Мажец-Юзьвицка М. Профессиональная подготовка учителя польского языка и литературы в соответствии с последними нормативными документами Министерства науки и высшего образования

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 37:371.3

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ПОЛЬСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

В СООТВЕТСТВИИ С ПОСЛЕДНИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ

МИНИСТЕРСТВА НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мажец-Юзьвицка М.

В последние годы в Польше проблема педагогического образования и подготовки школьных учителей часто является предметом дискуссий. Несмотря на то, что регулярно издаются новые нормативные акты, этот вопрос остается актуальным и нерешенным. В статье проанализирован приказ Министра науки и высшего образования Польши от 25 июля 2019 года. Этим приказом регулируются основы подготовки будущих учителей в польских университетах. Автора прежде всего интересует современный образ учителя польского языка и литературы, а также профессиональные компетенции и требования, предъявляемые к молодым педагогам.

Ключевые слова: педагогическое образование, учитель польского языка и литературы, обучение, методы обучения, психолого-педагогическая подготовка, дидактическая подготовка.

 

PROFESSIONAL TRAINING OF A POLISH LANGUAGE AND LITERATURE TEACHER

IN CORRELATION OF THE LATEST MINISTRY OF SCIENCE

AND HIGHER EDUCATION NORMATIVE DOCUMENTS

Marzec-Jóźwicka M.

In recent years, the problem of pedagogical education and school teachers training in Poland is often being the subject of discussion. Despite the fact that new legal acts are regularly issued, this question remains relevant and unresolved. The article analyses the Decree of the Minister of Science and Higher Education of Poland dated July 25, 2019. This Decree regulates the basics of training future teachers at Polish universities. The author is primarily interested in the modern image of a Polish language and literature teacher, as well as professional competencies and requirements to young teachers.

Keywords: pedagogical education, Polish language and literature teacher, training, teaching methods, psychological and pedagogical training, didactic training.

 

В последние годы проблема педагогического образования в Польше часто является предметом дискуссий. Несмотря на то, что издаются новые приказы, эта тема не кажется закрытой, а нынешняя ситуация с пандемией COVID-19 еще более усиливает необходимость реформ в этой области. В статье мы сосредоточимся на двух важных документах, регулирующих обучение учителей-предметников, в том числе учителей польского языка и литературы.

В начале 2018 года в Министерстве науки и высшего образования Польши была собрана группа ученых (педагогов, психологов, учителей) для разработки «Предложения новой модели обучения будущих учителей» [2]. Проект этого документа начинается с описания образа выпускника педагогической специальности. Начинающий преподаватель должен быть рефлексивным практиком, наставником, заботящимся об устойчивом развитии учеников и экспертом в их развитии, профессионалом в преподаваемом предмете, эрудитом, и, кроме того, творческим, честным человеком, умеющим вести диалог. В рассматриваемом документе находится также очерк (план) программы специализации учителя, включающий элементы педагогических и психологических знаний, образовательного права, общей и предметной методике преподавания, педагогической диагностики, информационных технологий для учителей и даже языковой культуры. Проект модели предполагал свободу университетов при введении различных концепций образования учителей (используя предыдущий хороший опыт личности в этой области, а также тестируя инновационные и экспериментальные действия), при условии, что результаты обучения, принятые в модели, будут достигнуты и проверены при выполнении минимального указанного количества часов дидактических занятий и стажировок.

С 1 октября 2019 года вступили в силу изменения в сфере подготовки будущих учителей. Они внесены Законом «О высшем образовании и науке» от 20 июля 2018 года [4] и Приказом Министра науки и высшего образования от 25 июля 2019 года «О стандарте образования для подготовки к профессии учителя» [3].

Приказ определяет способ организации обучения, проведенные мероприятия, минимальное количество часов для каждых занятий, результаты обучения (общие и индивидуальные), требования к преподавателям, готовящим будущих учителей, требования к инфраструктуре, необходимой для проведения обучения.

Стандарты педагогического образования указывают объем знаний, навыков и социальных компетенций, которые выпускник специальности должен приобрести для достижения общих и подробных результатов обучения. Согласно Приказу, учитель получает два вида профессиональной подготовки: психолого-педагогическую и дидактическую (методическую) для преподавания школьного предмета или группы предметов, о чем речь пойдет далее.

Психолого-педагогическая подготовка предполагает большую часть занятий. Это – 180 уроков дидактических занятий и 30 уроков стажировки в выбранном учебном заведении, например, в кабинетe школьного психолога/педагога или психолого-педагогическом центрe. Bо время пандемии COVID-19 была введена возможность стажировки в дистанционной форме, с использованием дистанционных методов и техник обучения [1].

Ученые, проводящие научные исследования в области педагогики или психологии, несут ответственность за занятия в рамках этого тематического блока. Так будущие учителя должны изучить основные понятия общей психологии (например, когнитивные процессы, восприятие, прием и обработку информации, речь и язык, мышление и рассуждение, обучение и память, эмоции и мотивации в процессах регулирования поведения, способностей и одаренности). Предполагается анализ процесса развития ученика с детства до раннего взросления. Развитие рассматривается во многих аспектах. Большое внимание уделяется физическому, двигательному, психосексуальному, социально-эмоциональному и нравственному развитию школьника. Обсуждаются ситуации гармоничного развития ученика, и, кроме того, случаи дисгармонии и нарушений развития (например, застенчивость и гиперактивность, проблемы самоидентификации в подростковом возрасте, ухудшение самочувствия, депрессия). Также обращается внимание и на социальное развитие молодых людей, обсуждаются вопросы напористого, агрессивного и покорного поведения, стереотипов и социальных предрассудков, правил сотрудничества.

Важной темой в подготовке к профессии является коммуникация (общение) между учителем и учениками не только в типичных, но и в конфликтных ситуациях. Молодой учитель должен знать правила хорошего тона, осознавать коммуникативные барьеры, активно слушать и реагировать на сигналы от учеников. Его коммуникация с учениками бывает вербальной и невербальной (жесты, выражения лица, взгляды и поведение учителя). Компетентный и хорошо подготовленный к работе учитель может мотивировать у своих подопечных стремление к учебе и интеллектуальным усилиям. Знание методов и техник обучения, понимание трудностей и способов их преодоления помогает учителю влиять на мотивацию учеников. Сознательный педагог обязан владеть приемами поддержки развития способностей и интересов учащихся. При этом он не должен забывать о факторах, которые вызывают стресс и профессиональное выгорание, поэтому необходимо изучить индивидуальные стратегии преодоления трудностей на работе.

Занятия педагогикой направлены на ознакомление с действующей в Польше системой образования и понимание правил ее функционирования. В ходе занятий, молодые учителя знакомятся с традиционными и альтернативными моделями обучения. Но прежде всего их внимание должно быть сосредоточено на личности учителя. Обсуждается его роль в процессе обучения и воспитания (в контексте онтологических, аксиологических и антропологических основ), включая правила профессиональной этики, личной ответственности и правильной организации своего профессионального развития.

Важнейшей задачей является подготовка к работе с различными группами учащихся. Это – дети с особенностями развития, с физическими и умственными отклонениями, с расстройствами аутистического спектра, оставшиеся без присмотра и заботы родителей, мигранты. Необходимо умение учителя грамотно действовать в кризисной или травматической ситуации. Важна правильная работа с агрессивными учащимися, имеющими наркотическую зависимость, а также с представителями неформальных групп, молодежных субкультур и сект.

Большое внимание в польской школе уделяется учащимся с особыми образовательными потребностями, такими как дислексия, дисграфия, дизортография и дискалькулия, а также с трудностями в обучении, вызванными дисфункциями перцептивной и двигательной сфер и нарушениями развития языковых и арифметических способностей. К обязанностям учителя относится правильная организация процесса обучения, использованных актуальных методов и способов оценки. В обязанность учителя входит поддержка ученика при выборе индивидуального образовательного и профессионального пути.

Дидактическая подготовка к преподаванию учебных дисциплин. Этот блок учебной специализации состоит из занятий по общей дидактике и методике преподавания различных школьных предметов. Главная задача здесь состоит в том, чтобы вооружить студентов педагогических специальностей знаниями и компетенциями, необходимыми для организации процесса обучения, его реализации и оценки. Хороший учитель обязан вести образовательную деятельность таким способом, чтобы учитывать психофизические способности учеников, их темп обучения, а также предрасположенности и таланты. Кроме того, он должен помнить о роли языка как инструмента общения с учениками и поэтому всегда необходимо совершенствовать методы ведения занятий и улучшать свое ораторское мастерство.

Цель занятий по методике преподавания учебной дисциплины заключается в развитии методических, образовательных и воспитательных компетенций учителя, соединяя потребность в профессиональном развитии с использованием информационно-коммуникационных технологий. В ходе таких занятий начинающий учитель знакомится с методикой преподавания конкретного предмета, с содержательными и методическими особенностями изложения учебного материала. Начинающий учитель также знакомится с правилами организации работы в классе и группах, обращая внимание на необходимость учета индивидуальных особенностей учащихся и на проблему междисциплинарного обучения. Специально подбираются формы работы, характерные для данного предмета или внеаудиторных занятий (экскурсии, занятия на свежем воздухе и в лаборатории, эксперименты, конкурсы и вопросы, связанные с домашними заданиями).

Занятия по дидактике помогают понять специфику преподавания конкретного предмета и роль учителя в современной польской школе. Это связано с огромным количеством конкретных вопросов. Например, особенности обучения в конкретном типе школы, учебные программы, типы уроков, традиционные и активные методы обучения, дидактические средства, диагностика, контроль и оценка, способы развития личных способностей и социально-эмоциональных навыков учащихся. Очень важна работа над позитивным отношением учеников к обучению, развитие любознательности, познавательной активности, логического и критического мышления, мотивации к изучению данного предмета, приобретение умения использовать различные источники знаний (включая Интернет), мотивация к самообразованию на протяжении всей жизни, анализ и оценка методической и воспитательной работы учителя.

Для выполнения всех этих задач в течение двух лет учительской специализации у преподавателя имеется только 180 учебных часов. За это время необходимо качественно подготовить будущего учителя: улучшить техники чтения и понимания литературы (способов анализа и интерпретации романов, пьес, стихов, различных культурных текстов), углубить способность сознательного использования польского языка в устной и письменной форме, а также познакомить студентов с работой учителя с теоретической и практической сторон.

Как видим, времени на подготовку учителя отводится мало. В таких условиях чрезвычайно трудно подготовить студентов так, как мы бы хотели, уделяя достаточно времени важным литературным, лингвистическим или культурным вопросам. К сожалению, по новому проекту сильно сокращено количество часов для изучения литературы и польского языка. В программе специализации больше часов отводится на психологическую и педагогическую подготовку, чем на подготовку к преподаванию предмета. Это странно, потому что выпускники педагогической специализации будут работать в школе не психологами или методистами, а учителями литературы и польского языка, о чем реформаторы, кажется, забывают. Конечно, учителя-предметники должны иметь базовые психолого-педагогические знания, но они не могут преобладать над подготовкой к обучению конкретному предмету. Несомненно, что безупречное знание преподаваемого предмета является наиважнейшей компетенцией учителя.

Таким образом,в соответствии с действующим в течение последнихдвух лет Приказом Министерства науки и высшего образования Польши «О стандарте образования для подготовки к профессии учителя» [3], преподаватели высшей школы, занимающиеся подготовкой будущих учителей, должны иметь не только теоретические знания в области различных дисциплин (психология, педагогика, методика преподавания, литературоведение, лингвистика), но и иметь опыт работы в школе и общения с молодежью. Преподаватели должны знать реалии современной польской школы, ее правила и отношения между учениками и учителями. Хорошо, если преподаватели во время занятий будут делиться со студентами личным опытом работы в школе. Благодаря этому у студентов педагогических специальностей будет стимулироваться интерес к творчеству, самостоятельности и приобретению необходимых в профессии учителя вызовов. Программы, разработанные преподавателями для конкретных занятий в соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования, насыщены множеством концепций, тематики и вопросов, в том числе тех, для выполнения которых требуется гораздо больше времени. Усвояемые во время занятий знания и приобретенные навыки могут быть применены молодыми учителями во время их стажировок в школах и на разных уровнях образования.

Профессия учителя, на что должны обратить особое внимание студенты педагогической специальности, требует терпения, понимания и гибкости. Иногда бывает полезным присмотреть свое мнение, отказаться от правил, которым следовал прежде, задуматься над потребностями другого человека. Вот почему так важна психологическая и педагогическая подготовка – она учит, кто такой ученик, каковы его потребности, трудности, возможности, как с ним общаться, как помочь ему развиваться, как поддержать его в преодолении трудностей. Дидактическая подготовка, в свою очередь, знакомит учителя с методами, техниками, способами организации занятий по учебной дисциплине, приспособленных к разнообразным потребностям и возможностям учащихся.

Требования, предъявляемые к молодым учителям, сегодня постоянно растут. Перед педагогами стоят многочисленные задачи, связанные не только с преподаванием определенного предмета, но и такие, которые требуют психологических умений. В результате студенты очень беспокоятся: справятся ли они со своими обязанностями и найдут свое место в сложной школьной среде, в которой им придется бороться с эмоционально незрелыми людьми, часто нуждающимися в поддержке и помощи. Преподаватели высшей школы, ведущие занятия по педагогической специальности, стараются, чтобы будущие учителя были хорошо профессионально подготовлены, и чтобы они приходили в школу с энтузиазмом и новыми идеями. Работа учителя требует обширных знаний в нескольких научных дисциплинах и практических умений, наиболее важным из которых сегодня, является общение с молодежью.

 

Список литературы:

1. Obwieszczenie Ministra Edukacji i Nauki z dnia 6 kwietnia 2021 r. w sprawie ogłoszenia jednolitego tekstu rozporządzenia Ministra Nauki i Szkolnictwa Wyższego w sprawie standardu kształcenia przygotowującego do wykonywania zawodu nauczyciela [Электронный ресурс] // Internetowy System Aktów Prawnych [сайт]. 12.05.2021. URL: https://bit.ly/3i0hTN6 (дата обращения: 24.06.2021).

2. Propozycja nowego modelu kształcenia nauczycieli przedszkoli i edukacji wczesnoszkolnej [Электронный ресурс] // Kolegium Jagiellońskie [сайт]. 31.01.2018. URL: https://bit.ly/3hUbTpj (дата обращения: 24.06.2021).

3. Rozporządzenie Ministra Nauki i Szkolnictwa Wyższego z dnia 25 lipca 2019 r. w sprawie standardu kształcenia przygotowującego do wykonywania zawodu nauczyciela [Электронный ресурс] // Internetowy System Aktów Prawnych [сайт]. 02.08.2019. URL: https://bit.ly/3AOxp7w (дата обращения: 24.06.2021).

4. Ustawa z dnia 20 lipca 2018 r. Prawo o szkolnictwie wyższym i nauce [Электронный ресурс] // ePedagogika.pl [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/3qZthNw (дата обращения: 24.06.2021).

 

Сведения об авторе:

Мажец-Южьвицка Магдалина – доктор гуманитарных наук, доцент кафедры методики преподавания польского языка и литературы Люблинского католического университета им. Иоанна Павла II (Люблин, Польша).

Data about the author:

Marzec-Jóźwicka Magdalena – Doctor of Human Sciences, Adjunct Professor of Literature Didactics and Polish Language Department, Faculty of Humanities, John Paul II Catholic University of Lublin (Lublin, Poland).

E-mail: magmar@kul.pl.