Павенков О.В., Рубцова М.В. Религиозность и ценностные ориентации молодых преподавателей: данные качественного исследования
УДК 316.74
РЕЛИГИОЗНОСТЬ И ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ:
ДАННЫЕ КАЧЕСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Павенков О.В., Рубцова М.В.
Статья посвящена анализу православной религиозности как фактора формирования духовно-ценностных ориентации молодых преподавателей. Молодые преподаватели – это социально-демографическая группа от 20 до 35 лет, занимающаяся преподавательской и научной деятельностью как основной. В статье представлены результаты качественного исследования ценностных ориентаций 23 информантов. Исследование показало, что ценностная система информантов характеризуется синкретичностью. Религиозность есть практически у всех информантов, но она может занимать различное место среди ценностных ориентаций и часто находится в латентном состоянии.
Ключевые слова: религиозность личности, ценностные ориентации, религиозность, Православие, молодые преподаватели.
RELIGIOSITY AND VALUE SYSTEM OF YOUNG LECTURERS:
QUALITATIVE RESEARCH DATA
Pavenkov O.V., Rubtsova M.V.
This article analyses the Orthodox religion as a factor of formation of spiritual and value system of young teachers. Young lecturers belong to the socio-demographic group of 20 to 35 years involved mainly in teaching and research activities. The article presents the results of a qualitative study of value system of 23 informants. The study showed that the system of values of informants is characterized by syncretism. Almost all the informants are religious, but religiosity is differently ranked in their value system. Religiosity is often in a latent form.
Keywords: religious identity, values, religiosity, Orthodox, young lecturers.
Актуальность данной темы исследования определяется значимостью процессов ценностной динамики в среде молодых преподавателей в нашей стране на рубеже XX-XXI вв. Включение России в процесс социокультурной глобализации осуществляется, с одной стороны, через стремительную ценностную дезинтеграцию сложившихся институтов, а, с другой – через попытки синтеза новой интегральной системы ценностей. Происходит трансформация личностной идентичности, что проявляется в отказе от прежнего ценностного компонента мировоззрения и в активном поиске, столкновении противоречащих друг другу ценностных парадигм.
Изучению особенностей отношения к религии и системе религиозных ценностей в прикладных социологических исследованиях посвящены многочисленные труды отечественных и зарубежных социологов, культурологов, социальных психологов. Для анализа сущности религиозных ценностей, как высшего уровня диспозиционной системы, важное теоретическое значение имеет изучение социальных аспектов религиозности, определение религиозной веры, любви, добра, милосердия, альтруизма [cм. 3] как ценностей, имеющих религиозный подтекст и интерпретацию, выявление значения религиозных идей для социальных процессов и т.д. Эти аспекты нашли свое отражение в трудах зарубежных (М. Вебера, Э. Дюркгейма, Р. Белла, Р. Старка, У. Баинбриджа, П. Бергера, Т. Лукмана, Б. Уилсона и др.) и отечественных социологов (С.Д. Лебедева, Л.А. Андреевой, Ю.Ю. Синелиной, В.И. Гараджи, И.Н. Яблокова, Аникиной А.В., Павенкова О.В. и др.) [см. 1; 2; 4; 7; 8; 9; 10; 11].
Мы основываемся на концепции «идеациональности», которая введена П.А. Сорокиным в работе «Социальная и культурная динамика», и ее дальнейшего развития в учении об альтруистической любви в работе «Пути и власть любви» [5; 6]. На основе анализа данных работ мы выделяем пять компонентов религиозности личности:
1. Ценностный компонент, то есть религиозная вера и другие духовные ценности.
3. Религиозная идентичность, то есть идентификация своей личности с конкретной религиозной организацией, формирование единства «мы». На основе веры возникает глубинное чувство принадлежности к определенной социальной организации, которое является проводником и выразителем этой ценности, в случае христианской религии, в роли которого выступает Церковь.
3. Поведенческий компонент. Включает в себя включенность в различные практики, представляющие собой систему внешне наблюдаемых актов религиозного поведения. Оцениванию здесь подлежит степень участия в жизни Церкви. При измерении данного компонента акцент может делаться не столько на частоте религиозной практики, сколько на понимании верующим смысла того ритуала или обряда, в котором он участвует.
4. Этический компонент предполагает изучение морального аспекта вероучения, который находит свое выражение в определенных паттернах социального поведения. Измерению подвергается уровень реализации религиозных этических норм и заповедей в разнообразных сферах, случаях, ситуациях, формирующих канву жизни человека. Человек становится религиозной личностью в процессе актуализации в его жизненном мире вполне конкретных паттернов нравственно ответственного поведения.
5. Интеллектуальный компонент. Предполагает знание и понимание основ религиозного вероучения и нравоучения, и желание реализовать его в своей жизни.
Мощным толчком к переоценке современной системы недуховных регуляторов социальных отношений является утверждение в качестве первичных именно духовно-нравственных ценностей, которые оказывают недооцененное в общественной науке воздействие на характер межиндивидуальных и межгрупповых социальных отношений. Ценностная перестройка в сознании молодых ученых может произойти только в том случае, если вновь формирующаяся система духовно-нравственных ценностей действительно проявит свою смыслообразующую и социально-интегративную роль, и станет регулятором системы социальных отношений. Это требует рассмотрения ее в контексте религиозности.
Проблема религиозности молодежи и, в частности, молодых ученых является одной остро дискутируемых в общественной науке. В рамках социологических исследований данной проблемы в среде студенческой молодежи был выявлен «новый квазирелигиозный феномен, в котором переплелись христианство, космизм, неоязычество, буддизм с элементами скептицизма, индифферентизма и атеизма. Он отличается мировоззренческой расщепленностью, отсутствием последовательности и полноты в системе воззрений, значимостью условий, связанных с компенсаторной функцией и социальными корнями религии. Это дает основание обозначить преобладание в студенческой среде «религиозно настроенных перед атеистами и истинно верующими» [7, с. 10]. Вместе с тем у молодых людей существует обостренная потребность в идейной определенности, в понимании основных стратегических целей развития общества, в главных смыслообразующих ценностных ориентациях, которые давали бы ощущение ясности, способности оценивать окружающие явления, отделять главное от второстепенного, действительно полезное и нужное для личности от ложного, вредного и опасного.
Религиозный синкритизм может привести к вовлечению молодых ученых в сектантские организации, усугубить развитие нетрадиционной религиозности, последствия которого еще недостаточно изучены. В данном отношении религиозному синкретизму может быть противопоставлена концепция полирелигиозности, основывающаяся на нравственных ценностях, нормах и принципах различных религий и, в том числе, христианства. Вместе с тем, полирелигиозность возможна только на уровне социальной среды, т.к. развитие личностного уровня требует цельности и преодоления фрагментарности.
Таким образом, исследование религиозности как фактора формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций актуально, поскольку:
– способно расширить социологические представления о внутреннем устройстве системы ценностных регуляторов социального поведения;
– позволяет углубить понимание особенностей взаимодействия двух уровней: религиозности как социального качества личности и как полирелигиозности как качества социальной среды, ее институтов;
– уточнить особенности положения веры в Бога относительно других личностно значимых ценностей в ценностной структуре молодых ученых;
– дает возможность осуществить поиск системы ценностей, которая могла бы стать идеей, интегрирующей социальную жизнь.
С целью определения роли религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций было проведено 23 полустандартизированных интервью с молодыми специалистами, занимающимися преподавательской деятельностью во время обучения в аспирантуре. Возраст информантов: 24-29 лет, в интервью приняли участие 15 девушек и 8 юношей. В случае указания вероисповедания информанты выбирали «православное» или «христианское». Использовалась выборка «снежного кома». Все информанты были ознакомлены с целью и задачами исследования и согласились на использование данных в научных целях в обобщенном виде. В целях соблюдения требований анонимности, ответы респондентов представлены под номерами.
Нравственность понимается молодыми преподавателями как неотделимая от соблюдения заповедей, нравственного закона. Эта позиция характерна как для воцерковленных, так и для воцерковляющихся и невоцерковленных информантов.
Р.3. Соблюдая заповеди, у него будет духовно нравственное здоровье, и совесть будет чиста.
Однако часть информантов полагают, что конкретное поведение ситуативно, что делает невозможным установление четких нравственных критериев.
Р.3. Нельзя сказать, что вот это хорошо, а это плохо. Убивать плохо – да, убивать плохо. Война плохо – да, война плохо. А если люди пришли и начали стрелять в твою семью, то что будет… И когда думаешь об этом, то понимаешь, что все довольно ситуативно, вот…Главное – оставаться человеком, и… и чтобы в тебе оставалось нравственное чувство, которое бы позволяло тебе оценить, что даже если ты делаешь не так, почему ты это делаешь не так.
Как свидетельствуют материалы проведенных интервью, проблема нравственной деградации существует и в среде молодых преподавателей.
Р.14. А вот ты уже немножко говорил, что проблема существует у нас какого-то нравственного упадка. Как ты считаешь, существует ли такая проблема в среде молодых преподавателей? Нравственного упадка? Ну, молодые ученые же не с других планет прилетают. Они здесь, на нашей Земле живут. Поэтому, конечно же, существует. И считаешь ли ты, что необходимо повысить уровень нравственности в среде молодых преподавателей? Считаю.
Часто встает вопрос о нравственности ученого-изобретателя вещей, которые используются в человеконенавистнических целях.
Р.5. В частности, наука… например, в науке часто вставал вопрос, да и сейчас встает об ответственности ученого за свои изобретения. И достаточно часто многие научные изобретения потом не выдерживают критику нравственностью. В частности, изобретение динамита.
Поэтому возникает необходимость возрождения нравственных норм и идеалов.
Р.6. Я рассматриваю это как проблему только с той точки зрения, что необходимо возрождение нравственных норм, потому что люди… Потому что немножко переворачиваются…приоритеты и авторитеты меняются. Очень сильно.
Проблема нравственного воспитания – это проблема культуры родителей.
Р.21. В основе нравственного воспитания ведь лежит воспитание культурное и да, культурное воспитание молодежи – это действительно проблема.
Молодежи преподается аморальная система ценностей, где главная ценность – деньги.
Р.19. Люди начинают переводить на деньги вещи, которые в принципе не продаются: любовь, дружба, участие....К сожалению преподается антинравственное воспитание, приоритет – деньги.
Нравственные принципы, по мнению информантов, имеют своим источником религию.
Р.14. Но при этом, вот это хорошо и плохо, мне кажется, это пришло все из религии, то есть определенные, можно сказать табу.
Важно отметить, что молодые преподаватели оценивают моральное состояние по-разному.
Р.7. Молодёжь бывает очень разная… Я считаю, что часть молодёжи, скажем, часть университетской молодёжи, даже так сказала бы, находится в состоянии нравственного возрождения, часть. А часть находится в состоянии упадка. Поэтому говорить как-то в целом, мне кажется, что не очень адекватно было бы.
Хотя часть молодых преподавателей полагают, что нравственность и мораль не всегда связаны с религией (мораль не всегда связана с верой). Такие формулировки как "сомневаюсь", "не знаю точно", "однозначно не могу сказать", особенно часто встречаются у нерелигиозных молодых преподавателей, что явно свидетельствует о размытости и несформированности их нравственных убеждении, системы их системы духовно-нравственных ценностных ориентаций. Одна из молодых преподавателей отметила, что атеистичность педагога приводит к циничному взгляду на мир, к отсутствию сдерживающих факторов, которые имеются у верующего человека.
Р.11. Люди, которые являются атеистами и занимаются наукой, во многом становятся очень циничными… Потому, что их ничто не сдерживает, вот мне лично религия помогает не сойти с ума, узнавая все эти вещи, продолжать верить в хорошее в человеке, в то, что существует что-то помимо "рацио"…Что существуют нравственные ценности, моральные устои, и не забывать об этом и душой отдыхать после занятия наукой.
В ученом, как и любом человеке, кроме разума, есть те сферы внутреннего мира, возможности развития которых находятся вне сферы научного познания. Нравственность неразрывно связана с системой ценностных ориентации молодых преподавателей. Под ценностями некоторые информанты понимают разновидность человеческих качеств.
Р.1. Если тебе с ними интересно, значит, у них не только такие же интересы, но и какие-то качества человеческие, например, такие же, соответственно и ценности примерно.
Одна и та же ценность может интегрировать одних людей и вносить разделение с другими людьми. Интегрирующие ценности, по мнению молодых ученых, следующие:
1. Патриотические ценности.
Р.23. Любые. Ценность – любовь к Отечеству, бесспорно, объединяет, напал на нас враг – все как один идут и воют. Чем более важной считают люди ценность, тем больше она объединяет. Если ценность весело вместе пиво попить, она объединяет, но эта связь не очень сильна. Не так, как любовь к Родине или своим близким.
2. Религиозные ценности.
Р.17. Да, потому что Православие – это веет христианством, поэтому мы имеем общие корни и с католиками, и с лютеранами, и с американцами. А если брать во внимание, что буддисты вообще направлены на мир, они никогда не пойдут с оружием никуда, то у нас тоже с ними общие ценности…
Социальные ценности, в том числе ценности, связанные с повышением своего авторитета или статуса в социальной среде.
Р.13. Уважение, стремление, ну скорее не к образованию, а к повышению своего интеллектуального уровня, создание семьи в конце концов… Объединяют… дружба, любовь, честность, вера.
Для многих информантов объединяющие ценности – это ценности, являющиеся общими у информанта и его окружения, единая система ценностей, которая объединяет его с другими людьми.
Среди религиозных ценностей молодые ученые выделяют христианские моральные ценности.
Р.16. Потому, что есть там среди них и очень объединяющие замечательные ценности: люби ближнего своего, помогай ближнему своему, то есть действительно… И, все-таки, Православие ориентировано на такой традиционный уклад жизни, когда все друг с другом рядом, все друг другу помогают, постоянно идет контакт такой, межличностное взаимодействие очень активное… Даже если вспомнить обряды причащения, это ты причащаешься Крови и Плоти Христа, это же объединяет тоже… Это очень объединяющий момент. Он очень работает на вот именно коллективное такое понимание себя частью вот одного большого целого… Православного целого.
Важно отметить, что, по мнению информантов, Церковь толерантна по отношению к верующим других религий и конфессий.
Р.7. Насколько толерантна наша Церковь по отношению к другим верующим, но относительно толерантна…Все таки не самое, да, такое закрытое пространство, но все равно ведь она иногда настраивает своими служениями людей на то, что они вот как бы одни, а те, которые не верят – другие… Мне вот это не нравится, но это – проблема любых социальных групп, согласитесь, что да, ощущение идентичности себя в группе и противостояние тем людям, которые вне группы.
По мнению воцерковленных преподавателей, все религиозные ценности так взаимосвязанны, что неотделимы друг от друга и находятся на одном уровне значимости.
Р.8. По-моему они все могут очень хорошо объединяться. Духовно-нравственное здоровье… То есть, если брать именно идеологию христианскую… Да, и добро всё-таки для человека важно. Заповеди добро это не исключают, то есть творить добро… И совесть. Совесть контролирует человека, чтобы он исполнял и делал добрые дела, исполнял, таким образом, путь к духовно-нравственному здоровью. По большому счёту, это всё на одном уровне.
Неверующие ученые ставят на первые места те из религиозных ценностей, которые более им понятные и близки их внутреннему миру: "любовь", "свобода от грехов и любого зла", "совесть".
Р.1. Они касаются моего внутреннего самовосприятия, то есть, ну как, мои внутренние ценности. Тут скорее это касается меня, не то, что, есть там возвышенное, нет там ничего. Это свобода от грехов и любого зла. Я в данном случае трактую как-то, что у меня спокойная совесть, меня ничего не терзает.
Для неверующих молодых преподавателей характерен эффект ценностной подмены, когда религиозные по смыслу ценности, например, Заповедей, данных Богом Моисею, заменяются нравственными ценностями.
Р.12. Религиозные ценности в том плане, что…какие… допустим, 10 заповедей. Если 10 заповедей считать религиозной ценностью, то 10 заповедей для меня все являются не религиозной ценностью, а нравственной, потому что я понимаю своей головой, что убивать нельзя. Это противоестественно, но это для меня не религиозная ценность, а это для меня ценность такая же естественная, как, опять же, любое проявление в нормальной жизни.
Личные нравственные установки даже у номинально верующих опираются на религиозно обоснованный нравственный закон.
Р.13. Ограничительные… не прелюбодействуй, не укради. Моя внутренняя мораль опирается на это… Может быть, вера, может быть результат веры…как-то помогает в нужный момент или наоборот сделать что-то положительное.
Данный феномен означает стремление человека найти опору в себе, своем разуме, в нем найти источник нравственных ценностей.
Интересно также, что нерелигиозные молодые ученые менее ценят патриотические ценности, чем воцерковленные:
Р.2. Отечество, ммм… Ну, какая-то часть патриотизма есть, наверное, думаю, во мне, хотя… Склонности к тому, чтобы жить не в этом стране тоже есть (смеётся).
И.1.: То есть для тебя оно является наименее ценным, вот из всего вот этого списка. Почему?
Р.2: Ну… не знаю как-то… (усмехается) не нашлось ему места выше (улыбается)…
И.1: А, то есть, может быть вообще не нужно Отечество, да?
Р.2: Ну не знаю… Я его как-то не замечаю (смеётся).
Среди невоцерковленных православных есть очень патриотически настроенные.
Р.1. Отечество – ну я очень патриотична, поэтому для меня Отечество очень важно, и за него все отдам…
Есть и более антипатриотическая позиция у неверующих преподавателей:
Р.19. Отечество я поставила на самое последнее место. Отечество для меня практически, наверное, не имеет никакой ценности, потому что…я не чувствую, что у меня есть Отечество. Если бы я чувствовала, что у меня есть поддержка государства, или, что у меня есть какая-то такая общность со всем российским народом. Может быть я поставила куда-нибудь выше, но я не чувствую, что у меня есть общность с народом.
Неверующие ученые по причине отсутствия религиозно обоснованных критериев дифференциации добра и зла затрудняются оценить место добра в их системе ценностей.
Р. 17. Я вот, не знаю, допустим, куда добро вставить…Что есть добро? Ну ладно, поставим вот так. Я ставлю на высшую стадию добро. Как нечто несуществующее идеальное, но которое такое замечательное, такое хорошее, оно такое замечательно, оно наилучшее. И вот этот как недостижимый идеал я ставлю на первое место.
Добро, как и другие идеальные ценности, является с позиции материалистического мировоззрения молодых преподавателей эфемерным и не имеющим бытия. Отношение к ценности Церкви как организации у таких молодых преподавателей негативно.
Р.10. И РПЦ как организация, которая существует сейчас. Я имею в виду, что некоторые воспринимают, могут представить себе идеальную организацию как Церковь. И нынешняя РПЦ, которая разлагается.
Другая часть молодых преподавателей видит функциональность в Церкви. Они выделяют следующие функции Церкви в обществе:
1. Воспитательная и нравственная.
Р.8. Но, тем не менее, работа для Церкви, бесспорно есть, это воспитание нравственности в первую очередь. Здесь я только ЗА, чтобы Церковь работала в этом направлении, какие-то программы делала, но эти программы надо понимать, что они должны отвечать современным реалиям.
2. Религиозно-информативная.
Р.19. Всё равно по моим представлениям батюшка больше несёт функцию информатора – рассказывает, как и что написано в Библии, ведь если исторически взять раньше до революции, например, образование было в упадке абсолютном – в деревнях мало кто мог писать, считать, и там как раз эти храмы и служили местом просвещения, а священники грамотные были как раз. И они были своего рода миссионерами, и они рассказывали, что в жизни хорошо и что плохо.
3. Функция культуро-сохранительная, предполагающая противостояние ценностям запада.
Р.5. Поэтому на противоречиях Церковь должна играть, я считаю Церковь в силах дать отпор агрессии с Запада, вливанию ценностей западных в наш мир, но этот отпор должен делаться квалифицированно, на том же уровне или даже на высшем, чем это делается Западом…
Но для этого Церковь должна освоить передовые технологии.
Р.12. Если они будут по старинке делать – они просто проиграют, можно это расценивать как культурную войну. К сожалению, или к счастью в западном мире эти медиа-структуры находятся на высочайшем уровне, они на передовицах технологий в этой сфере. Поэтому если РПЦ не освоит эти технологии, то просто проиграет.
Р.3. То есть я не могу сказать, что раз Церковь что-то формирует, то она одновременно несёт и сохраняет эти ценности.
4. Функция цивилизационной безопасности.
Р.2. Церковь должна сделать многое, чтобы очередной катастрофы для нашей цивилизации не случилось. А она может назреть, потому что сейчас переварились идеалы.
5. Функция психологической регуляции.
Р.3. Сложилось так, что для меня это было единственное место, в котором я находила успокоение физически, на уровне физическом. Не знаю, как это объяснить, но это факт.
Дисфункциональность Церкви связана с "манипулированием" и вмешательством в политику.
Р.10. Церковь большой манипулятор. Я думаю, что это всё-таки наверно людям нужно, но я считаю, что Церковь не должна в большую политику, в большую жизнь, как-то вот влезать, действовать непосредственно…
Хотя, конечно, это точка зрения лишь нескольких молодых преподавателей и не может рассматриваться как мнение всех опрошенных информантов.
С точки зрения молодых преподавателей, Церковь должна стать более гибкой, больше ориентироваться не на жесткие правила благочестия, а на духовную помощь людям. Тогда она сможет увеличить влияние на общество, а конкретно, молодых преподавателей.
Р.12. Иногда у меня нет с собой головного убора, но возникает необходимость зайти в церковь… И что меня выгонять теперь после этого? Встречаются менее радикальные церкви, встречаются более радикальные бабушки, которые при этих церквях опять-таки и… потом такая небольшая проблема. Церковь более влияла бы, если б была более гибкой.
У религиозной части молодых преподавателей вера занимает значимой, даже первичное, место в системе их ценностей.
Р.18. Первейшее. Только если в смысле, что под религиозными ценностями я подразумеваю то, что я сказал выше – это не бездумное поклонение какому-то культу, какой-то религии, церкви как организации, а это именно творческий индивидуальный процесс. Без готовых рецептов.
Для молодых преподавателей вера – духовный стержень жизни, но при этом не всегда ценность веры первична.
Р.6. Не доминантное. Это как стержень, который направляет, вектор, который направляет нас, но, это же не универсальный ключ на все.
Религиозность влияет на формирование ценностных ориентаций молодых преподавателей.
Р.3. Очень сильно влияет. Потому что я объясняла, что она дает возможность душе расслабиться, ну это неправильное слово, потому что на самом деле душа работает в этот момент, когда ты настраиваешь себя на какие-то положительные вещи, на прощение, на забывание обид, на доброе отношение, на взаимопомощь. Это – работа души, но в то же время это снимает с нее оковы постоянного рационалистического подхода, просчета ходов. Действительно, может вера еще очень крута… так забавно звучит, но на самом деле она очень сильна в том, что она позволяет человеку делать правильный выбор, не особо-то об этом задумываясь.
Нравственные ценности неотделимы от религиозных.
Р.4. Я вот, например, черпаю из Православия, то есть я помню о том, что завещал Иисус и Моисей, и соответственно это как раз оттуда нравственные ценности, что уважение к родителям тоже нравственная ценность, тоже из Православия…
Молодые ученые добавили бы к нравственным ценностям умение прощать
Р.4. Умение прощать. Я вот очень страдаю от… неумения.
Некоторые верующие, но невоцерковленные молодые ученые ставят социальные ценности выше религиозных.
Р.10. Дело в том, что, если все православные скажут: «Что ты! Все-таки религиозные ценности выше!» Ага. Вспомним крестовые походы… Прекрасно, да? Вот в религии всегда столько много негативных сторон, меня это так расстраивает… Вот зачем они всех шли убивать… Ну правда! В таком случае, если бы они вспомнили о том, что нужно сохранять общество и развивать общество, они бы не шли с мечами, они бы продвигали совершенно иные идеалы, поэтому мне не нравятся такие идеи… Поэтому религиозные ценности занимают у меня второе место.
У людей со светским мировоззрением вера вытесняется другими ценностями.
Р.9. Ну, я бы не сказала, что именно религиозная вера занимает очень высокое место. Нет, она занимает, конечно, но это, наверное, позиция где-нибудь там, четвёртая, вот так вот...
Эта позиция веры влияет на мировоззрение человека и на его нравственный стержень – смысл жизни. Религиозность рассматривается как важная ценность для верующих информантов.
Р.11. Религиозность есть ценность… Религиозность, религия и вообще Церковь, само понятие не как здания, а как институт, в общем, люди, которые составляют Церковь… Она есть хранительница этих самых ценностей и каких-то ориентиров самых главных. То есть, я не могу сказать, что Церковь что-то формирует… она одновременно несёт и сохраняет эти ценности.
Для светских молодых преподавателей скорее важна вера в нравственные ценности, чем религиозная вера формирующая ценностные ориентации.
Р.2.: Скорее, не религиозность, а скорее, вера в определённые морально-нравственные ценности.
Наблюдается отождествление веры с соблюдением моральных правил. Как говорит один из аспирантов по естественным наукам:
Р. 15. И ответ на вопрос верующие ученые, или нет? Скорее, веру нужно рассматривать не как следования каким-то там обрядам, церковным канонам или еще что-то, это как свод моральных правил, моральных законов, которые нам следует соблюдать, что бы быть, там, нравственным или еще что-то. Даже если Катехизис начать читать, по-моему говориться о том, что уважай родителей своих, и будет тебе благодать…уважай этих, этих… Ну это в принципе устои на которых держится общество, по крайней мере, нравственная составляющая общества, то есть там ничего плохого нет. Можно говорить, да, ученые верующие, но в кого верят это – уже не так важно.
Как показывают материалы интервью, ценностная система информантов характеризуется противоречивостью и синкретичностью. У религиозной части молодых преподавателей вера занимает значимое, даже первичное, место в системе их ценностей. Религиозность есть практически у всех молодых преподавателей, только у многих из них она находится в латентном состоянии. Внеконфессиональная религиозность для молодых преподавателей нехарактерна, так как для них как части интеллигенции важна определенность в своей религиозной идентификации. Хотя религиозная идентификация, конечно, не может претендовать на то, чтобы быть достаточным критерием религиозного сознания. Поэтому в качестве второго основного критерия использовалась система ценностных ориентаций, в которой религиозность играет ту или иную роль и занимает определенное место. По этому месту религиозности в системе ценностных ориентаций и можно судить о религиозности сознания молодого ученого.
Приложение
Гайд полуструктурированного фокусированного глубинного интервью
Цель исследования: получение информации о месте религиозности в системе ценностных ориентаций молодых преподавателей.
Основные вопросы, на которые отвечает интервью:
– духовные искания молодых преподавателей;
– религиозное сознание молодых преподавателей: вера, мировоззренческие представления, религиозные переживания и знания; отношение к православным вероучению, нравственности и Церкви;
– степень информированности и знаний молодых преподавателей о вере;
– коммуникативный разрыв между молодыми учеными СПб и церковью: существует ли он, пути и средства преодоления;
– оптимальные пути воздействия религиозности на ценностные ориентации молодых преподавателей и их формирование.
Блок № 1. Духовные искания молодых преподавателей.
Тема 1. Духовность молодых преподавателей.
Поиски духовной опоры. Интеллектуальность. Нравственность. Культурность. Творчество. Образованность. Религиозность.
Смысл жизни. Ситуации, в которых встала проблема смысла жизни. Задумывались ли Вы о смысле жизни? Ради чего (кого) Вы живете?
Научная жизнь и духовность. Наука – часть духовности или идеал науки над-духовен и над-нравственен.
Общение с другими молодыми учеными. Влияние духовности на характер коммуникации.
Тема 2. Вера и разум. Вера и интуиция.
Задумывались ли вы на тему соотношения веры и разума? Разумная вера и верующий разум?
Ваше мнение: преподаватель, ученый и при этом верующий. Или ученый – всегда неверующий.
Блок 2. Религиозность и ценности.
Тема 3. Ценности и потенциал социальной интеграции (объединяют ли ценности людей).
Какие ценности объединяют, и какие разъединяют?
Тема 4. Место веры в Вашей системе ценностей.
Ценность «религиозная вера» и Ваш смысл жизни. Влияние религиозности на формирование Ваших ценностных ориентаций.
Тема 5. Чувство ценностно-коммуникативного разрыва с религиозной общиной.
Есть ли это чувство? Непонимание религиозного языка, лексики, смыслов, значений, действий, догматов, что увеличивает трудности в коммуникации.
Социально-демографические характеристики
1. Пол.
2. Возраст.
3. Семейное положение.
4. Вероисповедание (необязательный вопрос).
Список литературы:
1. Berger P. The Sacred Canopy. Elements of Sociological Theory Religion. N.Y., 1967.
2. Luckman T. The Invisible Religion: The Problem of Religion in the Modern Society. N.-Y.: Macmillan, 1967.
3. Rubtcova M., Pavenkov O., Pavenkov V., Vasilyeva E. The Language of Altruism: Corpus-Based Conceptualization of Social Category for Management Sociology // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 13. P. 289-297.
4. Rubtcova, M., Pavenkov, O., Pavenkov, V., Martianova, N. & Martyanov, D. Deprofessionalisation as a Performance Management Dysfunction: The Case of Inclusive Education Teachers in Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 18. P. 339-349.
5. Sorokin P. Power and Morality: Who shall Guard the Guardians? Boston: Porter Sargent, 1959.
6. Sorokin, P. A. The Ways and Power of Love. Chicago: Beacon press, 1967.
7. Аникина А.В. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области): автореф. дис. … канд. соц. наук: спец. 22.00.06 – социология культуры, духовной жизни. Нижний Новгород, 2008.
8. Павенков О.В. Православная религиозность как фактор формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций: монография. СПб: СПбГИКиТ, 2015.
9. Павенков О.В. Понятие альтруистической любви в философии Н.О. Лосского и культурологии П.А. Сорокина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 2. С. 54-60.
10. Павенков О.В., Павенков В.Г., Рубцова М.В. Место религиозности в формировании духовно-нравственных ценностных ориентаций молодых ученых// Проблемы современной науки и образования. 2016. № 30 (72). С.112-113.
11. Павенков О.В., Павенков В.Г., Рубцова М.В. Учение о Каритативной Любви Блаженного Иеронима Стридонского // Вектор науки и техники: социально-экономические и гуманитарные исследования современности. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции: Сборник статей. 2015. С. 153-161.
Сведения об авторах:
Павенков Олег Владимирович – кандидат философских наук, доцент кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения (Санкт-Петербург, Россия).
Рубцова Мария Владимировна – доктор социологических наук, профессор кафедры медиакоммуникационных технологий Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия).
Data about the authors:
Pavenkov Oleg Vladimirovich – Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of Media and Communication Technologies Department, St. Petersburg State University of Cinema and Television (Saint Petersburg, Russia).
Rubtcova Maria Vladimirovna – Doctor of Sociological Sciences, Professor of Media and Communication Technologies Department, St. Petersburg State University of Cinema and Television (Saint Petersburg, Russia).
E-mail: pavenkov@yahoo.es.
E-mail: rubtcova.mariia@yandex.ru.