Леонов И.С. Изучение современной русской духовной прозы в рамках проекта «Русский язык, литература и культура сегодня» (Гуманитарный мир современной России)
УДК 821.161.1
ИЗУЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ ПРОЗЫ
В РАМКАХ ПРОЕКТА «РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА СЕГОДНЯ»
(ГУМАНИТАРНЫЙ МИР СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ)
Леонов И.С.
В статье раскрывается феномен современной духовной прозы, рассматривается ее место в современном отечественном литературном пространстве, исследуется тематика и поэтика прозы православных авторов сегодняшнего дня.
Ключевые слова: Православие, литература, онлайн-трансляция, гуманитарный мир современной России, Русский мир.
STUDYING OF A RUSSIAN SPIRITUAL PROSE
WITHIN THE FRAMEWORK OF A PROJECT
“THE RUSSIAN LANGUAGE, LITERATURE AND CULTURE TODAY”
(HUMANITARIAN WORLD OF CONTEMPORARY RUSSIA)
Leonov I.S.
The article reveals the phenomenon of a contemporary spiritual prose, considers its place in contemporary literature, analyses themes and poetics of the prose of today’s Orthodox authors.
Keywords: Orthodoxy, literature, online broadcasting, humanitarian world of contemporary Russia, Russian world.
В 2013 году в Государственном институте русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке фонда «Русский мир» реализуется проект «Русский язык, литература и культура сегодня» (Гуманитарный мир современной России). В его рамках проводится серия онлайн-лекций по актуальным вопросам языкознания, литературоведения и страноведения. Проект распространяется на представителей русскоязычной общественности Казахстана, Словакии, Украины. Его аудиторию составляют учителя школ, преподаватели и студенты высших учебных заведений, работники культуры, библиотекари и т.д.
Актуальность проекта связана с тем, что в настоящее время укрепляются экономические, политические и культурные связи России со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Мероприятие включает несколько лекционных блоков: 1. Современный русский язык – живой как жизнь; 2. «Заговори, чтоб я тебя увидел» – речь, текст, коммуникация; 3. Классика и современность: диалог автора и читателя; 4. Литература современного мегаполиса; 5. Язык культуры и культура языка; 6. Россия сегодня: давайте познакомимся.
Каждый блок состоит из 5-6 лекций. Продолжительность лекции – 1 астрономический час. По замыслу авторов каждая целевая аудитория в конкретной стране выбирает минимум 2 блока в соответствии со своими интересами и потребностями. Авторский коллектив составляет график занятий, ведет переговоры с заказчиками.
В рамках третьего блока «Классика и современность: диалог автора и читателя» проводится лекция на тему: «Современная духовная проза на рубеже двух эпох». Данный материал призван показать зарубежным филологам, что современная русская литература включает в себя не только постмодернизм, разрушающий традиционные этические и эстетические представления, но и другие художественные явления, требующие глубокого и вдумчивого изучения. Одним из таких явлений становится духовная проза, обращающая читателей, как к глубинам христианской культуры, так и к традициям русской классики.
Современная духовная проза является малоизученным явлением, что объясняется ее недавним возникновением. Научное осмысление данного культурного феномена в настоящее время находится на начальной стадии; встречаются отдельные статьи, тезисы докладов, а также критических работы, опубликованные в сети Интернет, в которых делается попытка рассмотреть основные специфические черты православной литературы, а также проанализировать отдельные произведения, входящие в этот круг. Среди них, заслуживает внимание монография И.С. Леонова и В.А. Корепановой «Поэтика православной прозы XIX века» [1], а также работа В.В. Рецова «Черты «нового реализма» в современной православной прозе» [2], в которой автор рассматривает ее с теоретико-литературных позиций, пытается найти ей место в системе литературных направлений.
Тем не менее, феномен духовной прозы XXI века остается практически неизученным. В настоящее время не существует его четкого определения, не разработана типология, практически не выявленными остаются черты его поэтики.
Духовная проза – это пласт художественных произведений религиозно-церковной тематики, авторами которых являются как православные священнослужители, так и верующие светские писатели. В качестве синонима может употребляться термин православная проза, более конкретно подчеркивающий конфессиональную принадлежность ее создателей.
Стержневой доминантой, объединяющей различные в жанровой и стилевом отношении произведения, является теоцентризм, то есть понимание Бога как источника жизни и любого блага.
Центром мироздания признается Бог, при этом Он воспринимается не в отвлеченном контексте, а через призму религиозной, православной традиции, основанной на трех аспектах. Речь идет о следовании евангельским заповедям (этика), полном принятии догматов, таинств и обрядов (метафизика), а также признании авторитета древних основоположников церкви и ее современного священства (иерархия). Это обусловливает основное отличие духовной литературы от произведений многих писателей XIX-XX веков, например, Л.Н. Толстого, который в целом принимал христианскую этику, но не признавал религию в ее метафизическом и институционально-иерархическом значениях.
В центре внимания православной прозы находится тема духовной эволюции личности, которая понимается как поиск и обретения веры. Чаще всего, писатели концентрируют внимание на представителе современного российского общества, хотя порой обращаются к советской действительности. Изображение духовной жизни человека, его внутреннего развития, формирования системы нравственных координат – ведущая содержательная доминанта изучаемого художественного явления.
Параллельно с этим в творчестве православных авторов затрагивается ряд дополнительных аспектов, призванных более подробно и глубоко раскрыть основную тему. Речь идет о таких содержательных пластах как: современная семья, взаимоотношения отцов и детей, мир русской деревни, жизнь современного прихода.
Серьезной проблемой является типология современной духовной прозы. Один из ее вариантов выстраивается на основе жанрового принципа, согласно которому обширный корпус произведений подразделяется на две группы. К первой относятся произведения, ориентированные русскую реалистическую традицию, восходящую к творчеству Н.С. Лескова, И.С. Шмелева, Б.К. Зайцева, Б.Н. Ширяева, В.И. Немировича-Данченко и других авторов, тесно соприкасающихся с миром русского православия. В эту группу входят жанры, среди которых большая популярность принадлежит малой и средней прозе. Речь идет о рассказах (Н. Агафонов, Я. Шипов, А. Шантаев, С. Михалевич, В. Лялин), реже встречается повесть; к ней обращаются А. Торик, Б. Споров, Т. Шипошина, Р. Балакшин. Постепенно формируется православный роман (А. Мокиевский, А. Сегень), в частности исторический («Иоанн Дамаскин» и «Жены-мироносицы» Н. Агафонова).
Уникальным жанровым явлением становятся лиро-эпические этюды, характерные для творчества священника Александра Шантаева. Они опубликованы в книге «Асина память», наряду с рассказами и повестями. Эти произведения во многом близки стихотворениям в прозе. Основной их специфической чертой становится изображение эмоциональной жизни, внутренних переживаний героя. Сюжетная сторона в этих произведениях ослаблена или полностью отсутствует, многие лишены названий и могут включать только несколько абзацев.
В творчестве писателей-священников формируется еще один уникальный жанр – приходские записки. Иерей Александр Шантаев объединяет под этим названием целую группу кратких литературных зарисовок приходской жизни. В центре внимание автора – жизнь вверенного ему сельского храма, а также связанных с ним людей. Для сюжетной структуры этих текстов характерен лаконизм, изображение повседневных забот настоятеля храма: богослужения, исполнение треб, хозяйственные заботы, общение с односельчанами. Довольно часто автор затрагивает тему отпевания покойников или напутствия умирающих. В этих случаях композиционная структура рассказа строится по следующей схеме: сообщение о тяжелой болезни или смерти человека; б) совершение обрядовых действий; в) обращение к жизни человека. Характерным для этого жанра является прием ретроспективы: обращение к судьбе персонажа, его семье, деятельности, обстоятельствам смерти происходит чаще всего после его похорон. Это имеет глубокий смысл: уход из жизни позволяет подвести итоговую черту, поразмышлять о судьбе конкретной личности и общества в целом.
Приходские записки – жанр, сочетающий событийное и эмоциональное начала. Рассказчик далеко не всегда бесстрастно изображает повседневность. Как правило, конкретный жизненный эпизод позволяет ему выразить чувства, глубокие душевные переживания, размышления. Часто эти раздумья сопровождаются болью о людях, иногда вопросами, ответы на которые автор находит не сразу. В редких случаях священник эмоционально не готов принять объективную реальность, а, следовательно, волю Бога; в его душе могут проявиться зачатки сомнения. Так, в одном из произведений, повествуется о случайной и нелепой гибели молодого солдата, что вызывает острое душевное потрясение писателя («Тяжкие проводы»).
К приходским запискам могут быть отнесены некоторые произведения других литераторов из среды духовенства, например, протоиерея Саввы Михалевича и священника Ярослава Шипова.
Ко второй группе произведений духовной прозы относится фантастический пласт. Принадлежащие ему произведения выходят в издательствах «Лепта» и «Аквилегия-М». Это книги Юлии Вознесенской, Ивана Тырданова, Тамары Крюковой и других. Их персонажи действуют в неординарных ситуациях, попадают в прошлое или будущее, в сказочные миры, где проходят через серьезные испытания и, очищаясь духовно, обретают веру. Однако следует отметить, что исследование православной фантастической литературы не является задачей настоящей работы; в книге акцент делается исключительно на первую группу.
Открытым остается вопрос о миссионерском характере современной православной прозы. В глубинном смысле прямое миссионерство здесь невозможно, иначе перед читателем возник бы уже не художественный текст, а проповедь или поучение. В тоже время, очевидно, что многие авторы с помощью искусства слова стараются познакомить современного читателя с христианской традицией, раскрыть для него незнакомый или малознакомый мир православной веры и культуры. Кроме того, православная литература способствует разрушению ряда стереотипов, связанных с православием, сформированных в годы атеистической пропаганды. Эти стереотипы могут касаться противостояния религии и научного знания, невежества священнослужителей и верующих людей и другие. В ряде произведений раскрывается отношение православных людей к традициям своего народа, его культуре. Особо остро порой затрагивается тема отношения современного молодого поколения к родителям, связи отцов и детей.
Следует заметить, что пласт рассматриваемых произведений относится к художественной литературе. Это не проповедь, не публицистика, а именно художественный текст, в котором даны яркие, интересные сюжетные коллизии, создаются тонкие с точки зрения психологизма образы героев, показаны неординарные характеры и острые, злободневные конфликты. Автор не наставляет читателя, не дает ему конкретных жизненных рецептов, а мягко и ненавязчиво предлагает ему оценить окружающую действительность и сделать вывод о ее духовной состоянии и его причинах.
Таким образом, этот пласт литературы предназначен для широкой читательской аудитории. Он обращен не только к верующему и воцерковленному человеку, но, в первую очередь, к человеку светскому, сформированному в секулярном мире, находящемуся в состоянии духовного поиска, формирования собственной системы ценностей.
Список литературы:
1. Леонов И.С., Корепанова В.А. Поэтика православной прозы XXI века. М.; Ярославль: Ремдер, 2011. 121 с.
2. Рецов В.В. Черты «нового реализма» в современной православной прозе // Актуальные вопросы изучения духовной культуры. Материалы Международной научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. X Юбилейные Кирилло-Мефодиевские чтения». М.-Ярославль, Ремдер, 2009. С. 141-147.
Сведения об авторе:
Леонов Иван Сергеевич – кандидат филологических наук, доцент Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина (Москва, Россия).
Data about the author:
Leonov Ivan Sergeyevich – Candidate of Philological Sciences, Associate Professor of Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia).
E-mail: mamif.lis@rambler.ru.