Кубанов Р.А. Мониторинг учебных достижений студентов как инструмент внутренней системы контроля качества высшего образования
УДК 378.14
МОНИТОРИНГ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ СТУДЕНТОВ
КАК ИНСТРУМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ
КАЧЕСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кубанов Р.А.
В исследовании рассматриваются особенности организации мониторинга учебных достижений студентов как инструмента внутренней системы контроля качества высшего образования. Автором определена роль и виды этого мониторинга. Отмечено, что одним из его компонентов является определение уровня удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг, которые им предоставляются. Автором сделан вывод о том, что определенные в исследовании направления позволят сформировать академическую среду, в которой улучшение качества образовательного процесса станет главной темой профессионального развития студенческой молодежи и обеспечит необходимую публичность и прозрачность.
Ключевые слова: качество высшего образования, обеспечение качества высшего образования, учебный процесс, результаты образовательного процесса, мониторинг учебных достижений студентов.
MONITORING OF STUDENTS’ ACADEMIC ACHIEVEMENTS
AS A TOOL OF THE INTERNAL QUALITY CONTROL SYSTEM
IN HIGHER EDUCATION
Kubanov R.A.
The study examines features of academic achievements’ monitoring organization as a tool of the internal quality control system in higher education. The author defines the role and types of this monitoring. It is noted that one of its components is to determine the level of students’ satisfaction with the quality of educational services provided to them. The author concludes that the directions defined in the study will allow creation of academic environment where improving the quality of the educational process will become the main topic of professional development and will provide the necessary publicity and transparency.
Keywords: quality of higher education, assurance of higher education quality, educational process, results of educational process, monitoring of students’ educational achievements.
С конца ХХ века проблема качества образования является актуальной. По мнению экспертов, показатели развития образования определяют эффективность конкурентоспособной борьбы за качество жизни граждан. Сегодня образование занимает ведущее место в стратегии государственной политики развитых и развивающихся государств. Мониторинг качества образования как научное исследование предоставляет объективную информацию о реальном состоянии образования, дает возможность открывать возможности для постоянных изменений, которые проявляются в структуре, содержании, целях, технологиях, целях и результатах образования.
Методологические и теоретические проблемы мониторинга качества образования рассматриваются в трудах таких ученых, как В.В. Билецкая [1], И.Д. Бойчук [2], И.Е. Булах и М.Р. Мруга [3], С.В. Гордийчук [4], Т.О. Лукина [5],
Цель исследования – рассмотреть особенности организации мониторинга учебных достижений студентов как инструмента внутренней системы контроля качества высшего образования.
И.Е. Булах и М.Р. Мруга рассматривают «качество образования» – как систему характеристик процесса предоставления образовательных услуг, с помощью которых обеспечивается формирование высококвалифицированных специалистов в соответствии с потребностями общества, страны и самих соискателей образования, способных учиться в течение всей жизни [3, с. 27]. Данное определение подчеркивает важность разработки и внедрения элементов внутренней системы мониторинга качества образования в рамках деятельности отдельного учебного заведения.
Необходимо отметить, что мониторинг в сфере образования рассматривается как инструмент управления качеством общего, среднего и высшего образования на разных уровнях управления; информационная система; процедура сбора данных об объекте [5, с. 16]. Таким образом, формирование эффективной системы мониторинга качества образования основывается на объективных показателях (индикаторах) состояния ее функционирования, которые содержат информацию о развитии системы образования в целом.
Ученые выделяют три вида мониторинга [1], которые используется в сфере образования: педагогический, профессиографический и образовательный. В частности, педагогический мониторинг как сопроводительный контроль и текущая корректировка взаимодействия педагога и студента в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса. Он позволяет осуществлять анализ, прогнозирование и проектирование дидактических процессов, а также взаимодействие его субъектов. Профессиографический мониторинг – это процесс непрерывного и прогностического, научно-обоснованного наблюдения за состоянием и развитием педагогического процесса подготовки специалиста в высшем учебном заведении с целью оптимального выбора образовательных задач, а также средств и методов их решения. Этот вид мониторинга позволяет определить состояние учебно-воспитательного процесса на каждом этапе, насколько рационально использованы педагогические средства и насколько эффективно реализованы педагогические технологии. Образовательный мониторинг – это система сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая обеспечивает непрерывное наблюдение со стороны специалиста за ее состоянием и прогнозирования ее развития.
С точки зрения И.Д. Бойчук, мониторинг качества учебно-воспитательного процесса в учреждения высшего образования позволяет осуществлять многоуровневую оценку университета в сфере обеспечения качества профессиональной подготовки своих выпускников; стать основой для определения стратегии обеспечения высокого качества учебного процесса и дальнейшего развития учебного заведения.
Теоретический анализ научных работ по проблеме исследования показал, что основными задачами мониторинга качества образования в университете являются: разработка комплекса показателей, обеспечивающих целостное представление о состоянии образовательного процесса, о качественных и количественных изменениях в нем; систематизация информации о состоянии и развитии образовательного процесса в университете; обеспечения постоянного и наглядного представления информации о процессах, происходящих в университет; информационное обеспечение анализа и прогнозирования состояния и развития образовательного процесса, выработки управленческих решений [2, с. 82].
Результаты образовательного процесса обусловлены влиянием многих факторов, к которым мы относим: содержание учебных планов и программ дисциплин, обеспечение литературой и средствами обучения, применение современных технологий обучения, качество кадрового состава педагогических работников и предварительного уровня подготовки студентов. В практике преподавания различных дисциплин используются отдельные элементы мониторинга в форме контрольных работ, тестов, экзаменов. Однако они недостаточно эффективны, поскольку такой мониторинг имеет эпизодический характер. По этим причинам необходимо усовершенствовать систему мониторинга изучения учебных дисциплин в двух направлениях: во-первых, все студенты способны усвоить на достаточном уровне учебный материал (который является эталоном, стандартом), во-вторых, при диагностированном целеполагании учебного процесса появляется возможность объективно проверить уровень усвоения материала. Первое направление связано с тем, что будущие специалисты, независимо от их способностей, должны усвоить учебный материал и сформировать соответствующие знания и умения на достаточном и высоком уровне. Второе направление предусматривает такую формулировку учебных целей, достижение которых можно проверить надежными и валидными методами и средствами.
Данный подход требует от преподавателя формулировки цели занятия таким образом, чтобы в ней был отражен результат деятельности преподавателя и студентов. Студент должен получить на занятии прирост знаний, умений, а также оценить свой уровень усвоения учебного материала в соответствии с образовательными целями. За основу создания системы целей подготовки будущих специалистов разного профиля обучения можно взять, например, таксономию Блума (познание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка).
Познание предполагает запоминание и воспроизведение терминов, формул, законов природы и техники. Понимание – умение интерпретировать изученный материал в процессе решения практических ситуаций, природные явления, техногенные события. Применение проявляется в получении результатов при решении практических задач, обосновании выводов на основе использования изученных методов и принципов. Анализ выражается в характеристике составных частей процесса или явления. Синтез заключается в умении составить из отдельных частей целое. Оценивание представляет собой умение оценить явление или процесс, влияние производственной деятельности на их существенные характеристики.
Как показывает практика, подобные мониторинговые исследования важно осуществлять на всех этапах обучения (проверка усвоения лекционного материала перед решением задач или выполнением лабораторных работ, семинары, модульные контрольные работы, самостоятельная работа студентов) с целью возможности целенаправленной ориентации студентов на подобные типы деятельности. Данный подход позволит во время итоговой диагностики выявить, насколько будущий специалист подготовлен к тому, чтобы без длительной адаптации войти в реальный процесс профессиональной деятельности, связанной с теоретическим и практическим содержанием учебных дисциплин.
Следует отметить, что одним из компонентов мониторинга качества образования является определение уровня удовлетворенности студентов качеством образовательных услуг, которые им предоставляются. Инструментарием мониторинга, то есть совокупностью орудий и механизмов, применяемых для различных исследовательских операций, нами выбрано анкетирование. Именно, анкетирование – средство опроса, который включает в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать те, что, по его мнению, наиболее соответствуют действительности, или дать развернутый ответ на вопрос. На наш взгляд, такой вид опроса лучше освещает мнение респондентов по поводу определенного вопроса и при этом не утомляет их.
Мы считаем, что в рамках деятельности учреждения высшего образования целесообразно внедрить элементы внутренней системы мониторинга качества образования (на примере исследования С.В. Гордейчук [4]).
1. Мониторинг качества формирования контингента студентов. С целью выявления конечного уровня знаний студентов по дисциплинам школьного курса в начале нового учебного года проводятся контрольные срезы знаний для студентов 1 курса. Полученные показатели переводятся в национальную систему оценивания, сравниваются с аттестатом или свидетельством о неполном высшем образовании. Такая система дает возможность осуществлять мониторинг за ежегодным формированием контингента студентов и определить «качество знаний на входе».
2. Мониторинг качества формирования общих компетенций. Данный элемент мониторинга достигается путем проведения директорских контрольных работ после каждого учебного семестра по дисциплинам и дает возможность определить конечный уровень знаний студентов. Такая система дает возможность определить «качество процесса».
3. Мониторинг знаний и формирования компетентностей через изучение фундаментальных и профессиональных дисциплин (тест общей учебной компетентности). Данный элемент мониторинга достигается путем системной подготовки к проведению итоговой государственной аттестации. Такая система мониторинга качества образовательного процесса дает возможность определить «качество знаний на выходе» [4, с. 102].
Также целесообразно разработать и утвердить Ученым советом высшего учебного заведения «Положение об участии студентов в обеспечении качества», согласно которому вуз создает соответствующие условия для участия студентов во внутреннем обеспечении качества. В частности, это касается вопросов утверждения, пересмотра и мониторинга образовательных программ, совершенствовании критериев, правил и процедур оценивания студентов, отбора преподавателей и оценки их деятельности, имеющихся учебных и информационных ресурсов.
Таким образом, переориентация общества на активные (творческие) конструктивные практические действия, направленные на развитие разносторонней, креативной личности, вызывает рост требований к качеству подготовки квалифицированных кадров. Все большее внимание в наши дни уделяется повышению уровня квалификации специалистов, подготовка которых осуществляется в университетах.
Одним из вариантов решения данного вопроса является использование современных технологий осуществления мониторинга высшего образования, в частности: мониторинг качества образования, мониторинг учебной деятельности, мониторинг учебных достижений студентов, мониторинг методов, которые должны обеспечить качественную подготовку слушателей, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров, на основе освоения и внедрения наукоемких и информационных технологий.
Следует подчеркнуть, что современная система контроля и оценки качества высшего образования в целом соответствует основным положениям Болонской декларации и является важным механизмом достижения высоких стандартов, предъявляемым к подготовке специалистов. Главной целью здесь является выявление сильных и слабых сторон деятельности вуза и помощь в выработке стратегии обеспечения качества образования. В целом, проблема организации мониторинга учебного процесса и достижений студентов остается актуальной и требует особенно тщательного подхода в условиях реформирования системы высшего образования, учитывая требования евроинтеграционных процессов. Определенные в исследовании направления позволят сформировать академическую среду, в которой улучшение качества образовательного процесса станет главной темой профессионального развития студенческой молодежи и обеспечит необходимую публичность и прозрачность.
Список литературы:
1. Білецька В.В. Основні аспекти моніторингу якості вищої освіти в Україні // Актуальні питання контролю якості освіти у вищих медичних навчальних закладах : матеріали наук.-практ. конф. з міжнар. участю, м. Полтава, 22 березня 2018 р. Полтава, 2018. С. 27-28.
2. Бойчук І.Д. Моніторинг якості освіти як складова підготовки сучасного фахівця // Проблеми інженерно-педагогічної освіти. 2014. № 45. С. 81-86.
3. Булах І.Є., Мруга М.Р. Створюємо якісний тест: навч. посібник. Київ: Майстер-клас, 2006. 160 с.
4. Гордійчук С.В. Якість як пріоритетний напрям освітньої діяльності медичного навчального закладу // Вісник Луганського національного університету ім. Т. Шевченко Серія: педагогічні науки, 2016. Вип. 6. С. 100-107.
5. Лукіна Т.О. Державне управління якістю загальної середньої освіти в Україні : монографія. Київ: Вид-во НАДУ, 2004. 298 с.
Сведения об авторе:
Кубанов Руслан Анатольевич – кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Института инновационного образования Киевского национального университета строительства и архитектуры (Киев, Украина).
Data about the author:
Kubanov Ruslan Anatoliyovych –Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor of Economics and Management Department of Innovative Education Institute, Kyiv National University of Construction and Architecture (Kyiv, Ukraine).
E-mail: kubanov12@rambler.ru.