Каширина В.В. Мнение святителя Феофана Затворника о протестантизме

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 2+274:271.2

МНЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА 

О ПРОТЕСТАНТИЗМЕ

Каширина В.В.

В статье проанализированы взгляды святителя Феофана, Затворника Вышенского (1815-1894), известного богослова и духовного писателя XIX века о протестантизме. Источниками для анализа стали проповеди, письма, статьи в журнале «Домашняя беседа» и др. Истинность православной веры, по мнению Феофана Затворника, определяется принципом преемства от апостолов и характеризуется неизменяемостью. Протестанты различными нововведениями и поновлениями, по мнению святителя Феофана, исказили учение Церкви. Святитель критикует также протестантскую церковно-историческую науку, которая не признает предание Церкви.

Ключевые слова: святитель Феофан Затворник, церковное предание, Лютер, протестантизм.

 

THE OPINION OF ST. THEOPHAN THE RECLUSE 

ON PROTESTANTISM

Kashirina V.V.

The article analyses the views of St. Theophan, the Recluse (1815-1894), a famous theologian and spiritual writer of the 19th century on Protestantism. The sources for analysis are the sermons of the Church, letters, articles in the journal “Domashnyaya beseda”, etc. Аccording to St. Theophan, the truth of Orthodoxy faith is determined by the principle of succession from the apostles and is characterized by immutability. The Protestants distorted the teaching of the Church with various innovations and updates. St. Theophan also criticizes Protestant Church and historical science, which does not recognize the tradition of the Church.

Keywords: St. Theophan the Recluse, the tradition of the Church, Martin Luther, Protestantism, theology.

 

В духовном наследии святителя Феофана нет отдельных работ, посвященных сравнительному богословию. Однако материалы проповедей, писем и отдельные небольшие публикации позволяют реконструировать систему его взглядов по вопросам протестантизма, чему и посвящена предлагаемая статья.

Истинность православной веры определяется принципом преемства от апостолов и неизменяемости. Как отмечал святитель Феофан: «Мы веруем так, как приняли от отцев наших; отцы наши уверовали так, как предал им Православный восток; Восток верует, как научен от апостолов; а апостолы научены Господом и говорили Духом Святым. <…> Обозрите мыслию все пределы отечества нашего и увидите, что оно все усеяно то нетленными мощами, то чудотворными иконами, то другими знамениями особенной близости Божией к нам. Так благодатна была и есть св. вера наша!» [3, c. 189, 191] Православная Апостольская Церковь создана «по благоволению Отца Господом Спасителем благодатью Св. Духа чрез апостолов. Людям такой уж не создать» [5, с. 7].

В слове «На прощание с Владимирской паствою» перед уходом на Вышу святитель Феофан, давая последний завет своей пастве, с церковного амвона свидетельствовал о том, что в настоящее время распространилось «много лживых учений, <…> растлительных, подрывающих основы веры, расстраивающих семейное счастье и разрушающих благосостояние государства» [2, с. 683] и призывает ее словами апостола Павла хранить предание Церкви (ср.: 1 Тим. 6:20).

В толковании на этот апостольский стих святитель Феофан дает четкое определение предания. Апостол заповедует святому Тимофею хранить предание, т.е. «то, что тебе вверено, а не то, что тобою изобретено, то, что ты принял, а не то, что ты измыслил, дело не ума, а учения, дело, к тебе переведенное, а не от тебя получившее начало, в коем ты не производитель (auctor), но страж, не учредитель, но последователь, не ведущий, но вслед идущий» [7, с. 605].

Учение Православной Церкви есть, по слову святителя Феофана, «камень, коим испытывается золото» [2, с. 683-684], поэтому «все не согласное с сим учение» необходимо «отвергать как зло, каким бы титлом благовидным оно ни прикрывалось» [2, с. 684]. 

Православная вера, как не раз указывал святитель, – «область, не подлежащая уже поновлениям, именно потому, что, будучи обновлена однажды, она пребывает неизменно новою и всеобновляющею» [6, с. 120], это духовная лествица, которая «уже утверждена и многих возвела на небо, не перестраивать ее нужно, а восходить по ней» [6, с. 160-161]. 

Святитель Феофан не раз повторял: «Пусть в мире все движется и изменяется, – св. вера наша пребывает и пребудет неизменною» [3, с. 34]. В статье «Стояние и шествие вперед в христианстве» святитель Феофан указывает, что эта неизменность в христианстве сочетается с постоянным духовным стремлением вперед. В христианстве нельзя быть неподвижным и неизменным. Но многие впадают в ошибку – вместо того, чтобы «в стремлении вперед обновлять себя по образцу христианства, <…> хотят поновлять христианство по своим прихотям, не себя ему подчиняя, а его к себе приноравливая» [6, с. 160]. 

Многие, как отмечает святитель, думают, что «христианство может быть изменяемо в своих догматах, правилах и освятительных действиях сообразно духу времени и что оно, применяясь к изменчивым вкусам сынов века сего, может иное прибавить, иное убавить» [6, с. 448]. Однако на деле совсем иначе – «христианство должно пребывать вечно неизмененным, не состоя нисколько в зависимости и под контролем духа века; напротив, оно само назначено управлять, или властвовать над ним во всех тех, кто покоряется его водительству» [6, с. 448]. 

У Востока и Запада совершенно разный вектор развития. На Востоке на смену языческим идеалам пришли христианские во все области человеческой жизни – «умственную, нравственную, эстетическую, семейную, политическую» [6, с. 282]. «На Западе Папа, отпав от Церкви, первый принял корень языческой жизни – гордыню» [6, с. 282]. Постепенно «образовался круг людей, проникнутых языческим духом, которые поставили себе задачею снова ввести повсюду языческие начала» [6, с. 283]. Западное Возрождение стало возвращение к языческим началам жизни, по слову святителя Феофана, это «восстановление язычества наперекор христианству» [6, с. 283]. 

По мнению святителя Феофана, Католическая Церковь, а затем и протестанты отпали от «истинной Церкви» [6, с. 355] по причине различных «измышлений» [6, с. 357] и «новин», поэтому в Католической Церкви «некие части в строе исповедания и церковного чина повреждены, или изменены с отступлением от древнейшего» [4, вып. VII, с. 202].

Святитель Феофан говорил, что Лютер, «человек умный, но своенравный» вслед за Папой «начал все строить да перестраивать по-своему и учредил таким образом новую веру, лютеранскую, далеко не похожую на ту, какая заповедана Господом и передана нам святыми апостолами» [6, с. 457]. 

Отойдя от христианского учения, свое новое учение о спасении Лютер построил на следующих постулатах – sola fide, sola gratia, sola Scriptura (только верой, только благодатью и только Писанием). Как писал святитель Феофан: «Построил он себе воззрение на дело Божие во Христе Иисусе и все разметал, что казалось ему несообразным с его построением. Голос Церкви в учении – прочь, таинства – прочь, подвижническую строгость – прочь, весь церковный чин богослужения – прочь. По следам учителя пошли и ученики. Всякий, бравшийся богословствовать, долгом считал придумать что-нибудь новенькое и перестраивать все по своей идее. В настоящее время и счету нет всем их воззрениям: единства никакого. От того-то у них нет богословия, а есть неукротимое богословствование. Говорят, и никак не сговорятся» [6, с. 52-53]. 

Причина подобных нововведений – «пытливость – щекотание ума; не истина дорога ей, а новость и особенно эффектная, <…> истина тут становится назади, а впереди стоит своя выдумка» [5, с. 298, 299]. 

Наряду с материализмом и спиритизмом «немецкое богословстствование», святитель Феофан считает разрушительной язвой для России [6, с. 49], ибо «они готовы идти против Самого Бога» [5, с. 212].

В октябре 1869 года в журнале «Домашняя беседа» святитель Феофан опубликовал заметки «Ум православный и ум немецкий» [10, с. 1023-1024], «Новая язва» [9, с. 1047-1048], посвященные отличию православного и протестантского мировоззрения. В наше время эти заметки были включены в сборник «Созерцание и размышление».

По мнению святителя Феофана, сущность немецкого ума (в совр. терминологии протестантского) составляет «дух новизны и непрестанного поновления» [6, с. 49], т.е. «ум немецкий только умничает, у него нет нормы веры, и он все ищет ее; не изучать берется он веру, а изобретать и построевать, и даже построивши, не успокоивается раз навсегда, а еще ищет, еще ищет, не удовлетворяясь найденным. <…> Православный же ум, изучив и усвоив истину, почивает в ней и услаждается созерцанием ее божественного лика» [6, с. 49]. Святитель Феофан перечисляет признаки протестантских писаний, «немецкие замашки»:

1. «Где строится теория или воззрение и потом подгоняются под них места Писания, <…> готовность подчинять Божеское человеческому» [6, с. 49].

2. «Где нет простоты мысли и слова, а какие-то мудреные сплетения речений и понятий, так что ума не приложишь, о чем идет дело» [6, с. 49-50].

3. Стремление «построевать различные воззрения на христианство, относительно и существа его, и истории, и по этим воззрениям стремиться к перестройке христианского общества» [6, с. 52].

Подводя итог, святитель указывает: «Истина православная проста, ясна, понятна даже для детей. Кто понимает ее и приемлет сердцем, тот говорит всегда просто, без хитросплетений умственных и словесных. Немецкий склад ума и слова крючковатый, темный, запутанный. Со стороны поглядеть – немецкий ум как будто углубляется, а на самом деле ходит по верхам и околицей, не касаясь самого существа истины. Православный же ум признает истину в ее существе и без всяких околичностей» [6, с. 49-50]. 

В разборе учения протестантов святитель Феофан ссылается на 19-е правило VI Вселенского собора, – «кто вносит в область Божественной истины свое личное мудрование, тот подвергнется клятве» [6, с. 51]. 

Православные почитают отеческие писания, ибо в них «блюдется Апостольское предание, которое узнается в общем согласии всех их» [4, вып. VI, с. 97], «католики помутили Апостольское предание. Протестанты взялись поправить дело – и еще хуже сделали. У католиков один папа, а у протестантов, что ни протестант, то папа» [4, вып. VI, с. 97]. В результате таких «измышлений», как пророчит святитель Феофан, возникнет множество вероучений – «что ни царство, то свое исповедание, а там – что ни область, а далее – что ни город, а под конец, может быть, что ни голова, то свое исповедание. Где сами себе строят веру, а не принимают Богопреданную, там иначе и быть нельзя. И все такие будут присвоять себе имя христиан» [6, с. 357].

К середине XIX века, по свидетельству святителя Феофана, в России «образовался класс людей, которые твердят, что все церковное, все христианское есть ветхость, которую надо отбросить, а образование европейское есть обновление, которое следует усвоить» [6, с. 284].

С особой тревогой святитель Феофан отмечает, что неверие и увлечение ложными учениями распространяется в современном ему обществе, где «неверы всех сортов нагородили себе множество мечтательных предположений» [5, с. 364], однако «все их мудрования – карточный дом: дунь и разлетится» [5, с. 364]. 

В декабре 1894 года, уже после кончины святителя, в журнале «Церковные ведомости» была опубликована небольшая заметка священника Н. Миловского «Мысли святителя Феофана о протестантской церковно-исторической науке» [1], в которой автор цитирует письмо-автограф святителя от 1 августа 1874 года. Письмо посвящено разбору труда о. Владимира (Гетте) «История христианской церкви от Рождества Христова до наших дней», который вышел в переводе на русский язык в 1872-1875 гг. Протестантский рецензент на примере предания о Нерукотворенном образе Спасителя утверждает необоснованность церковных преданий. В письме святитель Феофан четко формулирует свое отношение к протестантской церковно-исторической науке: «кому же неизвестно, что из всех лживых историй самая лживая есть церковная протестантская история. Один вопрос: истинная история Церкви оправдывает или осуждает протестантство? Осуждает с ног до головы. Но станьте вы читать какую угодно протестантскую церковную историю, по ней протестантство выходит чисто и непорочно. Стало, историки те – отъявленные кривотолки. А мы их на божницу!..» [1, с. 1791].

У святителя Феофана есть поистине пророческие слова об умножении безверия и беззакония, о будущих гонениях и испытаниях для христиан: «Пока ходит повсюду только худое рыкание; но не дивно, что скоро начнется и прореченное Господом: "возложат на вас руки… и будут гнать вас… преданы будете… и умертвят вас". Дух антихристовый всегда один; что было вначале, то будет и теперь, в другой, может быть, форме, но в том же значении» [5, с. 365].

Противодействие этим силам – «коренные стихии жизни русской» – православие, самодержавие и народность. Именно эта идея, сформулированная министром народного просвещения С.С. Уваровым в 30-х гг. XIX в., стала предметом рассмотрения в статье святителя Феофана «Коренные стихии жизни русской», опубликованной в 1873 г. в журнале «Домашняя беседа» [8, с. 766-767]. Без этих «стихий» русский народ «перестанет быть русским и потеряет свое священное трехцветное знамя» [6, с. 419]. Эта идея была активно поддержана многими публицистами: С.П. Шевыревым, М.П. Погодиным, Ф.В. Булгариным, Н.И. Гречем, М.Н. Загоскиным, Н.В. Кукольником, Д.А. Хомяковым и др. 

Формулируя эту идею в традиционном русле, тем не менее, святитель придает ей особую остроту и четкость: «Православие выражается единством богодарованной истины; самодержавие – единством богодарованной власти; народность – единством стремлений, указанных царем и освященных Богом. Православие приемлет истину от Бога чрез Церковь и смиренно подчиняется ей; самодержавие принимает царя от Бога чрез преемство родов и вседушно повинуется ему; народность воспринимает сознание избранничества Божия для особых целей Провидения, измеряя их известною волею Божиею и представляя себя исполнительным ее орудием. Какая несокрушимая сила – народ преданный Богу и царю и единодушно стремящийся к исполнению указываемых Богом целей! Какой задаток благоденствия и благопоспешения его во всем! Есть что и есть из-за чего поберечь эти сокровища! Береги же, народ русский, не трать и не порти их!» [6, с. 419-420]. 

Протестантское учение, по мысли святителя Феофана, характеризует «дух новизны и непрестанного поновления» [6, с. 49], искажающий истинное христианское учение, которое, напротив, определяется принципом преемства от апостолов и характеризуется неизменяемостью. Святитель Феофан критикует также протестантскую церковно-историческую науку, которая не признает Церковного Предания. Идеям нигилизма и атеизма, активно распространявшимся в современном ему обществе, святитель призывает противопоставить «коренные стихии жизни русской» – православие, самодержавие и народность. 

 

Список литературы:

1. Миловский Н., свящ. Мысли святителя Феофана о протестантской церковно-исторической науке // Церковные ведомости. Приб. 1894. № 50. 10 декабря. С. 1790-1791.

2. Слова к Владимирской пастве преосвященного Феофана. Владимир, 1869. 688 с.

3. Слова Санкт-Петербургской Духовной Академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. 330 с.

4. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника: Собр. писем. Вып. I-VIII. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва «Паломник», 1994.

5. Феофан Затворник, свт. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия: Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. 398 с. 

6. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление: Краткие поучения. М.: Правило веры, 2007. 639 с.

7. Феофан Затворник, свт. Толкования Посланий апостола Павла: К Титу. К Тимофею (пастырские послания). М.: Правило веры, 2005. 849 с.

8. Феофан, еп. Коренные стихии русской жизни // Домашняя беседа. 1873. Вып. 32. 11 августа. С. 766-767.

9. <Феофан, еп.> Новая язва // Домашняя беседа. 1869. Вып. 41. 11 октября. С. 1047-1048. 

10. <Феофан, еп.> Ум православный и ум немецкий // Домашняя беседа. 1869. Вып. 40. 4 октября. С. 1023-1024.

 

Сведения об авторе:

Каширина Варвара Викторовна – доктор филологических наук, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова (Москва, Россия).

Data about the author: 

Kashirina Varvara Viktorovna – Doctor of Philological Sciences, Professor of Russian Academy of Painting Sculpture and Architecture Ilya Glazunov (Moscow, Russia).

E-mail: v_kashirina@mail.ru.