Гелетюк Н.В. Евангелизация и катехизация как важные составляющие пастырского служения в XXI веке
УДК 2-4
ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ И КАТЕХИЗАЦИЯ КАК ВАЖНЫЕ
СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПАСТЫРСКОГО СЛУЖЕНИЯ В XXI ВЕКЕ
Гелетюк Н.В.
В статье рассмотрена роль православного священника в условиях современности, а также основные составляющие пастырского служения – евангелизация и катехизация. Охарактеризована деятельность пастыря и аспекты его служения в XXI веке. С помощью цитат из Священного Писания и творений святых отцов раскрыты основные проблемы во внедрении катехизического служения современного священника.
Ключевые слова: катехизация, евангелизация, проповедь, духовные беседы, Слово Божие.
EVANGELIZATION AND CATECHIZATION AS IMPORTANT
COMPONENTS OF THE PASTORAL MINISTRY IN THE 21ST CENTURY
Geletjuk M.V.
The article reveals the role of the Orthodox priest in today’s conditions as well as the main components of the pastoral ministry, evangelization and catechization. The author characterises pastor’s activities and aspects of his ministry in the 21st century. The main problems in the introduction of catechetical ministry of the modern priest are exposed with the help of quotations from the Holy Books and the works of the holy fathers.
Keywords: catechesis, evangelism, preaching, spiritual conversations, the Word of God.
Суть священнической деятельности заключается в проповеди Слова Божия. Об этом говорит святой апостол Петр: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и, богоугодно» (1 Петр. 5:2). Фраза «пасите Божие стадо» означает постоянное питания веры людей проповедями священника. Пастырь должен проводить индивидуальную работу с людьми заниматься не только строительством храма, но прежде «строительством храма человеческой души» [8, с. 35]. Слово имеет большую силу, поэтому оно выступает проводником, через который в душу вливаются не только мысли и образы, но и чувства, переживания и желания. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Слово – это эманация воли человека, видение души ее, самостоятельный центр сил, что живое существо с телом, сотканная из воздуха и внутренней структуры формы звуковой волны» [2, с. 273].
Сила слова возрастает в устах выдающихся ораторов-проповедников. Возлюбленный ученик Иисуса Христа святой евангелист Иоанн Богослов назвал своего Учителя воплощенным Словом-Логосом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога» (Ин. 1:1-2).
Слова Господа имели большую силу, поэтому последователи Христа и слушатели Его проповедей говорили: «никогда человек не говорил так, как Этот Человек...» (Ин. 7:46). Этот факт признавали и иудеи: «Слово Его было со властью» (Лк. 4:32). Своим словом Господь воскрешал умерших, творил чудеса, преображал человеческие души. Словом, проповедью положили начало Церкви Христовой апостолы, а сонм последователей Спасителя распространили христианское учение во всех странах мира.
Проблема духовной работы с людьми, которые оказались на социальной обочине, скатились в маргинес, очень актуальна сегодня, и требует широкого освящения. Ошибочно мнение, что для священника достаточно только молиться и отправлять положенные службы – ведь именно социальное служение, проповедь, воспитание подрастающего поколения является одним из условий развития успешного общества.
В настоящей статье сделана попытка систематизации проблем служения современного пастыря, поскольку в обществе XXI века, где традиционные ценности стремительно теряют свой вес, перед священником возникает ряд вызовов, на которые нужно реагировать ради сохранения христианской духовности и веры, и здесь важную роль играет катехизация и евангелизация.
Словом можно лечить, величать, наставлять людей на праведный путь, прививать им веру и радость, возрождать в них любовь и милосердие, возвещать душам их мир и покой. И наоборот – скверными словами, неосторожными разговорами можно отравить или даже убить душу, заразить ее всеми видами страстей и грехов, соблазнить невинное и чистое сердце. Поэтому апостол Иаков писал: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26). Этот же апостол пишет: «Язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает! И язык – это огонь, им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие... » (Иак. 3:5, 9-10).
Проклятие приносит вред не только тому, кому оно адресовано, но и тому, кто его произносит. Произнося обидное или грубое слово, человек наполняет душу раздражением, а злословя и указывая при этом на недостатки ближнего, он портит репутацию другого, очерняет его в глазах ближних, становится причиной неприятностей. Это и есть то зло, которое со временем становится привычкой. Когда в разговоре один из собеседников выражает заботу о каких-то житейских делах, то другой после общения становится «заражен» маловерием, забывая о милосердии Божием.
Слово в жизни каждого человека имеет большое значение. Апостол Павел в послании к Ефесянам гвоорит: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4:29). Слова христианина должны быть правдивыми, искренними, отображать только истину и вызвать к себе полное доверие собеседников. По словам Господа, ложь от лукавого, «ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). А в «Откровении» святого Иоанна Богослова читаем: «...всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серой» (Откр. 21:8).
Сам Господь является воплощением истины, а в каждом христианине должен жить Бог. Человек остается христианином до тех пор, пока живет в истине, убегает от лжи во всех ее проявлениях и видах. Неправда несвойственна души человеческой как образу Божию. Так ребенок, пока он не испорчен грехом, не может и не умеет врать, а если и скажет неправду, то покраснеет от стыда. Так же реагирует и любая чистая душа. Поэтому и Господь Иисус Христос учит: «Говорю вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Пустое слово – лишнее, произнесенное без надобности, а ответственность за него строгая том, что для христианина нет какого-то среднего состояния: либо он находится в Духе Святом, то есть в святости, творит добро и живет по воле Божией, или наоборот – становится рабом своего греха и исполняет волю лукавого словом и делом.
Священник как слуга Божий должен творить волю Всевышнего, проповедовать Его Слово и собственным примером призвать всех к истинной христианской жизни. Святой Иоанн Кронштадтский говорил: «Неправильно поступают те пастыри, которые читают и читают слова и писания других, а сами ничего не говорят народу; они уподобляются бездонным сосудам, в который сколько ни лей воды, она все поглощается. Вы, пастыри, должны, как пчелы, со всех писаний собирать мед, то есть извлекать полезное и удобоснедомое для ваших овец. Ваша жизнь должна быть посвящена благу пасомых, как посвящена жизнь родителей благу детей; вы должны всю жизнь свою снискивать для них это духовное имение, духовное богатство, от которого зависит их спасения, а не думать только о своем собственном обогащении многоразличными сведениями, о своей многоучености, ибо скажите, пожалуйста, что – ваше богатство, ваша ученость, когда ваша паства бедна. Какая польза если вы перенасыщены познанием, если вы мудры, как семь мудрецов вместе, а чадам своим едва уделяете крошку, словно упала со стола богатого?» [3, с. 52].
Господь наш Иисус Христос благословил Своих учеников, а через них – всех пастырей Церкви Христовой: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Воскресной проповеди священника, какой бы она не была глубокой, недостаточно для дела просвещения паствы. При каждом православном храме должна быть воскресная школа для детей и катехизаторские курсы для взрослых.
Когда речь идет о катехизации, то надо это понимать как постоянный процесс вхождения людей в церковную жизнь. Поэтому, постоянная и непрерывная в возрастном смысле катехизация детей, молодежи, взрослых и старших – необходимое условие активного участия прихожан [1, с. 36].
Пастырь, который работает с детьми и подростками должен иметь индивидуальный подход к ученикам, а это значит, что он должен оценивать уровень умственного развития, религиозного и духовно-нравственного опыта, волевого развития, учитывая их стремление и познавательные интересы учащихся [6, с. 12].
Евангелизация – это первая задача пастыря Православной Церкви. Евангелизация – это провозглашение Евангелия (благой вести), Царствия Божия, это проповедь о присутствии Бога среди нас, для того чтобы наша жизнь с Богом была на земле и на небе. Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Для того чтобы человек поверил, необходимо слушания Слова Божия, и именно это слово православные христиане должны слышать из уст своего пастыря.
Часто проповеди, которая звучит после евангельского чтения во время Божественной Литургии, оказывается недостаточно для того, чтобы понять науку Христа. Задачей современного пастыря является не только чтение, но и толкование Священного Писания.
Так при храме Успения Пресвятой Богородицы в с. Коршеве Коломыйского района Ивано-Франковской области (Украина), кроме катехизаторской школы для детей по изучению Закона Божьего, действует воскресная школа для взрослых прихожан, основанная нами в 1998 году, где на занятиях проходит обсуждение Святого Писания. Именно многоконфессиональность этого населенного пункта (6 религиозных общин), где жители села с различными религиозными взглядами в ходе общения убеждают друг друга в своей правоте, побудила открыть нас такую школу.
Каждое воскресенье за час до вечернего богослужения проводятся уроки в воскресной школе, на которых прихожане активно изучают Слово Божье не только ради диспута с инославными, но и для духовного обогащения и совершенствования. На момент написания этого исследования было проведено 458 уроков. Первая сотня занятий была посвящена теме «Изучая и исследуя Священное Писание» (2000 г.), вторая сотня – «Исповедование ради спасения» (2005 г.), третья – «Духовные беседы с прихожанами» (2011 г.).
Часто на приходах отсутствует подобная практика, так как некоторые духовники связывают ее с протестантизмом. Однако такое мнение не совсем правильно, поскольку вызвано отсутствием осознания необходимости познания Бога как величайшей ценности в жизни человека, которое невозможно без знания Слова Божьего. Чтобы познать Бога, нужно искать Его: «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Плач Иер. 3:25). Каждый человек должен искать Бога, потому что Он говорит всему человечеству через Святое Писание: «Любящих меня я люблю и ищущие меня найдут меня» (Притч. 8:17). Библия – это неисчерпаемый источник живой воды, в которой сказано не только о Боге, но и о человеке. Читая и слушая слово Божие, верующие освящаются ним, узнают правду. Об этом говорит Сам Господь Иисус Христос в Своей молитве к Богу-Отцу: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин.17: 17).
Сравнивая служения апостолов со служением современных пастырей, епископов и священников Нового Завета, следует обратить внимание на следующее: апостол Павел был одним из самых идейных последователей Христа. У него была миссия привести к спасению каждого, кого он встречал на пути. Ради обращения и спасения душ человеческих апостол претерпел голод, преследования, раны, побои, и даже смерть. Каждый епископ и священник, представ перед Богом, будет вынужден объяснить, на что он тратил свое время и сколько душ привел к Богу.
Статистика говорит о том, что 90% людей пришли к Богу благодаря общению с практикующими христианами, через проповедь священников, через чтение духовной литературы, церковной прессы, через слушание православных радиопрограмм, просмотр религиозных телепередач.
Первое место в этом списке занимает категория людей, которые пришли к Богу через родных или знакомых, друзей или коллег по работе, увидели опыт духовной жизни других, открыв для себя лицо доброго и любящего Бога, правду о грехе и покаянии и прощении.
На каждой Божественной Литургии читается Слово Божие, перед началом которого звучат слова: «Премудрость, станем прямо, услышим святое Евангелие...». Церковь устами священника акцентирует внимание именно на чтении Евангелия, потому что это – проповедь Самого Господа. В ветхозаветной книге Самуила описывается, как он с детства воспитывался при храме, потому что его мать, праведная Анна, дала обет Богу посвятить своего сына и сдержала слово. Самуил рос при храме во времена служения священника Илии в те времена, когда слово Господне можно было услышать нечасто и явления Господа происходили достаточно редко. Однажды этот отрок услышал ночью голос: «Самуил, Самуил...». Он прибежал к священнику Илию и говорит: «Вот я, ты звал меня». – «Я не звал», – ответил наставник. Так трижды, после чего Илия сказал: «Пойди назад и ложись, и когда Зовущий позовет тебя, ты скажи: "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой"». И пошел Самуил и лег на месте своем. И пришел Господь, и стал, и воззвал, как в тот и другой раз: "Самуил, Самуил!" И сказал Самуил: "Говори, Господи, ибо слышит раб Твой"» (1 Цар. 3:9-10).
Подобно этой истории, каждый христианин, который стоит на Божественной Литургии перед чтением Евангелия, должен сказать эти же слова. По Евангельским чтением следует проповедь, в которой священник объясняет прочитанное Евангелие и объясняет, что должно быть духовным хлебом для каждого прихожанина. О том, что священник или епископ должен проповедовать Слово Божие, читаем на страницах Священного Писания. Святой апостол Павел, обращаясь с посланием к своему ученику Тимофею, говорит: «... Занимайся чтением, наставлением, учением». Далее он говорит о плодах: «…ибо так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя»
(1 Тим. 4:13, 16); «Раб же Господа не должно ссориться, а быть до всех приветливым ко всем, учительным, незлобивым» (2 Тим. 2:24) «А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для учения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности»
(2 Тим. 3:14-16). Этот же апостол в послании к Титу пишет о качестве епископа следующее: «Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроителей, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бойца, не корыстолюбивец, но страннолюбив, но любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, сдержанный, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать» (Тит. 1:7-9). Ведь, не имея достаточно аргументов, такой священнослужитель не сможет обличать и закрывать уста «противящимся», а когда священник сам находится в невежестве, то сама собой исчезает и потребность заниматься духовным самосовершенствованием. Апостол Павел в послании к Колоссянам говорит: «Слово Христово да будет у вас обильно во всякой премудрости. Учите и вразумляйте самих себя» (Кол. 3:16); «Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4: 6).
В послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит: «Утешайте друг друга и поучайте друг друга, как вы и делаете» (1 Фес. 5:11). Относительно священников апостол высказывается так: «начальствующим пресвитерам достойно должно оказывать особую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Когда духовники делами и словами приводят учеников к тому блаженной жизни, которое дает Христос, – это самый способ обучения, потому что, как говорил Сам Спаситель, для наставления одних только дел недостаточно: «Итак, кто выполнит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19). «Выполнять» не означает «обучать». Разделив эти два понятия, Христос указывает, что одно значение имеют дела, другое – слова. Для того чтобы быть совершенным, дела и слова должны быть объединены. Так апостол Петр говорит эфесским пресвитерам: «А потому бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Несмотря на яркий пример, который подавал жизнью этот Христов последователь, нельзя сказать, что только такой практический образец мог дать ожидаемый результат [3, с. 68-69]. Каждый пастырь Православной Церкви должен хорошо осознавать, насколько важны в деле служения Богу проповедь, обучение, катехизация детей и молодежи.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Именно словом мы поднимаем душу упавшей ним мы успокаиваем душу, волнуется, отсекаем ненужное, дополняем то, чего не хватает, и совершаем то, что необходимо для здоровья души» [3, с. 61]. Когда душа страдает от болезни, есть только один способ ее лечения – наставление словом. Подтверждение этому находим в Священном Писании: «Слушайте наставников ваших и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как те, которые обязаны дать отчет» (Евр. 13:17). Поэтому священник должен быть не только хорошим наставником, но и проповедником. Когда он, выступая перед народом, начнет обвинять тех, которые живут беззаботно, но потом сникнет, начнет заикаться, из-за нехватки слов покраснеет, тогда моментально пропадет вся польза от уже сказанного.
Святость места требует от проповедника строгого отбора слов и выражений. Образцом благоговейного изложения может служить святоотеческая проповедь. Особенная благоговейность должна соблюдаться при использовании имен святых личностей: Господь Иисус Христос (или Христос Спаситель), Пресвятая Дева Мария (или Пресвятая Богородица), Святой апостол Павел, Святитель Иоанн Златоуст и т.д. Благоговейность изложения должна проявляться также в том, чтобы не употреблять таких слов и выражений, которые могут вызвать у слушателей воспоминание греховных образов или действий, а также оскорбить их благочестивые чувства [9, с. 175-176].
Священнику во время общения с народом не стоит забывать, что «церковно-библейский дух, желательный и требуемый в проповеди видим в слове того, кто весь проникнут благочестием, питает благоговение к слову Божию и учению церкви и кто воплотил в себя дух Евангелия» [7].
Поэтому пастырю Церкви надо постоянно работать над собой, ибо даже тот, кто обладает большой силой слова (а ее можно увидеть не у всех) не может говорить с народом без подготовки. Сила проповеди приобретается трудом – даже доведя свое ораторское искусство до высочайшего совершенства, священник может ее потерять, если не будет постоянно совершенствоваться. Чем более образован проповедник, тем больше он должен трудиться над улучшением своих техник владения словом.
Часто слушатели судят о проповеди не по ее содержанию, а по личному отношению к проповеднику. Поэтому если некоторый священник по своему уровню владения словом стоит выше других, то он должен каждый раз готовить образцовую проповедь, должен больше других трудиться, чтобы не понижать свой уровень, должен постоянно совершенствоваться в искусстве произнесения своего слова к прихожанам. Проповеди священника должны отвечать уровню подготовки и духовной зрелости его прихожан. В таком случае критика и насмешки со стороны слушателей самоустранятся.
Следует помнить и то, что приняв на себя подвиг священства, пастырь не должен возноситься от похвалы своих слушателей и не должен отчаиваться, когда таковой нет, а должен просвещать так, чтобы угодить Богу – это должно быть правилом и единственной целью в деле наставничества. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Если учитель получает похвалу от людей, пусть не исключает ее, если не получает ее от слушателей, пусть не ищет и не жалуется, потому что для него достаточной и лучшей отрадой в трудах станет то, когда он сможет осознавать, что составлял и направлял свои поучения для того, чтобы угодить Богу» [4, с. 74-75].
Катехизация среди детей и молодежи имеет большое значение в деле духовного воспитания, ведь Господь Иисус Христос сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19:14). Часто возникает ситуация, когда родители с радостью бы пускали детей в храм, чтобы Слово Христово касалось их сердец, но приходской священник не создает при храме такой возможности, поэтому и вся ответственность за сложившуюся ситуацию лежит исключительно на таком безответственном пастыре. Такой храм посещают в основном пожилые люди, там нет молодежи и детей, поэтому нет и будущего у такого прихода. Надо помнить, что элементарное религиозное воспитание детям могут дать их родители, но очень часто оно имеет выборочный характер (сводится к обучению нескольким молитвам и объяснению некоторых принципов христианской морали). Большую часть информации о Православной Вере дети должны черпать из печатных изданий и через проповедь священника. Поэтому, кроме катехизаторской школы для детей, которая действует при церкви с. Коршева, мы также проводим уроки христианской этики в местной школе и в Коршевском аграрном лицее. Такая деятельность священника способствует формированию духовного мировоззрения детей и подростков, а также помогает правильно выбрать жизненный путь.
Также надо понимать, что работа с подростками отличается от занятий с детьми: если дети слушают и воспринимают или не воспринимают услышанное, то подростки задают вопросы, на которые священник должен быть готовым дать ответ. Подростки, которые узнают самих себя в жизни, пытаются утвердиться в общественной среде. В таком возрасте им часто не хватает знаний в сфере половой жизни и понимания тех изменений, которые происходят в молодом организме, а это приводит к необдуманным шагам и ошибкам. Осознавая потребность правильного полового воспитания, необходимо донести до подростков понимание пола как дара Божьего.
Подростковый возраст – это переход от детства к юности, период, когда личность выходит из детского мира и претендует занять свое место в мире взрослых. Однако мир не принимает молодую личность достаточно зрелой, потому что для взрослых она остается ребенком. Это и становится основой для возникновения различных конфликтов между взрослыми и подростками. Особое внимание подростки обращают на собственную внешность, тело, которое часто становится объектом исследований. Они стремятся быть идеальными, хотя часто имеют ошибочное понимание идеала. Происходят значительные изменения в поведении: частые перепады настроения, склонность к депрессии, неусидчивость и рассеянное внимание, тревога, агрессия. В этом возрасте подростки становятся особенно чувствительными к словам и поведению своих сверстников, перед ними впервые остро встают проблемы морально-этического характера. Обострение интереса подростка к себе вызывает и повышенную чувствительность к оценке со стороны взрослых [5, с. 14-16].
Начиная беседы с молодыми людьми на тему полового воспитания, пастырь должен помнить, что подростки уже имеют определенные знания в этой сфере, а также видят семейное сожительство в своих семьях, знакомых или соседей, чей пример не всегда идеален. Определенные сведения, касающиеся пола, подростки, как правило, получают на улице, по телевидению и в Интернете, где образ любви и отношений меду мужчиной и женщиной очень часто искажен, акцентируется внимание только на физической стороне и телесном наслаждении. Кроме этого, молодые люди видят проблемы в супружеских отношениях, переживают разводы своих родителей, наблюдают и становятся участниками ссор в семьях, злоупотребляют алкоголем, слышат о прерывании беременности – все это подается, нередко как норма. В результате подросток переживает внутреннее беспокойство, формирует в своем сознании неправильное понимание ценностей. Духовный наставник должен убеждать подопечную молодежь в обратном, подчеркивать, что взрослые не всегда подают лучший пример поведения.
Также пастырь должен учитывать, что часть учащихся растет в неполных или проблемных семьях, где применяют физическое насилие в отношении слабых. Поэтому следует акцентировать внимание на том, что в христианской семье все может быть иначе, жизнь имеет смысл, а любовь является даром Божиим, что супруги – это божественный союз мужчины и женщины, что это святое таинство, а его гармоничное существование – плод ежедневной молитвы, труда и совместных стараний супругов. Цель священника в этом вопросе – донести до подростков благую весть о любви, браке и семье. Эта благая весть показывает, что любовь – не только физические наслаждения с партнером, супружество – не контракт и не только конфликты, а семья, где есть не только хлопоты, но и любовь, взаимоуважение и самопожертвование.
Важно подчеркнуть, что отношения между полами могут быть красивыми, глубокими и радостными, если в них будет место для Бога, Который есть Любовь и который дарит эту любовь человеку [5, с. 20]. Подростки пытаются понять, кто они, и ищут свою цель в жизни, а пастырь должен помочь им выявить положительные черты характера и цели в жизни, предостеречь от греха и ошибок. Такой подход священника в общении с подростками поможет им разобраться со своими стремлениями, желаниями и обязательно поможет понять, что «тело – храм Духа Святого» (1 Кор. 6:19).
Парень и девушка, вступая в добрачные половые отношения, то есть, совершая грех блуда, забывают о том, что человек построен очень сложно – она состоит из духа, души и тела. И прочным является лишь тот брак, в котором супруги соединены на всех уровнях – духом, душой, телом. Закон духовной жизни таков: сначала супруги дают обещание верности и закрепляют обещание брака, а потом уже случается телесная близость. Если происходит наоборот, то будущая семья может не сложиться или такой союз рискует стать несчастным.
Для того, чтобы подготовить молодых людей к семейной жизни, пастырь должен проводить беседы, в ходе которых он не только должен рассказывать о самом таинстве брака, но и о жизни в браке. В храме Успения Пресвятой Богородицы с. Коршева перед венчанием священник общается с женихом и невестой, акцентируя внимание на том, что христианское супружество – это корабль, в котором два человека вместе плывут к небесной пристани, а христианская семья – это первое место, где прививаются христианские добродетели и христианская набожность.
Итак, можно сделать вывод, что священник, который пытается проповедовать Слово Божье не только в храме, но и за его пределами, руководствуется Законом Божьим и живет по ним. Тогда это Слово становится «живым и деятельным» (Евр. 4:12).
Список литературы:
1. Жива парафія. Парафія Святих Рівноапостольних Кирила і Мефодія. Івано-Франківськ. – 2017. – 160 с.
2. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе / Иоанн Кронштадтский. – М., 1998. – Т. 1. – 430 с.
3. Иоанн Кронштадтский. Священнику / Иоанн Кронштадтский. – М., 2006. – 278 с.
4. Іоан Золотоустий. Повне зібрання творінь. Шість слів про священство / Іоан Золотоустий. – Київ, 2009. – Т. 1. – Кн. 2. – 526 с.
5. Тіло – храм Святого Духа. Програма статевого виховання // Посібник для вчителя. – Львів, 2005. – 64 с.
6. Основи християнської етики 5-11 класи. Навчальна програма для загальноосвітніх навчальних закладів. – Київ: Літера, 2011. – 64 с.
7. Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы [Электронный ресурс] // Азбука Веры. Православная энциклопедия [сайт]. URL: https://goo.gl/thJSKC (дата обращения: 25.04.2018).
8. Сівач – присвячений проповіді і катехизі. – Львів, 2018. – Ч. 4 (225).
9. Феодосий, епископ Полоцкий и Глубокский. Гомилетика: теория церковной проповеди. – Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 1999. – 324 с.
Сведения об авторе:
Гелетюк Николай Васильевич – священник, магистр богословия, докторант Украинской богословской академии Карпатского университета (Ужгород, Украина).
Data about the author:
Geletjuk Mykola Vasylovych – priest, Master of Theology, Doctoral Candidate, Ukrainian Theological Academy of Carpathian University (Uzhhorod, Ukraine).
E-mail: svitdyhy@ukr.net.