В статье рассматриваются педагогические идеи Л.Н. Толстого в контексте современного образования, раскрывается их значимость для психолого-педагогической науки и практики. В статье акцентируется внимание на критике Л.Н. Толстым авторитарной модели педагогического процесса в русской и зарубежной школе в конце XIX начале XX веков, догматического, формального характера преподавания. Автор анализирует взгляд Л.Н. Толстого на идеи обучения и воспитания через призму деятельностного, антропологического, экзистенциального подходов в современной педагогике. В статье отмечается инновационный характер понимания и применения Толстым наглядности в обучении. Подчеркивается мысль о том, что Толстой был противником эмпирической педагогики и связывал наглядность с действенно-практической сферой личности, развитием теоретического мышления в процессе обучения. Особое внимание уделяется значимости религиозно-этического учения выдающегося русского мыслителя для решения проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, утверждения смысложизненных ценностей в условиях сложившегося духовного кризиса и доминирования жестких прагматических установок.