№ 1, 2025

Обращение главного редактора

Дорогие друзья и коллеги! Вышел в свет весенний номер Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» (2025, № 1).

Венедиктов В.Ю. Вспоминая Александра Михайловича Камчатнова…

Вадим Юрьевич Венедиктов –

кандидат исторических наук,

ученик профессора А.М. Камчатнова

ВСПОМИНАЯ

АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВИЧА КАМЧАТНОВА…

Юсова О.Б. Наследие А.М. Камчатнова еще предстоит оценить

Ольга Борисовна Юсова –

кандидат филологических наук,

ученица профессора А.М. Камчатнова 

НАСЛЕДИЕ А.М. КАМЧАТНОВА

ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ ОЦЕНИТЬ

 «Я, конечно, великий ученый, но не Бенвенист» – так пошутил Александр Михайлович, исправляя ошибки в ссылках моей диссертации.

Юсов И.Е. Мы защищались у Камчатнова

Юсов Иван Евгеньевич –

кандидат филологических наук, 

ученик профессора А.М. Камчатнова

МЫ ЗАЩИЩАЛИСЬ У КАМЧАТНОВА

Судьба свела меня с Александром Михайловичем ненадолго, но этого знакомства хватит на всю мою оставшуюся жизнь.

Мельков А.С. Памяти профессора Александра Михайловича Камчатнова (10.02.1952 – 09.03.2025)

Научное наследие профессора А.М. Камчатнова, скончавшегося 9 марта 2025 г., велико и многогранно. Кропотливо изучить это наследие, оценить вклад ученого в развитие отечественного языкознания, осмыслить важность и значимость его трудов для филологической науки – нравственный долг и священная обязанность коллег и учеников почившего. С уверенностью можно сказать, что имя Александра Михайловича Камчатнова навсегда вписано в золотую сокровищницу российской науки. В статье кратко описан жизненный и творческий путь А.М. Камчатнова, а также представлен хронологический перечень его основных научных трудов.

Пулькин М.В. Обнаженные волшебники (колдуны, шаманы): роль открытого тела в магическом обиходе

Статья посвящена проблемам восприятия и функциям открытого тела в магической практике. Выявлено, что обнажение становилось обязательным условием контактов со сверхъестественными существами, получения от них всесторонней поддержки, магической силы, материального благополучия. Наиболее типичные ситуации, в которых осуществлялось публичное обнажение с целью совершения колдовских действий, сводятся к причинению вреда соседям и передаче при помощи колдовства в свое хозяйство результатов сельского труда. Магические практики сибирских народов нередко предполагали обнажение с целью контакта с миром духов. Христианизированное сознание отказалось от положительных оценок обнаженности и начало расценивать наготу как средство для контакта с дьяволом.

Иванов А.М., Силина К.В. Создание и деятельность общества смоленских скаутов в начале 1990-х гг. (по материалам Смоленской области)

Статья посвящена созданию, деятельности и возрождению института скаутов в России. На примере Смоленской области рассматривается основание общества скаутов, описываются цели и задачи, структура организации, устав и документация. Авторы вводят в научный оборот архивные материалы из фондов Государственного архива Смоленской области и Государственного архива новейшей истории Смоленской области и материалы периодической печати.

Pages