Шилова Н.И. Современное состояние и возможности развития морального компонента целевой направленности личности подростка
УДК 159.923-053.6:17
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ
МОРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ЦЕЛЕВОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Шилова Н.И.
В статье рассматриваются основные критерии морального компонента целевой направленности личности подростка, уровень развития которых определяется на основании проведения диагностического среза у школьников города Николаева. Представлены результаты исследования по двум методикам. Определены способы и перспективы дальнейшего развития морального компонента целевой направленности подростков.
Ключевые слова: целевая направленность, подростки, личность, моральный компонент, воля, развитие, туризм, эмоциональная стабильность, оптимизм, Николаев.
MODERN CONDITION AND POSSIBILITIES OF DEVELOPMENT
OF A MORAL COMPONENT IN A TARGET ORIENTATION OF THE TEENAGER
Shylova N.I.
The article considers the basic criteria of a moral component in a target orientation of the teenager, whose level of development being defined through the testing of pupils in Mykolaiv city. The article present the results given by the usage of two techniques, defines the ways and prospects of the further development of a moral component in a target orientation of teenagers.
Keywords: target orientation, teenagers, personality, moral component, will, development, tourism, emotional stability, optimism, Mykolaiv.
Проблема формирования личности подростка является предметом пристального внимания исследователей, поскольку подростковый возраст играет важную роль в становлении личности. Очевидно, что необходимо воспитывать подростков с высокими моральными качествами, такими как гуманизм, принципиальность, верность долгу, трудолюбие, целеустремленность. Только при наличии этих качеств у человека возможен социально-экономический прогресс в обществе и государстве. Среди этого многообразия личностных качеств человека, особую роль выполняет целевая направленность. Это объясняется тем, что она, будучи интегративным образованием, определяет направленность личности, ее мировоззрение, идеалы и ценности.
В украинской психологии в изучении направленности личности возникло несколько научных школ и направлений: теория установки (Д.Н. Узнадзе [13]), потребностей и мотивов (С.Л. Рубинштейн [10], А.Н. Леонтьев [6], Л.И. Божович [3]). Вопрос о соотношении целей и мотивов затрагивали А.К. Тихомиров [12], Б.Ф. Ломов [7], В.А. Семиченко [11]. На проблеме целеполагания останавливались Н.Ф. Наумова [9], А.Ф. Коган [5]. Понятие "целевая направленность" ввел и подробно рассмотрел Я.В. Васильев [4].
Цель статьи – исследовать современное состояние морального компонента целевой направленности личности подростков.
Подростковый возраст является тем этапом в развитии личности, когда она, находясь в начале вступления в самостоятельную трудовую жизнь, начинает интересоваться многими серьезными вопросами. Подросток стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя как полноценного члена общества, определить себя в мире, понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами и особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. Главной особенностью подростка является личностная нестабильность. Ученые, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе (К. Абульханова-Славская [1], Б.Г. Ананьев [2], Л.И. Божович [3] и др.), связывают данные поиски с процессом формирования направленности личности. Именно поэтому особый интерес представляют для педагогов и психологов знания о реальном состоянии и специфических особенностях направленности личности растущего человека, которая наследует склонности, убеждения, идеалы, интересы, желания взрослого человека, которые проявляются в разной степени.
Проведение диагностического среза ставило перед собой следующие задачи:
– проанализировать особенности морального компонента целевой направленности подростков в течении обучения в школе;
– на основе обобщенных данных выявить уровни развития морального компонента целевой направленности личности подростков.
В исследовании принимали участие 80 учащихся 8 классов Николаевской общеобразовательной школы №48, 115 учеников Николаевской гимназии №2, 108 учеников Юридического лицея, 50 учеников восьмых классов Николаевского областного центра туризма краеведения и экскурсий учащейся молодежи. Общую выборку составили 353 школьника – 194 девушки, 159 юношей.
Для диагностирования подростков было использовано тестирование, которое состояло из двух методик:
– Тест-опросник Кеттела для подростков – Методика 14 PF [8, с. 125];
– Методика «Пословицы» С.М. Петровой [8, с. 271].
Моральный компонент целевой направленности личности содержит следующие показатели: отношение к себе, отношение к окружающим, отношение к жизни.
Согласно определенным показателям были выделены следующие критерии. Отношение к себе – положительное отношение к себе, принятие собственных недостатков, эмоциональная устойчивость; отношение к окружающим – гуманность, осознание интересов, потребностей других, желание помочь; отношение к жизни – оптимизм, авантюризм, самоопределение в жизни.
Результаты уровня нравственного компонента, определенные с помощью Методики «Пословицы» С.М. Петровой показали, что большая степень согласия респондентов с содержанием пословиц "а", "в" и меньше степень согласия с содержанием пословиц "б" и "г". Это свидетельствует о снижении уровня морального компонента. Из трех показателей только один – отношение к себе, занимает средний уровень. Но все же, процентная доля очень мала (32% ответов "а" и "в") и данный показатель находится почти на границе с низким уровнем. Показатель отношения к окружающим имеет 28% ответов "а" и "в", что соответствует низкому уровню, отношение к жизни – 25% ответов "а" и "в", что также соответствует низкому уровню. Таким образом, результаты данной методики показали значимость материального благополучия, пессимистическое отношение к жизни, отсутствие самоопределения, негативное отношение к окружающим, преобладание эгоистического, паритетного и индивидуалистического отношения к людям, небольшую значимость дружбы, а не значимость обучения и труда, отсутствие желания соблюдать общественных законов.
Если свести полученные данные к трем уровням морального компонента по данной методике, то получим: высокий уровень – 2% (7 учеников), средний уровень – 18% (64 ученика), низкий уровень – 80% (282 ученика).
Результаты уровня морального компонента, определенные с помощью тест-опросника Кеттела для подростков – Методика 14 PF показывают отклонения от нормы по всем факторам. Согласно полученных данных для подростков характерны шизотемия – 7,3 стэн, низкая степень эмоциональной устойчивости – 6,8 стэн, возбудимость - 16,7 стэн, подчиненность – 9,1 стэн, легкомыслие – 7,7, стэн, низкая степень принятия нравственных норм – 10,2 стэн, застенчивость – 9,4 стэн, сензитивность - 17,3 стэн, фактор Гамлета – 16,9 стэн, самоуверенность – 19,1 стэн, низкая степень групповой зависимости – 8,8 стэн, низкая степень самоконтроля – 10,2 стэн, высокая степень внутреннего напряжения – 17,3 стэн. Наглядно результаты среза по опроснику Кеттела для подростков показаны на диаграмме:
Если упорядочить оценку факторов в стэнах соответствии с нормой, установленной к 12 летнему возрасту подростков и свести их к трем уровням морального компонента (высокий, средний, низкий), то получим следующее: высокий уровень – 4% (14 учеников), средний уровень – 17 % (60 учеников), низкий уровень – 79% (279 учащихся).
Данные второй методики несколько разнятся с данными первой, ведь низкий уровень увеличивается на 2%, средний уровень уменьшается на 1%, низкий уровень тоже уменьшается на 1%. Но общее представление о состоянии нравственного компонента остается неизменным – у подростков 8 классов на данном этапе преобладает низкий уровень, на втором месте, но со значительным отставанием находится средний уровень, последнюю позицию занимает высокий уровень.
При объединении результатов обоих методик получаем общую картину состояния морального компонента целевой направленности личности подростков. Исследование свидетельствуют о доминировании у подростков низкого уровня морального компонента, что составляет 281 учащихся (79,5%), незначительное количество учащихся со средним уровнем – 62 (17,5%) и совсем малое количество учеников с высоким уровнем – 10 (3%).
Итак, можно сделать вывод, что выходные данные нравственного компонента сформированности подростков неутешительны, ведь в результатах среза значительно превосходит низкий уровень, что свидетельствует о падении моральных установок, жизненных ценностей и товарищества у подростков.
Такие результаты делают актуальным проведение дальнейшей работы с подростками и развития у них целевой направленности посредством повышения их моральных и волевых качеств, стимулированию жажды к саморазвитию, развития психологических механизмов, которые способствуют постановке дальних целей и их достижению на основе туристической деятельности.
Туристическая деятельность представляет собой систему конкретных видов занятий, норм поведения, выработанных в процессе путешествий, походов, экспедиций. При занятиях туризмом возникает становления морально целостной личности, обогащения её знаниями в области культуры, которые расширяют пространство коллективного общения, способствуют углублению отношений взаимного сотрудничества и взаимопомощи.
Одной из важнейших функций туризма как общественного явления в современных условиях выступает формирование всесторонней и гармонически развитой личности. Все компоненты формирования взаимосвязаны. В туристской деятельности подростков эта связь выражается в общей направленности каждой из задач, которые, дополняя друг друга, обеспечивают формирование человека интеллектуально развитого, физически сильного и закаленного.
Занятия по спортивному туризму включают формирование нравственных качеств, трудовой активности и возможностей. Формирование нравственных качеств личности средствами туризма имеет целью людей, которые ставят общественные интересы выше личных, что умеют, преодолевая трудности и препятствия, делить радости и горести коллектива. Особенно проявляется роль коллектива в походах различной сложности. Дружная группа – залог успешного прохождения маршрута, хорошей организации активного отдыха.
А.Н. Камакин подчеркивает, что «в туристских путешествиях, даже небольших по длине и продолжительности, рождаются чувства коллективизма, любовь к природе, расширяется кругозор участников. Общая цель в походе сближает людей разных возрастов. Каждый пройденный километр пути укрепляет уверенность в своих возможностях, приносит большое моральное удовлетворение»[3, с. 80].
Учитывая все вышеизложенное, мы предлагаем исследовать проблему развития морального компонента целевой направленности подростков через связь целей с мотивационно-потребностной сферой и внешней средой. Данные диагностического среза впечатляют своей негативной тенденцией к деградации подростков в моральном плане, они фиксируют преобладание низкого уровня развития морального компонента целевой направленности подростков, что требует принятия немедленных мер.
Так как источники психолого-педагогической литературы и практики развития морального компонента целевой направленности подростков определяют значительный потенциал в осуществлении данного процесса у туристической деятельности, основной формой воздействия на подростков мы выбрали именно эту деятельность. Она создает условия для развития морального компонента целевой направленности личности подростков под влиянием норм и ценностей, выделенных во время походов, спортивных соревнований и тренировок.
Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности: Психология формирования и развития личности / К.А. Абульханова-Славская. – М.: Наука, 1981. – С. 19-44.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 435 с.
4. Васильев Я.В. Футурреальная психология личности: Монография / Я.В. Васильев. – Николаев: Изд-во «Илион», 2007. – 519 с.
5. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. – М.: Мысль, 1984. – 252 с.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е изд., стереотипн. – М.: Смысл, Академия, 2005. – 352 с.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1984. – 444 с.
8. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. – М.: ЭКСМО, 2004. – 991 с.
9. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения / Н.Ф. Наумова. – М.: Наука, 1988. – 199 с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.
11. Семиченко В.А. Проблемы мотивации поведения и деятельности человека / В.А. Семиченко. – К.: Миллениум, 2004. – 521 с.
12. Тихомиров О.К. Структура мыслительной деятельности человека / О.К. Тихомиров. – М.: МГУ, 1969. – 304 с.
13. Узнадзе Д.Н. Психология установки / Д.Н. Узнадзе. – СПб: Питер, 2001. – 416 с.
Сведения об авторе:
Шилова Нина Игоревна – аспирант кафедры психологии Черноморского национального университета имени Петра Могилы (Николаев, Украина).
Data about the author:
Shylova Nina Ihorivna – graduate student of Psychology Department, Petro Mohyla Black Sea National University (Mykolaiv, Ukraine).
E-mail: Ninokshilova@mail.ru.