Васильев Я.В., Каневский В.И. Целевая направленность и саморазвитие личности

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 159.923

ЦЕЛЕВАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

И САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Васильев Я.В., Каневский В.И.

В статье рассматриваются вопросы целевой направленности личности, и предлагается методика ее исследования. Разработан пространственно-временной континуум ситуаций, который позволил выявить 4 типа ситуаций будущего, настоящего и прошлого времени. Прошлое время делится на 2 вида: актуальное (приобретенное) и глубинное (родовая память). Особый акцент сделан на особенности удаленности целей, что делится на 3 типа: близкие, средние и дальние цели. Близкие цели связаны с ситуациями прошлого времени и характерны для биологического уровня личности и эгоцентрической позиции. Средние цели соответствуют рациональной позиции, а дальние – альтруистической позиции. Также установлены процессы саморазвития: самоопределение, самореализация, самосовершенствование и самоактуализация. Основное внимание в статье уделяется ситуациям будущего времени, в которых делается акцент на дальние цели, что соответствует альтруистической позиции личности. 

Ключевые слова: целевая направленность личности, саморазвитие, пространственно-временной континуум, близкие, средние и дальние цели, процессы саморазвития.

 

GOAL ORIENTATION

AND SELF-DEVELOPMENT OF PERSONALITY

Vasylyev Y.V., Kanevskiy V.I.

The article considers issues of the individual goal orientation and offers a methodology of its research. The development of the space-time continuum of situations made it possible to identify four types of the future, present and past situations. The past time is divided into 2 types: actual (acquired) and deep (generic memory). Particular emphasis is placed on the features of the remoteness of goals, which is divided into 3 types: close, medium and long-range goals. The close goals are related to the situations of the past, which characterize the biological level of the individual and the egocentric position. The medium goals are related to the rational position, and the long-range goals to the altruistic position. Self-development processes are also established as self-determination, self-realization, self-improvement and self-actualization. The article focuses on future situations where emphasis is placed on long-range goals corresponding to the altruistic position of the individual.

Keywords: goal orientation of the individual, self-development, space-time continuum, close, medium and long-range goals, self-development processes.

 

Цели человека занимают значительное место в психологической науке, в различных структурных построениях человеческой деятельности. Это проявляется в системе стоящих перед личностью задач, а также в личностном аспекте, например, в такой черте как целеустремленность. Актуальна также проблема целеобразования и целесообразности в психологических механизмах мыслительной деятельности человека. Непосредственно с постановкой целей связаны также мотивационные аспекты поведения личности. Эти традиционные подходы к пониманию роли целей в жизни человека на сегодняшний день активно разработаны как в теоретическом, так и в практическом плане.

 Следует указать еще на одну важную сторону в вопросе о целях, которая связана с тем, что цели имеют одностороннюю направленность в отношении временных параметров. Цели всегда обращены к будущему времени, на что обратил внимание еще в 30-х годах прошлого века Н.А. Бернштейн. Он писал: «Подобно тому, как мозг формирует отражение реального внешнего мира в фактической ситуации настоящего момента… он должен обладать в какой-то форме способностью "отражать" (т.е. по сути дела конструировать) и не ставшую еще действительностью ситуацию непосредственно предстоящего… Только такой уяснившийся образ потребного будущего и может послужить основанием для оформления задачи» [1, c. 281]. Под образом потребного будущего он понимал цель, а представления о двух возможных моментах настоящего и предстоящего времени совпадали с взглядами на ситуационный подход в психологии К. Левина и А. Валлона, характерных для той эпохи.

Нами была продолжена эта линия исследований и мы разработали пространственно-временной континуум психологических ситуаций, опираясь на ведущую роль пространственных параметров, а временные связывали с релятивистской концепцией. Были установлены четыре типа ситуаций: будущего, настоящего и прошлого времени, в котором выделены два вида – актуального и глубинного прошлого. Последний вид относится к родовой памяти. «Стрела времени» при таком подходе направлена от ситуаций будущего времени к ситуациям актуального прошлого. Центральное место в таком континууме мы отводим целям.

Ситуации будущего времени, которые по Н.А. Бернштейну относятся к предстоящим, находятся за пределом наличной ситуации, которой еще нет, но которая обязательно будет. В связи с этим, для ситуаций будущего времени характерны дальние цели, которые могут относиться к надситуативным и быть значительно удаленными от ситуаций настоящего времени, например, в мечтах. Ситуации настоящего времени начинаются с постановки целей внутри ситуации по ее преобразованию и завершаются по достижению или не достижению поставленной цели. В зависимости от условий ситуаций настоящего времен могут ставиться близкие или средние по удаленности цели. После этого, вне зависимости от конечного результата, ситуации настоящего времени переходят в ситуацию актуального прошлого, то есть в депо памяти.

Таков психологический механизм движения ситуаций. Исходя из этого микропроцесса, всю жизнедеятельность человека можно рассматривать как последовательную смену ситуаций, которые следуют одна за другой. Эта особенность ситуационного подхода в теоретическом плане позволяет исследовать и формировать разнообразные системы различных по длительности видов деятельности, как это было сделано нами при формировании тактического мышления [2]. Такой микроцикл ситуаций, состоящий из трех последующих соединений – от ситуаций будущего времени к ситуациям настоящего времени и затем переход к ситуациям прошлого времени, имеет парадоксальное философское обоснование, которое гласит, что «прошлого времени нет (так как ситуации скрываются в депо памяти), настоящее время мимолетно, а самыми постоянными оказываются ситуации будущего времени».

Суть парадоксальности будущего времени заключается в постоянстве его объективной наличности существования вообще, но это постоянство не относится к содержанию ситуаций, а является абсолютно противоположным. Ситуации будущего времени психологически являются неопределенными, которые опираются на вероятностные закономерности. Вместе с тем, степень вероятностного прогнозирования можно некоторым образом контролировать, введя параметр нормативности деятельности. Все виды человеческой деятельности, включая в них ситуации, можно разделить на два больших типа – нормативные и ненормативные. Нормативные деятельности это те, условия ситуаций которых четко определены и редко изменяются. Это, например, определенные виды учебной и профессиональной деятельности.

Нормативные ситуации будущего времени распознаются человеком за счет идентификации известных ему признаков условий, через механизмы узнавания, включая перцептивные навыки. Совсем другие механизмы функционируют при возникновении ненормативных ситуаций. Мы избегаем названия таких ситуаций «проблемными», так как проблемность предполагает некую мотивацию, включая и познавательную. Эти ситуации вполне могут быть названы неопределенными, так как наличные признаки ситуаций невозможно идентифицировать сразу. В этих случаях люди включали механизмы интуиции. Для разрешения таких ситуаций использовались случаи или случайные подсказки. 

Использование случайных признаков в ненормативных ситуациях будущего времени зависит от мотивации личности, в том числе и познавательной. Обращение к тем или иным случайным признакам отражает субъективное отношение личности, и мотивация зависит от тех целей, которые ставит человек в тех или иных ситуациях. Они зависят также от тех целей, которые привели к данной конкретной ситуации. Вполне возможно, что к такой новой ситуации будущего времени привела целенаправленная познавательная деятельность и субъект надеется найти какой-то необходимый ответ. У кого-то в одной и той же ситуации могут быть одни цели, а у кого-то другие. И они используют эти, казалось бы, случайные признаки по своему усмотрению, кто-то их замечает, а кто-то нет. Все зависит от той цели, которая ставится в данной неопределенной ситуации.

При такой трактовке функций временных компонентов ситуаций, выявленных на основе предложенного нами континуума, подтверждается идея П.Я. Гальперина о трех частях действия [5]. Первая – ориентировочная часть, которая осуществляется в ситуациях будущего времени, вторая – исполнительная часть, когда достигается поставленная цель или не достигается, н третья – контрольная часть, в которой происходит отслеживание правильности выполненного действия или его коррекции на основе энграммы памяти в ситуациях прошлого времени. Для нас существенно важным фактором является функция ситуаций будущего времени, в которых происходит планирование будущих действий, и обдумывание их применения на основе расчета их будущей эффективности, чему способствует ведущий познавательный процесс, характерный для ситуаций будущего времени – воображение.

Такое понимание роли ситуаций будущего времени приводит нас к следующему выводу – человек живет будущим и ради этого будущего. Всякие измышления о ведущей роли настоящего времени разбиваются о факты объективной реальности жизни. Просыпаясь утром, человек думает о том, что он должен сделать сегодня и ставит обязательно какую-то цель, которую обязательно надо достигнуть, хотя бы попасть ногами в тапочки, стоящие рядом с постелью, не говоря уже о целях самосовершенствования, а также познания себя и окружающего мира. Но все достижения, успехи или неудачи могут быть только в будущем. Все результаты цивилизации связаны с мечтами и их воплощением в делах людей, стремящихся к прогрессу.

Метод исследования

Исходя из этих положений, мы приступили к разработке нового направления в психологии, которое было названо нами футурреальной психологией, изучающей ориентацию человека на ситуации будущего времени, исходя из реальных ситуаций настоящего времени. Таким определением подчеркивается привязка ситуаций будущего времени к реальным жизненным ситуациям, для минимизации излишних фантазий и мечтаний, хотя и они имеют место, например, в творческой деятельности. Для проведения экспериментальных исследований в данном направлении была разработана методика целевой направленности личности (ЦНЛ), которая носит проективный характер в виде незавершенных предложений, начинающихся двумя словами: «Я хочу…». Инструкцией методики предлагается завершение 20 таких предложений в течение десяти минут [3].

Результаты исследования

После проведения исследования определяется линейная структура ЦНЛ, которая включает количество целей в каждой из семи сфер, отражающих предметное содержание целей. К этим сферам относятся: личная, интимная, семейная, дружественная, учебно-профессиональная, общественная и самодеятельная (увлечения, интересы, хобби). Эти семь сфер были нами установлены в результате контент-анализа проведенных исследований, а не на основе гипотетических предположений. Они указывают на ведущие сферы в жизнедеятельности личности, и их роль в ее целостной структуре.

Методика позволяет также выявить уровневую структуру личности, которая состоит из четырех уровней – биологического, эгоцентричного, рационального и альтруистичного. Биологический уровень включает цели, связанные с удовлетворением соответствующих потребностей в пище, сне и т.п. Остальные три уровня характеризуют позиции личности, которые отличаются по их удаленности от ситуаций настоящего времени, а также по содержанию целей. По последнему показателю можно судить о мотивах субъекта

Содержанием биологического уровня и эгоцентричной позиции личности являются выражения, которые завершают предложение одним словом, в которых не указываются условия достижения цели, а только предмет желаний. Причем на биологическом уровне это продукты, необходимые для продления жизни, а в эгоцентричной позиции – предметы меркантильного и утилитарного характера. Такие цели мы относим к близким целям.

При рациональной позиции личности содержание целей изменяется за счет их удлинения. В структуру таких целей включаются слова, в которых выдвигаются определенные условия их достижения. Обычно в них указывается на существенные признаки условий достижения этих целей или оценочные суждения морально-этического характера. Мы рассматриваем их как цели средней удаленности от ситуаций настоящего времени, а ведущей является прагматическая или престижная мотивация. Цели, которые ставятся личностью в этой позиции, чаще всего характерны для осуществления нормативных деятельностей, когда все условия достижения целей известны. Такие примеры можно встретить в учебной и производственной деятельности. 

Фактически средние цели связаны с разрешением проблем, которые находятся условно внутри определенной ситуации или их системы. Например, в известном нам городе надо выбрать определенный маршрут, что бы быстро добраться до необходимого нам пункта. Надо сделать выбор цели из ряда возможных, но при этом найти самый эффективный путь. 

При альтруистичной позиции личности необходимо выходить за параметры той или иной ситуации, ставя дальние цели и включая процесс воображения. Это происходит в тех ситуациях, когда условия ситуаций будущего времени являются неопределенными. Именно эту неопределенность заполняют процессы воображения. Одним из критериев неопределенности является отсутствие возможности совершить операцию «подведения под понятие», что обычно можно сделать на предыдущей позиции. Характерно, что неопределенность ситуаций будущего времени часто связана с таким пониманием слов как «абстрактные понятия». Во-первых, само сочетание этих двух слов уже есть тавтология, так как любое понятие есть абстракция. Если быть более точным, слова, связанные с таким понятиям как добро, счастье, благо и прочие, в большей мере относятся к образам воображения, и мы предлагаем назвать эти слова «имагинативными словами».

Психология развития ребенка в дошкольном возрасте показывает, что дети в это период жизни легко овладевают смыслом таких слов. Они уже различают «что такое хорошо и что такое плохо», что есть счастье, добро или зло. Особенность таких имагинативныох слов в том, что они служат «маяками», которые светят где-то впереди, и ведут человека по жизни, хотя каждый человек в различном возрасте может вкладывать свой собственный субъективный смысл. Поэтому при альтруистической позиции личности такие имагинативные слова встречаются в дальних целях довольно часто. Например, «что бы был мир», «чтобы все были здоровы» и т.п.

Эта позиция личности названа нами альтруистической в связи с тем, что на этом уровне проявляется забота о других, вводятся в цели имагинативные слова, отражающие общечеловеческие ценности, выражается металюбовь, как любовь к людям, ко всему миру, познанию и творчеству. Все эти компоненты основаны на любви, которая включает жертвенный альтруизм [4]. Поэтому в дальних целях присутствуют процессы воображения, что проявляется в стремлении к познанию нового, заботе о ближних (включая «братьев наших меньших»), творческой деятельности, саморазвитию, самосовершенствованию и самоактуализации. Тот подход, который мы разрабатываем, связанный с футурреальностью, то есть с ведущей ориентацией на будущее время, во многом, по сути, совпадает с взглядами представителей гуманистической психологии и, прежде всего, А. Маслоу. 

После того как были выявлены три вида целей по удаленности, нами был проведен корреляционный анализ связей между ними. Между всеми тремя видами целей установлена отрицательная корреляционная связь на высшем уровне достоверности различия – Р = 0,01, которая в дальнейшем будет обозначаться жирным шрифтом, а Р = 0,05 не обозначается, т.к. приводятся только достоверные связи, в том числе и личностные черты. Между близкими и средними целями коэффициент корреляции = – 0,320, а между близкими и дальними целями он = – 0,398. Между средними и дальними целями коэффициент корреляции = – 0,259. Эти значимые корреляционные связи говорят об обратных зависимостях между указанными выше позициями личности. Причем, можно заметить, что близкие и дальние цели находятся между собой в большей оппозиции, чем средние по отношению к двум крайним видам целей [7]. 

Этот же корреляционный анализ позволяет установить, за счет каких черт личности осуществляется постановка различных по удаленности целей. Для близких целей определяющими оказались только две личностные черты, которые имели статистические достоверные связи. И обе они имели отрицательные коэффициенты корреляции. Близкие цели отрицательно коррелируют с чертой ценностные ориентации из методики Шострома и интернальностью в семейных отношениях по методике Роттера. Эти корреляционные связи свидетельствуют о том, что при постановке близких целей человек отказывается от тех «идеалов и ценностей, по которым идут самоактуализирующиеся личности» [8], это, во-первых, а во-вторых, причину неудач больше всего отмечают в семейных отношениях. Причем, такие люди их видят не в себе, а в других. Можно констатировать, что эти две черты подтверждают эгоцентризм позиции личности.

Для средних по удаленности целей характерны пять корреляционных связей, четыре из которых имеют отрицательную зависимость, и одну положительную. Положительная корреляционная связь обнаружена с такой чертой как стремление к доминированию по методике Р. Кеттелла. Отрицательные корреляционные связи установлены с неудовлетворенностью социальных потребностей по методике А. Маслоу, а остальные три – с чертами личности, выявленными по методике А. Шострома. Это такие черты, как самопринятие, самоуважение и ориентация во времени. Эти все пять черт личности указывают на проблемы, связанные с межличностными отношениями и внутренними конфликтами. Неудовлетворенность социальных потребностей связана с тем, что личность не удовлетворена собой, так как не может себя принять. Это влечет за собой заниженное самоуважение, а также то, что субъект неадекватно воспринимает свое положение в жизненных ситуациях.

Отрицательная корреляция, связанная с ориентацией во времени, свидетельствует о том, как пишет В.А. Семиченко, что «личность не соотносит прошлое и будущее с настоящим. Такая личность может, кроме того, ориентироваться только на будущее или на настоящее, т.е. ее цели не связаны с текущей деятельностью, а ее прошлый опыт мало влияет на поведение» [8, c. 215]. Все это приводит к тому, что личность пытается компенсировать возникшие трудности в стремлении к доминированию над другими, а это еще больше усугубляет и без того неопытность в общении. 

Дальние цели имеют три достоверные корреляционные связи – две положительные и одну отрицательную. Положительные связи характерны для двух факторов интернальности, выявленных при помощи методики Дж. Роттера. Это локусы контроля неудач и межличностных отношений. Отрицательная корреляция с чертой личности радикализм – консерватизм по методике Кеттелла. Эти показатели личности имеют характерные особенности. Во-первых, интернальность по двум факторам указывает на то, что личность причины собственных неудач и ошибок, а также в контактах с другими людьми ищет, прежде всего, в себе. Последний показатель – отрицательная корреляция по фактору Q1 Кеттелла указывает на консерватизм личности. Это связано с тем, что, ставя дальние цели, субъект ориентируется на общечеловеческие ценности, испытанные временем, и легко свои устоявшиеся взгляды и принципы не меняет. 

Таким образом, изучение личностных черт, влияющих на постановку разных по удаленности целей, подтвердили выдвинутое предположение о влиянии дальности целей на выполняемые целевой направленностью личности функции. Тем более, что дальние цели являются еще по содержанию и высокими, соответствующими принятым в обществе нормам поведения и духовным ценностям.

Отмеченные статистические различия между тремя видами удаленности целей, нашли свое подтверждение при корреляционном анализе связей между количеством этих целей и факторами личности. Такой анализ позволяет выявить те личностные черты, которые влияют на постановку различных видов целей по их удаленности, то есть те факторы, которые участвуют в выдвижении таких целей [6]. В целом, можно констатировать, что близкие по удаленности цели эгоцентричной позиции личности связаны с отрицанием общечеловеческих ценностей, средние цели из-за высокого рационализма хотят подчинить себе других, но им это не удается, а дальние цели опираются на интернальность личности, то есть на принятие ответственности на себя за счет опоры на традиционные ценности.

Как мы уже отмечали, футурреальный подход через постановку акцента на будущее время продолжает идеи гуманистической психологии, и в связи с тем, что наша методика включает весьма разнообразные цели, мы основное внимание обратили на процесс саморазвития личности. Раз наша методика ЦНЛ обращенна к изучению будущего через его цели, то она включает в себя и цеди, связанные с саморазвитием, если личность включает их в состав тех 20 целей, которые предлагаются инструкцией. Проективность нашей методики позволяет включать любые цели без принуждения, так что те, кто ставят цели на саморазвитие, делают это осознанно и добровольно. На основе психосемантического анализа, предложенных испытуемыми целей, было выделено четыре процесса саморазвития: самоопределение, самореализация, самосовершенствование и самоактуализация. Рассмотрим дефиниции, по которым были распределены цели по четырем процессам саморазвития и дадим определение самому процессу саморазвития по отношению к целевой направленности.

Самоопределение – это процесс саморазвития, который включает цели связанные с выбором профессии или ее сменой. Процесс самоопределения начинается уже с дошкольного возраста, когда ребенок начинает понимать, чем ему более интересно заниматься и в какой деятельности он в большей степени имеет успех. Процесс самоопределения может осуществляться эмпирически, когда личность понимает, что тот или иной вид деятельности удается человеку или нет. Научный подход к проблеме самоопределения связан с включением в совместную деятельность психолога и проведения соответствующего тестирования.

Самореализация – это процесс саморазвития, который связан с достижением целей в нормативных видах деятельности, когда известна конечная цель, а также условия ее достижения. Наиболее распространенными видами такой деятельности являются учебная и производственная деятельности, где известны конечная цель и пути или условия ее достижения, а в основе достижения таких целей лежат освоенные знания, умения и навыки, Достигая успехов в деятельности за счет ее совершенствования, личность реализует себя.

Самосовершенствование – это процесс саморазвития связанный с развитием и совершенствованием различных сторон личности и деятельности человека, включая различные черты характера, интеллектуальные возможности, эмоционально-волевые состояния и физические качества. Самосовершенствование, как показали наши исследования, продолжается в течение всей жизни, и между возрастными периодами нет достоверных статистических различий по количеству целей.

Самоактуализация – это процесс саморазвития, в котором ставятся цели, для которых характерно осуществление самостоятельной творческой деятельности, соответствующей интересам и способностям личности, в результате чего человек получает положительные эмоции. Такая деятельность становится любимой, без которой личность уже не может существовать. Важным является то, что она становится потребностью человека и смыслом его жизни 

Саморазвитие – это целостный процесс развития человека, который осуществляется личностью самостоятельно и добровольно, и включает процессы самоопределения, самореализации, самосовершенствования и самоактуализации, при котором количественным показателем его является сумма баллов по всем четырем процессам.

Как было отмечено ранее, между тремя видами целей – близкими, средними и дальними существует отрицательная корреляционная связь на высоком уровне достоверности, что свидетельствует о независимости действия их психологических механизмов. Следует в данном контексте подчеркнуть, что нами были также установлены закономерности опоры личности на два вида целей в зависимости от возраста. Было установлено, что с возрастом средние цели имеют тенденцию к уменьшению их количества, а количество дальних целей возрастает, а это свидетельствует о том, что с возрастом люди становятся более мудрыми. Нашими испытуемыми были люди от 17 до 70 лет в составе 480 человек. 

При сопоставлении целей с процессами саморазвития следует отметить, что близкие цели личности отрицательно влияют на саморазвитие, так как они имеют отрицательные корреляционные связи с тремя процессами саморазвития. Средние цели имеют положительную корреляционную связь со всеми процессами саморазвития, кроме самоактуализации на достоверном статистическом уровне. Дальние цели имеют следующие корреляционные связи: с самореализацией = – 0,182, самосовершенствованием = + 0,357, самоактуализацией = + 0,430 и саморазвитием в целом = + 0,385. С возрастом процесс самореализации теряет свое значение, а суммарный показатель саморазвития возрастает.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что близкие цели в малой степени влияют на процесс саморазвития, о чем свидетельствуют отрицательные корреляционные связи с тремя процессами саморазвития, кроме процесса самореализации, как и нет корреляции с общим процессом саморазвития. Основная причина связана с тем, что эгоцентризм близких целей игнорирует общечеловеческие ценности. Средние цели имеют положительную корреляцию высокого уровня достоверности с самореализацией, низкий уровень самосовершенствованием и саморазвитием, но отрицательную связь с самоактуализацией, Ведущими проблемами средних целей является большая склонность к рационализму, что проявляется в стремлении к доминированию и трудностями в межличностных отношениях.

Дальние цели имеют четыре достоверные связи, но одна отрицательная с процессом самореализации, то есть они в этом процессе саморазвития участия не принимают. Вместе с тем существует позитивная корреляция с самосовершенствованием, самоактуализацией и суммарным процессом саморазвития. Это указывает на то, что только дальние цели, которые относятся к альтруистической позиции личности, оказывают существенное влияние на процесс саморазвития. Причина кроется в том, что ведущими факторами у дальних целей есть интернальность к неудачам и в межличностных отношениях, то есть принятие ответственности на себя и приверженность устоявшимся ценностям человеческого существования, в отличие от радикализма. 

Для уточнения особенностей процесса саморазвития мы теперь рассмотрим, как взаимодействуют эти процессы между собой, что позволит уточнить каков «вес» каждого из процессов в целостной структуре саморазвития. Процесс самоопределения имеет две отрицательные связи с самосовершенствованием и самоактуализацией, но положительную связь с процессом саморазвития. Процесс самореализации, также как и процесс самоопределения имеет одинаковую структуру отношений с другими процессами саморазвития. Процесс самосовершенствования имеет две положительные корреляционные связи с самоактуализацией и саморазвитием = + 0,693. Процесс самоактуализации связан с процессом суммарного саморазвития также положительно = + 0,707. Как видно из анализа корреляционных связей, два последних процесса саморазвития имеют иную структуру, чем два первых, и более значительные положительные корреляционные связи. Таким образом, можно говорить о наличии двух групп процессов саморазвития. Первая – это высшие процессы саморазвития, которые имеют тесные положительные корреляционные связи между собой и высокие показатели в структуре суммарного саморазвития. Эти два процесса: самоактуализация и самосовершенистивование. Вторая группа – это процессы самоопределения и самореализации, которые имеют обратную корреляцию связь с двумя процессами первой группы и меньший вес в структуре саморазвития личности.

Для уточнения особенностей процессов саморазвития мы проанализируем личностные черты, которые влияют на постановку целей в каждом из четырех процессов саморазвития. Процесс самоопределения имеет всего одну отрицательную корреляционную связь с фактором мечтательности из методики Кеттелла, что указывает на то, что при выборе или смене профессии личность отдает себе отчет о том, какое значение имеет в жизни выбор профессии и надо этот выбор делать осознанно, без опоры на мечтательность.

Процесс самореализация имеет самое большое количество личностных факторов, как и процесс самоактуализации, из всех процессов саморазвития. Их семь, и только одна отрицательная – интернальность в отношении к здоровью, по методике Роттера. Среди оставшихся шести положительных корреляционных связей можно выделить две положительные связи с методикой Шострома – это опора на себя и гибкость поведения. Однако эти личностные факторы отражают не ценностные ориентации, а положительные стороны поведенческой активности субъекта. Оставшиеся положительные корреляционные связи также подтверждают активное начало, заложенное в процессе самореализации, кроме одной связи с тревожностью, что свидетельствует о нерешительности личности. Далее идут три активных фактора из методики Кеттелла: доминирование, которое характерно и для средних целей, социальная смелость и последний – напряжение базальных потребностей, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости. Как видим, данный фактор отражает активность личности, но с определенной нерешительностью и напряженностью, а по стремлению к доминированию совпадает со средними целями. Таким образом, самореализация включает два основных блока. Первый – это поведенческая активность, куда входят доминирование, социальная смелость, опора на себя и гибкость в поведении, а также сюда может быть отнесена экстернальность по отношению к здоровью – итого пять факторов. Во втором блоке всего два эмоциональных фактора тревожность и напряженность, что указывает на эмоциональную неустойчивость личности.

Цели, направленные на самосовершенствование личности, имеют шесть положительных корреляционных связей. Одна из них контактность из методики Шострома, а три других из методики Роттера – интернальность: к неудачам, достижениям и отношении к здоровью. Две оставшиеся положительные связи указывают на наличие психопатии и нейротизма. О психопатии речь будет идти дальше, но присутствие нейротизма свидетельствует, что надо преодолевать тревожность. Наличие трех факторов интернальности указывает на связь данных целей саморазвития с дальними целями.

Цели, направленные на самоактуализацию личности, также имеют максимальное количество корреляционных связей с личностными факторами – семь, две из которых отрицательные. Одна из них – с мечтательностью, что связывает самоактуализацию с самоопределением, а вторая с напряжением базальных потребностей, что противостоит целям самореализации. Еще одна положительная корреляционная связь с эмоциональной устойчивостью из методики Кеттелла указывает на оптимизм самоактуализирующейся личности, в отличие от фактора нейротизма в целях самосовершенствования. Остальные четыре положительные корреляционные связи показывают то общее, что характеризует положительные стороны саморазвития и их связь с дальними целями – это три личностных фактора интернальности: к неудачам, в семейных отношениях и межличностных отношениях, что совпадает по двум факторам интернальности с дальними целями. Последняя положительная корреляционная связь обнаружена с психопатией как личностный фактор, связанный с выходом за параметры нормативных ситуаций, как нежелание действовать в рамках обыденности и быть независимым. 

Последний суммарный показатель целей саморазвития концентрирует в себе основные черты личности, которая стремится к саморазвитию. Такую личность отличают четыре фактора, которые имеют положительные корреляционные связи, – две из методики Шострома: самоуважение = + 0,394 и самопринятие = + 0,382.Третий показатель – интернальность к неудачам. Этот показатель интернальности характерен для: дальних целей, целей самосовершенствования, целей самоактуализации, и, как видим, вообще для всех целей саморазвития. Последняя положительная корреляционная связь с психопатией, характеристику которой мы дали ранее при анализе корреляционных связей с целями самоактуализации. Итак, и этот личностный фактор встречается при постановке целей на саморазвитие, самосовершенствование и самоактуализацию [3].

Подведение итогов

Таким образом, теперь мы можем сделать выводы о сути процесса саморазвития личности не на основе общих рассуждений, а в результате экспериментальных исследований, с привлечением более 50 личностных методик мирового уровня на половине тысячи испытуемых от 17 до 70 лет, с помощью специально разработанной методики целевой направленности личности (ЦНЛ), футурреально ориентированной. Исходя из того положения, что мы считаем ведущим фактором развития личности ее ориентированность на будущее, что люди живут будущим и ради этого будущего, в нашей методике за основу были взяты цели личности, в которых реализуется футурреальность личности.

В результате установленного пространственно-временного континуума психологических ситуаций были выявлены три типа целей, которые исходят из ситуаций настоящего времени и направлены в будущее. Таких целей было выявлено три вида: близкие, средние и дальние. В результате проведенных исследований было установлено, что наиболее эффективными в деле саморазвития личности являются дальние цели. При постановке ближних целей люди не ориентируются на общечеловеческие ценности. Для средних целей рациональной направленности характерны стремление к доминированию над другими, при отсутствии самоуважения и самопринятия. То есть, внутренний мир личности мало сбалансирован из-за рациональной установки. Дальние цели проявляют приверженность интернальности личности, то есть, к способности брать ответственность за поступки на себя на основе устоявшихся консервативных взглядов. Как видим, в дальних целях концентрируются глубокомысленность в интернальности и постоянство в убеждениях и принципах, в отличие от двух других видов целей.

Еще более точную характеристику целостного процесса саморазвития можно получить при анализе четырех процессов саморазвития. Процесс самоопределения опирается всего на один фактор личности – отказ от мечтательности, то есть более реальное отражение действительности. Процесс самореализации в большей мере опирается на средние цели и ему свойственна несбалансированность двух блоков – поведенческой активности и эмоциональной стабильности. Процессы самосовершенствования и самоактуализации во многом идентичны, за некоторым исключением. Идентичность им создает опора на дальние цели. Совпадения обеспечивает единство интернальности – по три в каждом процессе и фактор психопатии. Основное отличие между этими двумя ведущими процессами саморазвития в том, что для самосовершенствующихся характерна эмоциональная неустойчивость в виде нейротизма, а для самоактуализованых личностей, наоборот, наличие эмоциональной стабильности и отсутствие напряжения базальных потребностей. Это различие указывает на многое, и, прежде всего, на то, что процесс самоактуализации обеспечивает оптимизм личности и ее эмоциональную стабильность, ибо успехи в профессиональной творческой деятельности, характерной для этого процесса саморазвития, продуцируют положительные эмоциональные состояния.

Теперь можно подвести окончательные итоги, обратившись к суммарному показателю саморазвития. Здесь присутствует фактор интернальности к неудачам, который проявляется также в дальних целях, процессах самоактуализации и самосовершенствования. Второй фактор – психопатия, который характерен также для самоактуализации и самосовершенствования. Два других фактора из методики Шострома – самоуважение и самопринятие имеют высокие корреляционные связи, но они встречались только один раз при характеристике средних целей, но с отрицательными значениями корреляционных связей. Такая смена позиции двух последних факторов указывает на то, в чем проблема рациональной позиции личности, средних целей и процесса самореализации. В том, как мы отмечали ранее, что из-за излишнего упования на интеллект, который проявляется в содержании средних целей, представители этой позиции стремятся к доминированию, но это ведет к конфликтам внутренним, так и наружным.

В.А. Семиченко в работе, посвященной методике Шострома, пишет, что самоуважение – это «способность человека уважать себя за свою силу», а самопринятие – это «способность человека уважать себя за свою слабость» [8, с. 216]. В любом случае личность должна уважать себя, но лучше, если она будет уважать себя за свою силу. Это придает личности уверенность в себе, в своих силах и возможностях. Такой подход позволяет снять эмоциональную напряженность, а два упомянутых выше фактора позволяют сбалансировать внешнюю и внутреннюю силу, отчего в процессе самоактуализации нет факторов, связанных с эмоциональными проблемами. С учетом вышеизложенного мы для характеристики самоактуализованной личности предлагаем использовать три фактора: интернальность при неудачах, психопатию и самоуважения.

Фактор психопатии мы связываем с природным стремлением человека к независимости, отсутствием желания жить как все и выбирать в жизни свои собственные пути. Такое стремление проявляется у детей рано, но особенно в подростковом возрасте, а у некоторых и на всю жизнь. Без такой активности творческая личность может не сложиться, если она не будет чувствовать себя свободной. Поэтому такое стремление к независимости мы связываем с эгоцентричной позицией личности. С возрастом упрямство должно пройти, но напористость остаться.

Фактор интернальности при неудачах мы рассматриваем как способ интеллектуального развития личности при рациональной позиции личности. Делать выводы из неудач, признавать свою вину за их возникновение и при этом находить правильные решения, таков путь самостоятельного преодоления возможных трудностей в проблемных ситуациях будущего времени.

Фактор самоуважения является одним из ведущих в методике самоактуализованой личности Шострома. Человек, который уважает себя за свою силу в различных аспектах жизни – профессии, науке, творчестве, знаниях, общении, – обычно уверенный в себе человек, готовый идти на риск в неопределенных ситуациях, готовый к тому, что даже при неудачах он все равно найдет выход и доведет начатое дело до конца. Уверенный в себе человек – это тот, который не привык проигрывать. Фактор самоуважения становится ведущим тогда, когда личность ощущает потребность в самоактуализации.

Особенно остро мы ощутили важность фактора самоуважения, когда начали изучать проблемы, связанные с эмоциональными состояниями личности. Проведя исследования при помощи нашей методики ЦНЛ, мы сравнили результаты тех, у кого были цели, связанные с показателем суммарного саморазвития, с теми, у кого их не было или было мало. Корреляционный анализ показал, что в первой группе отсутствуют отклонения в эмоциональной сфере, особенно у тех, у кого высокий показатель фактора самоуважения. На основе изложенного в этой статье материала нами разработана методика психокоррекции негативных эмоциональных состояний.

Выводы

1. Человек живет футурреально, то есть живет будущим и во имя этого будущего.

2. Предлагаемый нами футурреальный подход является продолжением идей гуманистической психологии с приоритетным видением роли будущего времени.

3. Созданная нами методика исследования целевой направленности личности (ЦНЛ) делает акцент на исследовании целей личности, как связующего звена между ситуациями настоящего времени и будущим.

4. Были выделены три вида целей, которые отличаются содержанием, семантической структурой, удаленностью целей от ситуаций настоящего времени и составом личностных факторов, на которые опираются цели в процессе их постановки.

5. Три вида целей по удаленности: близкие, средние и дальние соответствуют трем позициям личности – близкие цели – эгоцентричной позиции; средние цели – рациональной позиции и дальние цели – альтруистической позиции.

6. При помощи методики ЦНЛ были выявлены четыре процесса саморазвития и их особенности, включая личностные факторы

7. Установлены черты самоактуализированной и саморазвивающейся личности.

8. Показана закономерная связь между уровнем саморазвития и позитивными эмоциями.

 

Список литературы:

1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 349 с. 

2. Васильев Я.В. Футурреальная психология личности: Монография. Николаев: Изд-во «Илион», 2007. 519 с.

3. Васильев Я.В. Целевая направленность личности. Футурреальный подход: Монография. Palmarium Academic Publishing, 2015. 234 с.

4. Васильев Я.В. Металюбовь и цикличное развитие личности. Николаев: Изд-во ЧНУ им. Петра Могилы, 2017. 256 с. 

5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: МГУ, 1976. 150 с.

6. Каневский В.И. Динамика целевой направленности личности в катамнезе // Журнал практикующего психолога. 2009. Специальный выпуск № 16. Материалы ІІ Международного научно-практического конгресса «Проблемы развития современной психологической помощи: концепции и практики» (3-4 октября 2009), МДЦ «Артек». С. 166-174.

7. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. 672 с. 

8. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Киев: Миллениум, 2004. 521 с.

 

Сведения об авторе:

Васильев Ярослав Васильевич – доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина)

Каневский Виктор Ионович – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the authors:

Vasylyev Yaroslav Vasylovych – Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).

Kanevskiy Victor Ionovich – Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine). 

E-mail: yavasiliev43@gmail.com.

E-mail: 2528kan@gmail.com.