юмор

Khrul A., Khroul V. Humour in media discourse on religion as a factor of conflict

Humour is located in the sensitive areas of the two basic human freedoms: the freedom of expression and the freedom of belief. The paper is focused on humour in media discourse on religion as a factor of conflict and examines important factors underexposed. According to the results of the pilot project, conducted in Russia, the approaches and attitudes towards humour as a well as a will for compromise and consensus differ in Orthodox Christian, Muslim, Jewish, Catholic and Protestant communities. Authors suggest the mapping the “zone of mutual responsibility” of journalists and religious leaders will lead to elaborating the “pact on humour” between them. For the future research authors propose to analyse the religious and ethnic factors in the formation of a sense of humour and culture of laughter in general in order to have more detailed picture on strictly religious sensitivity towards humour.

Хруль А.В., Хруль С.В. Юмор в песнях Булата Окуджавы и Яцека Качмарского: опыт функционального анализа

В статье рассматриваются функции юмора в песнях бардов России и Польши. Авторы анализируют песни и стихи двух выдающихся авторов: Булата Окуджавы и Яцека Качмарского с явным юмором (ирония, оксюморон и сатира) и использует методы структурного, содержательного и функционального анализа. Во второй половине XX века бардовская песня в России и Польше была средством самовыражения и широко использовала юмор и иронию в качестве критического инструмента и понятного призыва к социальным изменениям. Взяв этот феномен за отправную точку, авторы провели анализ социокультурных механизмов взаимопонимания и обнаружили связующий эффект юмора для аудитории. Авторы утверждают, что смех бардовских песен разрушает иерархические социальные структуры и барьеры между людьми, ведя к интеллектуальному и эмоциональному единению. Кроме того, в статье четко прослеживаются две доминирующие функции юмора в песнях и стихах Окуджавы и Качмарского: интегрирующая и дифференцирующая. Первая усиливает стремление обоих поэтов добиться взаимопонимания между слушателями и способствует социальному единению. Вторая функция дифференцирующая, она служит способом разделения и противопоставления тех групп, которые выработали иное мировоззрение, основанное на других ценностях. Обе функции юмора в песнях бардов формируют мировоззрение, усиливают рефлексию и ставят под сомнение окружающий социальный порядок.