artificial intelligence

Велиев Д.Д. Цифровое сознание и идентичность

В эпоху цифровой трансформации мир испытывает беспрецедентные изменения благодаря стремительному развитию таких сфер, как алгоритмы и большие данные, искусственный интеллект, международные телекоммуникации и киборгизация. Понимание влияния цифровых технологий на наше мышление и самоидентификацию является ключом к созданию более этичных и устойчивых технологических решений, а также к адаптации социальных и культурных институтов к эволюционирующему миру. Цифровые технологии играют значительную роль в формировании современных понятий о себе и других, создавая новые формы идентичности и возможности самовыражения. Необходимы этические рамки для регулирования развития и использования технологий, влияющих на сознание и идентичность, для защиты прав и благополучия индивидов. Эти результаты могли бы не только способствовать академическому пониманию взаимосвязи между цифровым сознанием и идентичностью, но и предложить практические рекомендации для разработчиков технологий, политиков и общества в целом по адаптации к быстро меняющемуся цифровому ландшафту.

Геращенко И.Г. Искусственный интеллект в сфере образования: проблемы применения

В статье рассмотрен ряд проблем и противоречий, связанных с использованием искусственного интеллекта (ИИ) в сфере образования. Показана роль цифровых технологий (машинное обучение, большие данные, облачные вычисления, Интернет вещей) в трансформации учебного процесса. Обосновывается идея о возможной креативности ИИ, чья деятельность уже сейчас не сводится к одним лишь алгоритмам. Наметилась конвергенция человека и искусственного разума в контексте образования и самообучения, когда деятельность учащегося и педагога все более стандартизируется, а ИИ приобретает творческие черты.

Крылова М.Н. Социальные угрозы, которые вызывает искусственный интеллект, и реакция на них общества

Искусственный интеллект (ИИ) стал реальностью нашей жизни и используется во всех сферах человеческой деятельности. Важной проблемой, связанной с ИИ и активно разрабатываемой в науке и культуре, сегодня стала проблема потенциальных угроз, которые, в понимании людей, от него исходят. Основными социальными опасностями, то есть угрозами для общества, по мнению членов социума, порождаемыми ИИ, являются угрозы безработицы, киберпреступности, кибертерроризма, кибервойны, порабощения людей машинами и физического уничтожения ими человечества. Поскольку причины появления страха перед компьютерами в общественном сознании являются объективными (знания о вреде, уже нанесённом людям технологиями, связанный с этим опыт) и субъективными (психологические особенности человека), данные опасения можно назвать реальными лишь отчасти.

Маркарян А.О., Хараберюш И.Ф. Интеллектуальные системы в сфере образования: история и перспективы

В статье рассматривается интеллект как ключевое понятие, определяющее сущность интеллектуальных систем вообще и информационных интеллектуальных систем образования в частности. Выделяются основные признаки интеллекта, которые определяют информационные системы как интеллектуальные. Рассматривается история развития теории искусственного интеллекта. Определяются основные направления научных исследований и разработок интеллектуальных информационных систем в области образования.