Фам Минь Шон. О реформировании организационного аппарата политической системы Вьетнама

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 342.5(597)

О РЕФОРМИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИОННОГО АППАРАТА

ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВЬЕТНАМА

Фам Минь Шон

В последние годы административная реформа во Вьетнаме достигла серьезных результатов, став важной движущей силой социально-экономического развития. Эти результаты не только способствуют повышению эффективности и результативности деятельности государственного административного аппарата от центрального до местного уровней, но и помогают укрепить позиции Вьетнама и его международную конкурентоспособность. В данной статье предложены необходимые критерии для процесса реформирования государственного аппарата, а также определены ключевые задачи, которые необходимо выполнить в предстоящий период.

Ключевые слова: административная реформа, Вьетнам, эффективность, демократия, профессионализм.

 

ON THE ORGANIZATIONAL APPARATUS REFORM

OF VIETNAMS POLITICAL SYSTEM

Pham Minh Son

In recent years administrative reform in Vietnam has achieved many outstanding results, becoming an important driving force for socio-economic development. These achievements have not only contributed to enhancing the efficiency and effectiveness of the state administrative apparatus at both central and local levels, but also helped to strengthen Vietnam’s position and its international competitiveness. The paper proposes the essential criteria for the process of reforming the state apparatus and identifies key tasks that need to be carried out in the upcoming period.

Keywords: administrative reform, Vietnam, efficiency, democracy, professionalism.

 

Начиная с VI Съезда Коммунистической Партии Вьетнама, прошедшего в 1986 г., при проведении процесса обновления, перехода от централизованной плановой экономики к рыночной экономике, было определено, что экономическое обновление должно идти рука об руку с обновлением государственного аппарата. Партия постоянно издавала множество резолюций и постановлений, чтобы руководить реализацией политики обновления, упорядочивая аппарат политической системы и организуя аппарат для более эффективной работы. Особенно значительных результатов удалось достичь при реализации постановления № 18-NQ/TW от 25 октября 2017 г., которое заложило основу позитивных изменений в реформировании и упорядочении организационной структуры, а также в повышении эффективности работы органов, учреждений и организаций политической системы. Впоследствии, на XIII Съезде Партии была выдвинута стратегия развития страны до 2030 г., в которой подчёркивается необходимость «строительства и совершенствования социалистического правового государства, которое будет чистым, сильным, компактным, эффективно функционирующим, ориентированным на народ и развитие страны» [3, с. 47-48].

Практика процесса обновления показывает, что политическая система под всеобъемлющим руководством Коммунистической Партии Вьетнама достигла больших успехов в деле национального строительства и обороны. Благодаря мудрому руководству, синхронному, решительному и эффективному осуществлению руководящих принципов политики Партии и государства, страна преодолела множество трудностей и вызовов, достигнув важных достижений исторического значения, подтвержденных конкретными результатами во многих областях.

Во-первых, задача национальной обороны и безопасности всегда определяется как важная и постоянная; обеспечение сохранения национальной независимости, суверенитета и территориальной целостности; прочная защита Партии, государства, народа, социалистического режима, национальной культуры и национальных интересов. В то же время поддержание политической стабильности и мирной обстановки – важная основа для устойчивого развития страны.

Тем не менее, на сегодняшний день процесс реорганизации государственного аппарата (в том числе административных органов власти) от центрального до местного уровня всё ещё остаётся непоследовательным, не сопровождается системной оптимизацией численности кадров и их структуры. В ряде министерств и ведомств сохраняется дублирование функций, что приводит к существованию механизма «разрешений и одобрений», создающего предпосылки для коррупции, расточительства и других негативных явлений.

Во-вторых, культурные, социальные и экологические сферы сосредоточены на обеспечении гармонии с экономическим развитием и достижении многих важных достижений. Роль культуры как духовной основы, эндогенного ресурса и прорывной движущей силы национального развития решительно продвигается. Социальное обеспечение гарантируется, а материальная и духовная жизнь людей постоянно улучшается.

В-третьих, внешнеполитическая сфера продемонстрировала стремительное развитие. Вьетнам установил дипломатические отношения почти с 200 странами и территориями по всему миру. Ряд крупных держав, таких как Россия, Китай и другие стали всеобъемлющими стратегическими партнерами страны. Однако социалистически ориентированная рыночная экономика работает по своим собственным правилам, требуя от Вьетнама продолжать обновлять свою политическую систему, включая руководящую и руководящую роль Партии и управленческую функцию государства. Цель состоит в том, чтобы эффективно использовать ресурсы и использовать возможности развития, особенно в контексте новой эпохи – эпохи Четвертой промышленной революции, когда искусственный интеллект (ИИ) и технологические прорывы стремительно меняют мировую ситуацию.

В контексте вступления страны в период глубокой интеграции и сильного развития, инновации и реорганизация политической системы, особенно государственного аппарата, стали чрезвычайно актуальной задачей. Это стратегическое требование для создания инициативы, креативности и прорывов в национальном управлении, оперативно отвечающих требованиям практического развития. Данный процесс не останавливается на этапе технической административной реформы, но и наглядно демонстрирует политическую решимость, отражая интеллектуальную глубину и стратегическое видение партии в направлении страны к современности и устойчивости.

Научно-организованный и эффективно функционирующий государственный аппарат не только способствует решению внутренних проблем, но и создает прочную основу для устойчивого развития страны и глубокой интеграции в новый контекст.

Чтобы достичь этого, необходимо единство и повышение осведомленности во всей политической системе о политике и ориентации инноваций, которые определила Коммунистическая Партия Вьетнама. В частности, реформа государственного аппарата должна осуществляться в соответствии с четкими критериями, чтобы обеспечить эффективность, действенность и соответствие требованиям развития времени.

Во-первых, реформирование государственного аппарата должно соответствовать объективным законам развития и обеспечивать его соответствие современным социально-экономическим условиям. Эффективно функционирующий государственный аппарат рассматривается как необходимое условие для стимулирования экономического роста, повышения уровня жизни населения и обеспечения социальной справедливости. Когда государственный механизм организован научно обоснованно, рационально и работает с высокой эффективностью, ресурсы распределяются оптимально, а политики реализуются согласованно и дают реальные результаты. Это и есть прочная основа для устойчивого и всестороннего развития страны в соответствии с объективными законами современности.

Во-вторых, реформирование государственного аппарата не останавливается на рационализации, а также создает мощную движущую силу для высвобождения производительных сил, содействия экономическому и социальному развитию в эффективном, справедливом и устойчивом направлении на благо народа. Хорошо организованный аппарат повысит эффективность административной деятельности, способствуя росту в таких областях, как экономика, образование, здравоохранение, культура и окружающая среда. Это неизбежный шаг к построению современной администрации, адаптирующейся к времени и лучше отвечающей общественным ожиданиям.

В-третьих, реформа государственного аппарата является ключевым фактором для укрепления доверия народа к Партии и государству. Эффективный, прозрачный и компактный государственный механизм не только устраняет недостатки в управлении, но и ясно отражает чувство ответственности и профессионализм государственных служащих. Это, в свою очередь, способствует достижению общественного согласия, пробуждению доверия и укреплению единства народа, что играет важную роль в построении стабильного и сильного общества.

Ключевая стратегическая задача

Реформирование государственного аппарата является не только подходящим решением для удовлетворения текущих неотложных потребностей, но и ключевой стратегической задачей, открывающей большие возможности для того, чтобы помочь Вьетнаму продвинуться дальше в процессе интеграции и развития. Это прочная основа для реализации основных целей страны и утверждения новой позиции Вьетнама на международной арене в новую эпоху.

Реформирование государственного аппарата следует рассматривать как всеобъемлющую революцию, способствующую развитию страны. Поэтому серьезное внедрение руководящих принципов и политики Партии, а также законов и политики государства является предпосылкой. В контексте международной интеграции и Четвертой промышленной революции современный и эффективный административный аппарат поможет Вьетнаму воспользоваться большими возможностями и эффективно решать внутренние проблемы, такие как устойчивый рост, изменение климата и социальное неравенство. Научно разработанная и прозрачная система государственного управления не только повысит эффективность управления, но и создаст благоприятные условия для инноваций и долгосрочного развития [2, c. 3-7].

Также реформирование государственного аппарата для содействия модернизации системы управления и потенциала государственного управления является предпосылкой для успешной реализации долгосрочных стратегий социально-экономического развития. Поэтому вьетнамское правительство должно обладать высокой политической решимостью, прилагать большие усилия и принимать радикальные меры для реализации. Оптимизированная и эффективная система поможет оптимизировать ресурсы, способствовать улучшению деловой среды и развитию образования, здравоохранения, технологии и охране окружающей среды. Это ключ к тому, чтобы сделать Вьетнам богатой, процветающей и развитой страной.

В-третьих, реформа государственного аппарата должна основываться на принципе приоритета народа: народ является субъектом и центром всех преобразований, интересы граждан всегда должны быть в центре внимания, а национальные интересы стоять на первом месте. Это служит основой для укрепления доверия народа к Партии, государству и процессу обновления страны. Прозрачный и эффективный административный аппарат не только усиливает ответственность и подотчётность, но и способствует формированию общественного консенсуса и подъёму настроения в обществе. Когда граждане видят искреннюю преданность делу и эффективность государственного управления, их доверие к власти укрепляется, что позволяет мобилизовать огромный потенциал национального единства для достижения великих целей развития страны.

Для успешного реформирования государственного аппарата необходимо постоянно опираться на силу народа, ставя во главу угла его интересы. Необходимо содействовать духу национальной солидарности, эффективно воплощать в политической и общественной жизни девиз: «Люди знают, люди обсуждают, люди делают, люди проверяют, люди контролируют, люди получают выгоду».

Реальность показала, что пока народ тверд в идеологии Партии, внимательно следит за руководящими принципами и политикой, стремясь к прогрессивному, цивилизованному и творческому обществу ради счастья людей, реформа государственного аппарата в направлении рационализации и эффективности является неотложной необходимостью и не может быть отложена. Это не только ответственность Партии, государства и руководящих органов, но и законное стремление всего народа – вместе для Вьетнама с всесторонним развитием в экономике, политике, культуре, обществе, здравоохранении идти к цели – сильной стране, процветающему и счастливому народу [4, c. 3-7].

Этот процесс реформ требует стратегического видения, решимости, синхронных инноваций, мужества противостоять трудностям, настойчиво оптимизировать аппарат, решительно завершить поставленные цели, чтобы войти в новую эру подъема вьетнамского народа. Эта эра является эпохой развития и процветания под руководством и правлением Коммунистической Партии ради успешного построения социалистического Вьетнама, богатого народа, сильной страны, демократического, справедливого, цивилизованного общества, наравне с великими державами.

Предложения для дальнейшего реформирования организационной структуры государственного административного аппарата

Во-первых, необходимо обеспечить народное единство, повысить уровень осознания, обновить мышление и усилить руководство в направлении продолжения реформы организационной структуры государственного административного аппарата.

В этом контексте следует достичь общего понимания и углубить восприятие курса и ориентиров по обновлению политической системы, определённых Коммунистической Партией Вьетнама в ходе XIII Съезда. Обновление мышления означает изменение как в способе мышления, так и в подходах к действию. Это необходимо для более полного и правильного осознания задач, создания условий для инициативности, креативности в процессе перестройки организационной структуры и постоянного совершенствования административной системы.

Во-вторых, нужно сосредоточиться на совершенствовании института государственного административного аппарата.

Продолжать изучать и вносить поправки в соответствии с требованиями реформирования государственного административного аппарата и реформирования внутренней организации правительства, чтобы помочь четко и полностью определить полномочия правительства, премьер-министра, министерств и ведомств министерского уровня.

В-третьих, необходимо активизировать реформу структуры правительства, органов местной власти, а также реорганизацию и совершенствование внутренних органов и учреждений в составе государственного административного аппарата.

Следует продолжить реформу аппарата местной власти, обеспечив его компактность, научную обоснованность, способность эффективно адаптироваться и максимально оперативно решать возникающие в реальной практике на местах проблемы.

В-четвёртых, надо обновить методы работы и повысить эффективность функционирования государственного административного аппарата.

Под влиянием Четвёртой промышленной революции государственная служба во всех странах, включая Вьетнам, требует реформ в направлении интеграции, согласованности, профессионализма, ответственности и динамичности. Организационная структура административного аппарата должна быть действительно компактной, обладать высокой способностью к управлению, гибкостью, адаптивностью и оперативным реагированием. Активное продвижение цифровой трансформации будет способствовать обновлению методов работы и повышению эффективности деятельности государственного административного аппарата [1, с. 89-90].

 

Список литературы:

1. Правительство Вьетнама // Доклад № 128/BC-CP от 19 апреля 2021. Обзор комплексной программы административной реформы на 2011-2020 гг., направления и задачи на 2021-2030 гг.». Ханой: [б.и.], 2021. C. 89-90.

2. Фам Тхи Тхань Ча. Продолжая создание оптимизированного государственного административного аппарата, который действует эффективно и действенно в духе резолюции 13-го Национального съезда партии // Журнал государственной организации. 2021. №. 4. C. 3-7.

3. Центральный исполнительный комитет Коммунистической Партии Вьетнама // Постановление № 18-NQ/TW от 25 октября 2017 г. по ряду вопросов о продолжении инноваций и реорганизации аппарата политической системы в целях его оптимизации и эффективной работы. Ханой: [б.и.], 2017. C. 47-48.

4. Чан Ван Фонг. Неизбежность создания единой, профессиональной, ответственной, динамичной и талантливой государственной службы во Вьетнаме // Журнал государственной организации. 2022. №. 4. С. 3-7.

 

Сведения об авторе:

Фам Минь Шон – доктор политических наук, доцент, ректор Академии журналистики и пропаганды (Ханой, Вьетнам).

Data about the author:

Pham Minh Son – Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Rector of the Academy of Journalism and Communication (Hanoi, Vietnam).

E-mail: thanhnho2310@gmail.com.