Кравченко Е.В. Практико-ориентированное обучение филологов-бакалавров

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 378.147.88

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ФИЛОЛОГОВ-БАКАЛАВРОВ

Кравченко Е.В.

Статья посвящена практико-ориентированному обучению студентов-филологов в контексте нового образовательного стандарта высшего образования. Уделяется особое внимание роли педагогической практики в процессе подготовки бакалавров с высоким уровнем профессиональной компетентности. Рассматриваются пути преодоления педагогических трудностей, возникающих у студентов факультета филологии во время прохождения педагогической  практики.

Ключевые слова: бакалавр, факультет филологии, профессиональная компетентность, педагогическая практика, креативность, творческие способности, саморазвитие, самосовершенствование.

 

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF BACHELORS OF PHILOLOGY

Kravchenko E.V.

The article deals with practice-oriented training of philology students in the context of the new educational standard. This kind of education concentrates on the specific role of teaching practice in the process of training bachelors with the high-level professional competence. The article observes some ways of overcoming pedagogical difficulties during the students’ teaching practice at school.

Keywords: bachelor, philological faculty, professional competence, teaching practice at school, creativity, creative abilities, self-development, self-perfection.

 

Формула подготовки выпускников-бакалавров в системе высшего образования подразумевает множество карьерных возможностей при наличии одной профессии. Это означает такую подготовку выпускника, которая ему позволяет эффективно работать в педагогической и культурно-просветительской сферах. Необходимо сформировать целый комплекс компетенций, предъявляемый к молодым специалистам, чтобы быстро включиться в работу:

1. Высокий общий уровень развития и хорошие базовые знания.

2. Способность системно мыслить, перерабатывать большие объемы информации и вычленять главное.

3. Умение применять на практике полученные знания, работать в команде, умение и желание постоянно учиться.

4. Нацеленность на карьеру, целеустремленность, адекватность самооценки как специалиста [1, с.73].

Все эти требования времени ставят перед каждым вузом задачу активного внедрения практико-ориентированного подхода в учебный процесс. Очевидно, что только ориентация на практические действия способствует формированию у студентов-бакалавров самостоятельности, самосовершенствования, способности планировать и организовывать собственную деятельность.

Для студентов педагогическая практика является одной из значимых стадий профессионального роста на этапе профессионального становления, обеспечивающего выявление образовательных дефицитов теоретической и практической подготовки и создание мотивации для их преодоления, формирование личных профессиональных смыслов. Полноценное выявление уровня сформированности базовых компетенций возможно только в период практики, когда студент проявляет свои профессионально-педагогические умения в практической деятельности в комплексе. Теоретической базой подготовки студентов к педагогической практике является обеспечение целостности учебно-воспитательного процесса вуза, укрепление в личности студента творческих начал, повышение его мотивации к познанию и приобретению педагогического опыта, к самосовершенствованию.

В период прохождения педагогической практики особенно актуализируются следующие проблемы теоретической подготовки студентов:

1. Узко дисциплинарный подход к освоению содержания обучения в рамках предметной подготовки.

2. Недостаток целостности подхода к формированию профессионально-педагогических умений, которые требуют существенного обновления психолого-педагогической и методической подготовки.

3. Недостаток практических умений (коммуникативных, организационных, аналитических), которые представляется оправданным формировать в рамках психолого-педагогической подготовки студентов, существенным образом принципиально изменив подход к преподаванию дисциплин психологии и педагогики.

4. Недостаток методических умений, в частности проективных и прогностических умений, связанных с формулированием как личных целей и задач, так и с постановкой целей и задач для учащихся [6].

Разрешение данных проблем возможно за счет привлечения большего внимания студентов к теоретическому обучению и их активному участию в практической части обучения. На занятиях по методике обучения предмета необходимо тщательно рассматривать вопросы, связанные с технологией проведения уроков, текущем контролем обучения, анализом и обобщением педагогического опыта, основными направлениями в теории и практике обучения современной отечественной и зарубежной школ. 

Представляет особый интерес опыт работы датского колледжа SDE по внедрению класса инноваций в качестве нового метода процесса обучения, где студенты разных профессий встречаются друг с другом и совместно обсуждают свои идеи. Педагог одновременно является экспертом и консультантом в классе инноваций, но приглашаются и специалисты, которые помогают студентам. Согласимся с Хенриком Хёртом, что вуз должен оставаться тем учреждением, где студентам интересно учиться, а добиться этого возможно только путем изменений. Необходимо изменять не только себя, но и структуру вуза и аудиторий, убрав, например, столы и стулья, чтобы студентам некуда было присесть, либо объединить их в одну группу. «А возможно выстроить учебный процесс так, чтобы одной аудитории всегда не хватало, и учителю приходилось решать, что делать в такой ситуации: заниматься, усадив где-либо студентов в круг, вести их куда-либо или отправить погулять?» [10, с.19].

Студенты должны учиться технологии проектирования различных педагогических ситуаций, моделей, а именно: организации различных видов деятельности учащихся, как в целом классе, так и в микрогруппе; поиску своего собственного места в этой деятельности; умению анализировать свою педагогическую деятельность и формулировать выводы [2]. 

Во все времена деятельность педагога была и остается творческой, следовательно, для системы образования в условиях внедрения нового государственного образовательного стандарта принципиальное значение имеет развитие творческого потенциала современного специалиста-педагога. «Творческий потенциал студента – это интегративное качество, отражающее наличие возможности к развитию творческой активности, познавательной самостоятельности и креативных способностей. Творческий потенциал обуславливается развитием творческой активности студента в процессе практики, а также развитием его познавательной самостоятельности, что предполагает наличие активной деятельности его самого как личности, направленной на саморазвитие и самореализацию» [3, с. 48]. Все это в конечном итоге способствует развитию креативной компетенции студента – одной из основных составляющих профессионально-педагогической компетентности.

В педагогической деятельности креативность выражается в диагностическом и методическом творчестве, т.е. в способности поиска и нахождения новых способов изучения учащихся, применении и создании новых диагностических приемов, новых сочетаний методов обучения. А.Д. Цедринский предлагает развернутое определение педагогической креативности. «Это профессиональная способность (подготовленность) педагога организовывать сотворческую деятельность с субъектами общения по: 1) поиску необходимых технологических средств для: а) решения проблемных учебных и воспитательных задач; б) преодоления негативных проявлений или конфликтных ситуаций; 2) разработке, пропаганде и внедрению новаторских образовательных идей (алгоритмов), технологий, учебных и воспитательных программ» [9, с. 6]. Такая способность демонстрирует научно обоснованную и профессионально привлекательную эффективность новаторского подхода к педагогической деятельности.

В педагогическом общении речь идет о коммуникативном творчестве. Креативность общения проявляется в поиске и нахождении новых коммуникативных задач, новых средств мобилизации межличностного взаимодействия учащихся на занятиях, создание новых форм общения в групповой работе учащихся и т.д.

В личностной сфере креативность выступает как самореализация преподавателя на основе осознания себя творческой индивидуальностью, как определение индивидуальных путей своего профессионального развития, построение программы самосовершенствования.

Таким образом, творчество это особый вид человеческой активности нерегламентированного, продуктивного и преобразовательного характера, где креативность воспринимается как общая способность к творчеству [5].

Основываясь на вышеупомянутых исследованиях и согласно требованиям стандарта [8], идея нового инновационно-креативного профессионального образования реализуется в Куйбышевском филиале Новосибирского государственного педагогического университета в ходе педагогической практики студентов на основе разработанной модели профессиональной компетентности будущего педагога.

Ведущими составляющими развития педагогического творческого потенциала студента выступают четыре группы компонентов. Первая группа, включающая в себя ценностное отношение к творческой деятельности, выраженное в интересах, мотивах, установках в стремлении к деятельности, носящей творческий характер, составляет мотивационно-целевой компонент. Вторую группу, состоящую из знаний, умений, навыков общеобразовательного, специального и инновационного характера, охватывает содержательный компонент. Третья группа операционно-деятелъностного компонента заключается в способах действий, мыслительных логических операциях и в навыках познавательной самостоятельности. Рефлексивно-оценочный компонент четвертой группы содержит осмысление, самоанализ и самооценку собственной творческой деятельности [3].

Формированию мотивации и направленности студента к творческой деятельности на педпрактике, стимулированию познавательной самостоятельности студентов и их стремления к самосовершенствованию способствуют занятия по методике преподавания предметов и по психолого-педагогическому практикуму, построенные по принципу сотрудничества, профессиональной автономности, принципу сознательности и активности.

Особое внимание на занятиях уделяется формированию способности к прогнозированию педагогических ситуаций. Выполнение заданий психолого-педагогического характера способствует внутреннему включению студентов в процесс их решения, а способность к прогнозированию является важнейшим компонентом творческой личности.

Развитию творческого потенциала способствует психологический комфорт в группах студентов-практикантов, ориентация на выполнение групповых творческих заданий: проведение внеклассных мероприятий, подготовка видеоотчета по результатам педпрактики. В ходе педагогической практики в группе создается микроклимат доверия и взаимовыручки. «В текстовом отчёте по результатам педагогической практики многие студенты отмечают присутствие столь необходимой им в этот период компетентной поддержки преподавателей факультета филологии, которые всегда нацелят, помогут, исправят» [4, с. 129].

Создаются ситуации успеха, поддержки и оценки успешной деятельности, организуется помощь студентам в конструктивном общении, в творчестве и саморазвитии, которые являются составляющими компонентами становления профессиональной компетентности будущих педагогов. Осуществляется свободный обмен мнениями в ходе группового анализа уроков и мероприятий. 

Вузовский, факультетский и групповые руководители практики ориентируют студентов на создание нового оригинального продукта как формы объективизации результатов своего интеллектуального творчества, развитию креативных способностей студента, стимулируют творческую активность студента на процесс создания нового. Например, исходя из требований стандарта неотъемлемым атрибутом педагогической практики студентов факультета филологии (по специальности русский язык и литература, иностранный язык) является проектная деятельность и разработка программ элективных курсов [8]. Традиционное проведение нестандартных уроков русского языка и литературы с применением новых информационных технологий делает уроки студентов-практикантов более результативными и запоминающимися. 

Эффективно организованная педагогическая практика носит постоянно усложняющийся характер. Так, психолого-педагогическую работу с учащимися студенты-практиканты факультета филологии осуществляют после наблюдений и анализа деятельности классного руководителя. Начиная с общего знакомства с образовательным учреждением, наблюдения и анализа уроков, анализа документации, студенты постепенно выполняют в ходе педпрактики все функции классного руководителя: диагностическую, социально-психологическую, организаторскую, воспитательную, социально-гуманитарную и профилактическую. Самостоятельное проведение внеклассных мероприятий помогает студентам овладеть методами, приемами и средствами помощи и поддержки детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Студенты приобретают навык планирования и анализа целостного педагогического процесса, осуществления психологической диагностики, создания условий для успешного развития и воспитания ребенка, проектирования собственной психолого-педагогической деятельности. Для самостоятельной работы с детьми в период практики студенты составляют психолого-педагогическую характеристику ученика и классного коллектива.

Программа педагогической практики бакалавров факультета филологии носит комплексный характер, охватывающий все направления профессиональной деятельности учителя и классного руководителя, что дает возможность студентам проследить перспективу своего профессионального роста. «Переходя от одного вида практики к другому, они шаг за шагом приближаются к тому ответственному моменту, когда оказываются готовыми вполне выполнять самостоятельно обязанности учителя, классного руководителя, компетентно взаимодействовать с родителями, осуществлять методическое обеспечение образовательного процесса» [11, с. 81].

Одним из инновационных подходов на факультете филологии Куйбышевского филиала НГПУ к организации и проведению педагогической практики является предваряющая её практическая конференция. Подготовка к ней проходит в несколько этапов. На первом этапе студенты вместе с групповым руководителем посещают уроки учителей русского языка и литературы и учителей английского языка. На втором этапе в режиме круглого стола проводится совместная рефлексия учителей, студентов-филологов и методистов факультета филологии. Третий этап состоит в разработке и проведении студентами своих пробных показательных уроков. Заключительный этап конференции – отчет, итоговая рефлексия всех субъектов образовательного процесса, в контексте которой студенты-филологи получают рекомендации к предстоящей практике [4]. Использование приема рефлексивной педагогической оценки результата творческих усилий – ключевой момент педпрактики студентов.

Более эффективному развитию творческого потенциала студентов-практикантов 4 и 5 курсов способствует приобщение к научно-поисковой деятельности, стимулирующей формирование опыта самостоятельного авторского решения научных проблем в курсовых и дипломных исследованиях, апробируемых в ходе педпрактики. Педагогическая практика позволяет обнаружить реальные результаты научно-исследовательской деятельности, внедренные в образовательный процесс, инициировать их и развивать посредством исследовательского творчества, поиска новых педагогических технологий и средств обучения, обеспечивающих становление личности специалиста, способного к адекватному профессиональному самоопределению и развитию. 

 Применение проектно-исследовательской деятельности студентов обеспечивает подготовку творчески мыслящих специалистов, имеющих навыки научной деятельности, самостоятельного анализа возможностей использования достижений науки и передового опыта, навыки практического участия в работе научных коллективов. При прохождении педагогической практики студенты активно включаются в учебно-исследовательскую деятельность, выполняя практическое исследование курсовых работ. Старшекурсники апробируют результаты опытно-экспериментальных исследований в рамках своих выпускных квалификационных работ по методике преподавания русского языка, литературы или английского языка. Именно практическая нацеленность является отличительной особенностью тематики дипломных проектов бакалавров-филологов, сформулированных с учетом образовательных потребностей, инноваций, внедрения современных форм, методов и технологий. Например, «Формирование коммуникативной культуры на уроках русского языка в начальной школе», «Педагогический диалог в различных ситуациях урока русского языка» или «Формирование лингвокультурологической компетенции на уроках русского (английского) языка» и т.д.

При подготовке видеоотчетов по педпрактике раскрывается природа креативного подхода в развитии профессиональных и личностных качеств будущего учителя. Особо интересным и значимым моментом является групповой творческий отчет студентов 2 курса, проходящих первую педагогическую практику в детских оздоровительных и пришкольных лагерях. Выступления вожатых достаточно разнообразны: танцы, видео-презентации, песни и т.д. Традиционно в рамках прохождения летней педагогической практики студентам предлагается принять участие в конкурсе «Вожатый года», организованном с целью развития педагогической компетенции и стимулирования студентов к качественной профессиональной деятельности. Победители конкурса вожатского мастерства получают возможность поработать вожатыми во Всероссийском Детском Центре «Орленок» на Черноморском побережье или в ФДЦ «Смена», г. Анапа.

Ежегодно студенты принимают участие в городском фестивале вожатского творчества «Вожатый – профессия души». Все достижения в вожатской деятельности студентов сегодня можно увидеть на сайте вуза. 

Регулярно студенты-вожатые выступают с докладами о своем вожатском опыте работы на педагогических конференциях. При этом их яркие эмоциональные выступления признаются одними из лучших.

В качестве дополнительного образования пятая часть студентов от общего числа второкурсников и первокурсников выбирают «Школу подготовки вожатых» с получением сертификатов по её окончанию. Для реализации программы дополнительного образования «Школа подготовки вожатых» привлекаются квалифицированные руководители летней педагогической практики. Все слушатели школы вожатых обязательно проходят инструктивно-методические сборы в базовых лагерях Новосибирской области. Согласно плану дня и определенной тематической программе, студенты ежедневно участвуют в различных практикумах и мероприятиях. Много положительных эмоций остается после сбора. Опытные преподаватели вуза и вожатые-профессионалы (инструкторы) дают студентам хорошую методическую базу и позитивный настрой на предстоящую летнюю педагогическую практику.

Филиал эффективно взаимодействует с детскими оздоровительными лагерями, которые каждую весну проводят творческие самопрезентации с целью организации временного трудоустройства и прохождения студентами летней педагогической практики. Благодаря тесному сотрудничеству филиала с базами летней практики студентов, вожатые обладают теми характеристиками, которые больше всего ценятся в педагогических отрядах детских оздоровительных лагерей.

Лучшие вожатые смен удостаиваются почетной миссии представлять Новосибирскую область на ежегодных Общероссийских Встречах организаторов отдыха, оздоровления детей и молодежи в Анапе. Студенты повышают свою квалификацию на семинарах, тренингах и мастер-классах, получают бесценный опыт для вожатых-новичков.

Описанные подходы к организации и проведению педагогической практики студентов-филологов создают, по убеждению современных методистов, оптимальные условия для следующего:

– становления педагогической позиции будущего учителя-словесника;

– расширения и систематизации знаний студентов по методике преподавания;

– осознанного обучения ими школьников русскому языку и литературе, английскому языку;

– развития речевых умений студентов, развития их критического мышления и способностей к исследовательской деятельности [7].

В качестве основных критериев определения уровня творческого потенциала студента выступают показатели творческой активности личности, познавательной самостоятельности и креативных способностей.

Обязательным компонентом отчётной документации студентов факультета филологии по итогам педагогической практики является портфолио, в котором отражаются этапы развития студента и результаты его самовыражения.

В рамках педагогической практики студентов 4-5 курсов факультетов филологии проводится внутривузовский конкурс «Ступени педагогического мастерства», целью которого является формирование профессиональных педагогических компетенций будущих учителей и мотивирование студентов к развитию качественной педагогической деятельности в будущей профессии. 

По результатам мониторинга и отзывам администрации образовательных учреждений большинству студентов нашего вуза присущ высокий уровень развития творческого потенциала. Об этом свидетельствуют потребность в творчестве, открытость новому опыту, творческая активность и готовность к самообразованию, самосовершенствованию, умение быстро оценить ситуацию и находить оптимальное решение, способность управлять своими действиями, развитое воображении и эрудиция, самостоятельно ставить цель, планировать, прогнозировать свою деятельность, разрабатывать индивидуальный план работы.

Результаты педагогических практик свидетельствуют о развитии творческого потенциала студентов. У них меняются и расширяются представления о своих возможностях, повышается самооценка, формируется мотивация на творческую деятельность. Развитие самостоятельности, творчества в процессе становления профессионально-педагогической компетентности во время педагогической практики у будущих учителей предполагает не только соответствующую психолого-педагогическую и методическую подготовку, но и собственную активность студента, направленную на саморазвитие.

Таким образом, при практико-ориентированном подходе обучения творческая и исследовательская позиция у большинства студентов становится самоопределяющей характеристикой личности. 

 

Список литературы:

1. Аксенова Н.М., Муравьева А.А. Выводы и подводные камни программ прикладного бакалавриата // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 7 (67): Ноябрь. – С. 73-75.

2. Данилова И.Л., Лаврушина С.М., Линевич Н.Г. Педагогическая практика и развитие профессионально-педагогических качеств будущего учителя // Преподаватель. – 2001. – № 5. – С. 25-26.

3. Кравченко Е.В. Развитие творческого потенциала студентов в ходе педагогической практики // Начальная школа плюс До и После. – 2014.  – №2. – С. 48-51. 

4. Кравченко Е.В., Кожевникова И.Н. Трудности педагогической практики студентов // Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: проблемы и решения Материалы II Международной научно-практической конференции. – Новосибирск, ООО Немо-Пресс. – 2014. – С. 126-129.

5. Морозов А.В. Креативная педагогика и психология: Учебное пособие / А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский. – М.: Академический Проект, 2004. – 560 с.

6. Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991. – 287с.

7. Синичкина Н.Е. Педагогическая практика будущих учителей русского языка и литературы через призму инновационной деятельности // Высшее образование сегодня. – 2008.- №11.- С.78-81.

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата. [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «ЗаконПрост» [сайт]. 2014. – URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/726999 (дата обращения: 24.10.2014).

9. Цедринский А.Д. Инновационно-креативная подготовка педагога в динамике его профессионального становления: автореф. дис. … док. пед. наук [Электронный ресурс] // DiBase.ru. Библиотека авторефератов и тем диссертаций [сайт]. 06.07.2009. – URL: http://goo.gl/2dxFyP (дата обращения: 24.10.2014).

10. Херт Х. Некоторые подходы к обучению в Дании // Аккредитация в образовании. –  2013. – № 4 (64): Июнь. – С. 18-19.

11. Щенова С.Е., Букель Р.В. От пробных уроков к уникальным компетенциям // Аккредитация в образовании. – 2013. – № 8 (68): Декабрь. – С. 81.

 

Сведения об авторе:

Кравченко Елена Владимировна – руководитель учебно-производственной практики Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета (Куйбышев, Россия).

Data about the author:

Kravchenko Elena Vladimirovna – Chief Internship Supervisor of Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Kuibyshev, Russia).

E-mail: pmkravchenko@rambler.ru