Преловская И.Н. Обзор документальных источников по истории Украинской Автокефальной Православной Церкви (1921-1930) – Украинской Православной Церкви (1930-1939)
УДК (093)+27-9:271.22(477)
ОБЗОР ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ
УКРАИНСКОЙ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1921-1930)
– УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1930-1939)
Преловская И.Н.
Статья посвящена краткому обзору документальных источников по истории Украинской Автокефальной Православной Церкви (1921-1930) – Украинской Православной Церкви (1930-1939), которые были введены в научный оборот в Украине с 1991 г. и являются объектом дальнейших источниковедческих студий.
Ключевые слова: документы, архивы в Украине, источники, классификация источников, Украинская Автокефальная Православная Церковь (1921-1930) – Украинская Православная Церковь (1930-1939).
REVIEW OF DOCUMENTARY SOURCES ON THE HISTORY
OF THE UKRAINIAN AUTOCEPHALOUS ORTHODOX CHURCH (1921-1930)
– THE UKRAINIAN ORTHODOX CHURCH (1930-1939)
Prelovska I.M.
The article gives a brief review of documentary sources on the history of the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church (1921-1930) – the Ukrainian Orthodox Church (1930-1939) which were introduced into scientific circulation in Ukraine since 1991 and are still the object of further source studies.
Keywords: documents, archives in Ukraine, sources, classification of sources, the Ukrainian Autocephalous Orthodox Church (1921-1930) – the Ukrainian Orthodox Church (1930-1939).
С начала 1990-х гг. в России начали выходить в свет многочисленные сборники и публикации документов по истории Православной Церкви межвоенного периода 1920-1930-х гг. Но основное внимание при подготовке таких публикаций их составители обращали или на советское антирелигиозное законодательство (постановления, инструкции, декреты и пр.), или на собственно российскую версию истории Православной Церкви, как в России так и в Украине [1; 18 и др.]. Удельный вес публикаций документов по истории Православной церкви в Украине в российских документальных изданиях ничтожно мал, а по истории УАПЦ формации 1921 г. такие публикации практически отсутствуют до сих пор.
Отсутствие прямого доступа к информации из первоисточников порождает искажение исторической картины и, как следствие, неправильное понимание и толкование определенных процессов церковной истории, как в России, так и в Украине. Поэтому актуальной является попытка отказаться от предвзятого и однобокого подходов в оценке тех исторических событий, которые привели к провозглашению автокефалии Украинской Церкви.
В современной исторической науке источниковедческая база определяется как совокупность источников, которые имеют определенный тип, род, вид, с разной степенью концентрации информации, интенсивностью распространения, а также состоянием их сохранности [7]. Анализ документальных источников из истории Украинской автокефальной православной церкви на протяжении всего периода ее существования в Украине в 1921-1939 гг. является актуальной проблемой по многим причинам.
Во-первых, до сих пор не опубликовано отдельного источниковедческого исследования письменных источников по истории УАПЦ от начала церковно-освободительного движения и до периода ее планомерного уничтожения органами власти УССР как «буржуазно-националистической», «петлюровской» и вообще антисоветской структуры [17]. Во-вторых, существует необходимость поиска, изучения, и классификации тех источников, которые в разное время оказались за рубежом и длительное время оказывали серьезное влияние на церковно-политические отношения в среде украинской диаспоры. В-третьих, распад СССР и связанные с этим процессы возрождения ранее ликвидированных советской властью Украинской Автокефальной Православной и Украинской Греко-католической Церквей в Украине вызывали потребность в объективной информации и активизировали процесс поиска и выявления документальных источников. Это также стало стимулом для археографических студий и вообще появления разнообразных публикаций на эту тему.
Символическим является также тот факт, что деятельность участников церковно-освободительного движению за образование автокефальной церкви в Украине в 1917-1921 гг., УАПЦ (1921-1930) и УПЦ (1930–1939), происходили на территории бывшего Софийского монастыря и храм Святой Софии Киевской был кафедральным собором этой обители. Ее ликвидация впервые за многие века стала причиной изменения статуса – Софийский кафедральный собор Киевских Митрополитов перестал быть действующим храмом и превратился в музей-заповедник и существовал сначала как филиал Всеукраинского Музейного Городка на территории Киево-Печерской Лавры, а с 1939 г. как самостоятельный музей, причем антирелигиозного направления в программе экскурсионной деятельности и исследований.
Поиск и изучение источников – документов из канцелярии Всеукраинской Православной Церковной Рады, созданной в качестве временного органа для созыва Всеукраинского Православного Церковного Собора в апреле 1919 г., материалов всех Всеукраинских Православных Церковных Соборов УАПЦ (УПЦ) 1921-1930 гг., которые проходили в большом кафедральном Софийском соборе, других документальных материалов о деятельности УАПЦ, – все это имеет большое значение по делу объективного беспристрастного подхода к этой проблеме.
Исследование оригинальных источников предоставляет возможность ввести в научный оборот новые исторические факты, которые до того были или малоизвестны, или сознательно замалчивались по идеологическим и политическим причинам. Это существенно изменяет наши представления о ходе событий в Украине 1920-1930-х гг., позволяет пересмотреть уже устоявшиеся принципы и оценки. Это также необходимо для создания целостной исторической картины путем реконструкции событий на базе исследования архивных документов, вообще всей совокупности выявленных источников.
Запорожский исследователь А.Н. Игнатуша предложил следующую схему классификации письменных источников: документальные, личного происхождения и прессу. Основу его монографического исследования составили источники условных групп-комплексов: церковные, государственные и общественные. Он также навел видовую принадлежность источников: актовые (законодательные, нормативные), делопроизводственные, статистические, судебно-следственные, программно-теоретические [6, с. 13].
В целом, источники по истории Православной Церкви могут быть разделены за видами, происхождением (церковные / нецерковные) и по содержанию (уровнем информативности и репрезентативности). Большое значение в оценке источников имеет их конфессиональное происхождение, поскольку в данном случае решающее значение в форме и содержании оценок будет иметь то обстоятельство, из какой среды вышел документ – самой УАПЦ или других церковных структур, например Украинского Экзархата Московского Патриархата или обновленческих группировок в Украине. Источники по истории УАПЦ распределяются еще по другим критериям. Они могут происходить из украинских или русских церковных и светских структур, а также иметь иностранное происхождение.
Специфической разновидностью источников советского периода являются нецерковные (светские) документальные публикации, в основном представленные законодательством относительно Церкви, а также существующий комплекс архивных фондов партийных и советских органов власти в УССР и СССР, других учреждений, деятельность которых имела то или иное отношение к Церкви, точнее к внешней регламентации ее деятельности, манипулированию разрешительными документами на использование храмов и церковного имущества, судебные дела против деятелей УАПЦ, публикации в прессе и т. д.
В отличие от аналогичных источников времен существования Российской империи до 1917 г., когда практически весь массив официальной документации, публикации в прессе и даже частный епистолярий были обусловлены доминирующим в тогдашнем обществе православным сознанием, господствующим положением Русской Церкви в государстве и виденьем проблем, именно с позиций Православия и христианской морали, в советский период практически весь массив источников основывался исключительно на нецерковной антирелигиозной идеологии.
Материалистическое мировоззрение, марксистско-ленинская теория, которая была внедрена в качестве методологической основы ко всем областям жизни советского общества, обусловила соответствующее отношение к церковному вопросу в вышеупомянутых направлениях деятельности. Исключение составляют внутрицерковные документы и документы украинской церковной диаспоры, хотя их авторы также не избежали политических влияний в своих оценках истории УАПЦ межвоенного периода 1920-1930 гг.
Попытку тематического и хронологического обзора выявленных архивных дел фонда УАПЦ в Центральном государственном архиве высших органов власти и управления Украины, на наш взгляд довольно удачную, была осуществлена запорожским исследователем Александром Игнатушей в его диссертационном исследовании, а также в отдельной статье, посвященной обзору тех документов, которые содержатся в государственных архивах Украины [5].
А.Н. Игнатушей в этой статье было предложено распределение архивных материалов на 2 группы: 1) фонды церковных организаций и 2) фонды государственных органов, которые содержат материалы относительно Церкви [5, с. 44]. Такое распределение может быть принятым в качестве рабочей версии классификации архивных материалов в украинских государственных архивах. В целом классификация документальных источников по истории УАПЦ несколько сложнее.
Свою классификацию источников предложил Леонид Пилявец [13]. Историю УАПЦ (1921-1936) он разделил на 3 этапа: 1) этап кристаллизации идеи автокефалии Православной Церкви в Украине, выработка ее идеологии и попытки воплощения ее в жизнь (1917-1921); 2) этап провозглашения УАПЦ, ее институализация деятельности (1921-1930); 3) разгром УАПЦ и деятельность УПЦ как ее преемницы (1930-1936) [13, с. 46]. В принципе соглашаясь с предложенной схемой, все же возникает много вопросов относительно периодизации и классификации источников.
Наиболее удачная схема классификации источников по истории Православной Церкви в Украине была предложена Василием Ульяновским [19, с. 8-14]. Эта схема была использована им для классификации источников средневековой истории Православной Церкви в Украине. Признавая предложенную классификацию в целом приемлемой для новейшего периода, следует отметить, что источники по истории УАПЦ межвоенного периода имеют свои особенности, обусловленные реалиями ХХ века и их отражением в деле возникновения, сохранности и причин последующего засекречивания и даже уничтожения.
По уровню информативности и объективности отражения исторических реалий, мировоззренческих установок, социальных и имущественных отношений актовые источники считаются наиболее ценными и составляют основной пласт найденных документов. Актовые источники не только содержат важную информацию относительно событий из церковной истории, но и служат средством проверки и уточнения нарративных (повествовательных) источников. Собственно церковные архивы (архив Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата, Московского Патриархата и др.), так же как и частные коллекции, в том числе, вывезенные за границу, пока что почти не вовлечены в научный оборот.
Соборные деяния, как разновидность актовых источников, содержат полные или отрывочные протоколы церковных Соборов УАПЦ 1921 и 1927 гг. (собственно соборные документы – все имеющиеся варианты стенограмм заседаний, протоколы заседаний различных соборных комиссий, тексты докладов делегатов, списки участников и т.д.), новые каноны (т.н. «Киевские каноны» УАПЦ 1921 г. или «Наказы» Второго Всеукраинского Православного Церковного Собора УАПЦ 1927 г. которые являются попыткой кодификации «Канонов» 1921 г.) и их решения.
В этих источниках содержится информация относительно их состава, времени и места написания, основные проблемы, ход дискуссий, принятые соборные постановления и решения. Соборные деяния фиксируют внутреннее и внешнее положение Церкви определенного времени, острые проблемы церковной жизни и формы их обсуждения, соотношение духовного и светского элементов в церковной организации на момент создания этих документов, влияние государственной политики на церковную жизнь.
Институт украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины в ходе выполнения плановой научной работы по исследованию и публикации документов из этого фонда опубликовал сборники документов и материалов Первого Всеукраинского Собора УАПЦ 14-30 октября 1921 г. [12] и Второго Всеукраинского Собора УАПЦ 17-30 октября 1927 г. [3], которые, вместе с другими документами, составляют целостный массив документов и материалов относительно существования и ликвидации этой Церкви. К соборным деяниям можно отнести протоколы и постановления Больших Никольских и Покровских собраний («соборчиков») ВПЦР, которые по своему уровню почти равнялись церковным Соборам УАПЦ, а их решения имели обязательную силу для всей Церкви.
Эпистолярные документы достаточно широко представлены среди документов канцелярии УАПЦ при Софийском соборе в Киеве, поскольку руководство ВПЦР в лице Михаила Мороза, митрополита УАПЦ Василия Липковского, архиепископа Нестора Шараевского и других деятелей вело достаточно интенсивную переписку с различными организациями, учреждениями, церковными центрами, частными лицами, правительственными кругами УССР о созыве Соборов, а также письма, которые поступали в ответ в канцелярию ВПЦР от деятелей по украинизации Церкви на местах и др.
Этот вид документов включает в себя официальную, полуофициальную и частную переписку церковных деятелей и учреждений и является одним из самых информативных источников по изучению борьбы различных течений внутри УАПЦ, служит основанием для характеристики авторов писем и их адресатов, позволяет уточнить мотивы тех или иных действий и т.д.
Абсолютное большинство эпистолярных документов УАПЦ до сих пор не опубликовано. Были обнародованы только те эпистолярные документы, которые были сопроводительными до издания соборных материалов УАПЦ. В ходе развертывания политических репрессий против деятелей УАПЦ (с 1930 г. – УПЦ) был уничтожен, или до сих пор не рассекречен, целый массив эпистолярия. В протоколах обыска во время ареста очень часто отмечалось, что при обыске было изъято «переписку разную», или просто указывалось, что среди изъятых материалов были «письма разные» (без описания).
При исследовании архивно-уголовных дел осужденных деятелей УАПЦ, которые стали доступными для ознакомления с начала 1990-х гг. и ныне хранятся в Отраслевом государственном архиве Службы безопасности Украины и Центральном государственном архиве общественных объединений Украины (г. Киев), практически никакой переписки обнаружено не было. Причем, следует отметить, что в делах есть специальные конверты для хранения таких «вещдоков», но практически все они оказались пустыми при осмотре. Только в некоторых архивно-уголовным делам сохранилось небольшое количество писем церковных деятелей, которые, очевидно, были изъяты во время обысков в качестве «вещдоков».
Эпистолярные документы были частично обнародованы за рубежом из тех материалов, которые были вывезены с Украины в конце Второй Мировой войны и оказались доступными для исследования только с появлением этих изданий из диаспоры в Украине вначале 1990-х гг. [9, с. 503-528; 10 и др.]. Среди обнародованных в последнее время в Украине эпистолярных источников, к исследованию истории УАПЦ этого периода имеет отношение переписка проф. Ивана Огиенко (с 1944 г. митрополита Илариона) [4, 8 и др.].
К нарративным источникам среди найденных документов УАПЦ относятся мемуары отечественного и зарубежного происхождения, которые отражают субъективное восприятие авторами современных событий с некоторыми экскурсами в прошлое. Отчасти мемуарный характер имеют те источники, которые формально относятся к другим видам. Например, историческая записка протодиакона УАПЦ, председателя ВПЦР в 1924-1927 гг. Василия Потиенко, текст которой был прочитан в качестве доклада для украинских беженцев в Германии в январе 1944 г. [14], или «История Украинской Церкви» митрополита УАПЦ Василия Липкивского содержат не только описание событий с отчетливым авторским отношением к ним и оценкам, но и факты из собственной биографии самих авторов [11].
Кроме мемуаров украинских деятелей, участников событий, которые происходили из церковной среды, интерес вызывают мемуары и светских деятелей, которые оставили воспоминания о тех событиях в Украине, которые связаны с институализацией УАПЦ в начале 1920-х гг. Этот вид источников почти полностью представлен уже опубликованными работами, которые вышли в свет за рубежом. К мемуарам русских церковных деятелей в Украине можно отнести целый ряд воспоминаний, которые также вышли в свет за рубежом и являются интересными в плане выяснения взглядов на деятельность УАПЦ указанного периода со стороны оппонентов.
Большое значение для понимания процессов украинизации богослужения на местах и образования украинизированных приходов на Черниговщине, Нежинщине, Переяславщине, Киевщине, Борзенщине и других регионах Украины имеют выявленные в архиве рукописные очерки истории православных приходов УАПЦ за 1921-1926 гг. [2].
Сохранились документы, которые можно отнести к специальным источникам. Это касается оригинальных богословских произведений, в частности апологетических трудов ведущих церковных деятелей УАПЦ, церковно-полемических сочинений идеологов УАПЦ и их церковных оппонентов из числа обновленцев, литургические и гомилетические произведения. Описание богословских произведений, которые создали деятели УАПЦ, может стать предметом отдельного источниковедческого или / и богословского исследований.
Труды теоретиков и идеологов УАПЦ появились уже после Первого Всеукраинского Собора УАПЦ 14-30 октября 1921 г., но их тематика свидетельствует, что даже через 6-8 лет после того, как состоялся Собор, накал страстей вокруг вопроса о создании национальной Церкви в Украине, ее основополагающих позиций, проблемы каноничности рукоположения ее первоиерарха митрополита Василия Липковского никак не угасал. Отдельно следует рассматривать материалы Второго Всеукраинского Собора УАПЦ 17-30 октября 1927 г., где были рассмотрены богословские, историко-церковные и политические вопросы, а также редакционные подборки журнала «Церква і Життя», где также есть полемические произведения деятелей УАПЦ.
К малочисленным вещественным источникам, которые оставила по себе УАПЦ, можно отнести надгробия ее деятелей, в частности на территории Национального Заповедника «София Киевская» чудом сохранилась надгробная плита архиепископа Киевщины УАПЦ Нестора Шараевського [15; 16]. Из-за политических репрессий как самих деятелей УАПЦ, так и всех причастных к этой Церкви в 1920-1930-е гг., а также вследствие массовой эмиграции из Украины после окончания оккупационного периода на протяжении 1943-1944 гг. были вывезены за границу те вещи, книги, документы, которые еще оставались в семьях или у знакомых репрессированных в конце 1930-х гг. деятелей УАПЦ. Собственно церковных вещей, которые были бы произведением УАПЦ, не осталось из-за обстоятельств жизни в УССР (Голодомор, репрессии) и короткий период существования этой Церкви.
Музыкальные источники УАПЦ сохранились гораздо больше и лучше, чем собственно материальные. К этим источникам относятся нотные записи с украинскими богослужебными текстами. Поскольку интенсивный процесс украинизации затронул и сферу церковной музыки, а также через поддержку этого процесса ведущими украинскими композиторами – протоиереем УАПЦ Кириллом Стеценко, Памфилом Демуцким, регентами соборного и украинского народного хоров большого Софийского собора Петром Гончаровым, Яковом Калишевским, Дмитрием Ходзицким и другими – даже за такой короткий промежуток времени (1919-1939) УАПЦ оставила оригинальное музыкальное наследие, произведения, которые действительно основывались на народной музыке и приближали богослужения к украинскому народному творчеству. Интересными для изучения являются статьи и другие материалы по дискуссии 1920-х гг. относительно внедрения народных песнопений церковного обихода. Отдельной проблемой для исследования может стать изучение взаимодействия на местах сельских «Просвіт» и церковных хоров в украинизированных приходах.
Материалы прессы периода Украинской государственности 1917-1921 гг., церковной и советской прессы в Украине 1920-1930-х гг. и периодических изданий в диаспоре в конце Второй Мировой войны и в послевоенный период также являются отдельным видом источников по истории УАПЦ. Их специфика в том, что абсолютное большинство из этих источников не относится к церковным изданиям, которых вначале 1920-х гг. вышло чрезвычайно мало, а только содержит информацию по общеполитическим реалиям.
Таким образом, источниковая база исследования, которая сформировалась на протяжении длительного периода, как в Украине, так и за ее пределами, дает возможность полно и всесторонне исследовать все выявленные источники, осуществить их классификацию и систематизацию, определить состояние сохранности источников по истории УАПЦ (УПЦ) межвоенного периода.
Список литературы:
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. Сборник документов: в 2-х чч. 1917-1943 / Сост. М.Е. Губонин. – М.: Изд. Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 1994. – 1064 с.
2. «В Українській церкві велика була духовна сила...». Становлення Української автокефальної православної церкви в описах самовидців та учасників церковно-визвольного руху на Сіверщині та в Середньому Подніпров’ї. 1917−1925 рр. / Упорядник, автор вступної статті А.Л. Зінченко; археографічна підготовка документів та археограф. Передмова, покажчики І.М. Преловської. – Ніжин, 2012. – 352 стор., іл.
3. Другий Всеукраїнський Православний Церковний Собор УАПЦ 17-30 жовтня 1927 р. Документи і матеріали, кн. 2 / Упорядники С.І. Білокінь, І.М. Преловська, І.М. Старовойтенко. – К.: Оранта, 2007. – 698 с. [Серія «Джерела з історії Церкви в Україні»].
4. Епістолярна спадщина Івана Огієнка (1907-1968) / Упоряд. Ляхоцький В., Московченко Н., Преловська І. – К.: УДНДІАСД, 2001. – Т. 2. – 477 с. [Серія “Пам’ятки”].
5. Ігнатуша О. Документи державних архівів України з історії Української Автокефальної Православної Церкви (1917-1930 рр.) // Архіви України. – 1994. – № 1-6. – С. 44-56.
6. Ігнатуша О.М. Інституційний розкол православної церкви в Україні: ґенеза і характер (ХІХ ст. – 30-ті рр. ХХ ст.): автореф. дис. на здобуття наук. ступеня доктора істор. наук: спец. 07.00.01. «Історія України». – К., 2006. – 39 с.
7. Ковальський М.П. Актуальні проблеми джерелознавства історії України ХVІ–ХVІІ ст. / М. Ковальський // Український археографічний щорічник. – Вип. 1 / гол. редкол. П.С. Сохань та ін. – К.: Наукова думка, 1992. – С. 262 – 272.
8. Листи від громадських діячів, представників української науки, культури і церкви до Івана Огієнка (митрополита Іларіона) 1910-1969) / Упор.: І. Преловська та ін. – К.: Вид. ім. О. Теліги, 2011. – 744 с.
9. Мартирологія Українських Церков: В 4 т. – Т. І. Українська православна церква. Документи, матеріали, християнський самвидав України. – Балтимор; Торонто: Українське Видавництво «Смолоскип» ім. В. Симоненка, 1987. – 1207 с.
10. Митрополит Василь Липківський. Листи (1933-1937). – Торонто: Вид. Українського Православного Братства ім. Митрополита Василя Липківського, З.Д.А. – 1980. – 167 с.
11. Митрополит Василь Липківський. Історія Української Православної Церкви. Розділ VІІ: Відродження Української Церкви. – Вінніпег: Вид. накладом фундації Івана Грищука, 1961. – 181 с.
12. Перший Всеукраїнський Православний Церковний Собор УАПЦ 14 – 30 жовтня 1921 року: документи і матеріали / Упорядники: Г. Михайліченко Л. Пилявець І. Преловська. – К.; Львів: Жовква, 1999. – 560 с.
13. Пилявець Л. Джерела з історії Української Автокефальної Православної Церкви // Матеріали читань, присвячених митрополиту Василю Липківському. Січень-червень 1996 р. (КДА). – К.: Воскресіння, 1997. – С. 45-67.
14. Потієнко В. Відновлення ієрархії Української Автокефальної Православної Церкви. – Новий Ульм, (Німеччина): Вид. Вищого Церковного Управління Української Автокефальної Православної церкви, 1971. – 68 с.
15. Преловська І. Поховання на території Софії Київської у ХХ столітті (Додаток) // Нікітенко Н. Під покровом Святої Софії. Некрополь Софійського собору в Києві. – К., Вид. Українського товариства охорони пам’яток історії та культури, 2000. – С. 79-94;
16. Преловська І. Архієпископ УАПЦ Нестор Шараївський (короткий біографічний нарис) Вісник Українського товариства охорони памяток історії та культури – К., 2001 – № 1(5) – С 63-67
17. Преловська І.М. Джерела з історії Української Автокефальної Православної Церкви (1921-1930) – Української Православної Церкви (1930-1939): монографія. – К.: Інститут української археографії та джерелознавства ім. М.С. Грушевського, 2013. – 696 с.
18. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917-1941: Док. и фотоматериалы. – М.: Изд-во Библейско-Богословского Института св. Апостола Андрея, 1996. – 352 с.
19. Ульяновський В.І. Історія церкви та релігійної думки в Україні. Навч. посібник: У 3-х кн. Кн. 1. Середина XV – кінець XVІ століття. – К.: Либідь, 1994. – 256 с.
Сведения об авторе:
Преловская Ирина Николаевна – доктор церковно-исторических наук, кандидат исторических наук, профессор Киевской православной богословской академии, старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М.С. Грушевского НАН Украины (Киев, Украина).
Data about the author:
Prelovska Iryna Mykolaivna – Doctor of Church History Sciences, Candidate of History Sciences, Professor of Kyivan Orthodox Theological Academy, Senior Staff Scientist of M.S. Hrushevsky Institute of Ukrainian Archaeography and Source Studies of NAS of Ukraine (Kyiv, Ukraine).
E-mail: clio21@ukr.net.