Сазонова Н.В., Сазонова О.А. О развитии цифровых технологий и их влиянии на миграционные отношения

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 342.9:314.7:004

О РАЗВИТИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИХ ВЛИЯНИИ

НА МИГРАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Сазонова Н.В., Сазонова О.А.

В статье рассматривается современное развитие и влияние цифровых технологий на миграционные отношения. Авторами анализируется потребность развития административно-правого регулирования с применением новых видов цифровых услуг и платформ. Отмечается, что развитие цифровизации сферы миграции требует усиления мер безопасности информационной среды. Сформулирован вывод о том, что использование цифровых технологий является инструментом по повышению эффективности государственного управления миграционными процессами в стране.

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровой профиль, государственное управление, миграционная политика, миграционные отношения.

 

ABOUT DIGITAL TECHNOLOGIES DEVELOPMENT

AND THEIR INFLUENCE ON THE MIGRATION RELATIONS

Sazonova N.V., Sazonova O.A.

The article discusses modern development and influence of digital technologies on the migration relations. The authors analyze the need of the administrative right regulation development with application of new types of digital services and platforms. It is noted that digitalization growth of the migration sphere demands strengthening of security measures of the information environment. There is formulated the conclusion that the usage of digital technologies is a tool on increase in efficiency of public administration by migration processes in the country.

Keywords: digital technologies, digital profile, public administration, migration policy, migration relations.

 

В настоящее время практически во всех странах мира широко используются цифровые технологии, и Россия не является исключением. Научно-технический прогресс обусловил повсеместное использование цифровой техники и современных средств связи. Массовая компьютеризация и глобализация требуют упрощения коммуникации, изменения подхода, в том числе правового, к вопросам обработки, хранения и распространения информации.

Влияние цифровых технологий определяет потребность развития административно-правого регулирования с применением новых видов цифровых услуг и платформ. Использование современных цифровых технологий и технических возможностей способствует формированию новой технологической среды регулирования и актуализирует проблему адаптации административно-правового регулирования к возможностям применения достигнутых результатов в области цифровых технологий.

В Указе Президента РФ от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена цель по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере и экономике [5]. В этом документе были сформулированы следующие основные задачи: во-первых, внедрение цифровых технологий в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения; во-вторых, обеспечение информационной безопасности при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующее защиту интересов личности, общества и государства.

В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определены такие цели развития государства как: а) сохранение населения, здоровье и благополучие граждан; б) комфортная и безопасная среда для жизни; в) цифровая трансформация [6].

В рамках национальной цели «Цифровая трансформация» установлены следующие целевые показатели, характеризующие достижение национальных целей к 2030 году: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95%.

На реализацию положений вышеназванных указов направлены «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», определяющие цели, основные задачи и приоритеты деятельности Правительства РФ по осуществлению научно-технологического и социально-экономического развития [8].

Приоритетами модернизации системы государственного управления, в том числе в сфере миграции, станут повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, функций и сервисов населению, широкое использование цифровых технологий, последовательное внедрение принципов и механизмов стратегического и проектного управления, расширение участия граждан в государственном и муниципальном управлении. В целях развития цифровых технологий в государственном управлении будут законодательно урегулированы вопросы формирования и ведения государственных информационных ресурсов, определены правила систематизации информации в них, а также гармонизации информации между различными информационными ресурсами органов государственной власти. Будут осуществляться меры по внедрению цифровых технологий и платформенных решений (цифровизации) в практическую деятельность органов государственного управления федерального, отраслевого и регионального уровней.

Согласно Прогнозу научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Прогноз до 2030 года) данное развитие является одним из приоритетов государственной политики и определяется комплексом факторов, формирующих систему вызовов, наиболее значимыми из которых являются: новые внешние угрозы национальной безопасности (военные угрозы, угрозы утраты национальной и культурной идентичности российских граждан), обусловленные ростом международной конфликтности и глобальной нестабильности [11].

В Прогнозе до 2030 года развитие приоритетного направления в средне- и долгосрочной перспективах определяется следующими окнами научно-технологических возможностей: а) современные принципы биометрической идентификации, обработки, интеграции и анализа мультимодальных биометрических данных; б) новые интерфейсы «человек – цифровая среда»; умные инфраструктуры; в) облачные инфраструктуры, сети персональных компьютеров и мобильных устройств; г) рост доли мобильных устройств; д) высокопроизводительные центры обработки данных; е) разработка технологий распознавания и анализа голоса, фото, видео и других типов изображений и сложных медийных носителей информации [11].

В соответствии со Стратегией научно-технологического развития России своевременной реакцией на подобные вызовы должно стать создание технологий, не только отвечающих национальным интересам страны и необходимых для существенного повышения качества жизни населения, но и востребованных в мире [7]. В среднесрочной перспективе приоритетами научно-технологического развития следует считать те направления, которые позволят получить научно-технические результаты, создать технологии, являющиеся основой инновационного развития, которые в свою очередь обеспечат переход к передовым цифровым технологиям, роботизированным системам, созданию систем обработки больших объемов данных, искусственному интеллекту.

Проведённый анализ вышеназванных нормативных правовых актов позволил выявить некоторые тенденции развития приоритетов политики государства в сфере миграции в среднесрочной и долгосрочной перспективах, в т.ч. развитие административно-правого регулирования с применением новых видов цифровых услуг и платформ.

Важно отметить, что развитие цифровизации миграционной сферы требует усиления мер безопасности информационной среды, а также дополнительных мер для обеспечения защиты прав и интересов российских и иностранных граждан и государства в киберпространстве. Достигнутые ранее результаты в части повышения доступности, технологичности и снижении административных барьеров при предоставлении государственных услуг должны быть обеспечены преемственными мерами, которые позволят выйти на новый уровень взаимодействия государства и населения посредством его перевода в цифровой и дистанционный формат.

Также представляется необходимым с помощью внедрения цифровых технологий и цифровых платформ обеспечить сокращение временных и административных затрат при предоставлении государственных и муниципальных услуг, осуществлении контрольно-надзорных функций, функционировании государственных и муниципальных органов.

По мнению А.А. Карцхия, цифровые технологии все шире используются в сфере права и правоприменения, что проявляется в предоставлении электронных государственных услуг, распространении электронной цифровой подписи, развитием Интернет-услуг и платформ, позволяющих подготовить простые правовые документы (формы завещаний, исковых заявлений, договоров, запросов) [3, с. 36]. С внедрением информационных технологий в сферу государственных услуг повышается уровень доступности и качество предоставляемых услуг, снижаются затраты времени на сбор документов, упрощаются административные процедуры.

Примером влияния цифровых технологий на миграционные отношения может служить стартовавший 1 июля 2021 года первый совместный цифровой проект стран ЕАЭС «Работа без границ» для помощи гражданам государств – членов Евразийского экономического союза в трудоустройстве. В начале 2022 года был запланирован запуск специального мобильного приложения «Работа в ЕАЭС», который должен способствовать созданию единого рынка труда, оказывать помощь в формировании всего пакета документов, необходимых для работы в РФ без дополнительных затрат (медицинская страховка, заключение трудового договора, выбор жилья, а в перспективе и оформление регистрации), упрощать поиск вакансий не покидая своей страны, а также исключение посредников из процесса поиска работы [1].

По информации отечественных СМИ совместная цифровая платформа ЕАЭС будет нацелена на улучшение качества жизни человека, строиться с учётом государственных интересов и использованием информационных национальных систем миграционных цифровых сервисов стран-участниц [4].

Ещё одним примером является введение единого удостоверяющего личность документа для иностранных граждан, который будет содержать электронный носитель (чип) с персональными данными гражданина и его биометрическими показателями, а также информацию о действующем статусе, выданной визе, сроке её действия и другие сведения. Документ будет действителен в течение десяти лет на всей территории страны, а впоследствии, если у владельца карты не будет нарушений, она станет бессрочной [2; 10].

Идентификационная карта, или ID-карта (от англ. identity document) – это официальный документ, удостоверяющий личность, в том числе в электронных системах разных уровней и назначений, обычно выполненный в формате пластиковой карты. ID-карта, как правило, содержит информацию о её владельце в текстовом и электронном виде, включая фотографию, имя, личный номер, образец подписи и биометрическую информацию гражданина, записанные в электронном чипе или на магнитной полосе.

Очевидно, что наличие подобной ID-карты упростит получение государственных услуг и иных сервисов, а также процедуру подтверждения законности нахождения иностранного лица в России. Такой подход видится нам вполне обоснованным и, более того, соответствующим последним тенденциям развития российского законодательства. Об этом свидетельствуют и данные МВД РФ, согласно которым в 2021 году возросло число иностранных граждан, вставших на учёт (8 327 024 человек – в 2020 году; 10 616 980 человек – в 2021 году) [12].

Полагаем также, что стала очевидной необходимость создания единой базы цифровых профилей иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих в стране. Цифровой профиль будет содержать информацию о правовом статусе лица, его биометрические данные, сведения о месте жительства и трудоустройстве. Кроме того, новый сервис позволит мигрантам получать государственные услуги в электронном виде без необходимости посещения многофункциональных центров.

В 2022 году планом мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики предусмотрены работы по созданию информационной структуры, включающей единую информационную платформу, содержащую данные об иностранном гражданине с возможностью хранения цифрового профиля.

Иностранные граждане с помощью таких цифровых профилей смогут заключать трудовые договоры с работодателем, подтверждать своё обучение, вносить обязательные налоговые и иные платежи, пользоваться удобными информационными сервисами, в том числе получать рассылку о предстоящем окончании сроков действия разрешительных документов, пребывания и необходимости выезда за пределы России [9]. Так, например, ситуации, когда выдворенный за совершение правонарушения иностранный гражданин оформляет на родине новый паспорт на другое имя и вновь въезжает в страну, встречаются довольно часто. Решением данной проблемы, по нашему мнению, может стать введение цифровой платформы с биометрическими данными для проверки указанных лиц, а в перспективе – цифровизация всей миграционной системы.

Вместе с тем подчеркнём, что пандемия коронавируса не просто ускорила цифровую трансформацию, но и усилила связанные с этим стратегические вызовы и угрозы, а именно: а) ускоренное формирование единого глобального информационного пространства; б) обострение «цифрового неравенства»; в) неготовность к широкомасштабному предоставлению гражданам медицинских и иных социальных услуг с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); г) возможность использования потенциала ИКТ в целях подрыва национальной безопасности, нарушения государственного и общественного порядка; д) необходимость обеспечения эффективного (защищенного) документооборота; е) растущая незащищенность личной жизни и жизненного пространства; и т.д.

В заключение отметим, что развитие цифровых технологий оказывает значительное влияние на современные миграционные отношения, а использование данных технологий является действенным инструментом по повышению эффективности государственного управления миграционными процессами в России.

 

Список литературы:

1. Березина Е. Мигранты смогут оформить ИНН и СНИЛС в приложении «Работа без границ» [Электронный ресурс] // Российская газета. 03.06.2021. URL: https://bit.ly/3Oh83FA (дата обращения: 25.06.2022).

2. Емельяненко В. В 2022 году Россия вводит бессрочную ID-карту мигранта [Электронный ресурс] // Российская газета. 03.06.2021. URL: https://bit.ly/3xRR1H1 (дата обращения: 25.06.2022).

3. Карцхия А.А. Цифровизация в праве и правоприменении // Мониторинг правоприменения. 2018. № 1 (26). С. 36-40.

4. Кузьмин В. Мишустин призвал страны ЕАЭС не бояться цифровизации [Электронный ресурс] // Российская газета. 07.02.2021. URL: https://bit.ly/3NkAmBP (дата обращения: 25.06.2022).

5. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 20. Ст. 2817; 2018. № 30. Ст. 4717.

6. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 30. Ст. 4884.

7. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 (ред. от 15.03.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6887; 2021. № 12. Ст. 1982.

8. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [сайт]. 2022. URL: https://bit.ly/3A3cyiD (дата обращения: 25.06.2022).

9. Петров И. В России создадут единую базу данных иностранцев [Электронный ресурс] // Российская газета. 29.03.2021. URL: https://bit.ly/3xVvQ6W (дата обращения: 25.06.2022).

10. Петров И. ID-документы мигрантов будут содержать биометрию [Электронный ресурс] // Российская газета. 20.10.2021. URL: https://bit.ly/3NjQdk3 (дата обращения: 25.06.2022).

11. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Правительством РФ) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс [сайт]. 2022. URL: https://bit.ly/3HOA1Go (дата обращения: 25.06.2022).

12. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь – октябрь 2021 года [Электронный ресурс] // Министерство внутренних дел Российской Федерации [сайт]. 23.11.2021. URL: https://bit.ly/3A2PccZ (дата обращения: 25.06.2022).

 

Сведения об авторах:

Сазонова Нина Васильевна – кандидат географических наук, доцент кафедры природопользования и земельного кадастра Белгородского государственного национального исследовательского университета (Белгород, Россия).

Сазонова Оксана Александровна – кандидат юридических наук, доцент кафедры юридических дисциплин Воронежского государственного аграрного университета имени императора Петра I (Воронеж, Россия).

Data about the authors:

Sazonova Nina Vasilevna – Candidate of Geographical Sciences, Associate Professor of Nature Management and Land Cadaster Department, Belgorod National Research University (Belgorod, Russia).

Sazonova Oxana Alexandrovna – Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of Legal Disciplines Department, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great (Voronezh, Russia).

E-mail: NSazonova@bsu.edu.ru.

E-mail: Sazonova_oxana@list.ru.