Сапункова В.И. Духовная жизнь в понимании подрастающего поколения XXI века

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 130[12+123.4]

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В ПОНИМАНИИ 

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ XXI ВЕКА

Сапункова В.И.

В статье рассматривается понятие «духовная жизнь человека» со светской точки зрения, проводится анализ образовательной среды, в которой должно формироваться духовно развитое современное поколение.

Ключевые слова: духовная жизнь, душа, сущность, молодежь, образование. 

 

SPIRITUAL LIFE IN THE UNDERSTANDING

OF THE YOUNGER GENERATION OF THE 21ST CENTURY

Sapunkova V.I.

The article considers the concept of "spiritual life" from a secular point of view, the analysis of the educational environment that should form the spiritually developed modern generation.

Keywords: spiritual life, soul, spirit, youth, education.

 

Каждый человек, рождаясь, обретает душу и вместе с ней возможность ее самопознания, знакомство с таинствами этого мира. Душа, дух, духовность –  однокоренные слова, но как часто сейчас они становятся абсолютно разными, не связанными друг с другом.

Обращаясь к понятию «духовная жизнь» сталкиваешься в первую очередь с религиозной, церковной тематикой. В православном понимании духовная жизнь представляет собой общение с Богом, уподобление Ему, единение с Ним.

Начало духовной жизни полагается в таинстве Крещения. Целью духовной жизни является соединение с Богом (обожение), т.е. бесстрастие, святость и совершенство.

Человек называется духовным, если имеет в себе Дух Божий, как говорит о себе и апостол Павел: «Думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7:40). Не имеющий в себе Духа Божия – плотский человек, а имеющий в себе Духа Божия – духовный, хотя и во плоти, как говорит апостол: «Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем (2 Кор 10:3).

На первом этапе Господь даёт человеку обильную благодать; видеть свои грехи, свои немощи, ограждает человека от чрезмерных искушений, давая почувствовать Божью силу и Божье попечение. На втором этапе Господь немного отнимает свою благодать, но делает это в воспитательных целях. Что бы человек осознал свою немощь и беспомощность. Третий этап – падения и восстания с Божьей помощью, и это путь христианина, таковы тернии его подвижничества, в этом и заключается его духовная жизнь. 

Можно сказать, что духовная жизнь – это жизнь в любви и мире с Богом, собой и окружающими. В мире с Богом нужно понимать, как угождение Ему. Существует такое понятие, как «хождение под Богом». То есть жить так, как будто на тебя постоянно, ежесекундно взирает Господь (a это на самом деле так), желая оценить твои поступки, слова и мысли. Соответственно человек, может ходить путями Божьими, только зная эти пути, и это и есть – духовная жизнь.

Множество подобных определений и цитат можно увидеть, если обратиться к Интернет-сети, книгам по религии, а так же к старшему поколению. А как же понимают «духовную жизнь» наши дети?

Задаваясь этим вопросом, мы обратились к общей образовательной и воспитательной системе. В самой обычной средней школе на уроках мировой художественной культуры и религии, обществознания, музыки, искусства, изобразительного искусства подобные термины не употребляются и даже не упоминаются. По стандартной системе образования такие беседы с учащимися не предусмотрены ни по одной гуманитарной программе, в которой в принципе они могли бы встречаться.

Например, в рамках общей программы по музыке Е.Д. Критской, понятие «духовная жизнь человека» рассматривается только с одной стороны, как умение понимать музыку, искусство [2, с. 115.]

С одной стороны «духовная жизнь» – это религиозное понятие, с другой – светское. Мы осветим  светскую сторону, как более понятную для подрастающего поколения.

В научном обосновании духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека. Здесь рождается и реализуется дух, духовность, появляются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Таким образом, возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху. Духовная жизнь – это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Духовную жизнь общества образуют такие начала, как нравственное, познавательное и эстетическое. Эти начала порождают мораль и религию, науку и философию, искусство и творчество. Духовной жизни человека и общества соответствуют такие виды духовной деятельности, как религиозная, научная, творческая. Этим видам деятельности соответствуют и три идеала ценностей, к которым стремится личность:

истина – адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть вне и независимо от сознания;

добро – общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу;

– красота — совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека [4, с. 311].

На вопрос «что такое духовная жизнь человека?» подростки отвечают очень невнятно, давая самые разные характеристики, что приводит нас к выводу о том, что в целом дети не понимают о чем идет речь. Начать нужно с самой главной части слова корня –  «дух». Владимир Иванович Даль в своем словаре дает такое определение этому слову: «Дух... бестелесное существо: обитатель невещественного; а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному. Добрый дух, ангел, дух света, чистый; злой дух, дух тьмы, диавол, нечистый дух. Святой Дух, третье Лицо Св. Троицы. Дух Божий, благодать, вдохновенье, наитие, откровенье.

– Сила души, доблесть, крепость и самостоятельность, отважность, решимость; бодрость. У меня на это не станет духу.

– Отличительное свойство, сущность, суть, направленье, значенье, сила, разум, смысл. Дух веры христианской. Его смущает дух суемудрия. Духом кротости, а не палкой по кости.

– Дыханье. Дай перевести дух. Бежал, захватило или заложило дух.

Видимое дыханье, пар выходящий из рта. В этом значении дух, как жизнь, ниже души; а в высшем значении искры Божества, дух выше души и отличает человека от животного...» [1, с .248].

Вынося из этих определений главное, можно сказать, что «дух» – это бестелесная сущность человека, находящаяся у него внутри, нечто божественное, неподвластное земной плоти. Исходя из этого общего определения «духовная жизнь человека» – это жизнь, которая проходит внутри самого человека, в его внутреннем мире, где отделяется плоть от духа, превращаясь в божественную сущность. 

В общеизвестной методике комплексного воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека Д.Е. Огороднова говорится о том, что любой человек способен чисто интонировать внутри себя. Пропевая услышанный звук про себя, человек интонирует его правильно, может быть нарушена только координация внутреннего слуха и внешнего голоса, но координация внутреннего слуха и внутреннего голоса у всех людей развита с рождения [3, с. 98].

То же самое происходит и с духовной жизнью. Каждый человек потенциально имеет такую духовную сущность — думающую, чувствующую, тонкую божественную субстанцию. Другое дело, как эта сущность координируется в внешним миром, во что она трансформируется покидая свою духовную обитель и попадая в реальный плотский мир.

Объясняя более понятным языком детям XXI века, мы говорим о том, что в себя включает духовная жизнь. 

Первая составляющая – искусство. Приобщая подрастающее поколение к искусству, будь то музыка, архитектура, изобразительное искусство, мы сеем в них зерна, которые дадут их духовной сущности новую жизнь. 

Вторая составляющая – книги. Именно благодаря  книгам молодые люди могут обрести духовную тонкость, проницательность, светлый образ мыслей.

Третья составляющая – это любовь. В широком понимании этого слова: любовь к людям, жизни, Богу, окружающему миру, детям. 

И последняя наиважнейшая составляющая – природа. Все самые прекрасные частицы духовной сущности человека рождаются из природы, из живого мира, полного самых тонких переплетений и связей. 

В чем заключается глубина духовной жизни человека? В вечном поиске истины. Мы не можем сказать детям, что истина, это то-то и то-то, мы только можем направить их на поиск этой истины, а она не бывает абсолютной по определению. Добру невозможно научить, но можно на примере искусства, книг и других культурных предметов подсказать различие черного от белого. Добро, как неотъемлемая составляющая духовной жизни человека – единственное, чему общество не может научить, это слишком тонкая субстанция, она закладывается в семье. Красота, эстетика, этика – важнейшие нити духовной жизни, без которых невозможно понять и оценить искусство, природу, ведь все взаимосвязано: искусство с красотой, красота с добром, истина с природой и добром, добро с любовью. Нити переплетаются так искусно и оригинально, что рождают духовный мир определенного человека, строят этот уютный светлый дом.

Так же как и физической жизни человека нужна охрана, она нужна и духовной жизни. Тонкий, но прочный духовный стержень в личности человека никогда не позволит грубости, хамству и бездуховности проникнуть вглубь мира и прорастить там корни. Охрана духовности – смотреть, видеть и не принимать то, что считаешь мусором. В мире множество истин, которые выдаются за одну единственно верную истину, на самом деле являясь суррогатом, бездуховным мусором.

Чем объясняется ситуация, когда мальчик, у которого родители хамы и алкоголики, вдруг вырастает в прекрасного человека, честного, тактичного с глубоким внутренним миром вопреки собственной семье? Духовный стержень закладывается в семье, но в редких случаях этот стержень закладывается в противоположность ближайшему окружению, то есть самим человеком, либо мудрым наставником, который оказал хорошее влияние на подрастающего юношу. И в этом случае, духовная жизнь человека должна находиться под его охраной – недопущения в свой мир ненужного, чуждого этому миру.

Мы рождаемся с духовной жизнью и с ней же умираем, но как мы проживаем эту реальную жизнь, сохраняя богатый духовный мир и приумножая его? Вот это вопрос для каждого человека. Задача образовательной системы объяснять подрастающему поколению такие понятия, давать им определения, чтобы дети понимали насколько это важно не только в контексте религии и церкви, но и в светском понимании, в более доступной для них форме. Именно тогда у них в голове возникают вопросы, которые помогут их внутреннему миру развиваться, значительно обогащая духовную жизнь, а так же охраняя ее от внешнего воздействия средств массовой информации, некачественной литературы.

 

Список литературы:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.,1863. Т. 1.

2. Критская Е.Д. Сергеева Г. Шмагина Т. Методическое пособие для учителей музыки. М., 2012.

3. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе / Методическое пособие. СПб., 1972.

4. Шадалов Г.М. Современная философия. М.,1989.

 

Сведения об авторе:

Сапункова Вера Игоревна – преподаватель музыки средней общеобразовательной школы № 413 города Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург, Россия).

Data about the author: 

Sapunkova Vera Igorevna – Music teacher of Saint Petersburg Secondary School 413 (Saint Petersburg, Russia).

E-mail: sver1988@mail.ru