Мелькова Е.П. План-конспект урока английского языка «Проблемы глобализации в современном мире» (10 класс)

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 811.111+371.321.1

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 

«ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» (10 КЛАСС)

Мелькова Е.П.

Открытый урок английского языка «Проблемы глобализации в современном мире» в 10 классе носит обобщающий характер и планируется как игра-дебаты. Основными целями урока являются формирование объективного мнения учащихся о процессе глобализации, а также развитие навыков и умений ведения диалога. Задачи урока направлены на активизацию употребления в речи учащихся лексики делового и политического словаря, развитие спонтанной речи и на обобщение материала по теме «Глобализация». Предполагается, что по итогам урока учащиеся смогут самостоятельно определять пути решения проблем глобализации. 

Ключевые слова: глобализация, экономическое пространство, урок-дебаты, план-конспект, английский язык, бизнес курс.

 

CONSPECTUS OF THE ENGLISH LESSON 

“THE PROBLEMS OF GLOBALIZATION IN MODERN WORLD” (10TH FORM)

Melkova E.P.

The open English lesson “The problems of globalization in Modern World” in the 10th form has a summarizing character and is planned as debates. The main aims of the lesson are shaping students’ objective opinion on the process of globalization and developing their skills and competence in keeping dialogues. The tasks of the lesson are directed to activating students’ language usage of business and political lexicon, the development of extemporaneous speech and the revision of “Globalization” theme. It is suggested the students’ availability to define the ways of solving globalisation problems independently after such type of lesson.

Keywords: globalisation, economic space, debates, conspectus, English, business course. 

 

Глобализация (от глобальный, охватывающий весь земной шар, всеобщий, мировой) – ключевое понятие, характеризующее процессы мирового развития в начале XXI века. Суть глобализации заключается в резком расширении и усложнение взаимосвязей и взаимозависимостей народов и государств, как новая стадия общественного развития в общепланетарном масштабе. Новое  качество социальных связей и общественных процессов, отразившихся в феномене глобализации, стало возможным благодаря достижениям науки и техники. Феномен глобализации складывается из множества глубинных трансформаций, происходящих в различных сферах человеческой деятельности. Глобализация наиболее активно проявляется в финансовой и экономической сфере. В ее основе лежит обострение конкуренции за контроль над природными ресурсами и рынками сбыта. Главные механизмы процесса глобализации – транснациональные корпорации (ТНК), которые формируют глобальный рынок в планетарном масштабе [1, с. 26, 28].

Глобальные проблемы (лат. globus terrae – земной шар) –  совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации, которые характеризуются динамизмом, возникают как объективный фактор развития общества и для своего решения требуют объединенных усилий всего человечества.  

Глобальные проблемы проявляются как результат научно технической революции и ее влияния на глобальное развитие – возникновение реальной угрозы резкого нарушения экономического и военного баланса между странами и народами, между личностью и обществом, обществом и государством. Глобальные проблемы вызваны последствиями мировых кризисов и катастроф конца ХХ – начала ХХI века: военных, политических, экономических и экологических.  

Открытый урок по теме «Проблемы глобализации в современном мире» в 10 классе носит обобщающий характер и планируется как игра-дебаты. Данная тема заложена в учебно-методическом комплексе «Powerhouse. An Upper Intermediate Business English Course» [4, p. 100-111; 5, p. 70-78]. 

Обобщению предшествуют три урока из вышеуказанного бизнес курса  по теме «Глобализация». В процессе изучения темы определяются сторонники и противники глобализации. И те, и другие находят подтверждение своего видения вопроса в сети Интернет, специализированной литературе, СМИ. Учащиеся активно используют методики изучения общественного мнения (среди молодежи, служащих, банкиров, сотрудников финансовых компаний).

Результатом исследования каждого учащегося становится его проект, защита которого происходит на дебатах, как доказательство личной точки зрения.

Планирование урока-дебатов носит сугубо специфичный характер. Было бы абсурдно планировать поминутно ход урока, т.к. данный тип занятия предусматривает обилие спонтанной речи вследствие складывающейся ситуации. Однако определенные этапы игры должны быть спланированы обязательно. Предусматривается, что учитель знает содержание проектных работ учащихся и, исходя из этого, умело направляет ход дебатов в нужное русло путем своих реплик, тезисов, вопросов.

Цели урока: 

1. Формирование объективного мнения учащихся о процессе глобализации:

– дать характеристику современным процессам глобализации, ее основным чертам и тенденциям развития, ознакомить учащихся с различными подходами в решении проблемы глобализации;

– содействовать дальнейшему углублению представлений учащихся о глобальных проблемах современности и причинах их возникновения;

– осветить взаимозависимость глобальных проблем современности и поиска путей их решения;

– раскрыть классификацию глобальных проблем;

– проанализировать сущность экономической (продовольственной), демографической, экологической проблем, проблемы многополярного мира и разоружения;

– рассмотреть суть проблемы неоколониализма во взаимосвязи с проблемой «Север-Юг»;

– ознакомить учащихся с различными концепциями выживания человечества и решения глобальных проблем;

– подвести учащихся к пониманию того, что идея многообразия мира не противоречит идее единства  человечества;

– что все глобальные проблемы современности взаимосвязаны и могут быть решены только общими усилиями всего мирового сообщества;

– подвести учащихся к пониманию того, что проблема глобализации мирового хозяйства является многоликой, охватывая различные сферы жизни общества;

– убедить школьников в противоречивости явления глобализации и тесной связи последнего с общим характером глобальных проблем современности;

– подвести учащихся к пониманию необходимости бережного и трепетного отношения к природе и ее богатствам для всего человечества в целом;

– подвести учащихся к выводу о том, что в современных условиях возрастает необходимость решения проблемы войны и мира с позиций гуманизма и ненасилия.

2. Развитие навыков и умений ведения диалога.

Задачи урока:

1. Активизация употребления в речи учащихся лексики делового и политического словаря;

2. Развитие спонтанной речи;

3. Обобщение материала по теме «Глобализация».

Ход урока:

I. Участники дебатов располагаются за «круглым столом» под музыку El Bimbo.

На экране название темы «Globalization»

II. Оргмомент:

1. Приветствие учителем участников и гостей встречи;

2. Представление участников: Let me introduce our participants.

– Your honest servant Teacher, the head of our debates.

– My assistant today will be Student-1, the BBC Russia Economic observer.

Student-2, Financial Economic observer of the “River of Times”.

– His friend Student-3 also works at this magazine as a statistician.

– We are glad to meet here our guest from France, Pier Molier (Student-4), a historian.

– We welcome William Davis (Student-5), the author of a famous “Great Myths of Business”.

– Our guest from Germany – Alina Smidt (Student-6), the heard of the “Deutsche Bank”.

– One more banker Fernando Sanchez (Student-7) the representative of “El Banco de Havana”.

– Harry Andrews (Student-8) represents the department of education of the USA, welcome.

– Our today’s work will be impossible without a computer. Student-9 is an operator; he will help you with your presentations.

Представление сопровождается показом слайдов – визитных карточек участников дебатов. В дальнейшем на протяжении всей игры во время выступления того или иного представителя оператор проецирует на экран фотографию говорящего с выборочными слайдами презентации его проекта.

III. Главная часть:

1. Обсуждение понятия «Глобализация».

а) Ведущий (Teacher): “How can you give short, in one sentence, the definition of the word "globalization"?”

Идут ответы по цепочке.

б) Определение глобализации словарем современного английского языка издательства «Longman» [6]. 

На экране отображаются определения, которые зачитывает ассистент ведущего.

в) Ведущий: “What do you usually draw in your mind when we mention the word "globalization"?”

Ответы по цепочке.

2. Обсуждение теоретических аргументов глобализации.

Ведущий: “Theorists have five arguments for spreading globalization”. 

На экране появляется сайт с пятью аргументами распространения.

Ведущий: “Which of them do you consider to be more powerful?”  

Ассистент предлагает свою точку зрения:

–  trade agreements have reduced protectionism;

–  big and powerful corporations operate in many different countries;

–  telecommunications and information technology have changed the word;

–  television has made it possible to bring products and services to the attention of people everywhere;

–  capital flours more freely across borders.

Участники дебатов обсуждают каждый из пяти указанных пунктов, опираясь на материал, изученный и исследованный в ходе подготовки к встрече и изложенный в проектной работе. 

По первым двум пунктам реально могут выступить со своими наработками экономисты, банкиры, статистики, практически каждый, сидящий за столом. Ведущему необходимо принять решение, кому дать возможность показать свою презентацию, кому лишь поспорить, или согласиться, имея в виду, что другие презентации пойдут в демонстрацию в последующих аргументах. Например, по первому пункту покажет свой проект представитель “Deutsche Bank” или гость из Гаваны. Обсуждая влияние мировых корпораций, вероятно, возникнет вопрос о финансировании образования. Это будет горячий спор. Harry Andrews предстоит выдержать сильнейший напор оппонентов и убедить их с помощью своей презентации.

3. Предполагается, что после второго аргумента ведущий предлагает на аудирование свое заранее подготовленное видео-интервью с известным ученым историком или политологом. Оператор демонстрирует интервью.

4. Ассистент просит прокомментировать интервью. К обсуждению подключаются статистик, обозреватель журнала “River of Times”.

5. Ведущий плавно выводит аудиторию на обсуждение аргументов по СМИ, начинается презентация книги William Davis “Great myths of business”. 

Реакция гостя из Гаваны неизбежна. Вопрос ведущего: “What do you think about the existence of the world Government already nowadays? Who do you suppose is at the head?” 

Возможно, что по этому пункту будут бурные дебаты. Ведущему важно контролировать время.

6. При рассмотрении последнего аргумента со своими исследованиями выступит экономический обозреватель BBC в России с анализом процесса глобализации крупных и мелких банков, ожидается реакция от “Deutsche Bank” и “El Banco de Havana”.

7. Ведущий подводит черту под обсуждением аргументов: “The fact that we can drive the same car and communicate by telephone, fax or Internet doesn’t mean that there is now a "global shopping centre" where everyone buys the same things. This is just the time to reduce to common dominator”. 

Ведущий предлагает, несмотря на разногласия придти к общему знаменателю и создает по результатам дебатов три рабочие группы.

Первая группа (оппоненты): assistant, Andrews H. работают у доски. Группа определяет pro et contra глобализации. 

Вторая группа работает за компьютером и показывает структурно составляющие феномена глобализации – Student-2, Student-3 и Sancez F.

Третья группа работает за основным компьютером с  мультимедийным проектором и представляет, как будет выглядеть политическая и экономическое устройство мира после завершения процесса глобализации – Molier P., Student-9,  Davis W. и Smidt A. 

Группы работают три минуты под ритмичную мелодию. По окончании работы вторая группа по локальной сети отсылает наработанную информацию оператору. Группы комментируют итоги, сопровождая их показом слайдов на экране. Группа у доски демонстрирует разнополярность процесса глобализации. Глобализация – стихийный процесс, не зависящий от воли и усилий основных его участников. В силу этого обстоятельства глобализация несет не только положительные, но и отрицательные результаты.

8. Ведущий благодарит участников за интересную и плодотворную встречу, желает всем успехов, прощается. Звучит музыка, на экране появляются фотографии всех участников.

P.S. Во время дебатов ведется видео и фотосъемка, каждому участнику будет подарен диск и набор фотографий на память.

Подведение итогов

В ходе реализации поставленных целей и задач открытого урока-дебатов по теме «Глобализация» у учащихся формируется понимание противоречивого характера глобализации, которая представляет собой эволюционирующий процесс. Интенсивность глобализации неодинакова в различных регионах мира, далеко неоднородны отдельные составляющие этого процесса. Суть глобализации лежит в росте взаимозависимости мировых процессов – политических, экономических, социально-культурных. Основное направление процесса глобализации лежит в превращении мирового сообщества в мировое общество [2, с. 185].  Глобализация – стихийный процесс, не зависящий от воли и усилий основных его участников. В силу этого обстоятельства глобализация несет не только положительные, но и отрицательные результаты. 

Учащиеся приходят к пониманию, что наибольшую опасность представляет стихийность процесса глобализации для всего развивающегося мира. Положение человека зависит не столько от действий национальных правительств, сколько от политики мировых финансовых центров и сил мирового рынка. Нарастание социально-политической напряженности в виду неравномерного развития стран. Противоречивый характер глобального цивилизационного процесса проявляется в том, что мир становится более целостным, но при этом уменьшается степень стабильности мировой системы. Сами процессы глобализации, особенно в отдаленных зонах мирового пространства, изменяются под воздействием "параметрических" состояний: деградация среды обитания, повышение нагрузки на ресурсный потенциал Земли и др.

Учащиеся делают вывод, что с развитием информационных технологий в процессе глобализации мир становится единым и однородным, геополитические реальности, доминировавшие на протяжении всей истории, отходят на задний план.

В мире обозначились три важнейших региона, которые в мире станут центрами новых экономических пространств (по Ж. Аттали) [3, p. 10]:

1. Американское пространство, объединяющее обе Америки в единую финансово-промышленную зону.

2. Европейское пространство, возникшее вследствие экономического объединения Европы.

3. Тихоокеанский регион, имеющий несколько конкурирующих центров – Токио, Тайвань, Сингапур.

Эти центры структурируют вокруг себя менее развитые территории, расположенные в пространственной близости, что приводит к началу эры геоэкономики в контексте развития процессов глобализации.

Учащиеся самостоятельно определяют пути решения проблем глобализации. Эффективная реакция на вызовы глобализации включает в себя улучшение системы образования, рационализацию моделей потребления и накопления, усовершенствование во взаимоотношениях между государствами. В этой связи, крайне важно решение проблемы войны и мира с позиций гуманизма и ненасилия, а так же повышение ответственности каждого, отдельно взятого индивида, за судьбу своего Отечества и своего народа.

 

Список литературы:

1. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству. Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 

2. Шахназаров Г. Глобализация и глобалистика – феномен и теория // Pro et Contra. 2000. Т. 5. № 4. 

3. Attali J. Millennium: Winners and Losers in the Coming World Order. New York: Random House, 1991. 

4. Evans D. Powerhouse. An Upper Intermediate Business English Course. Longman, 2000.

5. Evans D. Powerhouse. An Upper Intermediate Business English Course. Teacher's Book. Longman, 2003.

6. Longman Dictionary of Contemporary English, Updated Edition [Электронный ресурс] // Longman English Dictionary Online [сайт]. 2015. URL: http://www.ldoceonline.com (дата обращения: 12.06.2015).

 

Сведения об авторе:

Мелькова Елена Петровна – учитель английского языка средней общеобразовательной школы № 843 города Москвы (Москва, Россия).

Data about the author:

Melkova Elena Petrovna – English teacher of Moscow Secondary School 843 (Moscow, Russia).

E-mail: epmelkova@gmail.com.