Мельков А.С. Рецензия на учебник: Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

DOI: 10.24411/2308-8079-2020-00007

УДК 167:371.67

РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК: ПОНКИН И.В., РЕДЬКИНА А.И.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

И ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИТИКИ

Мельков А.С.

Статья представляет собой рецензию на учебник по методологии научных исследований и прикладной аналитики. В учебнике подробно и доступно представлены объяснения сути, природы и онтологии аналитики как рода специфической мыслительной деятельности и как ее продукта. Авторами подробно описан целый ряд методов научных исследований и прикладной аналитики, а также объяснены значимые концепты в основе их организации и осуществления. Отличительной особенностью данного учебника является система представления излагаемого материала и форма его подачи, которая приближает издание к жанру научной монографии. Учебник оценивается рецензентом как цельное, завершенное научно-методологическое и учебно-науковедческое издание, актуальность, необходимость и важность которого очевидна.

Ключевые слова: методология научных исследований, прикладная аналитика, учебник, научный концепт, методы научного исследования, язык науки.

 

TEXTBOOK REVIEW: “METHODOLOGY OF

SCIENTIFIC RESEARCH AND PRACTICAL ANALYTICS”

BY I.V. PONKIN AND A.I. REDKINA

Melkov A.S.

The article is a textbook review on methodology of scientific research and practical analytics. The textbook provides detailed and accessible explanations of the essence, nature, and ontology of analytics as a nature of specific mental activity and as its product. The authors describe in detail a number of scientific research methods and applied analytics, as well as the explanation of the significant concepts underlying their organization and implementation. The main feature of this textbook is the system of the material presentation and the form of its explanation, which makes the publication closer to the scientific monograph genre. The textbook is evaluated by the reviewer as a solid, completed scientific-methodological and educational publication, which relevance, necessity and importance is evident.

Keywords: methodology of scientific research, practical analytics, textbook, scientific concept, scientific research methods, language of science.

 

Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». М.: Буки Веди, 2020. 365 с.

Выход в свет учебника, посвященного тематическому горизонту методологии научных исследований и прикладной аналитики, подставляет собой значимое и, несомненно, важное явление в современной отечественной научно-образовательной литературе. Издание подготовлено коллективом авторов в составе доктора юридических наук, профессора кафедры государственного и муниципального управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) Игоря Владиславовича Понкина и кандидата юридических наук, доцента кафедры спортивного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА) Алены Игоревны Редькиной.

При всем богатстве и разнообразии отечественных учебных пособий и трудов по методологии науки они не могут в полной мере соответствовать тем высоким критериям и стандартам организации научных исследований, которые сегодня приняты в мировой науке. Как справедливо пишут авторы рецензируемого учебника, «большинство российских изданий, заявляемых как направленные на научение методологии исследований, в лучшем случае, посвящено (в стиле: "пособие для чайников") тому, как организовать диссертационный процесс, как оформить диссертацию или дипломную работу и связанные с ними документы, но только – не тому, как исследовать, познавать, мыслить, обобщать, писать, дискутировать, рецензировать» [1, с. 8].

В современной России небрежность в подготовке научных кадров, и, как следствие, неправильная организация научной работы уже привели к большому числу серьезных проблем, начиная от деградации отечественной науки в целом и размывания таких понятий, как «ученый», «аналитик», «эксперт» и, заканчивая отсутствием у исследователей элементарной культуры взаимного уважения, утратой культуры научного общения.

Как справедливо говорят авторы учебника, «сегодня на уровень управления наукой в стране пришел целый слой людей, по большей части просто не понимающих, что такое есть наука, и не способных понять, что "сочинительство" для "выгона листажа", для "нагона численных параметров цитирования" и для "обретения счастья попадания в два коммерческих англосаксонских индекса" – никакого отношения к науке не имеет, но упрямо привносящих свои ненаучные взгляды и требования в науку» [1, с. 7].

Желая исправить такое безрадостное состояние вещей в отечественной науке, авторы задались высокой и благородной целью – обратиться к вопросу о необходимости возрождения и налаживания надлежащего систематического обучения методологии научных исследований и прикладной аналитической работы, а также к вопросу о приоритетном реальном развитии такой методологии.

Рецензируемое издание подготовлено с учетом опыта многолетней работы авторов в области науки и в сфере прикладной аналитики. Так И.В. Понкин в течение нескольких десятков лет, как только позволяла того возможность, опрашивал руководителей аналитических подразделений различных российских и иностранных организаций (Франции, Китая, США и др.) о том, на основе каких пособий и изданий они обучают молодые научные кадры и каковы методики подготовки аналитиков. Таким образом, некоторые из полученных ответов помогли сформировать концепт учебника. Кроме того, по свидетельству И.В. Понкина, им в течение 15 лет производились опросы отдельных председателей и членов диссертационных советов на предмет того, как именно они осуществляют свое научное руководство аспирантами и научное консультирование докторантов [1, с. 20]. Полученные сведения, совмещенные с авторской рефлексией личного опыта длительной работы в диссертационных советах и обширным опытом научного руководства, повлияли на структуру, содержание и модальность рецензируемого учебника.

По замыслу авторов, учебник посвящен самым значимым вопросам научения, и он адресован не только молодым ученым, только начинающим свой путь в науке, но и профессионалам, поскольку настоящий профессионал готов всегда продолжать учиться, обновляя свои познания в методологии научного исследования. Ведь даже само по себе обращение к научной и аналитической методологии является очень полезным и сильным средством умственных упражнений, орудием развития интеллекта. Тем более, такое обращение чрезвычайно важно и необходимо для людей науки, оно способно самым лучшим образом помочь им в их ученых занятиях.

Очень ценно и важно, что авторы исходят из традиционной модели подготовки исследователей, которых «надлежит учить научной методологии в классическом понимании, а не в искаженной модальности последних десятилетий нашей российской действительности. Следует учить не тому, как "скрыть не только от оппонентов, но и от себя самого отсутствие в исследовании оригинальной идеи", не "искусственно нагонять степень цитируемости" и "обманывать компьютерные системы, выявляющие плагиат", не "быть в тренде научной моды", не фальсифицировать практическую значимость (в немалом числе случаев, на поверку – совершенно мнимую), а именно научным исследованиям, их методологии, в настоящем понимании всего этого» [1, с. 12].

На страницах своего учебника авторы говорят о том, что исследователей следует учить научной методологии «в развитие», т.е. динамично, критично, с постоянным самосовершенствованием навыков и умений. В издании также затрагивается вопрос важности обучения научной лексике, научной речи и научному письму, способствуя тем самым выработке авторской стилистики научного письма, формируя академическую научную культуру уч еного.

Нехватка такой культуры – бич нашего современного научного сообщества. Вот как говорят об этом авторы: «Надлежащее обучение академическому научному письму в российском образовании и науке – это сегодня большая редкость. И это весьма недооцененная проблема с серьезными негативными последствиями. Отсюда некачественный стиль письма не только у множества начинающих (коим, может, и простительно), но хуже всего – у немалого числа облеченных учеными степенями и званиями ученых. Отсюда – нередко беспредметные споры (не по существу) на заседаниях кафедр, диссертационных советов, экспертных советов ВАК. Отсюда много других проблем отечественной науки» [1, с. 14].

В этой связи, конечно же, следует учить и искусству научной дискуссии. Необходимо учить и научному рецензированию, которое также в настоящее время находится на очень низком уровне, часто формализовано, шаблонно и примитивно. И.В. Понкин справедливо указывает, что «в идеале, хорошая, добротная рецензия на книгу – это неотъемлемый спутник самой книги. И нередко бывает так, что книга, с момента первого своего издания получившая серьезную рецензию, так с этой рецензией в связке и пройдет всю жизнь» [цит. по: 1, с. 15].

Научение методологии науки и методологии прикладной аналитики позволяет подготовить экспертов высокого профессионального уровня. Об этом справедливо говорят авторы, когда отмечают всю важность такой подготовки и одновременно подчеркивают ее несовершенство в современной отечественной образовательной модели. «Имеющиеся в России направления высшего образования в части подготовки судебных экспертов (бакалавров и магистров) в некоторых вузах – это, что называется, "галопом по Европам". Выпускается "универсальный эксперт", то есть на самом деле – никакой» [1, с. 17]. В действительности же экспертная деятельность требует как навыков научной деятельности, так и навыков прикладной аналитики. И всему этому будущих экспертов необходимо учить.

В рецензируемом учебнике авторы отошли от традиционной шаблонности, характерной для подобного рода изданий, исключив формальный блоков вопросов к темам, рассчитывая на то, что каждый сможет самостоятельно сформулировать вопросы для проверки. Этот же принцип касается и списка рекомендуемой литературы, которую можно легко самостоятельно отыскать в многочисленных сносках. Ведь сама подача материала в издании структурирована таким образом, что в тексте встречается большое число цитат, пояснений и отсылок.

Фактически формат рецензируемого учебника приближен к жанру научной монографии как в системе представления излагаемого материала, так и по форме его подачи. Эта характерная особенность издания выгодно отличает учебник из массива аналогичной литературы, делая его уникальным, интересным и полезным для широкого круга читателей. Издание адресовано руководителям и сотрудникам научных организаций, аналитических центров (организаций, подразделений), научным работникам и профессорско-преподавательскому составу образовательных организаций, заказчикам и потребителям прикладных аналитических и научных произведений (продуктов), аспирантам и докторантам, студентам вузов, а также всем, кто интересуется обозначенным тематическим горизонтом.

Учебник «Методология научных исследований и прикладной аналитики» состоит из введения, четырех глав и заключения. Такая классическая схема построения учебного издания четко его структурирует, проста для восприятия и понята по содержанию.

Первая глава «Онтология научных исследований и прикладной аналитики» состоит из 10 параграфов, в которых последовательно и подробно разбираются понятия «наука», «прикладная аналитика», «научный концепт». Далее говорится о том, что такое дизайн исследовательского произведения (продукта), раскрываются начало и отправные точки научного исследования, анализируются параметры его содержательной глубины, сложности, научной ценности и значимости. Отдельно определяются параметры ясности и целостности исследовательского произведения.

Во второй главе «Язык науки и прикладной аналитики» в трех параграфах раскрывается содержание индивидуального стиля научного письма, исследуется понятие сложной научной лексики и сложных конструкций формулировок в научном и прикладном аналитическом исследовании, а также указываются особенности инженерного стиля научного письма (короткие формулировки в научном и прикладном аналитическом исследовании).

Третья глава «Методы научных исследований и прикладной аналитики» содержит 19 параграфов, где представлено краткое обозрение методов анализа, синтеза, абстрагирования, дедукции, индукции, классификации, моделирования и аксиоматического метода. Далее раскрывается понятие гипотезы, описываются методы оперирования гипотезами и метод абдукции, разбираются принципы цитирования. Затем изучаются методы проб и ошибок, аппроксимации, формализации, сравнения, аналогии, идеализации, конкретизации и обобщения.

В четвертой главе «Некоторые специальные методы аналитики», состоящей из трех параграфов, объясняется содержание методов интуитивной аналитики, метода фреймирования и методов эксплицитно-структурированного, имплицитно-структурированного и дескриптивно-экспликативного теоретизирования.

В заключении авторы поднимают проблему «аналитического паралича» и «обломовщины в науке», которые по их справедливому мнению достигли колоссальных масштабов. С этим трудно не согласиться, особенно, если речь идет о набившей оскомину наукометрии, пресловутой публикационной активности автора, бесконечной гонке по увеличению индекса Хирша и прочих новомодных критериях оценки так называемой «эффективности» научно-педагогических работников. Когда происходит «оценивание ученого не по действительному вкладу в науку, а по тому, сколько раз этот ученый посягнул на "священные" коммерческие интересы бизнес-научных журналов, републиковав одну из сотен своих статей (как, например, активно обсуждалось во время выборов в Российскую академию наук в 2019 году), или сколько раз ему удалось опубликоваться (в большинстве случаев – читай: за деньги) в англоязычных журналах двух англосаксонских коммерческих индексов. Еще одна серьезная проблема – дефектность отечественной системы передачи научно-методологического знания» [1, с. 359]. И это происходит в то самое время, когда за границей в университетах и научных центрах уже давно активно и успешно издается серьезная монографическая и учебно-образовательная литература по проблематике методологии научных исследований и прикладной аналитики.

Большой проблемой, по мнению авторов, также является традиционная вузовская практика подготовки и сдачи рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций, когда при этом в абсолютном большинстве случаев студентов не учат ни писать научные тексты, ни мыслить, ни познавать, ни научно подбирать и перерабатывать информацию. А потом выпускники университетов приходят на аналитическую работу в правоохранительные органы, на государственную службу или в крупные коммерческие корпорации и финансовые организации, и их приходится обучать азам аналитики и научной методологии с нуля.

Фактически в России сегодня существует хоть и положительный, но лишь очень малый, персональный или очаговый опыт качественного преподавания научной и прикладной аналитической методологии, когда студентов и аспирантов действительно учат мыслить, познавать и исследовать. Авторами рецензируемого учебника перечисляются имена этих подвижников науки и ревнителей на ниве просвещения с подробным указанием используемых ими научно-образовательных средств и приемов [1, с. 361-362].

Но, к сожалению, в масштабах всего отечественного образования эти единичные пусть и успешные примеры не в силах переломить общие негативные тенденции. Авторы приходят к выводу, что в России со временем все же будут вынуждены создавать конвенционально-универсальные учебники по методологии научных исследований и прикладной аналитики.

Испытывая скепсис по отношению к существующему ныне положению вещей в российской науке, авторы не преувеличивают и результаты собственного труда, проявляя по отношению к нему определенную долю критики. Указывая на недостатки своего учебника, они говорят, что в нем «не раскрыты методы эксперимента, наблюдения, обследования, измерения, метод экспертных оценок и ряд других. В учебнике не объяснены и очень многие узкоспециализированные прикладные аналитические методы» [1, с. 363]. Однако, считая свою работу заявкой на создание конвенционально-полноохватного учебника, И.В. Понкин и А.И. Редькина при этом надеются, что их учебник будет полезен.

В этом не приходится сомневаться. И хоть учебник написан учеными юристами, в плане содержания, систематического изложения и построения материала он универсален и будет близок и понятен специалистам, занимающимся исследованиями в самых разных областях научного знания. Можно смело рекомендовать этот труд в качестве настольной книги не только для студентов и аспирантов, но и для каждого труженика науки, который имеет серьезное желание и стремление совершенствоваться в своих ученых занятиях. Автор этих строк с большим интересом и вниманием ознакомился с данным учебником, отметив для себя много важного, актуального и необходимого как для проведения собственных научных изысканий, так и для последующего научного руководства и консультирования. В конечном счете, именно это обстоятельство и побудило нас написать настоящую рецензию.

Помимо качественной проработки излагаемого материала, его системности и четкой структуры, учебник «Методология научных исследований и прикладной аналитики» представляет собой цельное, завершенное научно-методологическое и учебно-науковедческое издание, написанное хорошим литературным языком. Авторы продемонстрировали высочайший уровень профессиональных эрудиций и мощную теоретическую подготовку.

Без сомнения, данный труд И.В. Понкина и А.И. Редькиной займет достойное место среди лучших образцов отечественной научно-педагогической мысли. Его актуальность, необходимость и важность для нашей науки очевидна. Хочется пожелать авторам больших успехов, творческих свершений и новых выдающихся достижений в их плодотворной и неутомимой деятельности во благо российского образования и науки.

 

Список литературы:

1. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология научных исследований и прикладной аналитики: Учебник / РОО «Институт государственно-конфессиональных отношений и права». М.: Буки Веди, 2020. 365 с.

 

Сведения об авторе:

Мельков Андрей Сергеевич – доктор теологических наук, кандидат филологических наук, эксперт Экспертного Совета при Правительстве Российской Федерации, Президент Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).

Data about the author:

Melkov Andrey Sergeevich – Doctor of Theological Sciences, Candidate of Philological Sciences, Expert of the Expert Council under the Government of the Russian Federation, President of the Institute of Modern Humanitarian Researches (Moscow, Russia).

E-mail: president@isgi.ru.