Костева Т.Б. Исторический аспект формирования системы высшего образования в Украине и за рубежом (на примере США)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 378.14

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В УКРАИНЕ И ЗА РУБЕЖОМ (НА ПРИМЕРЕ США)

Костева Т.Б.

Современная образовательная система высшей школы Украины требует инновационных подходов к формированию значительных качеств у будущего специалиста, таких как конкурентоспособность, инициативность, умение и желание самосовершенствования, развития творческого потенциала. Одним из ярких примеров удовлетворения и обеспечения своих студентов такими качествами можно назвать США, которая на сегодня служит примером для учебной деятельности множества вузов мира. В статье рассмотрены примеры исторического анализа создания образовательной системы Америки и Украины, результат которого будет востребован в сфере инновационных технологий при подготовке качественных ресурсов для развития страны.

Ключевые слова: история образования, высшее образование, конкурентоспособные специалисты, мировой рынок труда, современный опыт.

 

THE HISTORICAL ASPECT OF THE FORMATION OF HIGHER EDUCATIONAL SYSTEM

IN UKRAINE AND FOREIGN COUNTRIES (ILLUSTRATED TROUGH THE USA)

Kosteva T.B.

Modern educational system of higher education in Ukraine requires innovative approaches to the formation of professional qualities, such as competitiveness, initiative, ability and desire for self-improvement, creative potential development. One of the brightest examples of students’ implementation with these qualities can be illustrated through the United States that serves as a model of training activities for many institutions of higher education in the world now. The article provides historic analysis of creation of the educational system of America and Ukraine, the result of which requires a plurality of inherited experience in the field of innovative technologies to produce qualified resources for the country development.

Keywords: history of education, higher education, competitive specialists, global labor market, modern experience.

 

Тенденции развития современного общества требуют от высшей школы подготовки высококвалифицированных специалистов, которые способны конкурировать на современном рынке труда, и не только своей страны, но и за рубежом. В связи с этим, особую актуальность приобретает разговор о системе высшего образования в Украине, возможности ее улучшения и поднятия на уровень, на котором находятся по международной классификации высшие школы за рубежом, особенно Соединённые Штаты Америки.

Задачи образования в каждой стране определяются особенностями и перспективами ее социально-экономического развития и общемировыми процессами и тенденциями. Народ Украины строит суверенное, демократическое, правовое государство. Система образования является в ней ведущим социальным институтом, от деятельности которого во многом зависят успехи этого строительства. Поэтому государство должно особое внимание уделять своим будущим трудовым ресурсам и быть аккумулятором интеллектуального богатства общества и движущей силой социально-экономического прогресса [4].

Современное украинское высшее образование исследует множество ученных, среди которых можно выделить Усенко Е.В., Подласого И.П., Тарасюка Л.Н., Цейкович К.Н., Доронову М.Ю.,  Алексюка А. М., Степанову Т.Е. и др. и все они ищут пути развития системы высшего образования [1]. Мы рассмотрим становление роли высшей школы в США и Украине, как некие исторически схожие элементы, но при этом достаточно разнообразные по современному подходу подготовки будущих специалистов мировой экономики.

Цель работы состоит в том, что бы проанализировать наиболее весомые исторические моменты развития высшего образования в США и в Украине для возможности переоценки собственной научно-образовательной системы, используемой для подготовки высококвалифицированных кадров. 

Содержание и характер образования всегда определяется требованиями общества, развитием экономики, а также состоянием и потребностями прогресса. Образование – основа интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства, целью которого является всестороннее развитие человека как личности и высшей ценности общества. Поэтому высшие учебные заведения являются главными «производителями» интеллектуального богатства общества, создателями новейших технологий как основных составляющих интеллектуальной собственности. 

Для определения минимальных различий в системе образования высшей школы проанализируем опыт ее развития в США по этапам. Первый этап приходится на начало XVII – начало XVIII вв., когда группа англичан (пуритане) приступила к колонизации Северной Америки. Среди колонистов оказалось немало людей, получивших образование в колледже Кембриджа в Англии, в результате чего в 1636 г. году по решению городского совета New Town было принято решение открыть школу, основная цель которой состояла в подготовке священнослужителей. В 1639 г. после смерти одного из самых авторитетных священнослужителей колонии Джона Гарварда школе было присвоено его имя, и образовательное учреждение стало называться колледжем. Появление первого американского колледжа сделало маленькое поселение знаменитым, что способствовало переименованию его в Кембридж в честь английского города, в котором многие поселенцы получили образование. В колледже им. Дж. Гарварда в колониальный период можно было наблюдать классический академический курс, построенный по модели, принятой в средневековых английских университетах. Управление и обучение в колледже осуществлялось священнослужителями, которые готовили будущих священников служить на благо Церкви [2; 6].

В качестве других примеров высших учебных заведений, которые появились в колониальный период, можно назвать колледж Уильяма и Мэри, Йельский колледж, дата основания которого приходится на 1701 г. Главной их особенностью является способность осуществлять профессиональную педагогическую подготовку будущих учителей. Содержание образования включало в себя, как и в колледже Дж. Гарварда, изучение древних языков, также велись занятия по логике, риторике, истории, элементарной математике, которая включала в себя арифметику, алгебру, геометрию и тригонометрию.

Таким образом, можно увидеть некое сходство становления американской системы образования с украинским. Об этом говорит, например тот факт, что фундамент украинского образования был заложен в XVI-XVII веках, когда городское население Украины начало организовывать братства. Эти организации открывали школы, типографии, вокруг которых собирались культурные силы. Распространению образования способствовало развитие печати в Украине во 2-й половине XVI века. В 1632 г. путем объединения Киевской и Лаврской братских школ было основано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-Могилянский колледж, в который принимали в основном детей руководителей страны, государственных чиновников, священников, богатых мещан и казаков.

Второй этап становления высшего педагогического образования в США приходится на середину XVIII – начало XIX вв., когда после войны за независимость и получения самостоятельности североамериканских штатов начала складываться национальная система образования со всеми ее специфическими особенностями. Большие заслуги в становлении системы образования нового государства принадлежат видным американским просветителям – Бенджамину Франклину, Томасу Джефферсону. Наиболее яркими примерами таких высших учебных заведений могут послужить колледж Нью-Джерси, Королевский колледж [6]. В каждом из вышеперечисленных учебных заведений следует подчеркнуть два основных принципа, а именно – суверенитет учебного заведения и свободу для обучающихся в выборе предметов и курсов. Другой отличительной чертой высшего педагогического образования данного периода можно назвать предметную подготовку, что позволяло будущим учителям получать специализацию по отдельным предметам. После окончания высшего учебного заведения они имели право преподавать в элементарной или грамматической школе только тот учебный предмет, по которому проходили детализированную подготовку, что, в свою очередь, повышало эффективность обучения в школах. 

Ведущим методом преподавания было запоминание и воспроизведение учебного материала. Одна из основных задач преподавателя заключалась в том, чтобы проверить выученный текст, заранее предлагаемый студентам. Такой подход к преподаванию считался ведущим, и долгое время оставался неизменным. Три года обучения в колледже рассматривалось достаточным периодом времени для овладения искусством преподавания [2].

Третий этап в развитии образования приходится на начало XIX – начало XX вв. Данный период характеризуется бурным развитием производительных сил, особенно промышленности, что способствует значительным изменениям в системе образования. Одним из самых главных достижений высших учебных заведений рассматриваемого периода времени можно назвать право присуждать выпускникам академические степени, а прежде всего, степень бакалавра [6].

После провозглашения независимости в 1991 г. Украина начала формировать собственную политику в сфере высшего образования. Она ориентирована на достижения современного мирового уровня, обновленное содержание, формы и методы обучения, повышение интеллектуального потенциала страны. Были созданы университеты с различными формами собственности: коммерческие, частные, международные, которые дают возможность получить высшее образование большему числу молодых людей.

Четвертый этап становления образования приходится на период с середины XX – начала XXI вв. [6]. Именно в этот период времени во многих университетах США открывались аспирантуры, и стала стремительно развиваться современная система образования США.

Таким образом, видим, что основы современной системы высшего образования в США были заложены еще в колониальный период, в который уставы колледжей, излагавшие основные принципы преподавания и содержание учебного процесса, были составлены под влиянием английских, шотландских и немецких университетов. Однако, в отличие от развитых европейских стран Соединенные Штаты Америки определили собственную специфику образования, которая имела некоторые отличительные особенности, а именно – религиозность, прагматизм, целесообразность, демократизацию и отсутствие традиционализма, присущего практически всем другим европейским странам и, собственно, всему миру.

Американская система высшего образования отличается от украинской и, например, российской тем, что в США абитуриент сначала поступает в вуз и только потом определяется с выбором дальнейшей специальности [3], тогда как в Украине и России вчерашний школьник делает свой выбор еще до поступления в вуз. При этом у американского студента есть выбор из очень широкого спектра предлагаемых курсов обучения в соответствии с самыми различными интересами, а также возможность углубленного обучения выбранной специальности.

Собственный опыт исследования и наблюдения доказывают, что основной формой учебных занятий является лекция, которая читается для потоков. Понятия «академическая группа» (в российском понимании) в американских вузах не существует. Каждый студент учится по индивидуальной программе и посещает лекции по своему выбору. Лекции длятся от 50 минут до 2 часов с переменой в 10 минут. Лекции не обязательно следуют одна за другой – это зависит от индивидуального графика студента. Одна лекция может проходить с 9 до 10 часов утра, а следующая – с 13 до 14 часов. Учебный день начинаются в 8 часов утра, по субботам и воскресеньям занятия не проводятся. Кроме лекций есть еще занятия в небольших группах, или семинары. Обычно в них участвуют от 5 до 30 студентов. Семинар, как правило, проводится на продвинутых уровнях обучения и предполагает тесное взаимодействие между студентами и преподавателем. Почти все вузы предлагают студентам возможности индивидуальных занятий с преподавателем [5].

Мы наблюдали, что часто занятия в аудитории представляют собой дискуссию между преподавателем и студентами. От того, насколько активно студент участвует в дискуссиях или обсуждениях, может зависеть и итоговая оценка.

Таким образом, мы видим, что при поступлении в американский университет или колледж нет необходимости сразу выбирать будущую специальность, важнее выбрать основной предмет изучения. Можно выбирать и двойную специализацию (например, математика и экономика).

Раз в полгода или чаще студент встречается с куратором (академическим советником), который рекомендует, какие дисциплины избрать по данной специальности, консультирует и направляет студента. От куратора в процессе обучения зависит многое – именно он помогает студенту составить индивидуальную программу обучения, соответствующую его жизненным планам.

Первые год-два обучения представляют собой преимущественно общее образование и знакомство с широким спектром научных дисциплин, что позволяет студенту сориентироваться в многообразии различных областей знаний и увидеть связь между ними. Это ассоциируется и с системой высшего образования Украины, поскольку здесь студенты изучают целый цикл общеобразовательных предметов с разных направлений. На втором году обучения в США происходит специализация. К концу этого года студент уже знает, какую дисциплину он будет изучать углубленно, и в соответствии с этим записывается на потоки. Например, прослушав на первом и втором курсах иностранный язык начального уровня, он переходит к среднему и продвинутому, выбирая для изучения сопутствующие дисциплины. В течение последних двух лет обучения основное внимание уделяется специальным предметам [5; 3].

Чтобы в образовании не было «дисбаланса», студент обязан прослушать несколько курсов, которые лежат в стороне от его специализации. Так, например, специалист по английской литературе может взять курс по началам геологии или географии. Таким образом, соблюдается необходимый баланс знаний.

Образование в Соединенных Штатах считается показательным для всего мира. В США существует своя система для образования, какая складывалась не одно столетие. При этом образование США практически ничем не похоже на системы других государств. Поэтому подобная система и представляет интерес. 

Интеллектуальный потенциал украинского народа действительно огромный, но способности, талант, гениальность – это не врожденные качества. Ведь человек рождается с определенными возможностями для их развития, и только в результате целенаправленного воспитательного воздействия, упорной самостоятельной деятельности развиваются и формируются такие качества, как способности, талант, гениальность. 

Поэтому, задача высших профессиональных школ Украины состоит в том, чтобы разрабатывать такие образовательные технологии, которые бы давали возможность сформировать личность активно-деятельной. Педагог современного образования должен быть не столько транслятором знаний, сколько организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, именно так как это происходит в лучших заведениях Америки. Исходя из этого, для личности должны быть созданы оптимальные условия интеллектуального развития, овладения методами самостоятельной познавательной деятельности и формирования познавательных мотивов учения.

Учитывая вышеизложенное, основываясь на собственных наблюдениях, можно сказать, что современное направление развития системы образования в Украине требует пересмотра на основе опыта лучших вузов мира для выработки своей собственной тенденции обучения, профессионального становления будущих специалистов, которые в большом количестве умело будут конкурировать на международном рынке труда.

 

Список литературы: 

1. Алексюк А.М. Педагогика высшего образования Украины: История. Теория. Киев, 1998.

2. Бим-Бад Б.М. Из истории учительства в США [Электронный ресурс] // Бим-Бад Борис Михайлович. Официальный сайт. 2014. URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=188 (дата обращения: 13.09.2014).

3. Доронова М.Ю. Нью-йоркская государственная школа // Начальная школа. 2008. № 10.

4. Национальная доктрина развития образования // Образование Украины. 2002. 23 апреля.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник: в 2 кн. М., 2001.

6. Усенко Е.В. Из истории становления высшего педагогического образования США [Электронный ресурс] // Сибак. Sibac.info [сайт]. 2014. URL: http://sibac.info/11739 (дата обращения: 28.08.2014).

 

Сведения об авторе: 

Костева Татьяна Богдановна – кандидат педагогических наук, и.о. доцента кафедры социальной работы, управления и педагогики Черноморского государственного университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).

Data about the author: 

Kostyeva Tetyana Bohdanivna – Candidate of Pedagogic Sciences, Acting Associate Professor of Social work, Management and Pedagogy Department, Petro Mohyla Black Sea State University (Mykolaiv, Ukraine).

E-mail: tetyana_07@mail.ru