistic peculiarity, ideological and compositional integrity.

Keywords: playwright, prose, literary atmosphere, drama, play, type, story, writer, satirical prose, plot.

 

Уровень развития национальной литературы зависит от изучения региональной литературы. В этой связи центр древней культуры – город Шеки сыграл важную роль в развитии поэзии, прозы и драматургии азербайджанской литературы ХХ в. В статье исследуется проза и драматургическое наследие Лютфали Гасанова – одного из ярких представителей шекинской литературной среды прошлого столетия. Долгие годы он руководил литературным меджлисом «Сабухи» в редакции газеты « Шекинский рабочий». Сегодня важно являться носителем мультикультурных ценностей вне зависимости от национальных границ. Ведь человечество может жить мирно только тогда, когда между народами установлено дружеское общение и отсутствует религиозная и межнациональная вражда. Именно такого писателя в лице Л. Гасанова, преданного мультикультурным ценностям, и полюбили читатели. Не смотря на то, что герои его произведений – русские, немцы, азербайджанцы и грузины – представители разных народов, все они – друзья и братья. В произведениях драматурга эта линия привлекает внимание особым образом.

Лютфали Гасанов – самый плодовитый мастер в области драматического творчества литературный среды Шеки ХХ ве. Его драматические произведения отличаются по сравнению с современниками не только большим числом произведений, но и художественной ценностью, содержанием. Его литературное наследие обширно. Сюда входят такие законченные по сюжету и содержанию произведения, как «Месть», «Человек без опоры», «Главврач», «Вернётся ли он?», «Гюнешь», «Смерть за смерть», «На земле брата», «Человек в чёрной оправе», «За океаном» и т.п.

В пьесе «Месть» события протекают в одном из фашистских лагерей. В произведении драматург на примере двух женщин – Хураманы и Елены обобщил трагедию более 200 пленниц. В пьесе Хураман изображается как бесстрашная девушка, она вместе с подругой Еленой сблизилась с немецкими офицерами Краузе и Шульцом, а затем отравила их ядом, который спрятала в ухе. Произведение вызывает глубокие чувства патриотизма, а драматург смог в полной форме довести читателю события в обстановке гестапо на фоне жизни двух лиц [6, л. 1-25] .

Тема пьесы «Человек без опоры» взята из жизни колхоза и деревенского быта. Произведение написано на основе реалистических наблюдений. Главный отрицательный герой – председатель колхоза Муршудов. Его жизненный идеал – самовольность и самодовольство. Муршудов как приверженец старого, не любит новшества, не прислуживается к предложениям молодого агронома колхоза, специалиста с высшим образованием, во имя развития колхоза и благосостояния колхозников. Из-за невнимательности Муршудова колхозники нарушают трудовую дисциплину. Дочь председателя Малахат не может терпеть своеволия и тщеславия отца. Обращаясь к помощнику отца Бахтияру, она говорит: «Боитесь! Это не уважение к председателю, а культ и подхалимство» [10, л. 13].Эти слова легко раскрывают истинное лицо Муршудова. В произведении председатель колхоза изображается как трусливый человек. Он обвиняет молодого Бахтияра в том, что он хочет занять его место, от чего ему не спится по ночам. Автор описывает героя в разных психологических состояниях. Перед колхозниками председатель похож на «тигра», а перед новым партийным руководителем производственного управления превращается в покорного раба. На приёме у чиновника Халилова Муршудов клевещет в адрес молодого агронома Бахтияра, стараясь лишить его расположения начальника.

Формально Муршудов, будучи председателем, не разорял колхозное имущество. По его словам, «у него нет ничего кроме отцовского дома» [10, л. 9]. Но у него нет никакого авторитета. Он потерял настоящую опору в лице народа. В конце пьесы читатель знакомится с новым обликом председателя. Во время болезни ему помогают в сельской больнице, строительству которой он когда-то мешал. Наконец-то он понял, что уже прошло время работы старыми методами. Поэтому он решает уйти с работы сам, н дожидаясь увольнения. В конце произведения дочь Муршудова агроном Малахат была избрана новым председателем колхоза. В конце произведения вызывают большой интерес слова Муршудова, направленные к автору: «Вы писатель, вы должны сочинять. Уходи, дитя, уходи! Оставь меня в покое. Пройдут года, вернёшься и увидишь в каком состояния колхоз, созданный мною» [10, л. 10]. Интересное пророчество! Произведение было написано в 1964 г., но откуда же знал Лютвали Гасанов, по словам, сказанным его героем, что настанет время, когда изображённая им клохозная система с гнилым фундаментом развалится и останется только на страницах истории?

В произведении в ряду положительных образов особое место занимают секретарь первой партийной организации Салим, молодые агрономы Бахтияр и Малахат. Салим показан в произведении в эпизодах. Он всегда встречается с несправедливыми упрёками Муршудова, но председатель с ним совсем не считается. Положительная герой произведения Бахтияр стоял на перепутье, потому что любил дочь Муршудова. Он был не в силах высказывать ошибки Муршудова ему в лицо, т.к. не хотел навлечь на себя его гнев.

В произведении интересен образ лекаря старухи Масмы, которая, претворяя в жизнь свои дурные поступки, опирается на Муршудова. Её слова, обращенные к председателю: «Живите тысячу лет. Если хоть один день не было бы Вас, то всё переполошилось бы. Пойдём, муж, за нами стоит такая гора, как Муршудов» [10, л. 12], – вызывают у читателя и зрителя негативные чувства к лекарю.

Отношение автора к таким персонажам у автора раскрывается в эпизодической роли Альясы. Драматург, критикуя таких людей, как Масма, говорит его словами: «Тётя Масма, есть к тебе один вопрос. В мире три миллиарда людей. Говорят даже ещё больше. Почему же кость в горле остается только у наших детей?» [10, л. 7]. Слова эти носят иронической характер.

Одним из важных произведений Лютфали Гасанова является пьеса «Главврач»[3]. Главным положительным героем этого произведения является главврач Мурадов. Действия происходят в одном из больниц района. Отношением к больной с парализованными ногами по имени Манзар раскрывается внутренний мир героев. Через главных персонажей, таких как Мурадов, Тарана, Аршад, Рустам, Шакир и др. автор раскрывает секреты врачебной профессии. С первых же страниц произведения привлекает внимание читателя полюс отрицательных и положительных образов. Среди положительных героев перед читателем предстают престарелый врач, любимец всех больных Мурадов, и молодой врач Тарана. Несмотря на молодость, Тарана талантливый медицинский работник, который хорошо знаком с новыми достижениями медицинской науки. Девушка – дочь профессора Наджафзаде, который является опорой талантливых и противником необразованных людей. Тарана с большой надеждой смотрит на неизлечимое горе больной Манзар, укрепляет в ней желание жить. В этом важном деле опорой и советчиком является главврач больницы Мурадов.

Но мир не без завистливых и плохих людей. Богатое знание, врачебная способность беспокоило глупого и необразованного Шакира, которого выгнали из аспирантуры и с кафедры, где он работал. В итоге, он покинул город и устроился работать в районную больницу. Шакир – не только необразованный, но и злоречивый, недостойный и безнравственный человек. Чтобы раскрыть подлинное лицо этого типа, автор описывает его в разных ситуациях. Жестокие слова доктора Шакира обольной: «Я уверен, что Манзар калека на всю жизнь. Таких больных нельзя оставлять в отделении, делать укол, открывать дыры в теле, наконец, увеличивать искусственный процент смертности» [3, с. 5], – вызывают у читателя и зрителя чувство неприязни к нему не только как к врачу, но и как морально-падшему человеку.

Шакира беспокоят удача и успех молодого врача Тараны. Чувство зависти не дает ему покоя. Пользуясь служебным положением, он клевещет на девушку, обвиняя ее в том, что она якобы убила молодого парня, который умер в больнице. Эта ложь и последовавшие проблемы изводят Тарану. Сообщив об этом Мурадову, она хочет уйти с работы. Главврач успокаивает её, призывает быть волевой и сдержанной.

Шакир завидует Таране не только как коллега, он также вмешивается в её личную жизнь. Он клевещет на Тарану влюбленному в нее Рустаму. А ещё Шакир ведет себя безнравственно по отношению к пациентам, ограничивая выдачу больным лекарственных препаратов. Узнав о том, что Тарана назначает больным уколы по правилам, он выходит из себя и, пользуясь своим положением, оскорбляет её. Шакира с его гадкими поступками не любят не только в коллективе, но и в семье. Он изменяет жене и приходит к решению расстаться с супругой Мехрибан. Так завершается первая часть произведения.

Вторая часть начинается с беседы Рустама и Тараны во время их совместного дежурства в больнице. Главврач Мурадов призывает Тарану быть бдительной. Шакир снова совершает омерзительный поступок: он нагло объясняется в любви к Таране. За свои безнравственные поступки Шакир был представлен товарищескому суду. В итоге, в нем все же проснулась совесть.

В рассматриваемом произведении следует отметить и такие образы как Рустам и Кейбала, которые честную, светлую, чистую любовь ставят превыше всего. Кейбала любит Манзар, и его любовь чиста. Читатель видит это в его словах: «Не знаю. Манзар – звезда, выпавшая на мою долю. Я принимаю её, если даже она слепая, или даже плешивая» [3, с. 6].Вторая часть произведения завершается оптимистически: Манзар стала ходить.

В третьей части драматург представляет читателям Шакира уже как высоконравственную личность. В лаборатории больницы происходит сильный пожар. Ставя свою жизнь в опасность, Шакир спасает ценное оборудование. Но при этом он сильно обгорел и был помещен в больницу. Отверженная им ранее супруга, которая после этого жила в доме своего отца, возвращается к супругу.

Внимательный читатель и зритель отметит, что события пьесы развиваются от отрицательного к положительному. В этом заслуга сдержанного и мудрого главврача Мурадова. Но, к сожалению, этот положительный герой уходит их жизни. По замыслу драматурга он умирает не просто так. Все мечты у Мурадова уже сбылись. Шакир, который сначала прославился своими отрицательными качествами, уже к концу произведения совершенно изменяется и возвышается до духовно зрелого человека. Очень показательно, что Мурадов умирает в объятиях Шакира.

Несмотря но то, что это пьеса «Главврач» не была опубликована, в 1966 г. она была поставлена на сцене в Кировабаде (нынешний Гянджа), а в настоящие время очевидна потребность в ее новой постановке. Произведение по своему языку и построению производит законченное впечатление. Автор умело снабдил свое произведение пословицами и поговорками, а также стихотворными отрывками в диалогах.

В драматическом творчестве Лютфали Гасанова важное место занимает произведение «Вернётся ли?». Эта пьеса также посвящена жизни и профессиональной деятельности врачей. Произведение производит впечатление первого варианта пьесы «Главврач», потому что персонажи произведения – люди с одинаковыми должностями и именами, где особо привлекают внимание новые герои Парвин и Джамал.

Произведение драматурга «Смерть за смерть», написанное на тему Великой Отечественной войны, можно считать самым удачным творением Лютфали Гасанова. Сначала оно называлось «На братской земле», а затем автор переименовал его. Пьеса была опубликована в 6 номере (июнь) журнала «Азербайджан» – органе Союза писателей Азербайджана [7, c. 110-156].

Пьеса «На братской земле» посвящена дружбе азербайджанского и русского народов, их совместной борьбе в войне с фашизмом. Наряду с героями-азербайджанцами, такими, как Поладов, здесь представлены образы представителей других национальностей – Негов Александр Сергеевич, Волков Адольф Вилфович, Степан Рудник, Гортруда, Карл, Хаусман, Зуммер, Оксана, Кнеллер, Фангельски.

В ряду драматических произведений Лютфали Гасанова самым интересным является его пьеса «Гюнешь»[4]. Это произведение принесло автору большую удачу, оно с успехом было поставлено на сцене Кировобадского (ныне Гянджа) государственного драматического театра. В связи с этим событием поэт Бахтияр Вагабзаде писал: «Гюнешь – главная героиня произведения. Эту ответственную роль играет народная артистка Азербайджана Рамзия Вейсалова. Гюнешь – Р. Вейсалова – образ одной героической девушки. Её сердце, душа – большая непоколебимая любовь к родине, народу. Р. Вейсалова глубоко поняла, смогла усвоить суть исполненной ею роли.

В произведении "Гюнешь" второй запоминавшийся герой – это образ Азер. Эту интересную роль играет талантливый артист Керим Султанов. Азер – Керим Султанов – Каусти – начальник правления гестапо. Здесь он именуется не Азер, а Шнейдер. Умелый артист в совершенстве сыграл эту роль, а ещё он так с большим мастерством оживлял мощь советского разведчика перед зрителями, что они многократно аплодировали Азеру – К. Султанову. Образ Салманова в спектакле, исполнивший М. Джафаров, тоже интересный образ. Народный артист республики М. Бурджалиев в драме "Гюнешь" играет начальника управления гестапо Каусти. Но, надо сказать, что этот образ он ради смеха довёл до такой легкомысленности, что вызывает недовольство у зрителя. Хорошо выступают народный артист республики А. Юсифзаде в роли Рубанова, заслуженный артист С. Мустафаева в роли Бановша, артист С. Мустафаева в роли Тарлан.

Режиссёр спектакля, заслуженный деятель культуры Гусейн Султанов, хорошо понял идею произведения, подошёл к молодому автору с заботой, длительное время работал с тем и в итоге возник интересный спектакль.

Музыка композитора Ш. Ахундовой, написанная на спектакль, подходит ходу произведения и хорошо завершает события» [1, с. 4].      

В драматический фонд Лютфали Гасанова входят произведения «Человек в чёрных очках», «За океаном», которые требуют широкого исследования. За исключением «На братской земле» (произведение было опубликовано в журнале «Азербайджан» 6 июня 1956 г.) другие произведения хранятся в рукописной форме в доме писателя, и мы верим, что в будущем эти произведения найдут своё место в ряду успешных произведений азербайджанской драматургии.

Жанр рассказа как малая форма художественной прозы занимал широкое место в творчестве Лютфали Гасанова, как и других молодых литераторов шекинской литературной среды. Глаза писателя видели все стороны общества, отмечая его недостатки. Большую роль в развитии прозы автора сыграла газета «Шекинский рабочий» и её бесстрашный и правдивый журналист Махьяддин Аббасов. Рассказы писателя, отражающие типы разных слоёв общества с отрицательной и положительной точек зрения, больше всего доводились до зрителя со страниц газеты.

Рассказы Лютфали Гасанова с тематической и содержательной стороны можно разделить на две части: 1) Рассказы сатирического содержания; 2) Бытовые рассказы.

К первой группе следует отнести рассказы: «Беспокойный человек», «Задача создать семью», «В учреждении и дома» («На работе и дома»), «Понял ошибку», «Вопрос», «Желание», «Новый директор», «Цены и лица», «Боль в глазах», «Усердие», «Просьба», «Заместитель директора», «Кто убил его».

В рассказе «Беспокойный человек» писатель в образе начальника Алемдарова показал самодовольного, упрямого чиновника. Этот тип, равнодушно относящийся к благосостоянию трудящихся, руководит жилищно-эксплуатационным управлением. Алемдаров равнодушно принимает людей, приходящих к нему, месяцами не решает их важные дела. В рассказе автор короткой сюжетной линней представляет читателю льстивый образ Алемдарова. Не зная личность пришедшего к нему на приём человека, Алемдаров отказывает ему в приеме. Но, когда «обернувшись… прошёл за стол и оттуда хотел броситься на беспокойного человека, который хотел его видеть, как вдруг из-за чего-то он превратился в зайца с опущенными ушами. Приходивший был министр. Алемдаров превратился перед ним в покорного слугу» [2, с. 5]. Писатель в очень интересной форме показал читателям произвол и подхалимство директоров управлений ЖКХ.

В рассказе «Заместитель директора» также привлекает внимание схожесть сюжета с вышерассмотренным произведением. Образом Баламмедова автор реалистически показывает современному человеку особенности торговли и образ обнаглевших торговцев 50-60-х гг. ХХ в. Автор раскрывает образ Баламмедова как начальника, отличающегося от других «искренностью», «добротой», «верностью» и «заботливостью» Баламмедов благодаря этим качествам продвигается вперёд по службе. Руководство районного исполнительного комитета выдвигает предложение поставить его директором торгового предприятия. Баламмедов становится руководителем, но мягкое кресло чиновника, обслуживающий его автомобиль «Победа», желание жены затуманило ум. Он, превысив свои полномочия, уволил с работы нового назначенного заместителя за честность. Это увольнение усугубило трагедию Баламмедова. Ревизионная комиссия, пришедшая в управление с проверкой, уволила с работы его самого: « Роскошный кабинет, очень любимая "Победа" жены, грандиозные ключи – все это вышло из рук Баламмедова» [5, с. 5-6].

Важное место в сатирической прозе писателя занимает рассказ «Просьба» [8]. В произведении мишенью для критики автора является начальник управления Голайзаде. Лютфали Гасанов, создавая портрет этого героя разноцветными красками, пишет: «Когда Сефтералы, приоткрыв дверь кабинета с мягкой кожей, высунулся внутрь, то увидел круглолицего, с толстым затылком, с этажным подбородком Голайзаде, который сидел так вытянуто, что, смотревшие издалека, уподобили бы его аисту, у которого в горле осталась кость» [8, с. 5]. Этого изображения достаточно, чтобы читатель смог определить личность Голайзаде. Такие жалкие люди, как Сефтералы, создают условия для эксплуатации трудящихся, а сами ведут сытую жизнь. Диалог между Голайзаде и Сефтералы автор передаёт с писательским дарованием. С одной стороны этого диалога стоит самодовольный, власть имущий повелитель, а с другой – трусливый, беспомощный человек, подхалим, который зовёт Голайзаде домой к себе в гости, накрывает ему роскошный стол с яствами, которые не ели ни он сам, ни его дети.

Сатира Лютфали Гасанова неисчерпаема. В лучах его сатиры по-своему отражены все слои общества, в котором он жил. Большую часть в творчестве писателя составляют рассказы, описывающие самоотверженных людей, жизнь и быт трудящихся.

Идею о возвышении человека своим трудом, того, что только труд является славой и честью, автор оживил в образах Сардар киши и его сына Мухтара в рассказе «Отец и сын». За высокие заслуги тракториста Мухтару было присвоено звание Героя социалистического труда.

В рассказе «Зарринтадж» автор изобразил тяжёлую жизнь трудящихся Южного Азербайджана на фоне тяжелой жизни девушки по имени Зарринтадж.

В рассказе «Сыновняя любовь» Лютвели Гасанов в образе экономиста Надира показал судьбу людей, которые встречаются с опасностью потери семейного счастья при вмешательстве посторонних. Надир женился и по взаимной любви создал семейную жизнь с девушкой под именем Саадат. Он жил счастливо, у пары родился сын Рашад. Но с отъездом Надира в Кировабад на заработки положение изменяется. На предприятии, где он работает, герой познакомился с экономисткой Санубар. Существование семьи оказалось под угрозой. Надир оказался на перепутье. Он должен или бросить семью под влиянием Санубар, или же бросить работу и вернуться в Шеки, в свою семью. Сыновняя любовь превосходит всё. Надир меняет место работы и возвращается к семье [9, с. 5-6].

Среди произведений Лютфали Гасанова также следует отметить рассказы: «Долг», «Настоящий друг», «Его судьба», «Гудрет заболел», «Две боли», «Спаситель», «Разбитое сердце», «Пылкая любовь», «Ах, это ночь», «Убежали», «Впечатление», «Не получилось», «Было замечательно», «Фальшивая любовь», «Чем закончилось?», «Автобиография», «Обручальное кольцо возвратилось».

Подводя итог, следует отметить, что драматические произведения, проза писателя Лютфали Гасанова, отображающие разные стороны жизни общества богатых, обладают высокой большой художественной ценностью. Часть рассказов и пьеса писателя были опубликованы на страницах газеты «Нухинский рабочий». При этом большая часть его трудов до сих пор не издана и в рукописной форме хранятся в личном архиве писателя в его доме. Мы надеемся, что в будущем эти произведения найдут своё достойное место среди сокровищницы бессмертных произведений азербайджанский драматургии и прозы.

 

Список литературы:

1. Вагабзаде Б. Рассуждение о пьесе «Гюнешь» // Нухинский рабочий. Нуха. 1973. 20 января. С. 6

2. Гасанов Л.А. Беспокойный человек: рассказ // Шекинский рабочий. Шеки. 1973. 24 ноября. С. 5-6.

3. Гасанов Л.А. Главврач: пьеса // Нухинский рабочий. Нуха. 1966. 16-18-20 января. С. 6.

4. Гасанов Л.А. Гюнешь: пьеса // Нухинский рабочий. Нуха. 1970. 20-22-24-26 декабря. С. 6.

5. Гасанов Л.А. Заместитель директора: рассказ // Нухинский рабочий. Нуха. 1959. 18-21 января. С. 6.

6. Гасанов Л.А. Месть: пьеса // Личный архив (рукопись). 42 л.

7. Гасанов Л.А. На братской земле // Азербайджан. 1956. № 6. С. 110-156.

8. Гасанов Л.А. Просьба: рассказ // Шекинский рабочий. Шеки. 1971. 27 февраля. С. 6

9. Гасанов Л.А. Сыновняя любовь: рассказ // Шекинский рабочий. Шеки. 1972. 19 марта. С. 6.

10. Гасанов Л.А. Человек без опоры: пьеса. Личный архив (рукопись). 30 л.

 

Сведения об авторе:

Адиширинов Камил Фикрет – кандидат филологических наук, ведущий научный работник Шекинского регионального научного центра при Национальной академии наук Азербайджана (Шеки, Азербайджан).

Data about the author:

Adishirinov Kamil Fikrat – Candidate of Philological Sciences, Leading Researcher of Sheki Regional Scientific Center of Azerbaijan National Academy of Sciences (Sheki, Azerbaijan).

E-mail: Kamil.adisirinov@mail.ru.