№ 2, 2023

Мельков А.С. За 10 лет... Журнал «Studia Humanitatis» в 40 выпусках: история и современность

Вышел в свет сороковой выпуск Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» (2023, № 2). За десять лет, прошедших с момента выпуска первого номера журнала в июне 2013 года, научное издание прошло серьезный путь развития и становления. За это время в журнале было опубликовано 859 научных статей и рецензий по истории, педагогике и методике преподавания, политологии и праву, психологии, теологии, филологии, философии. Основной целью издания журнала является содействие развитию гуманитарного образования и науки в России и за рубежом. Одна из главных задач «Studia Humanitatis» – реализация международного обмена научными знаниями, сотрудничество с отечественными и зарубежными академическими и образовательными центрами с целью развития дальнейшей интеграции в области гуманитарных исследований. Международный электронный научный журнал «Studia Humanitatis» представляет собой интерактивную площадку для обсуждения актуальных проблем, связанных с развитием современной гуманитарной науки. Издание открыто для интеллектуальных дискуссий и обмена мнениями между авторами по широкому кругу научных вопросов.

Khroul V. Religious factor during the Covid-19 pandemic in Russia and Belarus

In times of social turbulence and non-linear historical development, the religious factor plays a special role. The paper is focused on the activities of religious structures in Russia and Belarus during the Covid-19 pandemic. Preliminary results of the still ongoing research show that despite diametrically opposed strategies of fighting infection (radically strict in Russia and extremely liberal in Belarus), religious organizations in both countries acted as loyal and disciplined allies of the authorities in calling for obedience to government decisions and opposing conspiracy theories and dissident anti-vaccination activist movements. In addition, the need to conduct services online has provided a significant impetus for the use of new digital technologies in predominantly conservative religious practices.

Ashrapov B.P. Comparative analysis of morphological peculiarities and level of comparative degree of adjective usage in the Tajik literary language referring to the 18th – 20th centuries

The article discusses the issues of comparative analysis of morphological peculiarities and level of comparative degree usage of adjectives in the Tajik literary language referring to the 18th – 20th centuries on the example of the historical productions. It is noted that in the Tajik literary language comparatives and superlatives are expressed in two ways: synthetic and analytical, and the theme explored is of a long history and passed various periods and evolution throughout its historical development. The author comes to the conclusion that in the Tajik literary language of the 18th – 20th centuries the comparative degree of adjective is evinced analytically, namely, comparison is made in such a way that congruent objects are present including the original adjective by virtue of prepositions (especially with the preposition аз-). Comparative adjective are formed by dint of the suffix -тар in the language of the compared historical productions; in general it has some common and distinctive features.

Вальчак Д. «Под старину»: подделка древних икон в России XIX – начала XX вв.

Статья посвящена такому беспрецедентному феномену русской иконописи XIX – начала XX вв., каким является массовая подделка древних икон с целью их последующей продажи верующим или коллекционерам. Данный промысел развивался в разных селах Владимирской губернии с XVIII столетия и изначально подразумевал наличие хорошо отлаженной системы, состоящей из иконописцев-старинщиков и офеней – бродячих торговцев иконами. Автором выявляются глубинные причины данного явления, описываются главные способы подделки древних икон и анализируются художественные средства, которые использовались иконописцами с целью стилизации «под старину». Устанавливается связь между старообрядческим типом благочестия и «модой на старину», а повышением спроса на «древние» иконы, а тем самим и развитием промысла «старинщиков».

Федченко О.Д. Трусо – средневековый город-порт на Висле

В статье на основе рассказа морехода Вульфстана изучается расположение города Трусо. Наряду с историческим источником «Орозий короля Альфреда» привлечены достижения современных исследователей из смежных областей. Установлено, что во времена Вульфстана не существовало реки Элблонг, а озеро Друзно был бухтой Вислинского залива. Кроме того, лингвисты выяснили, что первая буква гидронима «d» не могла перейти в «t». Поэтому автор на основе изученных материалов определил локализацию средневекового Трусо в районе современного польского города Тчева. Именно этот пункт отвечает описанию маршрута Вульфстана. Рассмотрена этимология топонима, который восходит к балтской основе, выраженной архаичным термином «traušas», означающим «твердый выступ, причал, порт». Также раскрыта этимология наименований «Витланд» – заболоченная местность, «Илфинг» – белая, болотистая река. Предложенная статья вкупе с другими исследованиями по данной проблематике позволяет по-новому взглянуть на торговые пути средневековой Европы, на отношения славян, пруссов и викингов.

Марков А.В. Пути проблем: С.С. Аверинцев между аналитической и континентальной философией

Несмотря на принадлежность С.С. Аверинцева к герменевтической традиции, радикально преобразованной для целей религиозно-философских обобщений и общей критики языка и культуры, ряд положений этой критики в итоговых работах ученого близки не континентальной, а аналитической философии. Устанавливается ряд параллелей между позицией Аверинцева при различении поэтических и прозаических жанров в динамической и неоднозначной системе литературного производства и позицией А. Лавджоя, критиковавшего гегелевскую традицию за создание новых речевых жанров. Но Аверинцев при этом допускает континентальную традицию производства жанров как часть литературного и интеллектуального быта, считая при этом, что самотождественные классические жанры могут описываться примерно так, как континентальная философия описывает повседневный язык. Но радикальная критика повседневного языка, исходящая из религиозно-философских презумпций, требует признать за литературным бытом привилегии альтернативной эпистемологии, вписав новые жанры в эпистемологические поиски континентальной философии и одобрив ее радикальные моменты.

Сафрон Е.А. Образ Cеверной возлюбленной как одна из смысловых доминант лирики Серебряного века (на примере стихотворений Александра Блока и Игоря Северянина)

В статье рассматривается стихотворение А. Блока «На чердаке» и стихотворения И. Северянина «Эстляндская поэза» и «Сказание о Ингрид» на предмет функционирования в них образа Северной возлюбленной. Автор исходит из идеи о том, что Север, несмотря на смысловую доминанту, обусловленную холодом и замерзанием, в творчестве поэтов Серебряного века воплощает мечту о жизни, избавленной от проблем времени, в котором им выпало жить. Соответственно и женский образ, определяемый семантикой Севера, связан с устремлениями поэтов, но остается недосягаемым. Выясняется, что, несмотря на разные способы изображения героинь, поэты используют общие темы и мотивы: тема любви и смерти, тема красоты, мотивы угрозы, предательства.

Yusifova I.A. Written and oral evidence of natural phenomena in Azerbaijani folklore

Natural phenomena such as floods, earthquakes and lightning were understood by people in a mythological sense in the primitive worldview, and the causes of their occurrence are linked to divine existence. People’s views on these terrible natural phenomena have been preserved in written and oral texts and have taken an important place in Azerbaijani folklore. In the paper the author has researched and analysed evidence of formidable natural phenomena in folk art.

Каюмова З.С. Образ Зулейхи в переводе «Тафсира Табари» и его отражение в персидско-таджикской поэзии X-XII вв.

В статье рассматривается вопрос изучения образа Зулейхи в переводе «Тафсира Табари» и его отражение в персидско-таджикской поэзии X-XII вв. Отмечается, что исследуемая тема имеет большое значение в литературе, она посвящена человеку, являющемуся воплощением целомудрия, любви и знания. В коранических сказаниях и комментариях образ Зулейхи – жены правителя Египта, изображен в разных ипостасях. Вначале она предстает в образе похотливой и легкомысленной женщины, далее, особенно в завершении повествований персидско-таджикской литературы, Зулейха признает свои грехи и становится благочестивой и добродетельной женщиной.

Pages