Хуззятуллина Т.В. Проблема становления героя в повести Дарьи Доцук «Голос». Методические рекомендации к изучению произведения

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 82-3:821.161.1

ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ

ГЕРОЯ В ПОВЕСТИ ДАРЬИ ДОЦУК «ГОЛОС».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Хуззятуллина Т.В.

В статье проанализирована специфика образа современного подростка на примере повести Дарьи Доцук «Голос» и представлены методические рекомендации к изучению произведения. Автор отмечает, что в литературоведении и методике преподавания дисциплины отсутствуют исследования, посвященные изучению и анализу произведений автора. В этой связи очевидна актуальность и практическая значимость проведенного исследования, которая определяется возможностью использования полученных результатов в педагогической деятельности. Значительное место в статье отводится библиотерапии как одной из форм работы с подростками, представляющей собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии и психокоррекции.

Ключевые слова: подросток, современная подростковая литература, психология, проблемы взросления, панические атаки, библиотерапия.

 

THE PROBLEM OF BECOMING A HERO

 IN THE NOVEL “THE VOICE” BY DARIA DOTSUK.

METHODOLOGICAL RECOMMENDATIONS TO STUDY THE STORY

Khuzzyatullina T.V.

The article analyses the specifics of a modern teenager image on the example of novel “The Voice” by Daria Dotsuk and presents methodological recommendations for the study of the story. The author notes that there are no researches devoted to study and analysis of the author’s works in literary studies and teaching methods of the discipline. In this regard, the relevance and practical significance of the conducted research is obvious, which is determined by the possibility of using the results obtained in pedagogical activity. A significant place in the article is given to bibliotherapy as one of the forms of work with teens, which is a complex combination of book studies, psychology, psychotherapy and psychocorrection.

Keywords: teenager, modern teenage literature, psychology, problems of growing up, panic attacks, bibliotherapy.

 

Образ подростка – важный предмет художественного изображения как в русской литературе, так и в зарубежной. Книга как источник информации имеет влияние на становление личности подростка. Литература, написанная для детского и подросткового возраста, развивает нравственные, интеллектуальные и эстетические категории. Книга способна показывать образы других людей и из модели поведения.

Если мы рассмотрим современную литературу для подростков, то здесь заметим множество книг. Современный писатель учитывает потребности юных читателей и старается отобразить в своих работах то, с чем сталкивается любой подросток: конфликты в семье, проблемы в учебе, отношения со сверстниками, первая любовь, социальное положение и так далее. Более того, подростковая литература помогает читателю разобраться в самом себе и познакомиться с тем сложным, неизвестным для него взрослым миром, в который он должен вступить.

Целью нашей работы стало выявление специфики образа подростка в современной отечественной литературе на примере творчества Дарьи Доцук, а также подготовить методические рекомендации по изучению ее повести «Голос» на уроках литературы в школе.

Дарья Доцук относится к молодым современным писателям. Ее произведения ориентированы на детскую и юношескую аудиторию. Произведения автора являются качественной детской литературой, несущей в себе познавательный и воспитательный потенциал. На данный момент Доцук выпустила в свет семь книг. Автор является финалистом премии В. Крапивина, конкурса рукописей «Книгу.ру» и премии Сергея Михалкова [6].

В своей повести «Голос» (2017 г.) Доцук пишет о проблемах взросления подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации [1]. В центре произведения – девятиклассница Саша, ученица престижного лицея иностранных языков, отличница, спортсменка и активистка. Однажды Саша становится свидетелем теракта в метро. Физически она не пострадала, но после переживания трагедии Сашу начали охватывать приступы панических атак, которые застают ее где угодно: в школе, автобусе, самолете, лифте, среди незнакомых людей. Данное психическое заболевание не диагностируется с помощью УЗИ или анализов, поэтому у незнающих людей происходящее с Сашей вызывает сомнения. Никто из окружения Саши не знает, как ей можно помочь. Мама подростка надеется, что дочери можно помочь объятиями и поддержкой. Папа полагает, что Саша проявляет свой характер и «капризничает», так как дочь не хочет учиться, ей нужно перестать пребывать в состоянии истерики и начать получать знания. Девочке все сложнее находиться дома, и она решает съездить к бабушке в Калининград, чтобы сменить обстановку.

Проблема детей и родителей актуальная и даже вечная. Родители, как и папа Саши, могут обесценивать проблемы подростков и не понимать их. Данное явление может быть связано с тем, что такой же опыт общения мать и отец когда-то получили в отношениях со своими родителями. У многих не было хорошего нравственного примера: взрослые не ценили их чувства и стремления, поэтому часто родители поступают так, как к ним когда-то относились их родные и близкие. Поэтому они не знают, что можно вести себя по отношению к собственным детям иначе. Но бывают и исключения, когда люди кардинально меняют модель своего поведения [см.: 3]. Саша испытывает чувство вины перед родителями: властным отцом и мягкой матерью, которая хочет улучшить и без того сложные отношения между мужем и дочерью: «Папа занят, но передает тебе привет», «Он не знает, как сказать, но очень за тебя переживает».

Одноклассники Саши начинают избегать ее, а преподаватели статусной школы не желают видеть у себя «слабое звено» и дают понять, что лучше ей начать учиться в ином месте: «Если бы можно было отсечь руку, чтобы избавиться от страха, я бы это сделала. Серьезно, я не преувеличиваю. Жизнь без руки кажется мне куда более привлекательнее того, что сейчас со мной происходит» [1, с. 7].

Важно отметить тот факт, что речь Саши несет в себе характер исповеди. Раннее мы уже упоминали, что автор выбирает именно такой прием, так как он помогает писателю показать реалистичность психологической картины, ведь герой повествует сам о себе, что помогает усилить воздействие на читателя. Данный тип повествования может сблизить читателя и главного героя, а также показать его душевное состояние

Дарья Доцук хочет показать, что с помощью внутреннего монолога Саша может психологически проанализировать свою проблему, свой страх и беспомощность. «Перед отъездом мама все равно искала повод меня оставить. Зачем? Понимала ведь, что нам все нужна передышка. Так хотелось оказаться где-нибудь, где никто не знает, что у меня диагноз. Одноклассники вели себя странно: списать не просили, даже не заговаривали со мной лишний раз. Ну правда, о чем спрашивать с жертвой теракта?» [1, с. 6]. Благодаря данному приему читателю легче понять психоэмоциональное состояние героя. Саша чаще всего испытывает страх и стыд: перед лечащим врачом и родителями. В книге описан ее путь освобождения от недуга. Благодаря книге мы понимаем, что человек может победить свой страх, если начнет с ним бороться. Во время сложного преодоления жизненных препятствий необходимо, чтобы рядом были близкие люди, которые смогут понять и поддержать человека.

В портрете главной героини мы можем найти интересные для нас психологические детали. «Думаю, бабушка побаивалась отца, он ведь никогда не улыбается. У него некрасивые кустистые брови, из-за которых взгляд становится недобрым. Надень на него черную мантию и получится образцовый колдун. Мама намекает, что неплохо бы выщипать эти страшные брови, а то ходит как злой филин» [1, с. 19]. Здесь важно отметить, что Сашу связывает важная внешняя деталь – густые брови. Девочка старалась исправить свой внешний вид не ради погони за модой, а для того, чтобы не быть похожей на отца. Если мы обратимся к физиогномике, то густые и широкие брови нам будут указывать на властный и авторитарный характер человека. Данная характеристика очень сильно подходит отцу Саши. При воспитании ее «на свой лад», он привил ей соответствующие комплексы. Несмотря на то, что Саша хотела, чтобы родители ею гордились, после теракта это становится сложным, так как отец считает, что если медицина не может выявить проблему, то ничего опасного вовсе и не произошло. Отец Саши не может понять, почему же ее успеваемость ухудшилась, а девочка испытывает грусть от того, что не может оправдать надежд родителей. От жалости матери Саша испытывает чувство вины, а отец прививает дочери чувство страха. Подобную модель поведения можно часто наблюдать в семьях России и стран СНГ. Таким образом, мы видим, что Дарья Доцук хочет показать конфликт родителей и детей максимально реалистичным.

Если мы рассмотрим психологическое состояние девушки, то здесь важно отметить тот факт, что оно рассматривается через внутренний конфликт. Так, например, Саша пытается понять Джаннет – девушку, подорвавшую себя на станции метро. Как стоит относиться к ней, что она испытывает, когда вспоминает тот трагический случай в метро? Саша размышляет о том, кем же были люди, которые внушили Дженнет, что нужно совершить теракт. «Я очень хорошо понимаю, кем были люди, которые толкнули ее на такой поступок. Они пришли к ней в самый уязвимый момент. Ее муж, ее любимый человек, только что был убит в ходе спецоперации. Он был боевиком, но она любила его как человека. Ей всего 17 лет, она находится в таком душевном состоянии, когда ей нужны поддержка и помощь. Она пережила страшное потрясение. И тут приходят взрослые мужчины, которые говорят, что она должна отомстить за своего любимого и за это сможет встретиться с ним в раю» [1, с. 85].

Чтобы убежать от реальности, наполненной страхом, Саша отправляется к бабушке в Калининград. Саша сравнивает себя с неугодными женами и детьми, которых отправляли в монастырь, чтобы не стыдиться их перед окружающими людьми. Девушка понимает, что родителям нужно отдохнуть от нее и сама решается провести все лето вне дома. Смена обстановки при таких обстоятельствах, как у Саши – верное решение, так как это может позволить переключить внимание и посмотреть на мир под другим углом. Находясь в незнакомых местах, мозг вынужден мыслить новыми категориями. Именно благодаря этому процессу увеличивается работоспособность, и человек начинает иначе смотреть на старые проблемы.

Сашу в Калининграде встретила мудрая бабушка, которая смогла принять свою внучку именно такой, какая она есть. Действительно, поездка смогла сделать Сашу счастливее, но не сразу. Первое время Саша сидела целыми днями дома или везде ходила только с бабушкой.

Однажды бабушка приводит Сашу в библиотеку, где находится воскресный клуб чтения для старшеклассников. Так как Саша отвыкла общаться со сверстниками, она долгое время не могла прийти в воскресный клуб. Но после некоторого промежутка времени, наполненного нерешительностью, Саша все же находит в себе силы и присоединяется к ребятам. Старшеклассники общаются, читают художественные произведения, дискутируют о прочитанном. Обсуждая чужую жизнь, наполненную мыслями и переживаниями, каждый из ребят начинает повествовать о себе. Саша понимает, что ее мнение важно для этих ребят и вступает с ними в диалог.

В современном мире библиотерапия является одной из форм работы с подростками. Библиотерапия представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии, психотерапии и психокоррекции [4, с. 14]. Это понятие разработано далеко не полностью, т.к. в официальной науке нет общепринятого всеми авторами, сформулированного определения библиотерапии. Библиотерапия развивается как один из разделов библиотековедения, основой его являются специфические методы обслуживания читателей и коррекционное воздействие на клиентов [8, с. 88].

От чтения вообще коррекционное чтение отличается в первую очередь направленностью на те, или иные психические процессы, состояния, свойства личности. Чтение в коррекционном аспекте проявляется в том, что различные образы и связанные с ними чувства, мысли и желания, возникающие с помощью книги, восполняют недостаток образов, представлений, замещают тревожные мысли, чувства и направляют их в новое русло, тем самым приобретая новую цель. Исходя из этого можно усиливать или же наоборот ослаблять воздействие на чувства клиента для нормализации его душевного равновесия [2, с. 276].

Групповая библиотерапия направлена на стимуляцию ответной реакции читателя на прочитанную книгу. Коррекция и развитие личности происходят не только в процессе чтения рекомендованной литературы, но и в большей степени в ходе подготовленного диалога, обсуждения прочитанного произведения, организованного в группе.

Чтение литературы в кругу сверстников помогло Саше. Благодаря литературному клубу, Саша смогла найти себе друзей, с которыми она провела все лето. Именно новое окружение, которое стало близким для девушки, помогло Саше легче справляться с паническими атаками. Раньше она боялась своей проблемы и стеснялась говорить о ней, но после того, как она научилась говорить о том, что может пугать ее, жизнь стала намного светлее.

Проанализировав рабочие программы по литературе 5-8 классов, мы понимаем, что современной подростковой литературе в школьном курсе не уделяется должного внимания. Конечно, мы сможем найти произведения, где главный герой – подросток, например: «Никита» А.П. Платонова, «Васюткино озеро» В.П. Астафьева, «Сказание о Кише» Джека Лондона, «Уроки французского» В.Г. Распутина и так далее. Но современная литература, учитывая интерес подростков читать о сверстниках, отображает в своих произведениях то, с чем ежедневно сталкивается любой ребенок – внутрисемейные конфликты, проблемы в учебе, отношения в коллективе сверстников и т.д. Подростковая литература помогает ребенку заглянуть внутрь себя, а также понять сложный мир взрослых, в который ему предстоит вступить. Исходя из вышесказанного, мы понимаем важность включения в программы произведений современных авторов. Многие подростки утверждают, что не любят читать. Но чтобы ребенок захотел читать, он должен найти свой интерес в той или иной книге. Если мы рассмотрим такое понятие, как «интересная книга», то здесь найдем захватывающий сюжет и интересные жизненные ситуации в пределах подросткового опыта.

Обратимся к статье М.А., Новиковой, С.Б. Тайсаевой, Т.Ю. Овсянниковой «Исследование отношений современной молодежи к чтению» [5]. Здесь мы отмечаем интересную тенденцию: из-за бурного развития электронных информационных технологий современные подростки гораздо чаще обращаются к источникам в сети Интернет, чем к бумажным книгам. Вопросы и проблемы, которые поднимает автор в статье – первая любовь, жизненный успех, поиски себя, самоопределение, первые шаги к цели. Также важно обратиться к статье В.П. Чудиновой «Популярные книги в чтении подростков», благодаря которой мы можем сделать вывод, что тинэйджерам необходимы книги о своих сверстниках, которые помогли бы им приспособиться в окружающем их мире [9, с. 41].

Проанализировав литературу, предлагаемую сегодняшним подросткам, мы приходим к выводу, что эти художественные произведения хоть и актуальны, но слабо представлены в учебной программе. Не накоплен еще достаточный методический опыт по изучению подобной литературы в школе, хотя наблюдается возрастающий интерес к современной литературе о подростках со стороны педагогов и ученых.

Методические рекомендации к изучению современной литературы в школе на примере повести Дарьи Доцук «Голос»

Повесть может быть предложена восьмиклассникам в курсе предмета «Русская родная литература». Например, данное произведение указано в рабочей программе «Родная литература 5-9 классы» М.И. Пушкиной в разделе «Современная литература. Проза о подростках и для подростков последних десятилетий» [7]. На изучение «Голоса» согласно этой программе выделяется всего один учебный час. Следовательно, за довольно короткий период времени необходимо раскрыть жизнь современного подростка в мире взрослых. Если же учебное заведение работает по иной программе, то данный урок можно провести в формате внеклассного занятия.

При обращении к повести целесообразно использование эвристического метода, предполагающего разделение учебного материала (в нашем случае – это повесть «Голос») на отдельные элементы, в которых преподавателем будут поставлены определенные задачи, разрешаемые учащимися. Также мы можем предложить интегрированное обучение с психологом.

При изучении повести «Голос» в школе важно сконцентрировать внимание на отдельных ярких сценах. Конечно, было бы намного лучше изучить произведение полностью, но так как школьной программой выделяется не так много часов на изучение современной литературы, нам важно всего за один учебный час добиться того, чтобы ученик смог проникнуться повестью и выработать свое отношение к герою. Поэтому важно отобрать несколько ключевых ситуаций из романа.

Перед изучением повести во время этапа целеполагания и мотивации мы можем показать учащимся заглавную иллюстрацию к книге. На данном этапе будут уместны следующие вопросы «Что изображено на иллюстрации?», «Какое настроение передает картина?», «Как вы думаете, о чем будет эта книга?». Преподаватель может обратить внимание на заглавие книги, его хаотичность и величину шрифта по сравнению с персонажем внизу картины. Возможно, ответы учащихся будут далеки от идей самого произведения, но здесь не так важны правильные ответы. Необходимо мотивировать учащихся на последующие чтение, а также на реализацию следующих целей: изучить образ главного героя, проблемы, с которыми он сталкивается в период своего взросления, и пути их решения.

Для первичного ознакомления с текстом мы можем предложить учащимся выразительно прочитать фрагмент из первой главы «Это случилось 21 ноября в 8:14 утра. Несколько секунд, которые длятся слишком долго. Которые ты будешь носить в себе и проживать снова и снова, как будто остальные воспоминания стерты. У меня не было никаких предчувствий. Я ехала в школу. До школы две остановки на метро, всего четыре минуты. Скоро эти четыре минуты покажутся мне пропастью. Сегодня тест по физике. Зато после уроков можно поехать в книжный и спокойно провести там часа два-три. В том, что будет физика и будет книжный, я была уверена так же, как в том, что второго октября становлюсь на год старше. Поезд гудел, свистел, грохотал и раскачивался. Никто не застрахован от несчастного случая или катастрофы. Поезд вынырнул из тоннеля. На платформе уже нетерпеливо выстроились пассажиры, готовые запрыгнуть внутрь. Все было, как всегда. А потом произошел взрыв» [1, с. 3].

На данном уроке мы будем отдавать предпочтение выразительному чтению, так как оно дает возможность проникнуть в суть произведения, а также поможет понять внутренний мир героя. Более того, такое чтение углубляет понимание детьми выразительных средств устной речи, ее красоты и музыкальности, служит образцом для учащихся. После чтения текста у учащихся создается первичное представление о герое. Саша, отправляющаяся в школу, попала в теракт. Мы можем поинтересоваться у учащихся, как данная ситуация может повлиять на жизнь человека? Теракт не может оставить людей равнодушными. Скорее всего, кому-то могут сниться страхи по ночам, кто-то может пребывать в депрессии, а некоторые могут начать винить себя в смерти других людей. Жизнь может разделится на «до» и «после». То же самое произошло с Сашей, она никак не могла предвидеть, что окажется в соседнем с взорвавшимся вагоне метро во время теракта.

При чтении второй и третьей глав следует предложить учащимся заполнить кластер на выявление проблем, с которыми сталкивается Саша. Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо проблемной темы. Составление кластера на уроке литературы способствует не только раскрытию идейного содержания художественного произведения, но и осмысленному деятельностному подходу обучающихся. Помимо структурирования нового материала, кластеры целесообразно использовать при повторении и закреплении, а также в качестве опоры при написании творческих работ.

В кластер следует включить следующие разделы:

После прочтения второй главы мы сможем проанализировать как физическое, так и психологическое состояние Саши. К физическому состоянию отнесем следующие показатели: приливы жара или холода, боль в груди, сердцебиение, сухость во рту, тошнота. К психологическому – ощущение надвигающиеся беды и окружающей опасности, страх умереть или просто беспредметный страх, робость и скованность. Данное исследование расширяет кругозор учащегося, а также поможет ему в ситуации, если кто-то, или он сам, столкнется с паническими атаками.

При анализе отношений главного героя с окружающими людьми следует предложить командную работу. Для этого необходимо разделить каждую команду на три ряда и предложить каждому из учащихся заполнить свой столбик: мама, папа или одноклассники. Групповая работа на уроке формирует умение коллективного творчества, учит работать сообща и сотрудничать. Ученики же оказываются именно в тех условиях, когда им интересно высказать свои мысли, так как тема отношений с родителями и одноклассниками им особенно близка. Более того, в коллективной работе каждый может ощутить свою значимость и внести в работу элементы соревнования. После работы каждая команда представляет свою работу.

После заполнения кластера открывается следующая картина: мать обеспокоена, водит Сашу по врачам, но не знает, как ей помочь. Она верит, что можно просто обнять дочь, успокоить ее и тогда все пройдет. Мать старается показать свою заинтересованность в проблеме Саши, проявить заботу, волнение. Отец не понимает происходящего. Он выступает против обращения к врачам, ему кажется, что нужно просто взять себя в руки и все само наладится. В понимании отца Саши ничего страшного не случилось, если медицинская аппаратура не обнаруживает явных проблем со здоровьем. Одноклассники начинают растерянно избегать общения, а педагоги элитной лингвистической гимназии хотят видеть у себя успешных учеников и намекают, что болеть лучше в другом месте.

Перед тем, как начнется изучение того, как была решена проблема главного героя, можно спросить у ребят, что бы они посоветовали Саше в данной ситуации? Так как возраст главного героя примерно совпадает с возрастом учащихся восьмого класса, ученикам будет легче дать совет, к тому же, многие подростки сталкиваются с проблемами в семье и среди сверстников. После того, как школьники поделятся своими советами, можно рассмотреть способы преодоления проблем, как это представлено в повести, а затем сравнить их с ответами учащихся. На данном этапе мы можем предложить беседу с учениками, так как последующие способы борьбы главного героя с паническими атаками могут помочь также при стрессе или меланхолии, с чем сталкивается практически каждый человек.

После чтения каждой главы ученики выписывают основные моменты, повлиявшие на улучшение самочувствия Саши. Для того чтобы вызвать дополнительный интерес у учащихся, можно предложить им заполнить рецепт изготовления «Зелья от грусти и печали». Ученикам выдается распечатанное изображение колбы, куда они будут добавлять (вписывать) разные компоненты для создания «зелья».

Для того чтобы проследить изменения состояния главного героя и выделить способы решения его психологическим проблем, можно выделить несколько интересующих нас глав повести. Это восьмая глава, где ярко описано времяпрепровождение Саши с бабушкой. «По вечерам мы, как настоящие английские леди, садились у камина, пили ромашковый чай из фарфоровых чашек и читали, обмениваясь отрывками и впечатлениями», «Рядом с бабушкой, под ее теплым понимающим взглядом, я потихоньку проваливалась в детство. Бабушка словно припрятала его в коробке с овсяным печеньем, и с каждым кусочком я становилась младше. Мне нравилось это ощущение – как будто изнутри тебя укутали мягким одеялом» [1, с. 35].

Затем можно взять небольшие отрывки из девятой, десятой, одиннадцатой, начала четырнадцатой и семнадцатой глав. В данных главах бабушка приводит Сашу в библиотеку, где по воскресеньям собирается литературный клуб старшеклассников. После долгой нерешительности, описанной в вышеупомянутых главах, Саша вступает в клуб. Ребята читают рассказы, обсуждают прочитанное, спорят. Рассказывая о чужих судьбах, о чужих мыслях и переживаниях, каждый невольно рассказывает и о себе. Саша, наконец, понимает, что ее мнение важно для этих ребят и вступает с ними в диалог. Также нам важно обратить внимание на концовку двадцать второй главы, где у Саши случается приступ панической атаки на глазах у ее новых друзей: «Я ожидала, что они скривятся, отпрянут, создадут вокруг меня "мертвую зону". А они обступили, загородили от чужих глаз» [1, с. 119].

Именно в таких стрессовых ситуациях мы видим проявление заботы и, тем самым, настоящей дружбы, которая помогает преодолеть прилив паники и страха. В двадцать седьмой главе бабушка дает один из важных советов Саше: «Ну что ты, девочка моя, твоя жизнь не остановилась. Это и есть жизнь. Болезнь, преодоление болезни – это все жизнь. Болезнь уйдет тогда, когда уйдет. Не надо ее поторапливать. А пока она здесь, нужно искать мира в душе, сосредоточиться на себе, а не на том, кто что скажет и подумает… Не волнуйся. Везде, где надо, ты успеешь. Для учебы никогда не поздно. Жизнь не осталась там, откуда ты уехала. Жизнь вокруг тебя. Посмотри, у тебя есть люди, с которыми тебе интересно и которым интересно с тобой. Это ведь большое дело – встретить таких людей. Ты себя как в тисках держишь. Отпусти! Не оглядывайся ни на кого. У тебя свой путь, по чужому пройти не получится. Подумай, что сейчас нужно тебе самой. Кроме тебя этого никто не знает. Ни мама, ни папа, ни я. Только ты сама» [1, с. 137]. Здесь мы видим совет не только для Саши, но и для всех подростков, так как чаще всего проблема поиска самого себя, своего пути встает именно перед подростками. Данный отрывок будет служить своеобразным успокоением для учеников и ответом на многие вопросы.

Таким образом, мы выделяем следующие способы преодоления панических атак и записываем их как компоненты для «зелья»: смена обстановки, новое увлечение, понимающие друзья с общими увлечениями, умение делиться проблемами с близкими, умение находить время на единение с собой, чтобы найти свой путь или понять себя. В качестве домашнего задания можно предложить ученикам развернуто ответить на вопрос: «Почему повесть Дарьи Доцук называется "Голос"?»

После разбора ключевых моментов произведения мы имеем представление о Саше, о ее проблемах и путях их решения. Работа с повестью Дарьи Доцук «Голос» может повлиять на развитие умения учащихся понимать окружающих людей и, тем самым получить эмоциональный отклик школьников.

В повести «Голос» автор затрагивает широкий круг проблем, свойственных подрастающему поколению: преодоление страха и взаимоотношение девочки-подростка с родителями, сверстниками, окружающими людьми. Думая над тем, как происходит развитие личности подростка, каковы пути борьбы с паническими атаками, Дарья Доцук пишет автобиографическое произведение. Характер Саши раскрыт с помощью приема психологизма через форму монолога-исповеди с читателем. Основная мысль книги заключается в том, что со страхом можно бороться и его можно победить. Повесть «Голос» – своего рода терапия для читателя. Дарья Доцук помогает подросткам принять себя, свою чувствительность и ранимость, помогает научиться открываться перед другими людьми, не замыкаться в себе и в своих чувствах.

 

Список литературы:

1. Доцук Д. Голос. М.: Самокат, 2017. 194 с.

2. Костина М.П. Особенности применения библиотерапии в работе с дезадаптированными подростками. // Молодой ученый. 2017. № 9 (143). С. 276-278.

3. Мегре М. Почему родители не понимают подростков [Электронный журнал] // Портал «Рост.Медиа» [сайт]. 03.02.2021. URL: https://bit.ly/3a2H95x (дата обращения: 18.03.2022).

4. Мясищев В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / Под ред. А.А Бодалева. М.: МОДЭК, 2004. 398, 1 c.

5. Новикова М.А., Тайсаева С.Б., Овсянникова Т.Ю. Исследование отношения современной молодежи к чтению [Электронный ресурс] // Молодежный научный форум. Гуманитарные науки: электронный сборник статей по материалам V Студенческой международной заочной научно-практической конференции. 2013. № 5 (5). URL: https://bit.ly/3xXTYGh (дата обращения: 18.03.2022).

6. Обо мне [Электронный ресурс] // Блог Дарьи Доцук [сайт]. 2022. URL: https://bit.ly/3Ow29Rd (дата обращения: 18.03.2022).

7. Рабочая программа «Родная литература 5-9 классы» / Сост. М.И. Пушкина [Электронный ресурс] // Инфоурок [сайт]. 2021. URL: https://bit.ly/3I2NhqY (дата обращения: 29.06.2022).

8. Санинский В.И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 87-92.

9. Чудинова В.П. Популярные книги в чтении подростков // Школьная библиотека. 2014. № 11. С. 40-42.

 

Сведения об авторе:

Хуззятуллина Татьяна Владимировна – студентка факультета филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации Педагогического института Тихоокеанского государственного университета (Хабаровск, Россия).

Data about the author:

Khuzzyatullina Tatiana Vladimirovna – student of Philology, Translation and Intercultural Communication Faculty of Pedagogical Institute, Pacific National University (Khabarovsk, Russia).

E-mail: t.khuzzyatullina@mail.ru.