Жеребцова В.В., Хомутова Н.Н. Тема конфликта и примирения личности в русской философии
DOI: 10.24411/2308-8079-2020-00002
УДК 130.3
ТЕМА КОНФЛИКТА И ПРИМИРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Жеребцова В.В., Хомутова Н.Н.
В статье изучается развитие личности в процессе столкновения ее интересов с обществом в условиях сложившихся традиций и норм. Также исследуется внутриличностная борьба человека. Особое внимание уделяется процессу примирения, которое играет важную роль в формировании личности. Тема конфликта и примирения личности в русской философии рассматривается на основе произведения «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и философии Н.А. Бердяева.
Ключевые слова: конфликт, примирение, личность, общество, борьба, религия.
THE TOPIC OF CONFLICT AND RECONCILIATION
IN RUSSIAN PHILOSOPHY
Zherebtsova V.V., Khomutova N.N.
The article investigates the development of personality in the conflict of interest between personality and society in the context of prevailing traditions and norms. It also studies the intrapersonal struggle of a person and the reconciliation process, which plays an important role in the formation of the personality. The article studies the topic of conflict and reconciliation in Russian philosophy on the basis of the novel “Crime and Punishment” by Fyodor Dostoevsky and Nikolai Berdyaev’s philosophy.
Keywords: conflict, reconciliation, personality, society, struggle, religion.
Человек – уникальное создание, он представляет собой совокупность поступков, взглядов и мнений, которые определяют его индивидуальную сущность. В своей жизни в процессе отстаивания собственных интересов человек постоянно встречается с многочисленными противоречиями, вступая в конфликт с миром и обществом. Отметим и тот факт, что помимо окружающего мира, человек непременно ведет борьбу с собственным «Я». Важно понимать, что такая борьба необходима личности для ее полноценного развития. Примирение как итог любого конфликта должно стать обязательным компонентом в процессе формирования личности. Попробуем рассмотреть данную точку зрения с позиции русских мыслителей XIX-XX вв.
Целью данной работы является анализ конфликтов, с которыми сталкивается личность в ходе своего становления, а также процесса примирения человека с окружающим миром и обретения духовного спокойствия на примере романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и философских размышлений Н.А. Бердяева.
Герой произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», бывший когда-то студентом юридического факультета, оставляет учебу из-за сложного финансового положения. Главный герой хоть и нищенствует, однако, в душе он является глубоко самовлюбленной и гордой личностью, которая вынашивает идею всеобщей справедливости. По мнению Раскольникова, существует деление людей на два разряда: «низший» и «собственно люди». Родион не желает мириться с данным обстоятельством. Здесь-то мы и можем наблюдать конфликт главного героя с обществом и порядками, которые в нем установились.
Юношей руководит идея власти, которая толкает его на чудовищный поступок – убийство старухи-процентщицы. Раскольников хотел проверить, сможет ли он переступить ту черту, отделявшую его от великих, которым все дозволено: «Тварь ли я дрожащая или право имею...» [5 c. 142]. Здесь герой произведения конфликтует уже не с окружающим миром, а с собой. С одной стороны, Раскольников понимает, что убийство не может быть оправдано никоим образом, с другой стороны – он в определенной степени приблизился к своему идеалу.
Внутренний конфликт Раскольникова дает начало переосмыслению его существования. Убийство процентщицы, а затем и ее сестры, которая случайно появляется в неподходящий момент, представляет собой своеобразную отправную точку, которая разделяет жизнь героя на «до» и «после». Обдумывая свой поступок, Раскольников приходит к мнению, что разрешить проблему человеческого неравенства путем уничтожения отдельных людей невозможно, улучшение мира путем насилия неизбежно приведет к пролитию крови невинных людей. Жизнь другого человека не может быть средством достижения собственного благополучия. Идея Родиона оказалась провальной и горько обошлась ему самому. Впоследствии на пути Раскольникова встречаются люди, которые помогают исцелить его душу. Самую главную роль в воскрешении души Родиона сыграла Сонечка Мармеладова. Именно она помогла встать юноше на путь исправления и примирения. Девушка не осуждает Раскольникова, она лишь видит в его поступке отхождение от Бога, безверие. Единственный способ исцеления души Родиона она видит в возвращении к вере, в пути к Царству Божьему.
Особое внимание Достоевский уделяет внутреннему контролю человека, который представлен совестью. По его мнению, совесть присуща лишь высокодуховным людям. Внутренние переживания могут терзать личность, помогая ей определить, что сделано неправильно, встать на путь исправления. Совесть определяет нравственного человека. Важно отметить, как вел себя герой до преступления. Все это время в душе его происходила незримая борьба с собой. Это и есть одно из проявлений совести. Внутреннее состояние главного героя после преступления стоит особого внимания с точки зрения совести. Раскольников испытывает непреодолимую неприязнь к самому себе: «Чувство бесконечного отвращения, начинавшее давить и мутить его сердце еще, в то время как он только шел к старухе, достигло теперь такого размера и так ярко выяснилось, что он не знал, куда деться от тоски своей» [5, с. 10].
Не менее важным фактором, указывающим на неизбежное движение Раскольникова к примирению, является то, что натура его изначально не концентрирует в себе зло. Однако обстоятельства, давящие на Родиона, заглушают его внутреннюю сущность. Здесь же можно проследить и точку зрения Достоевского, связанную с тем, что человека нужно судить не по его поступкам, а по его внутренним стремлениям. Писатель утверждал, что для спасения человека необходимо помогать ему в стремлении к своим светлым идеалам [8, с. 53-55]. Отсутствие настоящей внутренней злобы главного героя помогает ему в дальнейшем принять мир таким, каким он является на самом деле.
В «Преступлении и наказании» мы видим борьбу главного героя, которая сопровождается душевными мучениями. Раскольников мечтает о независимости от обстоятельств, но в его понимании понятие свободы искажено. Истинную же свободу юноша обретает после пережитых страданий, когда приходит к консенсусу в процессе примирения с миром, с Богом, с самим собой.
Ф.М. Достоевский в своем произведении делает акцент на проблему, которая особенно волнует его самого. Это – проблема антропологии, развития человека и его духа. Философия примирения Федора Михайловича, которая так тесно связана с формированием личности, подразумевает умение прощать, находить компромисс. Только человек, по его мнению, способен на такие поступки, только ему свойственна эмпатия. Личность, сумевшая прийти к согласию с собой и усмирившая эгоистические стремления, способна к нравственному воскрешению.
Интересно рассмотреть тему примирения в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» с позиций известных литературоведов, таких как А.С. Долинин, который писал о произведении как о разрушительной силе, направленной против существующих порядков, навстречу новому обществу. Критик также дает оценку главным героям. В Раскольникове он видит ярого атеиста, обладающего железной логикой. Родион создает собственную философию, этику, на основе которой допускает нарушение установленных в обществе порядков ради достижения цели. Сонечка является его полной противоположностью. Девушка верит в промысел Бога, она смиренна перед всеми невзгодами, способна искренне любить. Долинин говорит о примирении этих двух сущностей в человеке будущего. По его мнению, личность должна сочетать в себе веру в собственные силы и любовь к свободе Раскольникова вместе с миролюбием Мармеладовой [4, с. 274].
Г.М. Фридлендер подчеркивает значимый вклад Ф.М. Достоевского в развитие не только русского, но и мирового романа. По мнению исследователя, в своем романе Федор Михайлович создает персонажа, который еще не сформирован как истинная личность. Достоевский на протяжении всего произведения подводит читателя к тому, что сильная личность, преступающая нормы морали не только не возвышает себя, а наоборот разрушает, ведет к гибели. Через череду противоречий и поисков главный герой его произведения находит свое место в жизни. Образ «молодого человека» с весьма противоречивым внутренним миром, созданный Федором Михайловичем на основе опыта предыдущих поколений, дает новый толчок в развитии литературы. Именно такие личности, которые в процессе борьбы с устоявшимися в общественной жизни нормами двигаются вперед, ищут себя и внутренне формируются, отражали прогрессивное движение истории XVIII- XIX вв. [6, с. 114].
Рассматривая проблему внутриличностного конфликта с точки зрения Н.А. Бердяева, хочется отметить, что в его понимании неотъемлемой частью становления личности является именно борьба, сопротивление миру, овладение им. Сама по себе личность в его понимании не является разрозненными частями, которые нуждаются в объединении. Философ понимает под реализацией личности творческие акты целостного субъекта. Творческие акты представляют собой любые виды деятельности. Личности свойственна способность преодоления трудностей в мире, свобода и борьба. У Николая Александровича человек находится в постоянном движении на пути к освобождению себя. В то же время философ говорит об обязательном спутнике свободы человека – боли. Легче всего отказаться от боли, но, в то же время, человек откажется от личности, лишится внутренней свободы. Весь трагизм жизни человечества связан с неустанной борьбой за свою независимость через страдания. Процесс освобождения себя от различных обремененностей будет непременно болезненным. Человек свободный – это человек, сумевший преодолеть боль, переживший страдания и разочарования.
Конфликт личности и общества также нашел отражение в философии Н.А. Бердяева. Одним из факторов, способствующих развитию личности, является общение, обретение родственной души. Человек преодолевает одиночество в общности, но не в обществе. Общество это всего лишь форма организации масс, которая не способна помочь человеку преодолеть тоску одиночества. Личность не является частью общества, скорее наоборот: «Не личность есть часть общества, а общество есть часть личности, одно из ее качественных содержаний на путях ее реализации» [3, с. 123]. Да, количественно общество преобладает, но едва ли этот факт является самым главным. Личность есть нечто более глубокое, высокодуховное. Она не познается обществом. Духовная жизнь человека обособлена от общественной жизни, не досягаема для нее. Духовное в человеке осуществляется посредством общения и связано, прежде всего, с Богом. Для общества личность всегда иррациональна. Попытки рационализации личности со стороны общества всегда оборачиваются тиранией. Общественное мнение, которое имеет власть над жизнью человека, является крайней степенью объективизации. Оно подавляет всю внутреннюю сущность личности. Личность становится угнетенной, сдавленной, что впоследствии непременно ведет к конфликтам и сопротивлениям. Пытаясь преодолеть эти противоречия, человек создает тайные общества, но и это не является выходом. Тайные общества также становятся объективированными и социализированными, в них не происходит истинное общение, хотя они и построены на основе более тесных связей.
По мнению Бердяева, конфликт, возникший между личностью и обществом, может решиться только через религию. Мыслитель считает, что вне религии сам конфликт не способен существовать: «И только христианство в принципе разрешает мучительную проблему отношений личности и общества» [2, с. 493].
Реализация и примирение личности непременно связаны с изменениями, переменами. Бердяев выделяет такое изменение личности, при котором не допускается статичность, стагнация ее духовного мира. В то же время, философ говорит о том, что личность должна быть верна себе: «Тайна существования личности есть тайна сочетания изменения и новшества с верностью себе и сохранением своего тождества» [3, с. 133]. Многие люди способны видеть только перемены в личности. Неизменное в личности познается через любовь, нелюбящим оно не доступно. Существование личности очень тесно связано с любовью. Любовь выходит за пределы объективного мира, она направлена к Царству Божьему. Философ выделяет три великие силы, борющиеся за личность в объективированном падшем мире: любовь, память, творчество. По мнению Николая Александровича, помимо любви к окружающим должна быть и любовь к себе. Однако не стоит путать любовь к себе с эгоизмом. Эгоизм не всегда связан с большей любовью по отношению к себе, чем к окружающим. Чаще всего он является проявлением нелюбви к себе. Формирование личности, безусловно, связано с жертвенностью, победой над эгоизмом. В то же время этот процесс не представляется возможным без любви и уважения по отношению к себе.
Личностное становление осуществляется посредством сопротивления мировому злу. Личность формируется в процессе столкновения со злом не только в окружающем мире, но и в себе. Сознание человека формируется при участии вины, греха. Однако будет неправильным считать человека, совершившего преступление настоящим воплощением зла. В нем сочетается и образ Божий, который сохраняет целостную личность и указывает на то, что наказание и осуждение государства в отношении преступления неокончательны. Главный суд осуществляется Богом [1].
Понимание формирования личности в философии Бердяева тесно связано с характером. Сильная личность обладает сильным характером. Он, в свою очередь, означает овладение собой, преодоление рабства человека по отношению к самому себе. Победа духовного начала в человеке впоследствии может перейти на победу во внешнем мире. Темперамент заложен в человеке природой. Характер же приобретается в процессе длительной борьбы и работы над самим собой. Он означает, что человек способен делать выбор, он не безразличен. Характер личности обеспечивает ее независимостью и свободой от обстоятельств. Однако, говоря о свободе, философ утверждает, что это не столько право человека, сколько долг перед Богом. Бог наделяет человека свободой для реализации его идеи. Люди же в свою очередь искусственно обрекают себя на рабство. Призвание, которым наделяет человека Бог, может быть реализовано только в свободной личности. Долг человека заключается в признании собственного призвания, дарованного Богом, независимо от своих способностей. Личность, осознавшая себя и примирившаяся с внутренним «Я», не подчиняется внешним обстоятельствам. Она руководствуется только внутренним голосом. Именно таков был принцип всех великих людей, отказывавшихся от слепого повиновения миру. Творческая ориентированность личности на социальную реальность «не остается в схеме технически-инструментального поведения, ее укорененность в культуре и взаимосвязь с традиционными ценностями общества, позволяют оставаться духовной и творческой» [7, с. 97].
Таким образом, в процессе собственного развития личность непременно столкнется с борьбой против общества, правил, установленных в мире. В то же время, конфликт может возникнуть и внутри самой личности. С преодолением этих столкновений придет примирение человека с самим собой и с Богом. Сформируется личность, открытая к миру, наделенная свободой, способностью сопереживать, а не зацикливаться на себе. Самосознание личности подарит ей свободу и независимость от мнений окружающих.
Список литературы:
1. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Царство Духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. С. 4-162.
2. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. Т. 1. 541 с.
3. Бердяев Н.А. Я и мир объектов // Дух и реальность. М.: ACT: Астрель, 2011. С. 5-138.
4. Долинин А.С. Достоевский и другие: Статьи и исследования о русской классической литературе / Сост. А. Долинин; Вступ. ст. В. Туниманова; Прим. М. Билинкиса и др. Л.: Худож. лит., 1989. 480 с.
5. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. / Редкол.: В.Г. Базанов (отв. ред.) и др.; ИРЛИ. Т. 6. Преступление и наказание: Роман в 6 ч. с эпилогом / Текст подг. Л.Д. Опульская. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1973. 426 с.
6. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1964. 404 с.
7. Хомутова Н.Н. «Креативность» и «творчество» личности в творчестве инноваций // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Философия. 2012. № 3 (18). С. 92-97.
8. Юнгус Г.А., Вязов А.Л. Метафизика поступка примирения в философии Достоевского// Человек. Общество. Инклюзия. 2018. № 4 (36) С. 50-55.
Сведения об авторах:
Жеребцова Валерия Вадимовна – студентка лечебного факультета Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург, Россия).
Хомутова Наталья Николаевна – кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, экономики и права Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова (Санкт-Петербург, Россия).
Data about the authors:
Zherebtsova Valeriya Vadimovna – student of Medical Faculty, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint Petersburg, Russia).
Khomutova Natalya Nikolaevna – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Social and Human Sciences, Economics and Law Department, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov (Saint Petersburg, Russia).
E-mail: v.zherebcova@mail.ru.
E-mail: Natalya.Khomutova@szgmu.ru.