№ 4, 2022

Мельков А.С. Десять лет журналу «Studia Humanitatis»

25 января 2023 г. Международному электронному научному журналу «Studia Humanitatis» исполнилось десять лет. За эти годы журнал прошел интересный и успешный путь, став узнаваемым и востребованным научным изданием не только в России, но и за рубежом. На сегодняшний день в журнале опубликовано 820 статей, а архив насчитывает 38 выпусков. В журнале открыты тематические рубрики по истории, педагогике и методике преподавания, политологии и праву, психологии, теологии, филологии и философии. Уже десять лет журнал достойно несет свою благородную и важную миссию, содействуя развитию гуманитарного образования и науки в России и за ее пределами. Многие из наших авторов успешно защитили кандидатские и докторские диссертации, опубликовав на страницах «Studia Humanitatis» результаты своих научных исследований. Символично, что в юбилейную годовщину журнала вышел в свет очередной номер издания (2022, № 4). В этом выпуске опубликовано двадцать статей. Нашими авторами стали представители учебных заведений и научных организаций восьми стран: России, Дании, Польши, Венгрии, Индонезии, Таджикистана, Казахстана и Азербайджана. Журнал «Studia Humanitatis» всегда открыт для интеллектуальных дискуссий и обмена мнениями по широкому кругу научных вопросов.

Rahimova E.R. Oriental motifs in the novel “Eugene Onegin” by Alexander Pushkin

It is known that the East and the Eastern literature were in the centre of constant attention of Russian readers during the Golden Age of Russian poetry. The researchers of the oriental theme in Alexander Pushkin’s works have noted his deep awareness of the Eastern literature and culture. Pushkin’s novel in verse started by him after his first trip to the North Caucasus was completed after the trip to Turkish Arzurum. Oriental motifs in the novel “Eugene Onegin” by Pushkin are analysed in the article. These motives occupies a certain place in the ideological and artistic structure of the novel in verse, which turned to be a kind of connecting link in Pushkin’s creative comprehension of the East, an important niche between his romantic and realistic works.

Ashrapov B.P. Morphological peculiarities and level of usage of the preposition “bar/on” in Tajik literary language appertaining to the 18th century (on the example of historical writing referred to as “Tuhfat-ul-khoni” by Muhammadvafo Karminagi)

The article under consideration dwells on the issue beset with morphological peculiarities and the level of usage of the preposition “bar” in the Tajik literary language appertaining to the 18th century (on the example of historical writing referred to as “Tuhfat-ul-khoni” by Muhammadvafo Karminagi). It is underscored that in the prosaic literary production belonging to the 17th and 18th centuries the relevant preposition, like today, is primarily resorted to indicate a direction and place. The importance of the theme explored lies in consideration of morphological peculiarities of the preposition “bar” using comparative-historical and statistical methods, determination of its distinguishing peculiarities based on the scientific-historical writing depicting the historical events of various families of the 18th century. Into the bargain, the given proposition participates in the formation of certain composite adverbs and used as a synonym of other original and compound prepositions. It is worth mentioning that the preposition “bar” in the language of “Tuhfat-ul-khoni” is similar to the modern Tajik literary language structurally and grammatically. Adducing the result of the analysis beset with the theme, explored one can conclude the given preposition occurs to the lesser extent in term of its level of usage than other original ones.

Вальчак Д. Как верующему разобраться в гуще сцен и персонажей? Многофигурные и многосоставные композиции в русской иконописи XVII-XIX вв.

Статья посвящена многофигурным и многосоставным композициям, характерным для русской иконописи XVII-XIX вв. Иконы, на которых изображено вместе несколько святых или сцен из Священного Писания, или на которых одновременно представлено несколько образов Спасителя или Божией Матери, размещали как в храмах, так и в частных домах. Автором проанализированы конкретные изображения, характерные для такого типа композиций, и представлена собственная классификация многосоставных икон. В статье указаны причины возникновения многофигурных и многосоставных образцов русской иконописи, а также установлена связь этого явления с общественно-культурным влиянием Западной Европы.

Федченко О.Д. Происхождение гидронимов Скандинавии: две основы

Статья посвящена лингвистическому анализу гидронимов Скандинавии. Рассматривается происхождение названий крупных рек Норвегии и Швеции. Определено, что этимология изученных гидронимов имеет объяснение в кельтской и балтской языковой среде. Причем, каждый языковой ареал имеет свою территорию распространения. Названия рек имеют этимологию, родственную таким понятиям, как «река», «русло», «поток», «течение». Гидронимы представлены глаголом 3-го лица единственного числа настоящего времени. Проведенное исследование дает возможность уточнить археологические и исторические аспекты миграции древних людей на Скандинавском полуострове.

Курулёнок А.А. Идея И.Г. Добродомова об умлаутном преобразовании древнерусских гласных фонем <е> и <ě>

В статье речь идёт о системном подходе к изучению истории древнерусских гласных фонем и . Она рассматривается с позиций идеи умлаутного преобразования, высказанной профессором Московского педагогического государственного университета И.Г. Добродомовым (1935-2022). Это приводит к новому пониманию некоторых историко-фонетических процессов в русском вокализме, в частности в зонах переднего ряда и среднего подъёма. Утверждается, что в русском языке старая фонема исчезла, а старая фонема сохранилась. Последняя количественно и качественно усилилась за счёт дефонологизации первой.

Maziarczyk G. “I am with you”: second-person narration in Ron Butlin’s novel “The sound of my voice”

The article analyses the use of second-person narration in Ron Butlin’s first novel “The sound of my voice”. On the basis of narratological studies the author identifies the major features of this experimental narrative mode, in which the protagonist and the addressee are a single character addressed by the second-person pronoun. Butlin’s work employs you in reference to the protagonist, a 34-year-old alcoholic, and the figure of the narrator becomes visible only towards the ending of the novel. The communicative structure of the work reflects the unstable mental state of the protagonist. Second-person narration embodies his split personality, in which “I” and “you” represent different aspects of the same man. His long monologue dramatizes his recovery from self-destructive behaviour through self-acceptance and coming to terms with the past. By putting the reader in the position of a co-witness to this process, “The sound of my voice” develops an evocative depiction of a fractured self.

Шарипов М.М. Военно-политическое противостояние Гуридов с Сельджукидами в середине XII в.

Автором впервые в историографии сделана попытка, опираясь на письменные источники и научную литературу советского и постсоветского периода, осветить военно-политическое соперничество таджикского государства Гуридов с Сельджукидами в середине XII в. и обстоятельства возникновения государства Гуридов. В середине XII в. знаменитый падишах Гуридского государства Ала-ад-Дин Хусайн ликвидировал империю Газневидов. Кроме того, Ала-ад-Дину удалось добиться независимости от Сельджукидского государства. Эти факторы стали причиной развития социально-экономической, политической и военной сферы государства Гуридов. Середина XII и начало XIII вв. являются периодом расцвета государства Гуридов.

Пирожкова С.В. Патристическая антропология и будущее науки

В статье предлагается критический анализ книги Е.П. Аристовой «Амвросий Медиоланский и Аврелий Августин о душе», интерпретация значения этой работы и в целом исследований патристической антропологии для проблематики развития науки и перспектив европейской культуры. Реконструируемые Е.П. Аристовой учения о душе задают остов возможной эвристики размышлений о человеке в целом и о субъектности в различных областях социокультурного процесса, в том числе в сфере научно-технической и социально-экономической политики. Автором показано, что если для новоевропейской философской и научной мысли определяющим было понимание человека как образа и подобия Божьего и, соответственно, как Творца, то учения Амвросия Медиоланского и Аврелия Августина раскрывают образ грешника, виновного в отпадении мира и поэтому призванного с помощью Бога восстановить нарушенный изначальный порядок. В статье предлагается заменить идею греха идеей ответственности за принятия решений, имеющих большой масштаб последствий, одновременно указывается на необходимость экзистенциальной фундированности принципа ответственности ‒ представления о бытийственном значении действий отдельного человека, меняющих мир в позитивную или негативную сторону (добро ‒ зло, порядок ‒ хаос, красота ‒ безобразность). Автор утверждает, что идея восстановления первоначального порядка корреспондирует с эпистемологическим реализмом − в противовес идее волюнтаристского (и в этом подобного божественному) творчества, которая соотносится с эпистемологическим конструктивизмом.

Наурыз Г.О. Трансформация образа дьявола в тяжелой музыке: сравнительный анализ в контексте поджанров метала

В статье рассматривается видоизменение образа дьявола в тяжелой музыке. Жанровая классификация предполагает изучение в поджанрах экстремального метала без учета жанров рок музыки. Экстремальный метал отличается от более медийных жанров метала небольшим количеством слушателей, что делает данный стиль непопулярным в мировых музыкальных чартах. Это является основной причиной незаинтересованности академического круга в изучении данной темы. Основным методом исследования является аудиовизуальный анализ. В качестве отправной точки, после которой использование образа дьявола в тяжелой музыке стало еще более популярным, является сатанинская истерия 1980-х гг. Автором сделан глубинный анализ шести музыкальных треков, принадлежащих к европейской и американской экстремальной музыкальной индустрии. В заключение глубинного аудиовизуального анализа, автор пришел к выводу, что трансформация образа дьявола приобрела социально значимый характер из-за угроз повторения конфликтов между Церковью и антирелигиозно настроенными группами людей.

Pages