Russian Empire

Харыбин А.Н. Балканское направление российской внешней политики: история и современность

В статье рассматривается роль Балкан в российской внешней политике. Используя метод исторического анализа, автор приходит к выводу, что интерес российского государства к региону развивается циклично. Исследуются попытки расчленения Османской империи и причины резкого сокращения влияния СССР в регионе как в довоенный, так и в послевоенный периоды. Автор отмечает отсутствие стран Балканского региона в программных документах, подчеркивающее незаинтересованность России на этом направлении. В конце статьи дается прогноз дальнейшего развития взаимоотношений Российской Федерации с балканскими государствами. Отмечается долгосрочная тенденция снижения влияния России в регионе, начиная с 1878 года (окончание Русско-турецкой войны и Берлинский конгресс), а также усиление на Балканах роли западных держав, особенно США.

Khrul A. The “Greek project” of Catherine II in cultural and ideological perspectives

Referring Russian dream on Constantinople without Ottoman rule, the author analyses attempts of Catherine II to implement the “Greek project” based on two cultural motives: the Orthodox “brotherhood” of Greeks and Russians and the vision of Greece as the cradle of European culture. The paper describes military and ideological attempts of Catherine II to establish Greece as an independent state and shows their political and cultural consequences for Russia and Europe.

Леонов Д.Е. Почетное гражданство как сословие Российской империи в отечественной историографии

В статье приведен анализ научной литературы, посвященной одному из сословий Российской империи – почетному гражданству. Это сословие первоначально было создано законодательством Екатерины II в 1785 г. и называлось «имянитые граждане». В него вошла наиболее привилегированная часть жителей городов. В 1832 г. император Николай I подписал Манифест, в котором данная категория населения подверглась модернизации и стала называться «почетные граждане». Почетное гражданство как сословие существовало в России до ноября 1917 г., и было отменено одним из первых декретов Советской власти. Изучение именитого и почетного гражданства в России было начало в середине XIX в. и продолжается на современном этапе.

Пулькин М.В. Становые приставы в XIX – начале ХХ вв.: офицеры императорской полиции в годы мира и войны (по материалам Олонецкой губернии)

Статья посвящена деятельности становых приставов, являющихся особой значимой группой офицеров полиции в уездах Российской империи, в том числе, на ее северных окраинах. Основные задачи профессиональной деятельности приставов заключались в поддержании общественного порядка, всестороннем контроле над подведомственными им местными жителями, наблюдении за состоянием дорог, предотвращении эпидемических заболеваний. По мере усложнения общественно-политической жизни в стране на приставов была возложена обязанность следить за настроениями, господствующими на вверенных их попечению территориях.

Шапиро Б.Л. Конный парад в русской имперской культуре. Александр I и Николай I

Развитие русской имперской культуры в первой половине XIX столетия было ориентировано на внешнюю, формальную сторону. Пространством для ее главного воплощения избран отвлеченный, оторванный от конкретных реалий концепт парада-балета. Боевая подготовка имела лишь второстепенное значение, итогом чего стала стагнация русского военного искусства, более чем заметная к середине XIX столетия. Материалом для анализа вопроса послужили источники личного происхождения: мемуары, письма, дневники, а также военно-административные документы и иппологическая литература.

Колупаев В.Е. Трансляция имперских идей в российской идеологии и геополитике (к 1700-летию Миланского эдикта)

Идея трансляции империи, пришедшая в государственную идеологию, берет свое начало со времени Крещения Киевской Руси и, претерпев определенные изменения в Московский период, расцветает в имперское правление. Восточная политика России, построенная на византийском наследии, опираясь на идеологическое осмысление и геополитическое развитие интеллектуального наследия европейских теорий идущих от Константина Великого и заложенного им государствообразующего христианского фундамента в Миланском эдикте 313 г., переплетаясь с тенденциями, идущими из азиатского пространства, формируют Россию. Анализу этих исторических векторов посвящена настоящая статья.