Колупаев В.Е. Православие в Центральной и Восточной Африке
УДК 271.21+94(6)
ПРАВОСЛАВИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ
Колупаев В.Е.
В статье описывается история распространения Православия в Кении, Уганде, Танзании, Гане, Заире благодаря работе греческих миссионеров в XX веке.
Ключевые слова: Православие, миссия, Африка, Церковь, история.
ORTHODOXY IN CENTRAL AND EASTERN AFRICA
Kolupaev V.E.
The article describes the history of extension of Orthodoxy in Kenya, Uganda, Tanzania, Ghana, Zaire, as a result of the Greek missionaries’ work in the 20th century.
Keywords: Orthodox mission, Africa, Orthodoxy, Church, history.
Африканский континент – во многом загадка и тайна, особенно для россиян. Многим с детства помнятся слова «Не ходите дети в Африку гулять, в Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы». Поэтому, думаю, многим будет не без интересно узнать о некоторых чертах африканской жизни, связанных с православной культурой, родной, близкой и понятной большинству наших соотечественников. Безусловно, русский стереотип православия не применим для африканцев, Святой Дух отливается в культуре каждого народа, формируя свои, специфические черты и формы.
Северная Африка услышала весть о Христе от самых первых Его последователей. Апостолы и их ученики, епископы и учителя Церкви трудились в Египте, Карфагене и других местах. Христианское учение проникало дальше, Эфиопия, например, создала уникальную христианскую цивилизацию. Экваториальная и южная часть материка оказалась под опекой западноевропейских миссионеров, появившихся здесь в эпоху колониализма. Но не только с крестом и мечем шли христиане к местным жителям, на примере православия, мы видим, опыт не насильственного распространения веры.
Традиционно вся территория «черного» континента находится под духовным руководством Александрийского Патриарха, который в диптихе Православия занимает почетное второе место (после Константинополя) и титулуется так: «Тринадцатый апостол, Папа-Патриарх всей Африки и судья Вселенной».
В наши дни влияние Александрийского Патриархата достигло жителей таких стран Центральной и Восточной Африки, как Кения, Уганда, Танзания, Гана, Заир, причем среди духовенства преобладают местные жители. Число темнокожих православных священников достигает 140 человек.
История Православия в Кении тесно связана с борьбой кенийского народа против британской колонизации. В начале XX века все школы в стране контролировались миссиями западного христианского происхождения. В 1929 году племенем кикую, которое представляет большинство населения Кении были созданы две независимые ассоциации КИСА (Ассоциация независимых школ кикую) и ККЕА (Ассоциация по образованию кикую каринга). В названии второй ассоциации используется слово «каринга», что означает – чистый, но может быть переведено, как православный. С момента деятельности этих двух образовательных структур многие преподаватели и ученики покинули западные миссии.
Епископ Африканской Православной Церкви Южной Африки (созданной в среде греческих переселенцев) Даниил Александер, возвращаясь из Уганды, посетил Кению по приглашению КИСА. В 1935 году он учредил семинарию, выпускники которой, вошли в КИСА и ККЕА. Далее, в стране, были созданы две, альтернативные западным миссиям, религиозные организации – Африканская Независимая Церковь Пятидесятницы и Африканская Православная Церковь. С последней вступили в контакт представители Александрийского греческого Патриархата. В 1942 году митрополит Аксумский Николай посетил Восточную Африку. В 1946 году православные церкви Кении и Уганды были приняты в юрисдикцию Александрийского Патриарха.
С 1946 по 1952 гг. Православие в Кении активно развивалось, пока колониальное правительство не объявило чрезвычайное положение в стране, в ответ на деятельность повстанцев мау-мау. Деятельность ККЕА и КИСА была запрещена, многие приходы закрыты и храмы сожжены. Большинство духовенства было интернировано в концентрационные лагеря [1].
В это же время, аналогичная антиколониальная борьба велась на острове Кипр в Средиземном море. Британские власти выслали главу Кипрской Православной Церкви архиепископа Макариоса на Сейшельские острова. После своего освобождения архиепископ Макариос возвращался на Кипр через Кению, где проповедовал против колониализма в кафедральном соборе в Найроби. Когда Кения и Кипр обрели независимость, узы дружбы между первым президентом Кипра архиепископом Макариосом и первым президентом Кении Джомо Кениату продолжали развиваться. В 1970 году глава Кипрского государства и Церкви находился в Кении с официальным визитом. Президента поразила бедность местной Православной Церкви, а также нищета населения, тогда он написал письмо Александрийскому Патриарху и предложил помощь.
В 1971 г. архиепископ Макариос приступил к реализации долгосрочной программы помощи православным в Кении, он заложил здание семинарии в Рируфе, пригороде Найроби, на территории предоставленной президентом Кениатой, он также крестил тысячи людей в Кагире и Ньери. В настоящее время в православной семинарии имени Кипрского архиепископа Макариоса III обучается более 40 студентов из Кении, Уганды, Танзании, Камеруна, Нигерии, Мадагаскара и Зимбабве. Ректором является епископ Макарий Тилиридис.
В Кении трудился известный миссионер митрополит Анастасий Яннулатос, ныне избранный на пост Предстоятеля Албанской Православной Церкви.
Первоначально Православие распространялось в Кении близ угандийской границы, сегодня оно представлено, как в западных, так и центральных провинциях. Основные богослужебные тексты переведены на 11 кенийских диалектов. Миссионерство развивается посредством личного общения, посещения родственников и т.д. Так в 1982 году один из выпускников семинарии в Найроби, чья семья поселилась среди племени туркана, за год обратил 156 местных жителей. К сегодняшнему дню в этом племени действует несколько церквей и литургия совершается на диалекте туркана [1].
В Танзании большинство православного населения проживает на северо-западе страны, на западном берегу озера Виктория. В Букобе в 1994 году появился первый православный епископ африканского происхождения Федор Нагияма. С 1997 году он правящий митрополит Кампаллы. Приходы состоят из новообращенных деревенских жителей. Обычно на воскресной литургии бывает до 500 человек, половина из них причащается. Священники зарабатывают на жизнь сельским трудом. Храмы достаточно скромные, построены из кирпича, покрыты шифером, при них имеются помещения для детского сада и катихизаторской школы [2].
Ситуация в Западной Африке такова. В XIX в. Камерун был немецкой колонией. После первой мировой войны ООН разделила страну на подмандатные территории между Британией и Францией. В Камеруне, к этому времени, сложилась большая греческая община, переселенцев из Малой Азии, имелось несколько приходов в столице городе Яунде и главном порту Дуале. Некоторые рабочие из северо-восточного Камеруна, которые трудились на плантациях, принадлежавших грекам, приняли православие. Большинство этих людей принадлежало к племени тубури, проживающему вблизи чадской границы. В наши дни на этой территории находится восемь православных храмов.
Мадагаскар входит в состав Зимбабвийской митрополии. В 1953 году в столице Тананариву греческими колонистами был построен православный храм. После военного переворота 1974 года священник, как и другие иностранцы, был вынужден покинуть страну. С 1994 года на Мадагаскаре появилась возможность реорганизации религиозной жизни, из Австралии приехал священник отец Нектарий Келлис. В настоящее время в стране существует несколько православных общин [3, p. 33-43].
Африканские православные активно сотрудничают с организацией «Апостольская диакония», которая является миссионерским подразделением Элладской Православной Церкви, с центром в Афинах. Греки преподают на курсах катихизации, работают с общественными организациями, наиболее активной из которых, является Ассоциация кенийских женщин. В местах, где нет храмов, богослужения совершаются в помещениях местных школ, для этого епископ и священники совершают пастырские поездки. Отсутствие священник не означает отсутствие церковной жизни. Африканские прихожане достаточно активны, они собираются на молитвенные собрания и встречи, совершают доступные им богослужения, поют утреню и молебны.
В деле миссии особая заслуга принадлежит монахам. Братия одной из обителей с Афона трудятся в Заире. Одна греческая монахиня преподает на Мадагаскаре. Следует сказать, что на север от Лимпопо и на юге Сахары также заметен интерес к Православию.
Формы миссии разнообразны, чаще всего это общение со священником и проповедниками. Нередко, интерес к православию возникает в результате поездки за границу, особенно среди интеллигенции, офицеров и т.д. Есть случаи, когда крещение принимает вождь племени, его выбор является решающим для остальных.
Предыдущий Патриарх в Каире Петр VII Папапетру, в свое время служил в Иоганнесбурге (ЮАР), затем был епископом в Камеруне, трудился он также и в Центральной Африке, в Кении, Уганде и Танзании.
Помимо греков, определенный вклад в дело христианской миссии среди черных африканцев, внесли русские люди. С 1914 года в Кении трудились О.П. Казаквич и Н.Ю. Любовицкая. Приехав, как сестры милосердия, они в течение полувека вели христианскую проповедь среди местного населения. В 1959 году руководством Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) миссионером на Южную, Восточную и Западную Африку был направлен архимандрит Алексий Чернай. Русский священник основал в Иоганнесбурге приход в честь святого князя Владимира, он неоднократно посещал страны своей миссионерской зоны, работа в большинстве случаев с семьями русских эмигрантов. В Уганде в наши дни действует православная миссия РПЦЗ, начальником которой является священник африканского происхождения Христофор Валусимби.
Список литературы:
1. Hayes S. Orthodox Mission in Tropical Africa // Missionalia: The journal of the Southern African Missiological Society. 2015. № 24.
2. The origin of Orthodoxy in East Africa [Электронный ресурс] // The Orthodox Research Institute [сайт]. 2012. URL: http://goo.gl/XXKBIA (дата обращения: 12.04.2015).
3. Wentink D. The Orthodox Church in East Africa // The Ecumenical Review. 1968. Vol 20. January.
Сведения об авторе:
Колупаев Владимир Евгеньевич – доктор исторических наук, исследователь центра «Russia Cristiana», член научного комитета и итальянской редакции журнала «La Nuova Europa» (Сериате, Италия).
Data about the author:
Kolupaev Vladimir Yevgen'yevich – Doctor of Historical Sciences, researcher of the Centre «Russia Cristiana», member of the Scientific Committee and the Italian edition of the magazine «La Nuova Europa» (Seriate, Italy).
E-mail: rostkol@gmail.com.