Малахов С.В. Разбор одной пригиндукушской композиции (конец III – начало II тысячелетия до н.э.)
УДК 930.85
РАЗБОР ОДНОЙ ПРИГИНДУКУШСКОЙ КОМПОЗИЦИИ
(КОНЕЦ III – НАЧАЛО II ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н.Э.)
Малахов С.В.
В работе представлен разбор содержания композиции, украшающей серебряный топор, как принято считать, бактро-маргианского происхождения, датируемый концом III – началом II тыс. до н.э. Данный топор был приобретен Музеем искусства Метрополитен (Нью-Йорк) в 1982 г. у потомственного иранского, позднее американского арт-дилера М. Махбубиана. Автор статьи рассматривает данный топор как вещественный источник. Результаты проведенного исследования позволяют связывать оформление топора с вероисповедными традициями, сложившимися в позднейшее время на территориях, лежащих по обе стороны от Гиндукуша.
Ключевые слова: Гандаберунда, Симург, Эмуша, грифон, бородатая свинья, двуглавый, четырехрукий.
ANALYSIS OF ONE PARAHINDUKUSHIAN COMPOSITION
(END OF THE 3RD – BEGINNING OF THE 2ND MILLENNIUM BC)
Malakhov S.V.
The paper analyses the content of the composition decorating a silver axe, which is considered to be a Bactria-Margiana origin, dated from the end of the 3rd – beginning of the 2nd millennium BC. This axe was purchased by the Metropolitan Museum of Art (New York) in 1982 from a hereditary Iranian, later American art dealer M. Mahbubian. The author of the paper considers this axe as a material source. The results of the study make it possible to link the design of the axe with the religious traditions that developed in later times in the territories lying on both sides of the Hindu Kush.
Keywords: Gandabherunda, Simurgh, Emusha, griffin, bearded pig, two-headed, four-armed.
В 1982 г. Музей искусства Метрополитен (Нью-Йорк) приобрёл серебряный топор, украшенный двусторонней, хотя и намеренно не совершенно симметричной, рельефно-сквозно-рельефной композицией, отделанной золотом [17, с. 76-77; 22]. М. Махбубиан (1921-2005), у которого он был куплен, был потомственным иранским, позднее американским арт-дилером [6; 14]. В сопроводительном материале к этому произведению искусства Метрополитен-музея поясняется, что оно относится ко времени конца III – начала II тыс. до н.э., территориально – к Бактрии или Маргиане. Длина топора – 14,9 см. Вес – 581 г. [22]. Что касается украшающей его композиции, то этот топор рассматривается нами как вещественный источник.

Втульчатый топор. Бактрия и Маргиана (Центральная Азия),
около 2000 г. до н.э. Метрополитен-музей. Нью-Йорк [22]
Едва ли, как это ни странно, в рассматриваемой композиции имеется в виду, что у ее центрального лица только одна голова, – их у него очевидно две [17, с. 66-67; 22]. И это головы грифов, скорее всего, – белоголовых сипов (Gyps fulvus). На Востоке их можно встретить от Бутана до Турции и от Тывы до Йемена [10]. Белоголовые сипы обычны в горах на высотах до 3 тысяч метров. Встречаются они и в степях, полупустынях и пустынях, где выбирают для себя скалы, обрывы или холмы. Преимущественно средой обитания белоголовых сипов являются территории с полуаридным климатом [18]. Это большие и красивые птицы. Размах их крыльев доходит до 280 см. В полете (наиболее характерен для них парящий полёт) они кажутся очень большими, что подчеркивается редкими и медленными взмахами крыльев. У этого грифа длинная шея, покрытая, как и голова, белым пухом – и то и другое связано со своеобразием его трапезы, – он песочного цвета, с песочно-чёрными же крыльями. Белоголовые сипы очень хорошо видят. Они почти никогда не нападают на живую добычу. Там, где встречаются эти птицы, они являются доминирующими падальщиками, что отличает их от почти всех иных некрофагов, размерами превышающих насекомых, – падальщиков факультативных.
Со временем серебро темнеет, и золочёные головы центрального действующего лица рассматриваемой сцены, обращённые в противоположные стороны, должны были оказаться в том же контрасте по отношению к его обнажённому торсу, в котором голова белоголового сипа находится по отношению к остальной (тоже тёмной) его расцветке. И скорее всего, это было рассчитанное решение. Вместе с тем тёмно-серый, патинированный цвет кожи центрального действующего лица этой композиции (такой же окраски выглядит, скажем, и вепрь на ней) может быть не последней по значимости его характеристикой. Если же это грифы, то двуглавость центрального божества рассматриваемой сцены едва ли передаёт идею высоких боевых качеств. Скорее – идею очень хорошей (удвоение, передающее акцентированно-положительную степень качества) осведомленности о происходящем в соответствующих границах. Может быть, и идею своевременного устранения очагов неправильности и порчи для недопущения расширения их пределов. Отметим и то, что торс центрального действующего лица этой сцены лишь немногим больше по длине каждой из его голов с их шеями, что, по видимости, подчёркивало значение, которое подобная символика передавала. Териоантропный же облик с акцентом на последней компоненте может рассматриваться и как непрямое подтверждение правильности интерпретации символики двуглавости этого божества, приводимой выше.
Рук у центрального действующего лица этой композиции тоже четыре. Последнее хорошо видно на одной из сторон топора [17, с. 77]. За спиной какие-то маленькие, в одной плоскости с торсом под углом несколько больше прямого, раскрытые золочёные крылья. Это, на наш взгляд, сетчатые, что вероятно передано насечкой, крылья какого-то вида подотряда разнокрылых стрекоз. Именно они держат их распростёртыми и в полёте, и вне него. Скорее всего – семейства настоящих стрекоз (Libellulidae) этого подотряда, крылья которых в покое обыкновенно направлены несколько наклонно вперед. Странный обрез крыльев центрального божества рассматриваемой композиции находит, как нам кажется, такое объяснение: ближе к концам крылья этих стрекоз становятся прозрачными [3].
Большинство видов стрекоз обитает в тропических и субтропических ландшафтах низинного толка: близ озёр, рек и болот. Наибольшим их разнообразием отличается Индомалайская биогеографическая зона [9], на которую приходится и от трети до четверти всех видов разнокрылых стрекоз. Эти стрекозы считаются одними из наиболее быстро и превосходно летающих насекомых. Независимость в работе двух пар (sic) крыльев обеспечивает их великолепные лётные качества. Их бесшумный полёт может быть манёвренным и резким, парящим и планирующим, они могут висеть, лететь задом наперёд или вверх ногами. Большей частью разнокрылые стрекозы ловят летящих же насекомых. Прекрасные охотницы, они почти никогда не теряют добычу, которую берутся преследовать.
У стрекоз три пары ног, длина которых увеличивается от передней пары к последней. Преимущественным их назначением является захват добычи, что прежде всего относится к первой паре, и закрепление в состоянии покоя. В этой связи заслуживает внимания то обстоятельство, что три пары конечностей переданы и в изображении божества с золочёными крыльями, расположенного по центру разбираемой нами композиции.
На руках и ногах у него, кажется, трёхпалые птичьи лапы [17, с. 77]. Такие бывают, скажем, у эму и казуаров – одних из самых крупных и нелетающих птиц. Их удары ногами, заканчивающимися трёхпалыми лапами с длинными когтями на них, могут быть смертельно-опасными. Об обитании этих птиц за пределами Австралии, Новой Гвинеи и прилегающих к ним островов в прошлом нам ничего не известно.
На хорошо сложенном обнажённом теле божества есть только узкая трапециевидная набедренная повязка, высветленная золотом. Такие были рабочей и военной одеждой, они не стесняли движений, но без чего-либо другого носились лишь там, где было очень тепло.
По одну сторону от божества находится вепрь, о чём свидетельствуют, например, его длинные клыки [17, с. 77]. У этого зверя короткая щетинистая борода вокруг морды и разделённая надвое кисточка на хвосте [17, с. 67, 77; ср. 8]. И то и другое является особенностями, свойственными только одному подвиду свиней: западной бородатой свинье (Sus barbatus oi), ареал обитания которой в наше время ограничен Суматрой. Этот вид диких свиней также ещ сохраняется на Калимантане и отчасти в Малайе. Эти звери живут в тропических дождевых, мангровых и туманных лесах. Вторую половину дня любят проводить, валяясь в грязи, или спят. У этой свиньи уплощённое туловище – самое узкое из всех их видов – и очень длинная подтреугольная голова [7]. Это – крупное животное с отменно сильным и гибким телом, серое преимущественно или бурое [24]. Вес его доходит до 150 кг. Бородатые свиньи – единственные из свиней, кто совершает ежегодные миграции на расстояния до нескольких сот километров, для чего они объединяются в стада. Переходы совершаются по ночам, в одно и то же время года и теми же тропами. В это время они несут большие потери, и, прежде всего, от людей. Напомним также, что вепри искони считались одними из самых бесстрашных и опасных зверей.
На другой от центра стороне рассматриваемой композиции располагается двустороннее сквозно-рельефное изображение грифона. Тело этого зверя в какой-то мере похоже на львиное, но с двуцветными крыльями птицы, дополняемыми птичьими когтями на лапах [22]. Голова с раскрытой пастью, огромными клыками в ней и безухая, больше всего, нам кажется, напоминает змеиную. Таково и мнение Х. Питтман [17, с. 72]. На подбородке у этого несуществующего зверя – недлинная борода, как у каприн (Сaprinae).
Очень может быть, что это голова дабойи (Daboia russelii) [19; 20; 21], слывущей не столько даже одной из самых, сколько самой опасной змеёй в Индии. В пределах её ареала на дабойю приходится наибольшее количество смертей от змеиных укусов [23]. Не в последнюю очередь и потому, что она нередко встречается на сельскохозяйственных угодьях. Этот вид змей держится открытых травянистых или кустарниковых равнинных и холмистых ландшафтов. Постоянно влажные места, такие как болота, цепочная гадюка, как её ещё называют, избегает. Распространенная на большей части Индии, она поэтому нечасто встречается в долине Ганга. Коричнево-жёлто-серые тона окраски дабойи сходны с такими же цветами и в окраске азиатского льва (Panthera leo persica).
Последние исторически были распространены на Востоке от Индии до Турции и от Йемена до Грузии. Средой их обитания были светлые лиственные леса, саванны и полупустынно-предгорные ландшафты. В очень давние времена эти львы встречались на двух третях территории исторической Индии (за исключением всех её северо-восточных, части восточных, северных и юго-западных земель) [13]. Вес азиатских львов, до сих пор ограниченно обитающих в этой стране, доходит до 190 кг.
Грива на полульвином теле грифона, занимающая бóльшую его половину и тянущаяся до паха, свидетельствует о том, что зверь, которому она принадлежит, находится в прекрасной форме и является очень хорошим бойцом. Заметим также, что размеры гривы у львов связаны и с преобладающими температурами на территориях, где они встречаются, и в более холодных областях гривы их больше, нежели там, где температуры много выше. Грива рассматриваемого грифона изображена, однако же, и такой, что кажется подобием лат, кольца и полукружья которых сходятся так, как смыкаются кольца покровов, скажем, у скорпионов. Но намеренно это было сделано или не более, чем обманчивое впечатление, неясно.
Что касается похожих на игрушечные крыльев за спиной у грифа, то светлые и тёмные – золочёные и патинированные – подпрямоугольные перья, расположенные на них в шахматном порядке, позволяют, на наш взгляд, соотносить их с окраской раскрытых крыльев сапсана, если смотреть на них снизу, да и не только крыльев: со светло-тёмным пестринным рисунком под его крыльями и на груди. См. [4; 11]. Сходство это, конечно, во многом относительно, но оно, как нам кажется, заслуживает внимания.
Сапсан (Falco peregrinus) – род соколов с размахом крыльев до 120 см. Он распространен на территории всей Южной Азии и в меньшей степени Центральной Азии [2]. Добычей сапсанов, как правило, являются птицы. Они ищут жертву в активном полёте или высокой статичной позиции. Найдя же, набирают высоту и атакуют. Скорость сапсанов в пикировании порой бывает больше 300 км/ч, что делает их самыми быстрыми существами в мире. Они бьют добычу сжатыми когтями, разворачиваются и ловят в воздухе, как стрекозы. Для охоты этим птицам требуются открытые, хотя и не совершенно, пространства, такие, как озера, болота, долины или поля. В Индии сапсаны большей частью держатся там, где нет недостатка в скальных выходах и холмистых ландшафтах. В тропических лесах и жарких пустынях, как правило, не встречаются. На Востоке сапсаны, по меньшей мере, уже три тысячи лет используются в соколиной охоте.
Хвост у грифона на рассматриваемой сцене прижат к задним лапам и отчасти подвёрнут. Собаки, например, делают так, когда они хотят показать своё смирение. Грифон на композиции, кроме того, припал на передние лапы. У собак подобное положение, называющееся поклоном, также может иметь значение просьбы о мире. Зевание (раскрытая пасть грифона), модно рассматривать как желание прекращения конфронтации. На одной из сторон топора у этого зверя различимо, наконец, то, что называется «китовым глазом» (такое состояние глаз, когда видны их белки). У собак это может быть свидетельством того, что ей плохо и она не хочет, чтобы связанная с этим ситуация продолжалась. Ещё больше вопросов вызывает, на наш взгляд, состояние вепря, расположенного на противоположной от грифона стороне рассматриваемой сцены. Глаза у него закрыты, и кажется, что состояние это предобморочное.
Тема собак может быть, однако же, продолжена, поскольку грифон разбираемой композиции напоминает не столько льва, сколько пса, но очень большого. В этой связи не будет лишним ознакомиться с соответствующими материалами античного времени, касающимися интересующих нас территорий. После присоединения к Ахеменидской империи во второй половине VI в. до н.э. Маргианы, Бактрии и части Индии «индийские собаки» стали использоваться в обслуживании военных контингентов этой империи (Hdt., VII, 187). Согласно Ктесию, к IV в. до н.э. в Индии на территориях нынешнего Пакистана встречались собаки, не уступавшие статью гирканским псам (Ael., XVI, 31), очень, надо полагать, крупным. У Поллукса (третья четверть II в.) можно прочесть, что эти последние происходили от союза льва и собаки (Poll., V, 37). Ктесий писал, что индийские псы были такими большими, что могли противостоять львам (Phot. Bibl., 72, 45b). Элиан (первая треть III в.) характеризовал их как отличавшихся безупречной отвагой и самых больших из собак (Ael., NA, IV, 19).
Много позже, уже в сельджукских материалах XI в., упоминается порода собак нынешней центральноафганской провинции Гор, псы которой, согласно этим материалам, сложением и силой были сопоставимы со львами. Горские собаки составляли часть дани, которую жители этих земель платили сельджукским господам.
Такие собаки были известны в Афганистане, Пакистане, Таджикистане, Туркменистане и соседних странах. Нередки они там и сейчас. В наше время этих собак принято именовать афганскими и среднеазиатскими овчарками [1; 15]. Они очень похожи. Назначением обеих разновидностей этих выдержанных и знающих себе цену и бесстрашных псов является защита отар овец и коз, другого скота, а также караванов и жилья. В указанных странах пастбищное хозяйство исторически носит вертикально варьируемый отгонный характер. В холодное время года они остаются внизу, тёплое же проводят на высокогорных лугах.
Именно афганские племена, с незапамятных времён занимавшиеся отгонно-пастбищным животноводством, сочетавшимся с торговлей, и обеспечивали, насколько можно понять, бóльшую часть коммуникаций между низинными земледельческими территориями, подходившими к горным областям с северо-запада и юго-востока страны [16].
У рассматриваемых собак массивная голова, форма которой при взгляде сверху и сбоку близка к прямоугольной. Морда с выраженным или плавным переходом. У некоторых таких собак клыки имеют крюкообразную форму с направленными внутрь концами, как и на рассматриваемой нами композиции. Это широкогрудые, несколько длиннее высоты в холке, с тяжёлой шеей псы. Хвост у них серповидный или свёрнутый в последней его трети. Уши и хвост кобелей обыкновенно купируются. Вес их может доходить до 90 кг. Самая крупная разновидность собак этого круга по-таджикски называется деҳқонӣ – «земледельческий» и чаще встречается в низинах. Афганская же их родня, напротив, большей частью распространена в горных частях страны. При длинной шерсти такие псы могут иметь воротник на шее и груди, который, очевидно, служит им, как и львам, защитой в бою. Эти собаки хорошо переносят жару и холод, выдерживая температуры от +30° до -30°. По экстерьеру псов этого круга по-прежнему делят на собак львиной и тигриной разновидностей. Первые несколько крупнее. Голову, нередко напоминающую медвежью, они держат вертикальнее, нежели вторые. И тех, и других относят к волкодавам.
В бою для них желательно добраться до горла противника – одной их главных зон поражения последнего. Хватка в области конечностей считается в подобном случае недостатком. Этим во многом и может объясняться расположение грифона и двуглавого божества по отношению друг к другу.
Происходящее и с грифоном, и с вепрем очевидно связано с действиями центрального божества сцены, стоящего между ними. Первой из своих рук божество сжимает горло грифону, второй держит его у грудины, третьей блокирует пасть вепря, когтями же четвёртой стискивает его подбрюшье. То есть, если одной рукой атакуется шея грифона, то другой, насколько можно судить, печень вепря: места, намеренное воздействие на которые в боксе, скажем, приводит к нокауту. Спокойно и пристально смотрящее на грифона и секача, с немного склонёнными к ним головами, божество показано в этой сцене как имеющее очевидное превосходство над ними обоими. И выбора в случае сопротивления, помимо смерти, у них, кажется, нет.
Несколько слов о характере навершия, которое украшает композиция. Конструктивно оно могло, как нам кажется, восходить к мётному топору, однако в использовании им очевидно не являлось. Как таковое оружие из серебра по недостаточной прочности этого металла не изготовлялось. Исключений из этого правила очень немного, и они были связаны с высоким положением носителей такого оружия в воинских формированиях, где оно служило знаками отличия их элиты. Можно полагать, что это навершие вместе с отсутствующей ныне рукоятью, которую оно венчало, было знаком верховной государственной власти. Композиция, во многом напоминающая построение государственных гербов настоящего времени, даёт основания для того, чтобы видеть в ней царскую эмблему.
Известен и ещё один, очень близкий к этому, топор, но бронзовый, оформление которого повторяет композицию серебряного. Он, правда, не в самом хорошем состоянии и в эстетическом отношении уступает рассматриваемому в представленной работе. Длина его – 16,5 см. Вес – 771 гр. Голова грифона на этом топоре очевидно собачья [12]. Принимая во внимание плотности серебра и бронзы, получаем, что он более, чем в полтора раза объёмнее серебряного.
Подводя итоги, следует сказать следующее:
– Обращённые в противоположные стороны парные головы грифов, скорее всего, передавали идею очень хорошей осведомленности.
– Цвет кожи божества, расположенного в центре рассматриваемой композиции, по всей видимости, считался преимущественно тёмным.
– Три пары конечностей этого бога повторяли, как нам кажется, три пары ног у разнокрылых стрекоз.
– Две пары его рук передавали, надо полагать, идею присущих ему высоких боевых качеств.
– Божество, расположенное в центре рассматриваемой композиции, было выше тех, что в териоморфном обличьи находятся по обе стороны от него, и в отличие от них, териоантропным.
– Божество, очевидно было «своим».
– Фантастическая композитность образов, их золотисто-тёмная двуцветность, когти и крылья у обоих – черты, иконографически сближающие фигуры божества с головами грифов и божества в облике грифона, за чем, очевидно, стоит и близость какого-то иного рода.
– Если божество, расположенное по центру рассматриваемой сцены, оказывается опосредованно связанным как с преимущественно несырыми (белоголовые сипы и люди), так и с большей частью сырыми (разнокрылые стрекозы и люди) землями, то божество по одну сторону от него – с преимущественно несырыми (азиатские львы, афганско-среднеазиатские овчарки, дабойи), по другую же – с большей частью сырыми (бородатые свиньи) местами [5].
– Отметим также, что пять тысяч лет тому назад эти свиньи встречались и на территориях, расположенных в нескольких тысячах километров к северо-западу от мест их нынешнего обитания.
– Из этого следует, что «божество несырых земель» скорее соотносилось с северо-западным направлением, «сырых» же – с юго-восточным.
Кажется очевидным, что божество, расположенное в центре рассматриваемой композиции, находит обращающее на себя внимание соответствие в средневековой дравидийской Гандаберунде, грифон – в древнем иранском Симурге, вепрь же – в древнем мундском Эмуше. В нашей работе названные параллели, однако, не рассматриваются.
Список литературы:
1. Афганская овчарка (Саге Коче) [Электронный ресурс] // В платье [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/frc5 (дата обращения: 20.09.2025).
2. Распространение сапсана в мире [Электронный ресурс] // Википедия [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/njbvJe3 (дата обращения: 20.09.2025).
3. Род [стрекоз] Neurothemis [Электронный ресурс] // iNaturalist [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/AhPprD (дата обращения: 20.09.2025).
4. Фото Сапсан (Falco peregrinus) [Электронный ресурс] // iNaturalist [cайт]. URL: https://goo.su/AQOuoa (дата обращения: 20.09.2025).
5. Axe [head with boar, tiger and shapo] [Электронный ресурс] // The British Museum [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/BfpIJK (дата обращения: 20.09.2025).
6. [Biography of] M. Mahboubian [Электронный ресурс] // The British Museum [сайт]. 2025. URL: https://goo.su/IzbP3C (дата обращения: 20.09.2025).
7. Bornean Bearded pigs [Электронный ресурс] // Wikipedia [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/sLYfX (дата обращения: 20.09.2025).
8. Ceremonial axe [head with boar and lion. Электронный ресурс] // The George Ortiz collection [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/Vx18Vd (дата обращения: 20.09.2025).
9. Die natürlichen Vegetationszonen der Orientalis [Электронный ресурс] // Wikipedia [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/FO4NKV (дата обращения: 20.09.2025).
10. Distribution passée et actuelle du Vautour fauve (Gyps fulvus) [Электронный ресурс] // Wikipédia [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/SUeCP (дата обращения: 20.09.2025).
11. Faucon pèlerin en vol aux alentours du parc national de Kamay Botany Bay, Australie [Электронный ресурс] // Wikipédia [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/4zw3Vq (дата обращения: 20.09.2025).
12. Late 3rd – early 2nd millennium BC. Bronze shaft-hole axe head [Электронный ресурс] // Bradford’s Auction Gallery [сайт]. 2025. URL: https://goo.su/NCrkL (дата обращения: 20.09.2025).
13. [Lion] range map including proposed clades and the two subspecies [Электронный ресурс] // Wikipedia [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/8onkbAh (дата обращения: 20.09.2025).
14. Mahboubian H. Art of ancient Iran, copper and bronze: the Houshang Mahboubian family collection. London: Philip Wilson, 1997. 345 p.
15. Owczarek środkowoazjatycki [Электронный ресурс] // Psy.pl [сайт]. 2025. URL: https://goo.su/ZK4i2Hh (дата обращения: 20.09.2025).
16. Physical map of Central Asia [Электронный ресурс] // Geographic Guide [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/iteg10T (дата обращения: 20.09.2025).
17. Pittman H., [Porada E.] Art of the Bronze Age: Southeastern Iran, Western Central Asia, and the Indus Valley. N.Y.: Metropolitan Museum of Art, 1984. 100 p.
18. Regions with semi-arid climates [Электронный ресурс] // Wikipedia [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/sLIQyW (дата обращения: 20.09.2025).
19. Russel’s viper [Электронный ресурс] // Jungle Dragon [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/yj4hFAz (дата обращения: 20.09.2025).
20. Russel’s viper [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/no1Pj (дата обращения: 20.09.2025).
21. Russel’s viper (Daboia russelii) [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons [cайт]. 2025. URL: https://goo.su/gnwQy (дата обращения: 20.09.2025).
22. Shaft-hole axe head with bird-headed demon, boar, and dragon [Электронный ресурс] // The Met [cайт] 2024. URL: https://goo.su/q47g5 (дата обращения: 20.09.2025).
23. The spread of the Russell viper [Электронный ресурс] // Wikimedia Commons [cайт]. 2017. URL: https://goo.su/q47g5 (дата обращения: 20.09.2025).
24. [Western] Bearded pig (Sus barbatus) [Электронный ресурс] // Frankfurt Zoological Society [cайт]. 03.07.2020. URL: https://goo.su/OmKH0 (дата обращения: 20.09.2025).
Сведения об авторе:
Малахов Сергей Викторович – кандидат исторических наук, независимый исследователь (Санкт-Петербург, Россия).
Data about the author:
Malakhov Sergei Viktorovich – Candidate of Historical Sciences, Independent Researcher (Saint Petersburg, Russia).
E-mail: svmalakhov@mail.ru.
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. 