Федченко О.Д. Место зарождения шумерской цивилизации
УДК 913(282.254.3)
МЕСТО ЗАРОЖДЕНИЯ
ШУМЕРСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Федченко О.Д.
В статье на основе древних источников изучается расположение области Дильмун. Наряду с шумерскими и древнегреческими источниками привлечены достижения современных исследователей из смежных областей. Установлено, что во времена шумерской цивилизации в Персидский залив впадали реки Евфрат и Тигр. Поэтому автор на основе изученных материалов определил локализацию острова Дильмун вокруг горы Санам, расположенной в южной части иракской провинции Басры. Именно этот район соответствует существованию Дильмуна и в доисторические времена, и в древние века. Предложенная статья вкупе с другими исследованиями по данной проблематике позволяет по-новому взглянуть на развитие шумерской цивилизации.
Ключевые слова: Месопотамия, Шумер, Дильмун, Ирак, Евфрат, Тигр, Басра, Персидский залив.
THE BIRTHPLACE
OF THE SUMERIAN CIVILIZATION
Fedchenko O.D.
The paper studies the location of the Dilmun region based on ancient sources. Along with the Sumerian and ancient Greek sources the achievements of modern researchers from related fields are involved. It has been established that the Euphrates and Tigris rivers discharged into the Persian Gulf during the time of the Sumerian civilization. Therefore, based on the materials studied, the author determined the localization of Dilmun Island around Sanam Mountain, located in the southern part of the Iraqi province of Basra. It is this area that corresponds to the existence of Dilmun both in prehistoric times and in ancient times. The proposed article together with other studies on this issue allows to take a fresh look at the development of the Sumerian civilization.
Keywords: Mesopotamia, Sumer, Dilmun, Iraq, Euphrates, Tigris, Basra, Persian Gulf.
В стародавние времена исторические трактаты писались в виде легенд, мифов, саг, эпосов и других произведений иносказательного жанра. Одним из старейших повествований о происхождении древних народов является шумеро-аккадская мифология. Дошедшие до нас тексты служат ценнейшим источником познания Древнего мира.
Основным источником о Дильмуне стал шумерский эпос «Сказании об Энки и Нинхурсаг». В произведении рассказано о похождениях и страданиях божества Энки, который оказался в «райской земле». Кроме отношений Энки с Нинхурсаг, в тексте содержатся и описания места Дильмун, где происходят события. Еще раз Дильмун упоминается в шумерском мифе «О потопе». Именно на Дильмун после потопа отправляются спасшиеся, которые там обретают бессмертие. Информация о Дильмуне в шумерских источниках, дошедших до нас, хоть и скудна, но позволяет делать определенные предположения и выводы.
Однако современные исследователи зачастую игнорируют данные, изложенные в древних текстах, и ориентируются лишь на свои домыслы и умозаключения. Иногда, найдя артефакты далеких эпох, историки торопятся «пристегнуть» к ним похожие сведения из первоисточников, мало заботясь о реальных соответствиях имеющейся информации у древних авторов.
Похожая ситуация складывается и с локализацией «райской земли» Дильмун, которую ученые связали с островом Бахрейн [3, с. 29]. Хотя в последние годы с расширением археологических изысканий появляются альтернативные точки зрения. Ряд исследователей помещают Дильмун в районе Шатт-эль-Араб иракской провинции Басры [13]. Высказываются предположение о существовании «райской земли» на кувейтском острове Файлака, хотя все-таки всеми признается, что локализация шумерского Дильмуна пока не имеет решения [14, p. 179].
Мы же попытаемся выяснить, насколько верным оказалось предположение историков.
Дильмун (шумер. kur.dilmun.na; аккад. Тельмун; греч. Τύλος; лат. Tylus) – историческая область в регионе Персидского залива. Наиболее раннее упоминание топонима встречается в шумерском «Сказании об Энки и Нинхурсаг», в котором он представлен родиной богов, райским уголком. «Дильмун есть страна, страна пресветлая. <…> Дильмун страна непорочная, Дильмун страна воссиянная. А там, в Дильмуне ворон не каркает. Птица смерти не накликает смерти. Там лев не бьет. Волк ягненка не рвет. Там собака сторожевая как козлят стерегут, не знает. Там свинья зерна не пожирает. <…> Там старица не говорит – "Я старица". Там старец не говорит – "Я старец"…» – описывается в древнем тексте место, где жил бог Энки с семьей [11]. В этом же произведении отмечается и экономическая составляющая данной страны, в которую поставляют «страна Тукриш золото Харали, светлый лазурит да переправит; страна Мелухха сердолик желанный, драгоценный, дерево Магана морское, ценнейшее, страна Марахши горный хрусталь драгоценный светлый, страна Маган крепкую медь, диорит, сосуды из камня, страна заморская дерево эбен роскошное, "страна шатров" лучшую шерсть, порошок рудный, страна Элам шерсть тончайшую, храм Ура, град священный, святыня царства, зерно, масло, наилучшие ткани на больших судах» [11].
Имеется в «Сказании…» и географический ориентир: «Да станет/стал Дильмун "Домом прибрежным, пристанью всей страны"!» [11]. Данный пассаж указывает на непосредственную близость региона от Шумера, что исключает из рассмотрения остров Бахрейн, который расположен более чем в полутысячи километров от места событий.
В эпоху создания «Сказания…» Евфрат, Тигр, Дияла и Карун впадали в Персидский залив самостоятельно [5, с. 402], и такая же картина наблюдалась еще во времена Александра Македонского, когда Евфрат и окрестности хоть и продолжали заболачиваться, но река еще имела устье при заливе [1, с. 167, 218].
В данном историческом контексте ценным становится еще один ориентир, который можно увидеть в описании древнегреческого историка и географа Арриана. Нас могут заинтересовать два сюжета: 1. Напротив устья Евфрата есть два острова, один, названный Александром Икаровым, располагается в 120 стадиях, второй – Тил отстоит на расстоянии дневного и ночного морского перехода при попутном ветре [1, с. 229-230]. 2. Путешествуя от индов к устью Тигра, греки не проходили мимо Тилоса [1, с. 202, 230].
Очевидно, что суда Александра при каботажном плавании в первом случае шли вдоль западного берега Персидского залива, во втором – вдоль восточного [1, с. 389]. При этом указанное расстояние помогает очертить район поиска острова Тил. Суточный пробег корабля мог быть около 150 км [см.: 7, с. 564-565], но никак не больше 500 км, чтобы попасть на Бахрейн. Тогда искомый объект мог располагаться примерно до устья современной реки Шатт-эль-Араб. Сегодня это Месопотамские болота (Эль-Ахвар), которые образовались в ходе медленного погружения территории в районе Басры в низовьях Тигра, Евфрата и в долине Шатт-эль-Араба [4, с. 11]. Но для этого болотного равнинного региона (где таился бог Энки [11]) в древнем источнике имеется свой ориентир. В шумерском мифе «О потопе» мы читаем: «Зиусудру-царя, Имя грызунов, семя человечества спасшего (?), в страну перехода, на гору Диль-мун, в край, где Уту восходит, поселили...» [3, с. 357].
Теперь посмотрим на болотную область и увидим там гору Санам, высотой 158 м (рис. 1), расположенную на западной окраине города Сафвана в южной части провинции Басра. Данный географический объект является единственным горным рельефом в регионе, представляя из себя возвышенный соляной куполообразный холм («горбовая гора»).
Рис. 1. Гора Санам среди Месопотамских болот [12].
Стоит заметить, что использование в мифе оборота «гора Дильмун» может указывать на дошумерское происхождение хоронима. Древнему автору потребовалось дополнительное уточнение термина «гора», т.е. Дильмун – известный топоним для шумеров, но непонятного смыслового содержания. Однако его необходимо отличать от употребляемого выражения, например, «гора Энлиль», в котором термин выступает в качестве эпитета, синонима слов «великан, могучий и т.п.». Собственно, исследователи доказали, что первые поселенцы на территории Шумера были не шумеры [6, с. 54-55], и именно они могли оставить интересующий нас топоним. В таком случае, можно предположить, что этимология хоронима может быть связана с индоевропейским *telh2-m-, реализуемом в кельтском *talamon-/*tela-mon- «земля, куча земли» [15, p. 103; 16, p. 366-367; 17, S. 1061]. Присутствие родственных слов в валлийском (tâl с мутацией dâl; talmaen/tâlmaen «навершие», tyle «крутой склон, холм» и др.) и ирландском (talam «земля, суша»; топоним Talmun (> Talmont); сливаясь с tel, tul, til «выпуклость») языках подчеркивает словообразовательную модель tal- «высота, вершина» и, вероятно, расширитель -m- с суффиксом -yn или корнем mon(iyo-) «гора» [16, p. 277; 20; 21]. Еще сделаем ремарку относительно упомянутого ирландского пересечения, которое дает, в том числе, индоевропейскую параллель в греческом – τύλη, τύλος «выпуклость, горб <верблюжий>» [17, S. 1080-1085], что очень точно отражает особенность горы Санам, похожей на верблюжий горб [18] (собственно, с арабского Jabal Sanam обозначает جَبَل холм/гора سنام горб верблюда, центр земли» [19, с. 355, 699, 704]). Таким образом, можно предполагать, что древние народы, обитавшие в данном месте в разное время, примерно одинаково воспринимали рассматриваемый географический объект, характеризуя его как «горб».
Из этого следует, что значение Дильмун/Телмун можно определить, как «возвышающаяся суша, земля, твердь; земляная гора, горб».
Так локализуется место зарождения шумерской цивилизации – загадочный Дильмун (рис. 2).
Рис. 2. Расположение земли Дильман [9].
Можно предполагать, что указанная возвышенность стала первой твердью, где могли поселиться люди после начала отступления вод Персидского залива и проникновения в этот район через начинающую разрастаться болотную сеть пресной воды. При этом, как отмечают исследователи, этимология гидронима Евфрат может восходить к арамейскому значению «сладкая вода, пресная вода» [2; 8, с. 134; 10, с. 149], что и нашло отражение в «Сказании…»: «Колодцы ее с водою горькою стали колодцами с водою сладкою» [11]. Вскоре эта местность стала «домом прибрежным, пристанью всей страны», осуществляя вводный трафик судов в Евфрат, являясь важным центром в торговых операциях Шумера, вовлекая в орбиту своей юрисдикции сопредельные территории и близлежащие острова. Дальнейшие процессы заболачивания окрестной земли отрезали Дильмун от моря, стратегическая выгода перешла к водной артерии Шатт-эль-Араба, оставив бывшему «раю» лишь сухопутную транспортную развязку. Выявленное местоположение древнего Дильмуна объясняет и поведение команды первого корабля Александра Македонского, остановившего свое плавание [1, с. 230] – впереди начиналось открытое море (Персидский залив) полное опасностей и бурь.
Список литературы:
1. Арриан Ф. Поход Александра. / Пер. М.Е. Сергеенко М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 384 с. (с приложением «Александра» Плутарха и кн. XVII «Исторической библиотеки» Диодора)
2. Евфрат [Электронный ресурс] // Большая Советская Энциклопедия [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/q9JtInE (дата обращения: 24.12.2023).
3. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. СПб: «Петербургское Востоковедение», 2001. 386 с.
4. Зорин Л.В. Эволюция глобального рельефа и водообмен // М.: Наука, 1984. 72 с.
5. Исаев В.А., Михайлова М.В. Особенности гидрографии, эволюции и гидрологического режима устьевой области р. Шатт-эль-Араб // Водные ресурсы. 2009. Т. 36. № 4. С. 402-417.
6. Крамер С. Шумеры. Первая цивилизация на Земле / Пер. с англ. А.В. Милосердовой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2002. 383 с.
7. Мальцев С.Н. К вопросу об измерении расстояний древними греками // Молодой ученый. 2014. № 21 (80). С. 563-565.
8. Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М.: Мысль, 1966. 509 с.
9. "Послание древним богам". Ученые взломали код возрастом 4000 лет [Электронный ресурс] // РИА «Новости» [сайт]. 04.09.2022. URL: https://goo.su/vd4U31 (дата обращения: 24.12.2023).
10. Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь: Ок. 5000 единиц / Отв. ред. Р.А. Агеева. 2-е изд. М.: Русские словари; Астрель; АСТ, 2002. 512 с.
11. Сказание об Энки и Нинкурсаг / Пер. В.К. Афанасьевой [Электронный ресурс] // Библиотека Мудрости [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/S2XlGdD (дата обращения: 24.12.2023).
12. Топографическая карта Месопотамских болот Афанасьевой [Электронный ресурс] // Топографическая карта мира [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/Kylr (дата обращения: 24.12.2023).
13. Almutairi M. The Archaeology of Kuwait: Thesis. Cardiff: Cardiff University, 2012. 427 p.
14. Howard-Carter Th. Dilmun: At sea or not at sea? A review article // Journal of Cuneiform Studies. 1987. Vol. 39. No 1. P. 54-117.
15. Koch J.T. English-Proto-Celtic Wordlist (with attested comparanda). Aberystwyth: University of Wales, 2004. 403 p.
16. Matasović R. Etymological Dictionary of proto-Celtic. Brill: Leiden, 2009. XI, 543 p.
17. Pokorny J. Indogermanisches etymologisches Wörterbuch. Bern: Francke Verlag, 1959. 1183 S.
18. Soltan B.H. Characteristic features of the proposed Jabal Sanam Geopark Southern Iraq [Электронный ресурс] // Geoheritage. 2021. Vol. 13. URL: https://goo.su/HZyPGhZ (дата обращения: 24.12.2023).
19. Steingass F.J. A Comprehensive Persian–English dictionary [Электронный ресурс] // Digital Dictionaries of South Asia [сайт]. 2023. URL: https://goo.su/yRaW8D (дата обращения: 24.12.2023).
20. Thomas R.J., Bevan G.A., Donovan P.J. et al. Geiriadur Prifysgol Cymru = A Dictionary of the Welsh Language [Электронный ресурс] // University of Wales Trinity Saint David [сайт]. 2023. URL: https://bit.ly/3WD8M7Q (дата обращения: 24.12.2023).
21. Toner G., Ní Mhaonaigh M., Arbuthnot S., Wodtko D., Theuerkauf M.-L. Electronic Dictionary of the Irish Language [Электронный ресурс] // eDIL [сайт]. 2023. URL: https://dil.ie (дата обращения: 24.12.2023).
Сведения об авторе:
Федченко Олег Дмитриевич – независимый исследователь (Брянск, Россия).
Data about the author:
Fedchenko Oleg Dmitrievich – Independent Researcher (Bryansk, Russia).
E-mail: vukby@yandex.ru.