Теология

Khroul V. Religious agenda in Russian mainstream media: trends and controversies

The lack of understanding by journalists of the religious life complexity and sensitivity, the difference between profane and sacred leads to dysfunctions in the reporting on religions. Content analysis of the most popular Russian mainstream media discovered the marginalization of texts about religion in the general information agenda of Russian mass media, with the dominance of Orthodox Christianity in journalistic texts and the underexposure of religious minorities, while the popular presentation of doctrinal matters remains in media minimal. In addition, a “crisis of experts” in publications on religious topics has been detected: journalists prefer to seek comments from officials and public activists more often than from religious scholars. The “conflict of formats” in media and religions, the mismatch of mutual perceptions of the boundaries of permissible and acceptable in the secular media and religious communities remains an important characteristic of the current state of media-religion relations in Russia.

Белоногова Ю.И., Мельков А.С. Из глубины веков: храм святителя и Чудотворца Николая при Пироговском Центре

В статье исследована история госпитального храма при Национальном медико-хирургическом Центре им. Н.И. Пирогова. Авторы повествуют о возникновении первых больничных храмов в России, их историко-культурном и духовном значении. Также рассказано о церковной благотворительности на Руси в разные исторические периоды. Отдельно описаны богословские аспекты влияния Церкви на физическое и духовное здоровье человека. Отмечена роль выдающегося кардиохирурга современности, академика РАН Ю.Л. Шевченко (архимандрита Георгия) в деле организации строительства и обустройства храма при Пироговском Центре. В статье подробно описаны архитектурные особенности госпитального храма, возведенного в традициях русского деревянного зодчества, в сравнении с известными деревянными храмами Русского Севера. Также авторами описаны храмовые святыни, в том числе святые мощи и особо чтимые иконы.

Khroul V. Attitudes towards God in the texts of Internet communication in Russia

The paper presents the results of the study of attitudes towards God in the Russian mass consciousness, obtained using the method of analysing the texts of Internet communication. As a result of the study of spontaneous texts of mass self-expression, the author came to the conclusion that the ideas about God in the consciousness of Russians are formed mainly on the basis of their own experience, rather than on the basis of tradition, authority or historical experience. The texts testify that the relationship with God remains a subject of predominantly personal and group (family), but not public sphere.

Tran T.H. The Buddhist outlook on life and political life in Hanoi nowadays

Based on the Buddhist outlook on life, the author analyses the relationship between religion and politics and clarifies the Buddhism influence on the political life of Hanoi in two periods: the Ly-Tran dynasties and the present. The shared point of these two periods was that Buddhism flourished, not only attracting the faith and veneration of many people but also being treated by the State as a national religion. However, Buddhism was not recognized in official documents.

Пулькин М.В. Старообрядческие часовни и молитвенные помещения в XIX – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

В статье рассмотрены закономерности создания и функционирования основных центров старообрядчества – часовен и молитвенных помещений. Выявлено, что облик и обустройство старообрядческих храмов менялись под воздействием репрессивной политики Российского государства в вероисповедной сфере. Для XVIII столетия более типичны часовни, нередко находящихся в «совместном пользовании» староверов и представителей господствующей Церкви. Гонения, начавшиеся в XIX в., привели к заметной трансформации старообрядческих храмов и появлению моленных, чей внешний облик в большей степени способствовал скрытному проведению богослужений и тайному осуществлению церковных треб в создавшейся тяжелой ситуации. Преследования старообрядцев, выявление и ликвидация их молитвенных помещений осуществлялись скоординированными усилиями полиции и местного духовенства.

Пулькин М.В. Погребение по православному обряду в Олонецкой епархии (XVIII – начало ХХ вв.)

В статье рассмотрены основные закономерности погребения по православному обряду на севере России. Выявлено, что осуществление обрядов, связанных с похоронами, находилось под устойчивым воздействием церковного законодательства, а также ряда правовых актов, регламентировавших деятельность полиции и системы здравоохранения. Существенным фактором стали местные природные и климатические условия, в течение длительного времени препятствовавшие провозу тел умерших до кладбищ при приходских церквах. Определенное воздействие на порядок погребения оказывали местные традиции, устоявшиеся нормы поведения, нередко противоречащие юридическим правилам и церковному чину погребения.

Пулькин М.В. Ставленническое делопроизводство в XVIII – начале ХХ вв. (по материалам Олонецкой епархии)

Статья посвящена проблемам исследования ставленнического делопроизводства в Олонецкой епархии на основании изучения значительного массива документов духовной консистории. Выявлено, что делопроизводство в указанной сфере находилось под воздействием приходских традиций, часто меняющихся норм, принятых в духовных консисториях, и общероссийского церковного законодательства. Основная тенденция развития ставленнического делопроизводства заключалась в нарастании количества требований, предъявляемых к приходскому духовенству, при одновременном исключении из состава необходимых документов свидетельств об избрании священников прихожанами.

Белоногова Ю.И. Рецензия на книгу: Пулькин М.В. Самосожжения старообрядцев (вторая половина XVII – XIX в.)

Монография Максима Викторовича Пулькина посвящена истории старообрядческих самосожжений. Автор рассматривает историю формирования идеологии ритуальных самоубийств, приводит примеры самых известных или крупных самосожжений, изучает географию гарей. В монографии изучаются ответные меры государства и Церкви – как репрессивные, так и увещевательные, а так же ответ на них старообрядцев, реакция местных властей на изменение политики верховной власти по отношению к раскольникам. Рассказывается о технологии самоубийств, выборе способов и мест их совершения. Главными идеологами и организаторами гарей были старообрядческие наставники, на которых и было направлено основное репрессивное внимание властей. Старцы-странники готовили народ к принятию огненной смерти, приготавливали необходимые помещения, проповедовали и ободряли смертников. Для гарей строились специальные дома, являвшиеся своеобразными форпостами, защищавшими погорельцев от возможных побегов и от властей. Так же рассматривается вопрос восприятия самосожжений в среде народа, отношение верующих к самоубийствам во время веры их обоснование сторонниками и разоблачение противниками.

Пулькин М.В. Монастыри Олонецкой епархии: общественная роль и основные тенденции развития (XVIII – начало ХХ в.)

Статья посвящена проблемам возрождения и развития православных монашеских общин Русского Севера после губительных для них процессов секуляризации. Основная часть деятельности монастырей в рассматриваемый период приходилась на время существенных изменений в общественном сознании, вызванных буржуазными реформами. В этой связи заметно возрастало значение православных обителей как оплота духовности и христианских норм жизни. Основное внимание в статье уделено проблемам внутренней жизни православных обителей: хозяйственным процессам, нормам и особенностям управления монастырями, внутреннему устройству монастырских сообществ, контролю над их деятельностью со стороны духовной власти.

Khroul V. Religious factor during the Covid-19 pandemic in Russia and Belarus

In times of social turbulence and non-linear historical development, the religious factor plays a special role. The paper is focused on the activities of religious structures in Russia and Belarus during the Covid-19 pandemic. Preliminary results of the still ongoing research show that despite diametrically opposed strategies of fighting infection (radically strict in Russia and extremely liberal in Belarus), religious organizations in both countries acted as loyal and disciplined allies of the authorities in calling for obedience to government decisions and opposing conspiracy theories and dissident anti-vaccination activist movements. In addition, the need to conduct services online has provided a significant impetus for the use of new digital technologies in predominantly conservative religious practices.

Pages