Станишевская А. Этические нормы супружеской и семейной терапии

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 
УДК 070.11:615.851:316.361

ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

СУПРУЖЕСКОЙ И СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ

Станишевская А.

В статье рассматриваются этические нормы, используемые в супружеской и семейной терапии. Работа с семьей и супружеством – это особый вид психотерапии, для которого существуют специфические правила. Автор исследует этические нормы, которые представлены в терапевтических кодексах психологических сообществ, рассматривает понятие этики и моральности в терапевтическом процессе и подчеркивает важность соблюдения этих норм на практике. Ведение семейной и супружеской терапии требует высоких личных и профессиональных компетенции, поэтому знание и соблюдение этических норм является необходимым для каждого специалиста.

Ключевые слова: этика, терапия, этические нормы, семья, супружество.

 

ETHICAL NORMS

OF MARITAL AND FAMILY THERAPY

Staniszewska A.

The article discusses the ethical standards used in marital and family therapy. Working with family and marriage is a special kind of psychotherapy which has specific canons. The author studies ethical norms, which are presented in therapeutic codes of psychological communities, analyses the concept of ethics and morality in the therapeutic process and emphasizes the importance of their observance in practice. Maintaining family and matrimonial therapy requires high personal and professional competence. Therefore, knowledge and ethical compliance are necessary for each specialist.

Keywords: ethics, therapy, ethical standards, family, marriage.

 

Этика является теорией моральности, то есть наукой о ценности и долге человеческого поведения [3, s. 11]. Профессия терапевта связана с профессиональной деятельностью, которая требует постоянного оценивания действий и принятия, среди прочего, этических решений. В своей работе терапевт сталкивается со многими моральными дилеммами. Поведение специалиста должно соответствовать его высокому призванию. Важной задачей также является забота о престиже и доверии по отношению к профессии терапевта. Этические нормы являются средством, помогающим сделать личность терапевта привлекательной для пациента, и фактором, который помогает создать атмосферу доверия и безопасности во время терапевтического процесса. Следовательно, этические нормы являются важными и необходимыми в процессе психотерапии.

Этические нормы отображены в терапевтических кодексах психологических сообществ, но профессия терапевта не ограничивается только поведением, соответствующим выработанным и кодифицированным этическим правилам, специалист стремится постичь и глубоко понять основы этических принципов, на которых основана вся его деятельность [1, s. 111].

Психотерапия – чрезвычайно сложный и многогранный процесс, который можно разделить на технические и коммуникативные аспекты. Техническое измерение касается методов, используемых терапевтом. Коммуникативный аспект определяет эмоции и отношения, возникающие между терапевтом и пациентом, и психологическую связь, которая появляется на основе этих отношений и на основе тех чувств и позиций, которые можно назвать «терапевтическими взаимоотношениями» [4, s. 15-16]. Именно эти взаимоотношения являются важным предметом этики.

Работа с семьей занимает важное место в психотерапии. Она построена на классических направлениях психотерапии с адаптацией к психологическому воздействию на несколько человек или социальную группу (например, супружество). Супружеская терапия также является элементом семейной терапии.

Семья имеет большое значение в формировании зрелой личности человека. Поэтому семейная и супружеская терапия очень важна для человеческого сообщества. В условиях возрастающего количества разводов такая терапия дает возможность решить запутанные и сложные семейные и супружеские отношения. Терапевт становится медиатором между членами семьи и помогает им научиться новым способам коммуникации. К специалисту обращаются особенно те семьи и супружества, которые не могут самостоятельно справиться с конфликтами и проблемами. Терапия часто является последней возможностью улучшить взаимоотношения и позволяет сохранить супружество, а значит и всю семейную структуру [6, s. 32]. Семейная терапия часто также затрагивает детей, иногда в очень молодом возрасте. В семейной и супружеской терапии, в отличие от терапии индивидуальной, специалист должен заботиться о благополучии не только одного человека, но и обо всех членах семьи, включая наиболее уязвимых. Терапевт должен понимать сложность работы с семьей и большую ответственность, которая лежит на нем при проведении терапии.

Семейную психотерапию можно также понимать как терапию личности в семье и с помощью семьи. Например, Вирджиния Сатир рассматривает психотерапию как различные интервенции, изменяющие семейную систему [см.: 7, с. 316]. Семейная терапия направлена ​​на взаимоотношения между членами семьи и заданием терапевта является работа над улучшением этих взаимоотношений. От терапевта, в большой мере, зависит то, как будут развиваться семейные отношения во время и после терапии. Семья как важная социальная единица требует очень деликатного входа в свою систему.

Этические нормы позволяют выстроить терапевтические взаимоотношения с семьей, где каждый член может высказаться и принять активное участие, не опасаясь, что его личное достоинство и основанные на нем права, будут нарушены. Также важно поддерживать правильную структуру терапии – организацию времени, плана и количества встреч. Специалист должен соблюдать определенные условия терапевтического процесса, даже если семья сопротивляется этому.

Работа терапевта опирается на определенном своде этичных норм, записанных в терапевтическом кодексе. В разных странах существуют психотерапевтические сообщества, которые регулируют нормы и принципы работы психотерапевта. Наибольшей психологической организацией в настоящее время является Американская психологическая ассоциация, которая появилась в 1892 г. Из нее выделилась Американская ассоциация семейной и супружеской терапии. Разработанный этой организацией этический кодекс стал основанием для появления похожих кодексов в других странах, где возникали терапевтические сообщества [1, s. 28]. Этический кодекс Американской ассоциации семейной и супружеской терапии вступил в силу от 1 июля 2001 года. Главной его целью является юридическое и этическое определение принципов ведения терапии. Ассоциация имеет также центр, который служит разрешению этических вопросов и консультации касательно этического поведения. Однако отсутствие дословного определения в кодексе какого-либо действия совсем не означает, является оно этичным или неэтичным [5, s. 476].

Кодекс имеет восемь принципов:

1. Ответственность перед пациентом. «Супружеские и семейные терапевты работают на благо семьи и отдельных лиц. Они уважают права тех, кто обращается за помощью, и прилагают все усилия, чтобы обеспечить надлежащее использование их услуг». Этот принцип описывает ответственность терапевтов по отношению к пациентам.

2. Принцип конфиденциальности. «Супружеские и семейные терапевты сталкиваются с особыми проблемами конфиденциальности, так как их пациентами могут быть несколько человек. Терапевты уважают и защищают конфиденциальность каждого отдельного пациента». Этот принцип определяет аспекты формирования доверия к терапевту со стороны пациента.

3. Профессиональная компетентность и правовое измерение. «Супружеские и семейные терапевты поддерживают высокие стандарты профессиональной и юридической компетентности». Этот принцип описывает профессиональные компетенции, которыми должен обладать терапевт, и правовые аспекты терапии.

4. Ответственность перед студентами и лицами проходящими супервизию. «Супружеские и семейные терапевты не злоупотребляют доверием и зависимостью студентов и участников супервизии». Супервизия является официальной формой взаимопомощи, при которой консультанты могут регулярно обсуждать свою работу с компетентным терапевтом.

5. Ответственность перед участниками исследования. «Исследователи уважают достоинство и защищают участников исследования. Знают о соответствующих законах, правилах и профессиональных стандартах, определяющих проведение исследования». Этот принцип описывает этические рамки терапевтических исследований.

6. Ответственность перед профессией. «Супружеские и семейные терапевты уважают права и обязанности коллег и принимают участие в совершенствовании основ своей профессии». Данный принцип описывает поведение терапевтов в соответствии с этическими основами терапии, которые связаны с их профессией.

7. Финансовые механизмы. «Супружеские и семейные терапевты заключают с пациентами, страховыми учреждениями и лицами, для которых проводят супервизию, финансовые соглашения, которые являются ясными и понятными, а также применимыми к общей профессиональной практике». Этот принцип связан с вопросами вознаграждения терапевтов за их труд.

8. Реклама. «Супружеские и семейные терапевты участвуют в соответствующих информационных мероприятиях, включая те, которые позволяют общественности и учреждениям получать от специалистов сведения о предоставляемой терапии и других видах профессиональных услуг на основе полной информации». Данный принцип учитывает необходимость предоставления исчерпывающей информации об объеме и характере представления услуг, а также о квалификации терапевта [5, s. 477-484].

Кроме норм кодекса, терапевт в своей деятельности, включая возникающие этические дилеммы, должен руководствоваться этическими принципами и заботиться о благе клиентов. Работа терапевта связана не только с обязанностью использовать профессиональную этику, но и основана на этических принципах, в соответствии с которыми терапевт должен принимать решения относительно морального ведения терапии. Моральные решения в работе семейного психотерапевта могут затрагивать проблему насилия или даже угрозы жизни членов семьи, для которых проводится эта терапия. Если терапевт получил какую-либо информацию об угрозе здоровью или жизни одного из клиентов, он должен подумать о том, как разрешить этот вопрос, минимально нарушая базовые основы терапевтического кодекса, например принцип конфиденциальности. В критических ситуациях это не всегда возможно [5, s. 448-450].

Работа терапевта часто требует рефлексии этического характера и не может основываться исключительно на основе принципов этического кодекса. Она требует эмпатического и часто интуитивного подхода, размышления о том, что является лучшим для пациента и соответствует его личному достоинству. Каждая ситуация должна быть творчески проанализирована терапевтом с точки зрения общих и конкретных этических принципов в профессиональной перспективе, а также в свете действующего законодательства [1, s. 90-91].

Чаще всего этические проблемы возникают, когда предметом терапии является не только отдельный клиент, но и вся супружеская или семейная система. В таком случаи возникают следующие вопросы. За кого отвечает терапевт и по отношению к кому он должен быть лоялен? По отношению к каждому из членов семьи отдельно или к целой семье? Или по отношению к тем членам семьи, которые решились на участие в терапевтических сессиях? Что сделать, если цели или выгоды членов семьи противоречивы? Является ли основной целью достижение наибольшей гармонии в семье или самореализация ее отдельных членов?

Эти вопросы неизбежно появляются в практике семейного психотерапевта, который работает с интересами и проблемами сразу нескольких личностей – супругов, родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек и других членов семьи, связанных межличностными отношениями. Семейная терапия с ее нуклеарным подходом требует переосмысления этических стандартов, основанных на индивидуальной терапии. Некоторые специалисты предполагают, что работа с различными интересами членов семьи требует от терапевта внимания на семейной системе, а не на защите интересов одного члена семьи или группы [5, s. 445].

Семейная терапия с этической точки зрения является более системной концепцией, чем индивидуальная, и терапевт должен заботиться обо всей семье, а не концентрироваться на отдельных членах. Во время работы психотерапевт сталкивается с понятием «структура семьи», которая представляет собой «невидимую сеть взаимных ожиданий, обуславливающую способ взаимодействия членов семьи друг с другом. В каждой семье складываются определенные модели взаимодействия» [2, s. 47]. Этот подход может включать много вопросов и этических дилемм при проведении семейной или супружеской терапии.

Семейные терапевты неизбежно вовлечены в процесс оценки, который тесно связан с этикой. Ценности – это личные убеждения и предпочтения, которыми руководствуется терапевт при принятии решений. У каждого терапевта есть своя система ценностей и взгляд на семью, которая неосознанно может влиять на терапевтический процесс. Поскольку ценности являются очень важным компонентом личности, специалист должен знать и рефлексировать, как они могут влиять на терапию. Эти ценности могут быть специфическими, например, отношение к разводам, внебрачные отношения, нетрадиционный образ жизни, гендерные роли в семье или обществе в целом. Терапевт должен знать о тех своих убеждениях, которые могут способствовать тому, что он будет на стороне одного из членов семьи. Поэтому параллельная индивидуальная работа с одним из членов во время семейной и супружеской терапии не рекомендуется. Как заметил М. Боуэн, позиция психотерапевта может оказать большое влияние не только на его взаимоотношения с разными членами семьи, но и на то, как он формулирует проблемы, цели и план терапии [5, s. 445-446].

В семейной терапии также существуют парадоксальные методы, направленные на интенсификацию симптома в результате навязывания семье поведения, основанного на терапевтическом парадоксе. Вообще, «парадоксальные процедуры явно неэтичны, если их использовать в качестве уловки, импульсивно, основываясь на неполных данных». Процедуры, проводимые осмотрительным этическим способом, компетентным и опытным терапевтом, который понимает роль симптома в семейной системе, могут быть как этическими, так и терапевтическими, дают хорошие результаты использования этого типа методов работы с семьей [5, s. 452].

Этика в семейной терапии также оказывает хорошее влияние на поддержку членов семьи, ставших жертвами психологического и физического насилия. Терапия помогает выявить членов семьи, которые играют роль жертвы, а также тех, кто подвергается физическому насилию. При помощи такой терапии насилие в семье становится более заметным, чем в повседневной жизни. Это помогает тем членам семьи, которые не могут прямо заявить о насилии, особенно маленьким детям, чье поведение во время терапии может выявить присутствие злоупотребления или пренебрежения со стороны взрослых. Конечно, терапевт может сообщить о таких случаях [5, s. 449-450].

Этические нормы являются основой гуманистического направления терапии, которое направлено на заботу о благе человека. Семейная и супружеская терапия требует гуманистического подхода, потому что семейные и супружеские отношения представляют собой сложную структуру, для которой важен этический принцип не нанесения вреда. Терапевт, работающий с семьей или супружеством, неся ответственность за ход терапии, должен обладать соответствующими компетенциями, высокой личной культурой и позитивным отношением к пациентам. Профессия терапевта относится к группе профессий общественного доверия, в которых пациенты особенно ожидают этического подхода к своему лечению.

Этический подход имеет положительные результаты в семейной и семейной терапии. Доверие со стороны членов семьи и их участие в терапевтическом процессе помогает достичь хороших результатов. Терапевт должен брать во внимание каждую этическую дилемму, возникающую при работе с семьей и супружеством, чтобы его терапия дала наиболее эффективные результаты. И этические нормы являются необходимой основой для их достижения. Этика должна быть основой любой терапии, в том числе семейной и супружеской, ведь этическая позиция терапевта повышает доверие к нему со стороны клиента и позволяет эффективно взаимодействовать с клиентом или членами семьи при оказании психологической помощи.

 

Список литературы:

1. Bernarek B. Zawód psycholog. Regulacje prawne i etyka zawodowa. Warszawa, 2016.

2. De Barbaro M. Struktura rodziny // Wprowadzenie do systemowego rozumienia rodziny. Kraków, 1999. S. 45-55.

3. Gasidło W. Z zagadnień etyki ogólnej. Kraków, 1990.

4. Gelso C.J., Hazes J.A.. Relacja terapeutyczna, Gdańsk 2004.

5. Goldenberg H., Goldenberg I. Terapia rodzin. Kraków 2006.

6. Russell C.D. Podstawy terapii małżeństw. Gdańsk, 2002.

7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. СПб., 2002.

 

Сведения об авторе:

Станишевская Алисандра – докторант Института наук о семье теологического факультета Опольского университета (Ополе, Польша).

Data about the author:

Staniszewska Alisandra – Doctoral Candidate of Family Science Institute, Theology Faculty, University of Opole (Opole, Poland).

E-mail: Silvejs@mail.ru.