Дворниченко Г.В., Лошадкин Д.А., Темкин И.М., Якунин Н.И. Взаимосвязь уровня физической подготовленности и квалификационного уровня военнослужащих радиотехнических специальностей

Выпуск журнала: 

УДК 355.232.6:796

ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

И КВАЛИФИКАЦИОННОГО УРОВНЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Дворниченко Г.В., Лошадкин Д.А., Темкин И.М., Якунин Н.И.

Проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о том, что у специалистов радиотехнических специальностей воинских частей противовоздушной и противоракетной обороны преобладает смешанный вид физической активности и военно-профессиональной деятельности. На основе анализа динамики уровня развития силовых показателей у специалистов указанного профиля, окончивших факультет стартового, технологического и энергетического оборудования военного вуза противовоздушной обороны установлено, что у военнослужащих до тридцатилетнего возраста результаты достаточно стабильны, а в дальнейшем начинают снижаться. Авторами сделаны выводы о том, что построение оптимального вектора физической подготовки в условиях учебно-боевой деятельности, проводимой в рамках стажировки, способствует повышению уровня военно-профессиональной и физической подготовленности военнослужащих.

Ключевые слова: курсант, специалист, радиотехнические специальности, физическая подготовленность, квалификационный уровень, военный вуз, военно-профессиональная деятельность.

 

INTERRELATION OF PHYSICAL FITNESS LEVEL AND

THE QUALIFICATION LEVEL OF MILITARY SERVICE

RADIO ENGINEERING SPECIALTIES

Dvornichenko G.V., Loshadkin D.A., Temkin I.M., Yakunin N.I.

The conducted research and the obtained results indicate that the specialists of radio engineering specialties of military units of air defense and missile defense are dominated by a mixed type of physical activity and military-professional activity. Based on the dynamics analysis of development level of power indicators among specialists of the indicated profile, who graduated the faculty of starting, technological and power equipment of a military high school of air defense, it was found that the results of military personnel up to the age of thirty are quite stable, and then begin to decline. The authors concluded that the construction of an optimal vector of physical training in the conditions of combat training activities carried out as part of an internship contributes to increase the level of military-professional and physical fitness of servicemen.

Keywords: cadet, specialist, radio engineering specialties, physical fitness, qualification level, military university, military professional activity.

 

Проведение педагогических исследований, направленных на совершенствование путей повышения качественных показателей военно-профессиональной подготовки специалистов радиотехнических специальностей войск противовоздушной и противоракетной обороны всегда представляло значительный интерес и останется актуальным как сейчас, так и в будущем [2, с. 29].

Однако в настоящее время практически отсутствуют научно-исследовательские работы, посвященные рассмотрению вопросов организации физической подготовки курсантов – специалистов радиотехнических специальностей военных вузов противовоздушной и противоракетной обороны в условиях войсковой стажировки или при подготовке к боевым действиям.

Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли офицеров-специалистов, обеспечивающих качественную работу стартового, технологического и энергетического оборудования при выполнении учебно-боевых задач или ведении боевых действий в современных условиях, уровнем физической подготовленности курсантов – будущих специалистов радиотехнических специальностей войск противовоздушной и противоракетной обороны на всех этапах обучения.

Объект исследования – курсанты, будущие специалисты радиотехнических специальностей военных вузов противовоздушной и противоракетной обороны.

Предмет исследования – средства и методы физической подготовки специалистов стартового, технологического и энергетического оборудования военного вуза противовоздушной обороны.

Результаты проведенного исследования по анализу и научному обоснованию направления физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей военных вузов противовоздушной и противоракетной обороны, в особенности при прохождении войсковой стажировки в учебно-боевых условиях, заключаются в следующем.

Технический прогресс в войсках противовоздушной и противоракетной обороны по-особому поставил вопрос взаимодействия современной военной техники и офицера-специалиста радиотехнических специальностей. Появление современных компьютеризированных технических новинок создало условия, направленные на значительное уменьшение значения человека в управлении военной техникой, однако, выполнение основных операционных действий остается за военным специалистом [1, с. 121].

Деятельность офицеров, обеспечивающих качественную работу стартового, технологического и энергетического оборудования при выполнении учебно-боевых задач или ведении боевых действий в современных условиях – одна из самых сложных в военной профессии. Напряжение функциональных систем организма у курсантов радиотехнических специальностей, эксплуатирующих технику нового поколения, увеличивается в результате высокого объема профессиональной нагрузки. Вследствие выполнения напряженной работы у курсантов, обеспечивающих работу стартового, технологического и энергетического оборудования в рамках прохождения плановых стажировок, может наступить переутомление, которое приводит к увеличению ошибочных действий [см.: 4]. Характерной особенностью переутомления является нарушение последовательности действий и ряд других отклонений, характерных для состояния утомления.

Результаты войсковых стажировок, проводимых в условиях учебно-боевой деятельности, свидетельствуют о том, что в подготовке курсантов обозначенных специальностей имеются серьезные пробелы как в уровне их профессиональной подготовленности, так и в физической подготовленности.

Проведенные наблюдения за процессом подготовки курсантов свидетельствуют о том, что практически все их учебное время отводится совершенствованию специально-технической подготовки. При этом внимание физической подготовке как одной из основных составляющих частей боевой подготовки курсантов уделяется по остаточному принципу [см.: 5].

Однако изучение уровня физической подготовленности курсантов означенного профиля свидетельствует о том, что он находится на хорошем, высоком уровне. Но по мере взросления и карьерного роста офицеров (ориентировочно к 33-36 годам) у специалистов радиотехнических специальностей войск противовоздушной и противоракетной обороны показатели физической подготовленности, включая военно-профессиональные навыки, имеют тенденцию к снижению.

В исследовании А.В. Борисова [3, с. 147] приводятся данные, подтверждающие, что с возрастом имеет место увеличение удельного веса специалистов указанного профиля, имеющих различные заболевания.

Исходя из этого, мы сочли необходимым обосновать вектор физической подготовки курсантов факультета стартового, технологического и энергетического оборудования военного вуза противовоздушной обороны в условиях войсковой стажировки или при подготовке к боевым действиям [6, с. 23].

Результаты педагогического эксперимента в целом подтвердили наше предположение о возможности повышения уровня не только физической, но и профессиональной подготовленности курсантов.

Полученные в процессе педагогического эксперимента данные подтверждают выдвинутую гипотезу о необходимости построении оптимального вектора физической подготовки курсантов военного вуза в условиях учебно-боевой деятельности, проводимой в рамках стажировки, которая будет способствовать повышению их военно-профессиональной и физической подготовленности.

Проведенные исследования и полученные результаты свидетельствуют о том, что у специалистов радиотехнических специальностей преобладает смешанный вид физической активности и военно-профессиональной деятельности. Эти выводы совпадают с выводами Ю.Г. Елькина и А.В. Бурикова [9, с. 105].

К сожалению, существующие традиционные средства и методы, используемые в организации физической подготовки курсантов, не обеспечивают должный уровень развития военно-профессиональных качеств для специалистов радиотехнических специальностей военных войск противовоздушной и противоракетной обороны, отвечающих за качественную работу стартового, технологического и энергетического оборудования. Недостаточно разработаны и средства для использования адаптационных механизмов, направленных на восстановление морфофункционального состояния организма [8, с. 21].

Исследование уровня физической подготовленности военных специалистов указанного профиля свидетельствует о том, что более 10% от общего количества проверенных офицеров, обеспечивающих качественную работу стартового, технологического и энергетического оборудования, освобождены от занятий по состоянию здоровья, что согласуется с исследованиями, проведенными другими специалистами [см.: 7, с. 193].

Анализ динамики уровня развития силы у специалистов радиотехнических специальностей войск противовоздушной и противоракетной обороны, окончивших факультет стартового, технологического и энергетического оборудования, свидетельствует о том, что до тридцатилетнего возраста результаты достаточно стабильны, а в дальнейшем начинают неуклонно снижаться и к достижению возраста сорока лет практически соответствуют пороговому уровню.

Проведенный нами корреляционный анализ в целях выявления суммарных показателей связи между успешностью выполнения контрольных упражнений курса боевой подготовки специалистами указанного профиля и уровнем их физической подготовленности свидетельствует о том, что наиболее значимая корреляционная связь отмечена у офицеров, входящих в группы с высшим, первым, вторым и третьим квалификационными уровнями физической подготовленности. Следовательно, чем выше уровень физической подготовленности офицеров – выпускников военного вуза противовоздушной обороны, тем эффективнее они выполняют профессиональные действия.

Исходя из результатов проведенных исследований, анализа опыта выполнения военно-профессиональных задач специалистов радиотехнических специальностей войск противовоздушной и противоракетной обороны установлено, что снижение показателей физической подготовленности военнослужащих происходит в период с 30 до 40 лет.

Результаты экспериментальной проверки, проведенной в рамках войсковой стажировки, свидетельствуют о том, что построение оптимального вектора физической подготовки курсантов в условиях учебно-боевой деятельности способствует повышению их уровня военно-профессиональной и физической подготовленности.

 

Список литературы:

1. Аксенов К.В., Елькин Ю.Г., Бесов Е.В. Физическая подготовка военнослужащих к деятельности в нестандартных условиях // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2021. № 1. С. 119-123

2. Богатырев Р.В. Модель физической подготовки офицеров Воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 7 (149). С. 28-32.

3. Борисов А.В., Буриков А.В., Елькин Ю. Г. Особенности занятий по физической подготовке с военнослужащими противовоздушной обороны и противоракетной обороны в режиме служебного времени // Современные наукоемкие технологии, 2019. № 12. Ч. 1. С. 144-148.

4. Борисов А.В., Буриков А.В., Ершов С.А. Результаты эксперимента по совершенствованию физической подготовленности военнослужащих Воздушно-космических сил России [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования, 2019. № 6. URL: https://bit.ly/3iBlGS1 (дата обращения: 15.02.2022).

5. Борисов А.В., Воронов Н.А., Васин В.Н. Физическая подготовка в военно-профессиональной деятельности военнослужащих Воздушно-космических сил // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 5. URL: https://bit.ly/3N35maj (дата обращения: 15.02.2022).

6. Буриков А.В., Скрипачев С. А., Бесов Е. В. Особенности организации физической подготовки военнослужащих войск противовоздушной обороны // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 9. С. 21-24.

7. Васин В.Н., Буриков А.В., Горохов А.В. Результаты педагогического эксперимента по совершенствованию уровня физической подготовки военнослужащих //Современный ученый. 2020. № 2. С. 191-195.

8. Воронов Н.А. Традиционные и инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной деятельности // Центральный научный вестник. 2018. № 18 (59). С. 21-22.

9. Елькин Ю.Г., Буриков А.В. Проблемные вопросы физической подготовки в высших военных учебных заведениях // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2021. № 1 (12). С. 100-107.

 

Сведения об авторах:

Дворниченко Глеб Валерьевич – преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).

Лошадкин Денис Александрович – преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).

Темкин Игорь Михайлович – преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).

Якунин Николай Иванович – преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).

Data about the authors:

Dvornichenko Gleb Valerievich – Lecturer of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).

Loshadkin Denis Alexandrovich – Lecturer of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).

Temkin Igor Mikhailovich – Lecturer of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).

Yakunin Nikolay Ivanovich – Lecturer of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).

E-mail: g.dvornichenko@mail.ru.

E-mail: burikov2001@mail.ru.