Orthodoxy

Пулькин М.В. Ставленническое делопроизводство в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

Статья посвящена проблемам исследования ставленнического делопроизводства в Олонецкой епархии на основании изучения значительного массива документов духовной консистории. Выявлено, что делопроизводство в указанной сфере находилось под воздействием приходских традиций, часто меняющихся норм, принятых в духовных консисториях, и общероссийского церковного законодательства. Основная тенденция развития ставленнического делопроизводства заключалась в нарастании количества требований, предъявляемых к приходскому духовенству, при одновременном исключении из состава необходимых документов свидетельств об избрании священников прихожанами.

Пулькин М.В. Религиозная жизнь провинциального города в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные закономерности религиозной жизни городов Олонецкой епархии на протяжении длительного и значимого периода церковной истории. Выявлено, что по причине различия исторических судеб города Олонецкой епархии обладали существенными специфическими чертами в религиозном отношении. Наряду с городами, имеющими длительную церковную историю, имелись населенные пункты, в которых религиозная жизнь имела явные черты сходства с деревенским укладом приходской жизни. Особую роль в конфессиональной истории края имел Петрозаводск, обладавший относительно стабильным материальным положением, длительное время являвшийся местом нахождения кафедрального собора и главного духовного учебного заведения епархии.

Пулькин М.В. Борьба за компромисс: Тимофей Андреев о староверах, Церкви и государстве (вторая половина XVIII в.)

В статье рассмотрены основные проблемы полемики старообрядческих наставников по наиболее сложным и принципиальным вопросам, связанным с взаимоотношениями с приходским духовенством и государственными органами власти. При обсуждении данной проблемы возникли противоположные точки зрения. С одной стороны, звучали призывы к жесткому противостоянию «немирному сему миру». Конфликт при явном неравенстве сил мог привести к уничтожению старообрядческих поселений и суровым репрессиям. С другой стороны, старообрядческие публицисты высказывались в пользу разумного компромисса, поддержания жизненно важных контактов со сторонниками реформ патриарха Никона. Особая роль в разгоревшейся интенсивной полемике принадлежала Тимофею Андрееву – известному старообрядческому публицисту, который настаивал на поддержании стабильных отношений с российским обществом, принявшим никоновские реформы, и на добровольной регистрации в соответствующих государственных учетных документах. Суть его представлений заключается в борьбе за компромисс между старообрядческими сообществами и принявшим власть Антихриста внешним миром.

Монах Савватий (Савочкин). Особенности понятия «дух» в антропологии святителя Феофана Затворника: богословский анализ

В статье с точки зрения православной антропологии анализируется неоднозначная трактовка понятия «дух» в творчестве святителя Феофана Затворника. Особое внимание уделяется взглядам святителя на происхождение души, отмечается их необычность и противоречивость в контексте православной антропологии. Указывается на философию шеллингианцев как источник влияния на антропологические взгляды святителя Феофана.

Пулькин М.В. Приходские часовни в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные проблемы строительства часовен в Олонецкой епархии. Выявлено, что возведение указанной разновидности приходских храмов всегда было сопряжено с многочисленными трудностями, количество которых, однако, уступало сложностям и бюрократическим препонам, связанным со строительством церквей. Современники событий с полным основанием связывали часовни со старообрядческой идеологией. Разрешение построить часовню обусловлено рядом обстоятельств. Прежде всего, имела значение отдаленность ряда деревень от приходской церкви и отсутствие возможности регулярного посещения приходского храма. Некоторые часовни играли роль памятников о значимых событиях в жизни приходов. Иногда часовни становились значимыми пунктами торговли свечами и способствовали пополнению казны приходских храмов.

Пулькин М.В. «Чтобы освятились воздух и земля»: крестные ходы на европейском севере России в конце XVIII – начале ХХ вв.

В статье рассмотрены основные закономерности становления и эволюции традиции совершения крестных ходов на Европейском Севере России. Выявлено, что к концу XVIII в. сложилась устойчивая традиция организации церковных процессий. Документы показывают, что крестные ходы совершались в связи с праздниками и иными значимыми событиями повседневной крестьянской жизни, прошлого конфессиональных общин. Участие государственных органов в проведении крестных ходов заключалось в охране правопорядка. Со стороны церковной власти отмечается только сбор статистических сведений о крестных ходах.

Пулькин М.В. Таинство брака: проблемы совершения в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные проблемы совершения таинства брака. Выявлено, что законодательство по брачным вопросам в рассматриваемый период приобрело значительные объемы, приводя к всесторонней регламентации венчания и предшествующих ему мероприятий. Разработанный в законодательстве порядок совершения венчания требовал от приходского духовенства и мирян активного и продуктивного взаимодействия, нацеленного на выявление разнообразных препятствий к заключению брака. С совершением венчания связан ряд крайне негативных ситуаций, обусловленных теми или иными формами принуждения к браку. Тем не менее, таинство брака оставалось самым значимым и востребованным элементом жизненного цикла православных крестьян.

Пулькин М.В. Строительство приходских церквей в XVIII – начале ХХ вв.: проблемы законодательной регламентации (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные проблемы эволюции порядка строительства приходских церквей. Выявлено, что основной тенденцией в регламентации возведения храмов на территории Олонецкой епархии, как и по всей стране, стал нарастающий контроль со стороны духовных и светских властей. Основной целью прогрессирующего надзора стала унификация облика церковного здания. Второй значимой тенденцией стало постепенное возрастание роли торгового сословия в финансировании строительства храмов при несомненном сохранении унаследованного от прошлого порядка возведения церквей за счет прихода. В конечном итоге строительство церквей отражает сложный процесс поиска компромисса между традицией и законодательством, необходимостью строительства за счет прихожан и административным сдерживанием их инициативы исходя из возможностей полноценного обеспечения клира будущей церкви.

Пулькин М.В. Церковные старосты: круг забот и обязанностей в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены основные направления деятельности церковных старост. Выявлено, что законодательные нормы предусматривали для них широкий круг обязанностей, связанных с надзором за сбором подаяний для нужд приходской церкви, контролем над сохранностью церковных сумм, упорядочением их расходования. Церковные старосты выступали в роли посредника между мирянами, с одной стороны, и духовенством, включая органы церковного управления разного уровня, – с другой. Основной тенденцией в законодательной регламентации деятельности старост стало постепенное наращивание полномочий приходского духовенства в вопросах распоряжения церковным имуществом.

Вальчак Д. Церковная архитектура в западном стиле. Замойский синод 1720 года и его значение для процесса латинизации церковного интерьера на территории Речи Посполитой в 1720-1795 гг.

Главной целью статьи является подробный анализ тех определений Замойского синода, которые прямо или косвенно относятся к области церковной архитектуры и интерьера. Так как этот униатский синод 1720 г. ставил перед собой задачу унифицировать греко-католическую Литургию с латинской Мессой, то его постановления затрагивали и вопросы церковного убранства. Путем анализа архитектуры и интерьера храмов, построенных в 1720-1795 гг. автор пытается также определить, какое влияние на художественную практику оказали постановления Замойского синода.

Pages