Нитченко А.А. Система институтов гражданского общества в Республике Коми: проблемы эффективного функционирования

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 347.471(470.13)

СИСТЕМА ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ: ПРОБЛЕМЫ

ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Нитченко А.А.

Статья посвящена анализу состояния и оценке эффективности функционирования институтов гражданского общества в Республике Коми. В работе критически оцениваются данные, представленные в докладах Общественной палаты Республики Коми. Выявляются и систематизируются проблемные аспекты в деятельности региональных институтов гражданского общества, препятствующие полноценной реализации функций гражданского общества в республике. Автор приходит к выводу о наличии ряда проблем в деятельности региональных институтов гражданского общества, в частности, третьего сектора. Эти проблемы не упоминаются в аналитических документах, таких как доклады Общественной палаты Республики Коми, что препятствует объективной оценке деятельности общественных институтов со стороны власти.

Ключевые слова: Республика Коми, гражданское общество, институты гражданского общества, третий сектор, проблемы развития.

 

THE SYSTEM OF CIVIL SOCIETY INSTITUTIONS

IN THE KOMI REPUBLIC: PROBLEMS

OF EFFECTIVE FUNCTIONING

Nitchenko A.A.

The paper analyses the state and evaluates the effectiveness of the Komi Republic civil society institutions functioning. The paper critically examines the information presented in the reports of the Komi Republic Public Chamber. Problematic aspects in the work of the regional civil society institutions that hinder the full implementation of civil society functions in the republic are identified and systematized. The author comes to the conclusion that there are a number of problems in the activities of regional civil society institutions, in particular, the third sector. These problems are not mentioned in analytical documents, such as the Reports of the Public Chamber of the Komi Republic. This prevents the authorities from objectively assessing the activities of public institutions.

Keywords: Komi Republic, civil society, civil society institutions, third sector, development problems.

 

Важнейшим признаком подлинно демократического государства является сформированное гражданское общество. Оно играет роль связующего звена между личностью или социальной группой и государством, является зоной осознанного взаимодействия данных субъектов. Поэтому указанная категория привлекала и привлекает особое внимание исследователей и ученых из разных областей гуманитарной науки. В современной России институты гражданского общества находятся на этапе становления и активного развития. Тем не менее, наблюдается ряд проблем их эволюции, например, сильная диспропорция развития гражданского общества в разных субъектах страны [14].

Значение институтов гражданского общества возрастает в северных регионах России, для многих из которых присущи существенные демографические, экономические, инфраструктурные и социальные проблемы, решением которых могла бы стать коллективная инициатива «снизу», от народа. Этим обусловлена актуальность исследования институтов гражданского общества в северных субъектах Российской Федерации, в частности, в Республике Коми.

Цель данной статьи – сформировать представление о системе институтов гражданского общества в Республике Коми (РК), выявить значимые проблемы их функционирования.

Значимым инструментом мониторинга состояния гражданского общества региона являются доклады Общественной палаты Республики Коми, которые предоставляют структурированный обзор ключевых направлений развития республиканских институтов гражданского общества, аккумулируя экспертные оценки и статистические данные. В то же время, подверженность этих документов условиям политической конъюнктуры и сконцентрированность докладов исключительно вокруг позитивных практик и аспектов деятельности институтов гражданского общества РК способствует однобокому восприятию действительности в указанном контексте.

В этой связи, для достижения поставленной цели, автору представляется необходимым обратиться к ряду иных, в т.ч. статистических источников, которые будут отражены ниже.

Проблемы эффективного функционирования институтов гражданского общества Республики Коми

Республика Коми – регион с богатым ресурсным, экономическим и одновременно протестным потенциалом, обусловленным существенными демографическими и социальными проблемами. Экономические возможности подтверждаются, например, индексом экономического потенциала регионов России за 2024 г., в котором РК заняла 21 место среди субъектов РФ. Место регионам присваивалось по результатам анализа таких показателей как средняя заработная плата, уплата налогов, прибыль предприятий и организаций и т.д. [7]. При этом согласно данным Рейтинга регионов по качеству жизни (составлен агентством РИА Рейтинг в 2024 г.), Республика Коми занимает 71 место по данному показателю, что характеризует регион как депрессивный [15]. В дополнение к этому, в 2024 г. в регионе зафиксирован рекордно низкий уровень рождаемости (8,3 на 1000 населения) и достаточно высокий показатель естественной убыли населения (коэффициент убыли 5,8 промилле на 1000 человек) [19]. Эти аспекты жизни РК важны, поскольку уровень жизни населения и демографическое положение территории традиционно являются одними из фундаментальных оснований для появления здравой гражданской инициативы и формирования полноценных институтов гражданского общества.

Протестный потенциал региона, в свою очередь, особенно заметен в свете экологической повестки, а также снижающейся электоральной активности населения. Можно вспомнить протестную активность 2018 г., причиной которой послужило планируемое строительство мусорного полигона на станции «Шиес» в Архангельской области на границе с Республикой Коми. На ум приходят и более локальные события 2024 г., когда общественный резонанс вызвало намерение ООО «Керка» застроить территорию у озера Шойкир близ поселка Верхняя Максаковка. Инициативные жители при поддержке депутата Государственной Думы РФ от политической партии КПРФ О.А. Михайлова направили обращения в соответствующие инстанции против застройки берега озера, собрав более 800 подписей [17].

Возвращаясь к теме институтов гражданского общества в Республике Коми уместно отметить, что они должны выступать в роли индикатора стабильного развития, общественной солидарности для органов государственной власти.

Дальнейший анализ региональных институтов гражданского общества будет построен, в том числе, на материалах ежегодных докладов Общественной палаты РК.

В первую очередь хотелось бы оценить состояние третьего сектора как условную репрезентацию инициативы населения, выраженную в деятельности общественных организаций и объединений. В Республике Коми наблюдается умеренный рост числа некоммерческих организаций (НКО). По данным докладов Общественной палаты РК в 2019 г. в регионе была зарегистрирована 1231 НКО, в 2023 – уже 1285 (точные данные по 2024 г. на момент публикации статьи отсутствуют). Более 1000 из указанных НКО являются социально ориентированными. Среди НКО, работающих в интересах отдельных категорий граждан, можно упомянуть КРО «Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов», КРО «Боевое братство», КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов», КРО «Союз женщин Республики Коми» и многие другие. Также зарегистрировано 117 профсоюзных органов, 194 религиозных объединения, 22 политические партии, 7 национально-культурных автономий (белорусская, немецкая, татарская, еврейская, азербайджанская, еврейская, цыганская), 56 местных автономий в муниципальных образованиях региона, а также 53 национально-культурных общественных объединения (движения, отделения, общества, землячества) [4, с. 35].

Этнокультурное пространство Республики Коми представлено Межрегиональным общественным движением «Коми войтыр», которое, согласно ст. 75 Конституции Республики Коми, наделено правом законодательной инициативы. Тем не менее, данное право на данный момент не использовалось. Движение обладает собственными представительствами в каждом муниципальном образовании республики, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Ненецком и Ямало-ненецком автономных округах. Движение регулярно проводит муниципальные и общереспубликанские съезды, в рамках которых озвучиваются и предлагаются решения как проблем титульной нации республики (например, вопрос развития коми языка и пр.), так и социальных проблем, волнующих население в целом. МОД «Коми войтыр» активно взаимодействует с Министерством национальной политики РК в сфере реализации решений Съездов коми народа [18].

При анализе общего состояния республиканского третьего сектора складывается неоднозначное впечатление.

С одной стороны, статистические данные показывают постепенное развитие региона в этом направлении. Например, по итогам 2024 г. Республика Коми занимала 59 место из 89 в региональном рейтинге третьего сектора «Регион-НКО», составленном Общественной палатой РФ и рейтинговым агентством «RAEX-аналитика» [13]. Для сравнения, в 2020 г. Республика Коми занимала 67 место [12]. При этом в 2024 г. в субрейтинге «Социальная значимость СО НКО для региона» республика заняла 8 место [1]. Это подчеркивает роль третьего сектора в жизни Республики Коми.

С другой стороны, несмотря на наличие большого числа некоммерческих организаций в регионе, необходимо подчеркнуть несколько важных моментов.

Во-первых, значительная часть общественных организаций, действующих в регионе, являются ячейками аналогичных более крупных организаций, действующих на федеральном уровне. Это не позволяет оценить деятельность указанных организаций как отражение инициатив населения республики.

Во-вторых, население Республики Коми в большинстве своем не осведомлено о деятельности общественных организаций и объединений. Так, в 2022 г. ГКУ РК «Центр обеспечения деятельности Администрации Главы Республики Коми» провело социологический опрос, посвященный осведомленности жителей РК о деятельности общественных организаций региона. В опросе фигурировали такие организации как «Совет ветеранов РК», «Российский союз ветеранов Афганистана», МОД «Коми Войтыр», Общественная палата РК, Ассоциация ТОС и др. Количество респондентов, оценивших деятельность организаций положительно варьировалось от 10% до 51%. Отрицательно – от 2% до 9 %. Однако доля респондентов, отметивших, что они не знакомы с деятельностью организаций, варьировалась от 45% до 87%. Более актуальные статистические данные относительно информированности граждан республики о деятельности третьего сектора не выявлены, поэтому данный вопрос требует дальнейшей проработки.

В-третьих, по субъективной оценке автора, деятельность общественных организаций слабо представлена в информационном пространстве региона, что создает впечатление отсутствия проводимой ими работы в глазах обывателей.

В-четвертых, активность многих организаций и объединений затрагивает интересы узких социальных групп, а не всего населения республики, поэтому жители региона в целом либо не знают о деятельности НКО в РК, либо не заинтересованы в ней.

Также с исследовательской позиции представляется необходимым отметить сложности, а точнее указать невозможность точной оценки числа НКО, действующих реально в противовес существующим лишь формально, например, исключительно с целью получения государственной поддержки. В официально размещенных реестрах такая информация отсутствует.

Третий сектор является значимым, но не единственным институтом гражданского общества.

Так, Общественная палата Республики Коми является важнейшим институтом регионального гражданского общества, призванным консолидировать мнения и усилия гражданских структур республики. Согласно республиканскому законодательству, палата – коллегиальный совещательный орган, действующий на общественных началах для обеспечения взаимодействия граждан, проживающих на территории региона, и общественных объединений с органами власти региона в целях учета интересов граждан при проведении государственной политики, защиты прав общественных объединений, а также осуществления общественного контроля за деятельностью органов исполнительной власти Республики Коми [6].

Общественная палата РК на регулярной основе взаимодействует с различными общественными структурами и позволяет им поддерживать контакт с региональными органами государственной власти.

Отдельного внимания заслуживает проект Общественной палаты РК под названием «Час с министром». В рамках этих информационных мероприятий представители общественности получают уникальную возможность задать любые интересующие вопросы руководителям органов исполнительной власти Республики Коми, обозначить те или иные проблемы и незамедлительно получить обратную связь. В 2024 г. было проведено 16 встреч в указанном формате, охвативших онлайн-аудиторию в количестве 50 тысяч человек [5, с. 10].

В дополнение к этому, Общественная палата РК активно сотрудничает с Общественными палатами (советами) муниципальных образований (создано 20 советов), Общественными советами при региональных ОИВ (создано 20 советов), территориальных федеральных органах власти (создано 8 советов). Эксперты Общественных советов привлекаются к обсуждению и экспертизе нормативно-правовых актов, участию в рабочих встречах «Час с министром», организации общественного мониторинга и контроля, работе с обращениями граждан и проведению информационно-разъяснительных мероприятий.

В Республике Коми на стадии активного развития находится институт общественного наблюдения. Так, в рамках президентской избирательной кампании 2024 г. Общественная палата РК заключила соглашение о наблюдении за выборами с рядом региональных отделений политических партий. Среди них: «Единая Россия», ЛДПР, «Справедливая Россия», «Родина», «Новые люди», «Зеленая альтернатива» [10]. Также соглашения были подписаны с КРО «Всероссийское общество инвалидов», «Коми Республиканским Советом ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов», КРО «Боевое братство», Ассоциацией территориальных органов общественного самоуправления и социально ориентированных некоммерческих организаций Республики Коми и т.д. [8]. Общественная палата РК провела значимую работу по подготовке наблюдателей, в том числе в районах республики. Среди наблюдателей были представители политических партий и независимые гражданские активисты [2]. Также во время проведения выборов Президента России в период с 15 до 18 марта 2024 г. на базе Общественной палаты Республики Коми действовал Центр общественного наблюдения. В период голосования любой желающий имел уникальную возможность посетить Центр и принять участие в общественном наблюдении.

На базе республиканской Общественной палаты также действует Общественная наблюдательная комиссия (ОНК), которая позиционируется Общественной палатой РК как институт гражданского общества [5, с. 61]. ОНК формируется из представителей общественных организаций Республики Коми, таких как МОД «Коми войтыр», КРО «Всероссийского общества инвалидов», Ассоциации ветеранов боевых действий органов внутренних дел и др. В Республике Коми под контроль ОНК подпадает 69 учреждений МВД, УФСИН и Министерства здравоохранения Республики Коми.

Несмотря на значительные усилия Общественной палаты Республики Коми по развитию института общественного наблюдения в регионе, необходимо отметить, что проблемой состояния регионального гражданского общества можно назвать снижающуюся электоральную активность граждан. Так, в 2012 г. явка в регионе составила 70,14%, в 2018 г. – 60,4%, а в 2024 г. – 58,52% граждан, что стало худшим результатом среди регионов Северо-Западного федерального округа. Данный тренд виден и на выборах Главы РК. В 2016 г. явка составила примерно 41% [16]. Последние выборы Главы Республики Коми в 2020 г. показали более низкий уровень явки, который составил немногим более 30% [20]. Можно предположить, что данные показатели отчасти объясняются сложным социально-экономическим положением населения, а также недоверием к выборной системе в целом, примером чего, по мнению некоторых граждан, является недопуск к выборам Главы РК оппозиционного кандидата от КПРФ О.А. Михайлова. Все это способно вызвать электоральную апатию части населения [9].

В контексте взаимодействия гражданского общества и государства уместно также подчеркнуть некоторые его формы, практикуемые в Республике Коми:

– общественное обсуждение законопроектов. За 2023 г. представители различных институтов гражданского общества Республики Коми приняли участие в обсуждении более 50 законодательных инициатив (аналогичная статистика за 2024 г. не выявлена) [4, с. 20]:

– территориальное общественное самоуправление (ТОС) – это одна из форм самоорганизации граждан, проживающих на одной малой территории (микрорайон, дом, подъезд), направленная на повышение уровня жизни людей на данной территории. ТОС не является коммерческим явлением, однако может участвовать в программах финансовой поддержки. Так, в 2024 г. представители ТОС «Мича му» Удорского района благодаря участию в различных конкурсах грантовой поддержки занимаются восстановлением церкви в с. Ёртом, в с. Помоздино (Усть-Куломский район) благодаря инициативе местных жителей собраны средства на памятник воинам десантникам [5, с. 57-60]. ТОС в Республике Коми нельзя назвать массовой практикой. Тем не менее, это явление существует и развивается с определенным успехом;

– в Республике Коми действует грант Главы РК на развитие гражданского общества. В 2024 г. на получение этого гранта претендовали 153 социально ориентированные НКО из 16 муниципалитетов региона. Общий бюджет конкурса составил 51 млн. рублей [3]. Здесь уместно отметить вопрос, интересующий некоторых исследователей – насколько независимым от государства может быть третий сектор, функционирующий в значительной мере за счет средств государственной поддержки? [11, с. 197]. Вопрос остается открытым.

Подводя итог, следует сказать, что система институтов гражданского общества Республики Коми представлена Общественной палатой РК, играющей значимую роль в функционировании институтов общественного наблюдения и контроля; муниципальными общественными советами; широким спектром некоммерческих, в т.ч. социально ориентированных организаций. Также в республике практикуются такие формы гражданского участия как территориальное общественное самоуправление, волонтерство, инициативное бюджетирование, обсуждение проектов нормативно-правовых актов и пр. Данная картина в полной мере отражена в ежегодных докладах Общественной палаты Республики Коми о состоянии гражданского общества в РК.

Тем не менее, существует ряд проблем функционирования региональных институтов гражданского общества, которые не отражены в ежегодных докладах Общественной палаты РК.

Среди них:

– недостаточный уровень осведомленности граждан о деятельности общественных организаций;

– отражение региональными общественными организациями не столько инициативы «снизу», сколько сформированной практики общественной деятельности на федеральном уровне. Значительная часть общественных организаций, действующих в регионе, являются ячейками аналогичных более крупных организаций федерального масштаба;

– сложность оценки числа реально действующих НКО в республике;

– низкая представленность общественных организаций и объединений в региональном информационном пространстве;

– системное снижение в Республике Коми явки на выборы федерального и регионального уровня, обесценивающее работу института общественного наблюдения.

При этом данные проблемы не упоминаются в аналитических документах, таких как доклады Общественной палаты РК, что препятствует объективной оценке деятельности общественных институтов со стороны власти.

Указанные проблемы функционирования региональных институтов гражданского общества свидетельствует о том, что сформированность системы институтов регионального гражданского общества не является залогом гражданского политического участия. Роль институтов гражданского общества и способы их влияния на уровень вовлеченности жителей республики в практики гражданского и политического участия подлежат дальнейшему исследованию.

 

Список литературы:

1. «Регион-НКО»: топ-20 по фактору «Социальная значимость СО НКО для региона» (2024 год) [Электронный ресурс] // Рейтинговая группа RAEX [сайт]. 02.11.2024. URL: https://goo.su/xB7dfA (дата обращения: 01.06.2025).

2. В Сыктывкаре состоялось обучение общественных наблюдателей [Электронный ресурс] // Общественная палата Республики Коми [сайт]. 13.02.2024. URL: https://goo.su/DRcA (дата обращения: 01.06.2025).

3. 153 социально ориентированных НКО подали заявки на конкурс грантов Главы Республики Коми на развитие гражданского общества [Электронный ресурс] // Гранты Главы РК для СО НКО [сайт]. 05.04.2024. URL: https://goo.su/8Cc8k (дата обращения: 01.06.2025).

4. Доклад Общественной палаты РК о состоянии гражданского общества в Республике Коми за 2023 год [Электронный ресурс] // Общественная палата Республики Коми [сайт]. 16.12.2023. URL: https://goo.su/wOX1Ls (дата обращения: 01.06.2025).

5. Доклад Общественной палаты РК о состоянии гражданского общества в Республике Коми за 2024 год [Электронный ресурс] // Общественная палата Республики Коми [сайт]. 29.11.2024. URL: https://goo.su/xTZzazH (дата обращения: 01.06.2025).

6. Закон Республики Коми от 3 марта 2017 года № 17-РЗ О вопросах организации и деятельности Общественной палаты Республики Коми [Электронный ресурс] // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [сайт]. 2025. URL: https://goo.su/16Lne5Q (дата обращения: 01.06.2025).

7. Индекс экономического потенциала регионов РФ. (3 квартал 2024 года). ТОП-35 [Электронный ресурс] // Фонд развития гражданского общества [сайт]. 09.12.2024. URL: https://goo.su/MnhEdB (дата обращения: 01.06.2025).

8. Общественная палата подписала соглашения с НКО [Электронный ресурс] // Общественная палата Республики Коми [сайт]. 14.02.2024. URL: https://goo.su/JcGEQf (дата обращения: 01.06.2025).

9. Олег Михайлов выбыл из предвыборной гонки на пост главы Коми [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Без формата» [сайт]. 06.08.2020. URL: https://goo.su/6Uot7nf (дата обращения: 01.06.2025).

10. Политические партии и Общественная палата Республики Коми объединяются для наблюдения за выборами президента Российской Федерации [Электронный ресурс] // Общественная палата Республики Коми [сайт]. 16.02.2024. URL: https://op11.rkomi.ru/node/1961 (дата обращения: 01.06.2025).

11. Прилепский В.В. Гражданское общество в современной России: проблемы становления и развития [Электронный ресурс] // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2021. № 2. С. 195-200.

12. Региональный рейтинг третьего сектора – Регион-НКО (2020 год) [Электронный ресурс] // Рейтинговая группа RAEX [сайт]. 18.06.2020. URL: https://goo.su/DCWDMb1 (дата обращения: 01.06.2025).

13. Региональный рейтинг третьего сектора – Регион-НКО (2024 год) [Электронный ресурс] // Рейтинговая группа RAEX [сайт]. 02.11.2024. URL: https://goo.su/HhTs9HD (дата обращения: 01.06.2025).

14. Региональный рейтинг третьего сектора – Регион-НКО (2024 год) – Аналитика. Региональные диспропорции в секторе НКО [Электронный ресурс] // Рейтинговая группа RAEX [сайт]. 02.11.2024. URL: https://goo.su/yxAl4 (дата обращения: 01.06.2025).

15. Рейтинг регионов по качеству жизни – 2024 [Электронный ресурс] // РИА Рейтинг [сайт]. 17.02.2025. URL: https://goo.su/UXv26 (дата обращения: 01.06.2025).

16. Сергей Гапликов победил на выборах главы Коми [Электронный ресурс] // Российская газета [сайт]. 19.09.2016. URL: https://goo.su/8aB00 (дата обращения: 01.06.2025).

17. Ситуация вокруг застройки берега оз. Шойкир. Жители Максаковки празднуют победу [Электронный ресурс] // ВКонтакте [социальная сеть]. 01.04.2024. URL: https://goo.su/LzxGSCl (дата обращения: 01.06.2025).

18. Совместная работа с Правительством РК [Электронный ресурс] // МОД «Коми войтыр» [сайт]. 2025. URL: https://goo.su/sF4uiv (lата обращения: 01.06.2025).

19. Теребехин В. Экспертное мнение. Предложения эксперта по социогуманитарному развитию региона [Электронный ресурс] // Общественная палата Республики Коми [сайт]. 20.01.2025. URL: https://goo.su/uf4HWHY (дата обращения: 01.06.2025).

20. Уйба победил на выборах главы Коми [Электронный ресурс] // Информационное агентство ТАСС [сайт]. 14.09.2020. URL: https://goo.su/a7lCw (дата обращения: 01.06.2025).

 

Сведения об авторе:

Нитченко Андрей Андреевич – аспирант Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (Сыктывкар, Россия).

Data about the author:

Nitchenko Andrey Andreevich – graduate student of Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin (Syktyvkar, Russia).

E-mail: anitchenko826@gmail.com.