Бочков П.В., Мартышин Д.С. Аналитическое обеспечение изучения церковных расколов
DOI: 10.24411/2308-8079-2013-00001
УДК 273.99
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИЗУЧЕНИЯ ЦЕРКОВНЫХ РАСКОЛОВ
Бочков П.В., Мартышин Д.С.
В статье рассматривается необходимость богословского анализа и аналитического обеспечения в исследовании церковных расколов, являющимися современными вызовами церковному единству Русской Православной Церкви. Авторы указывают на необходимость междисциплинарного подхода, синтеза богословской и светской науки для достижения наилучшего эффекта в деле изучения расколов и противодействии церковным разделениям.
Ключевые слова: аналитика, богословие, изучение церковных расколов, возникновение расколов, преодоление расколов, церковное единство, образование.
ANALYTICAL SUPPORT
OF THE СHURCH SPLITS’ STUDY
Bochkov P.V., Martyshin D.S.
The article discusses the need of the theological analysis and analytical support in the study of schisms that are considered to be contemporary challenges of the Russian Orthodox Church unity. The authors emphasize the necessity of an interdisciplinary approach – synthesis of theological and secular science – to get the best effect in the study of schisms and countering church divisions.
Keywords: analytics, theology, the study of church splits, the occurrence of splits, overcoming schisms church unity and education.
В настоящее время все больший вызов церковному единству приходит со стороны людей отпавших от Церкви, ушедших в раскол, а также от сектантски настроенных групп внутри самой Церкви. Не секрет, что многие православные братства, организации, союзы и партии, прикрываясь борьбой за чистоту Православия, нередко преследуют сугубо политические интересы [5, с. 245-246]. Целый пласт проблемных вопросов для современной богословской науки и церковно-приходской жизни порожденные проблематикой церковных расколов, нуждаются в оперативном и успешном решении. Одним из важнейших вопросов является осознание всеми членами Церкви богословие единства Церкви, о чем немало написано [1, с. 158-173; 3, c. 175-241; 4, с. 232-251], но, к сожалению, не в полной мере реализовано в епархиях и на приходах.
Богословский анализ является важнейшим инструментом в области изучения церковных расколов, позволяющим исследовать причины, вскрывать взаимосвязи и выявлять тенденции возникновения церковных разделений:
– получать информацию, необходимую для составления целостной картины церковного раскола;
– аргументировать принимаемые решения по преодолению раскола и профилактики церковной жизни;
– выявлять богословские основания для ведения диалога с раскольниками и использовать их для профилактики церковных разделений на приходах;
– преодолевать состояния раскола, выходить из кризисных и неоднозначных ситуаций в церковной жизни;
– содействовать разработке концепций церковного единства, проектов преодоления расколов, богословских программ, епархиальных планов и богословских прогнозов;
– совершенствовать организацию церковно-приходской жизни и систему церковного управления на приходах.
Богословский анализ истории церковных расколов основан на разделении объекта на составные части для самостоятельного их изучения. Он представляет собой довольно многообразное явление. Среди методов богословского анализа выделяются: механическое расчленение церковного раскола, определение иерархического состава раскола, выявление форм взаимодействия лидеров и рядовых членов раскола, нахождение причин возникновения разделений, выявление уровней богословского знания членов раскольнических структур.
Важно подчеркнуть, что богословский анализ истории расколов невозможен без использования, интеграции в его процесс других богословских дисциплин. Богословский анализ церковных расколов представляет собой способ исследования истории расколов, психологии лидеров раскольнических организаций, конфликтологии на церковных приходах, особенно богословских отступлений христиан от соборного вероучения Православной Церкви. Это специфический вид богословского анализа.
Необходимость аналитического исследования истории церковных расколов определяется несколькими обстоятельствами. Во-первых, информация о жизни и деятельности раскольнических общин и священнослужителей постоянно меняется, и она становится непригодной к непосредственному ее использованию священнослужителями, исследователями или преподавателями воскресных школ. Материал по истории расколов нуждается в специальной богословской структуризации в свете психологии церковных расколов и решаемых пастырем задач в деле профилактики церковных разделений. Во-вторых, история церковных расколов и расколоведение становится все более динамичным, сложным, многогранным и ситуативным, что приводит к учащению обострения потребности в богословском знании, сведениях, которые позволили бы принять правильное решение священником относительно степени и формы поведения в общении с отпавшими от церковного единства.
Богословские аналитические структуры истории церковных расколов должны обеспечивать следующие возможности:
– получения регулярной (в режиме мониторинга) аналитической и обзорной информации по важнейшим аспектам церковных расколов современного периода (на основе обзора СМИ, соответствующей церковной информации и т. п.);
– подготовки аналитических и прогнозных материалов по актуальным проблемам церковных расколов;
– разработки ситуационных моделей решения проблем в церковно-приходской жизни, возникающих на почве сектантской психологии и идеологии церковных разделений;
– оперативного получения оптимального объема информации о церковном расколе в ситуациях, когда возникают конфликты и столкновения в церковной жизни (наличие информационной базы, сведений о расколе в епархии).
Важно также, чтобы аналитические структуры истории церковных расколов обеспечивали диагностику конфликтных ситуаций, улавливали тенденции миграции лидеров и рядовых членов раскольнических движений, вырабатывали рекомендации для священнослужителей и мирян канонической Церкви в целях апологетики, защиты церковного единства, предотвращения возможных конфликтов на приходах.
Наиболее развитой формой аналитической деятельности Церкви могли бы стать отделы по изучению церковных расколов в митрополиях и епархиях, которые позволили бы интенсивно и оперативно собирать информацию об уклонившихся в раскол клириках и мирянах, иметь объективную информацию о численности таких общин и интенсивности их религиозной жизни.
Эффективная деятельность по предотвращению церковных расколов требует специальной и высококлассной подготовки священнослужителей. «Современный пастырь, проникнутый мыслью о высоте своего Евангельского служения, весь отдающийся исполнению своего пастырского призвания, должен благотворно воздействовать на народ Божий, помогая запутавшимся в идеологических хитросплетениях чадам правильно выстраивать иерархию ценностей» [2, с. 172]. Помимо этого, необходимы воспитание и подготовка преподавательских кадров, специалистов в области аналитической деятельности, с целью проведения системного анализа, поиска и обработки информации по истории церковных расколов, внедрения в жизнь приходов богословских научных исследований.
Для профилактики церковных расколов необходима целая система аналитических и консультативных центров. Но, это не только теоретические изыскания: даты, события, персоналии, оценки, предупреждения, но и новые идеи: практические шаги по преодолению церковных разделений.
В епархиях процесс создания консультативных центров только начинает развертываться, так как, еще не завершился первоначальный этап в развитии исследовательских центров по изучению церковных расколов в духовных заведениях Русской Православной Церкви. Духовные школы переживают сложный процесс их становления и развития.
Сегодня реально действующих центров по изучению церковных расколов, владеющих современными технологиями аналитической деятельности, вырабатывающих интеллектуальный богословский продукт высокого качества, очень мало. Хотя практически в каждой епархии возникают проблемы церковной жизни на почве раскольнической и сектантской психологии.
Таким образом, основными функциям консультативных центров могли стать следующие направления:
– информационная – сбор, накопление и систематизация информации о церковных расколах;
– оценочная – оценка конфликтных ситуаций и проблем в церковной жизни для выработки священством правильных ориентиров во взаимодействии и ведении диалога с раскольниками;
– методологическая – разработка книг, пособий, буклетов по истории церковных расколов, выработка практических рекомендаций по ведению диалога с раскольниками;
– прогностическая – разработка прогнозов и механизмов преодоления церковных разделений или недопущения расколов в церковно-приходской жизни;
– связи с общественностью – распространение церковных аналитических материалов, посвященных истории расколов, в обществе посредством конференций, круглых столов, выступлений в СМИ.
Одной из основных проблем аналитических центров по изучению церковных расколов является финансовая и профессиональная составляющая в Церкви. Реалистическое восприятие церковной жизни говорит о том, что финансовая ситуация на церковных приходах в ближайшее время относительно работы аналитических центров по изучению церковных расколов не изменится. Оценка же профессиональной подготовки будущих пастырей дает оптимистические прогнозы.
К сожалению, в самой церковной жизни еще достаточно медленно устанавливается потребность образованного духовенства. Отсюда возникает противоречие между богословием Церкви и наличием непросвещенного духовенства и мирян на приходах.
В тоже время церковные иерархи, богословы довольно высоко оценивают значимость для Церкви и общества богословской аналитической деятельности в изучении церковных расколов. Они рассматривают ее как важнейшее средство выхода Церкви из состояния раскола, формирования экклезиологического сознания, развития интеллектуальной среды на церковных приходах, обеспечения устойчивой церковно-приходской жизни.
Высока потребность в церковной аналитике со стороны светской интеллигенции, ученых и журналистов. По сути, они являются основными потребителями богословского аналитического продукта.
Настораживает только то, что некоторые священнослужители недооценивают роль аналитических центров по изучению церковных расколов в достижении церковного мира и консенсуса в христианском мире. При оптимистической трактовке эту ситуацию можно объяснить низким уровнем образованности священства, а пессимистический подход свидетельствует о том, что церковное единство для некоторых христиан не является важной основой церковного бытия. И в последнем, совершенно очевидно, что «утрата истины единства означает игнорирование или незнание истины» [6, с.110].
Список литературы:
1. Бочков П., свящ. Юрисдикционно-политические церковные расколы постсоветского периода. М.: Эдиториал сервис, 2010. 282 с.
2. Бочков П., свящ., Мартышин Д., прот. Выбор веры: Церковь или идеология. Киев: МАУП, 2011. 240 с.
3. Евдокимов П. Православие. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2002. 500 с.
4. Творения священномученика Киприана епископа Карфагенского / Общ. ред. проф. А.И. Сидоров. М.: Паломник, 1999. 718 с.
5. Фирсов С.К вопросу о маргинализации сознания в России // Православное учение о Церкви. Материалы богословской конференции Русской Православной Церкви. Москва, 17-20 ноября 2003 г. М.: Синодальная богословская комиссия, 2004. С. 243-258.
6. Яннарас Х. Истина и единство Церкви. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006. 181 с.
Сведения об авторах:
Бочков Павел Владимирович – священник, доктор богословия, член-корреспондент Российской Академии Естествознания, настоятель храма святителя Луки, архиепископа Красноярского г. Норильска (Норильск, Россия).
Мартышин Денис Сергеевич – протоиерей, доктор богословия, доцент Киевской Духовной Академии (Киев, Украина).
Data about the authors:
Bochkov Pavel Vladimirovich – priest, Theology Doctor (ThD), Corresponding Member of Russian Academy of Natural History, Senior Priest of St. Luke Archbishop of Krasnoyarsk Parish (Norilsk, Russia).
Martyshin Denis Sergeevich – Archpriest, Theology Doctor (ThD), Associate Professor of Kyiv Theological Academy (Kyiv, Ukraine).
E-mail: frpavel@inbox.ru.
E-mail: dionisk79@mail.ru.