Леонов Д.Е. Социально-демографические характеристики насельников монастырей Углича и Угличского уезда в начале ХХ в.
УДК 27-725:271.2(093)(470.316)
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ НАСЕЛЬНИКОВ МОНАСТЫРЕЙ
УГЛИЧА И УГЛИЧСКОГО УЕЗДА В НАЧАЛЕ ХХ В.
Леонов Д.Е.
В статье на материалах ежегодных монастырских отчетов из собрания Государственного архива Ярославской области исследован контингент насельников православных монастырей Углича и Угличского уезда в начале ХХ в. Дана характеристика уровню образования монашествующих и послушников, их возрасту, социальному происхождению. Использование источников за различные годы позволило в динамике проследить движение контингента насельников монастырей. В начале ХХ в. в Угличе и его уезде существовало пять обителей: две женские и три мужские. Численность монашествующих и послушниц в двух женских обителях была вдвое больше общей численности насельников мужских обителей. И в женских, и в мужских монастырях преобладали выходцы из крестьянского сословия. По уровню образования насельники стояли ближе к простому народу, нежели к приходскому духовенству.
Ключевые слова: Православная Церковь, духовенство, монастырь, Ярославская и Ростовская епархия, Углич.
SOCIO-DEMOGRAPHIC CHARACTERISTICS
OF UGLICH AND UGLICH UYEZD MONASTERIES INHABITANTS
IN THE EARLY 20TH CENTURY
Leonov D.E.
The article studied the inhabitants’ contingent of Uglich and Uglich Uyezd Orthodox monasteries in the early 20th century, based on the materials of the annual monastic reports from the collection of the State Archive of the Yaroslavl region. The characteristic of the education level of monastics and novices, their age, social origin is given. The use of sources over various years allowed us to trace the movement of the monasteries contingent inhabitants in dynamics. At the beginning of the 20th century, there were five monasteries in Uglich and its Uyezd: two nunneries and three friaries. The number of monks and novices in the two nunneries was twice as large as the total number of inhabitants of the friaries. Both nunneries and friaries were dominated by people from the peasant class. According to the level of education, the inhabitants were closer to the common people than to the parish clergy.
Keywords: Orthodox Church, clergy, monastery, Yaroslavl and Rostov Diocese, Uglich.
Важную роль в общественной жизни современной России играют православные монастыри. Численность монастырей ежегодно увеличивается. В этой связи представляется актуальным обращение к истории обителей, которая до сих пор хранит множество малоизученных сюжетов.
Дореволюционная отечественная историография обратилась к изучению монастырей и монашествующих еще в начале XIX столетия. Тогда были опубликованы труды епископа Амвросия (Орнатского) [1], А. Ратшина [24], П.М. Строева [28], В.В. Зверинского [18], И.М. Покровского [22; 23]. Огромный фактический материал собрал и обработал Л.И. Денисов, выпустивший в 1908 г. подробное описание 1105 существовавших на тот момент православных обителей, находившихся в ведении Российской Православной Церкви [16].
После Октябрьской революции 1917 г. изучение монастырей в нашей стране было приостановлено, если не считать агитационной антирелигиозной литературы. Но исследование истории монастырей продолжалось в эмиграции. Так в 1952 г. на немецком языке было опубликовано фундаментальное исследование И.К. Смолича «Русское монашество, 980-1917» [26].
Новый этап развития отечественной историографии монастырей начался на рубеже 1980-1990-х гг. В 1990-2000-е гг. были изданы работы, показывавшие позитивную роль монастырей и монашества в истории России и ее отдельных регионов (благотворительная, просветительская деятельность, социальное служение и др.). Новым направлением историографии стало изучение повседневной жизни русских монастырей [27]. Большой популярностью пользуется изучение социальных характеристик монашества, выполняемое чаще всего в рамках диссертационных исследований на региональном материале [20]. В 2002 г. была опубликована научно-популярная книга П.Н. Зырянова «Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века» [19], в которой приведены данные о социальном составе монашествующих в масштабах страны, охарактеризованы основные тенденции социального развития монастырей. Т.В. Балашова изучила монастыри Москвы и их взаимоотношения с городской средой второй половины XIX – начала ХХ вв.[3], в исследовании Е.В. Дроботушенко охарактеризована роль православных монастырей в социальных процессах Забайкалья [17]. М.С. Волков на основе «ведомостей о настоятеле и монашествующих» сумел проанализировать социальный состав мужских монастырей Тамбовской епархии в XVIII – XIX вв.[4]. Этим же источником пользовался и игумен Пимен (Семилетов) в своей статье, посвященной демографическому составу тамбовских монастырей во второй половине XIX – начале ХХ вв. [21]. Курская исследовательница Е.А. Антоненко провела исследование женских монастырей, изучила историю обителей Центрального Черноземья с начала ХХ до начала XXI вв. [2] История монастырей Верхнего Поволжья XVII – начала ХХ вв. изучена в монографии В.В. Денисова [15].
В рамкахЯрославской епархии социальные характеристики насельников православных монастырей (возраст, пол, происхождение, уровень образования) изучены недостаточно глубоко. Цель нашей работы – охарактеризовать контингент насельников православных монастырей Углича и Угличского уезда на период с 1902 по 1916 гг. с точки зрения пола, возраста, происхождения, уровня образования.
Источниковую базу настоящей работы составили отчеты и ведомости о монастырях из собрания Государственного архива Ярославской области. Отчет (или клировая ведомость) о монастыре содержал сведения о финансовой, хозяйственной и прочей деятельности монастыря за отчетный период (календарный год). Ежегодно казначей и настоятель монастыря готовили ведомость и отправляли ее в Духовную консисторию. Как правило, в такой ведомости приводился послужной список настоятеля (наместника), поименные списки всех монахов и послушников с указанием их возраста, уровня образования, происхождения. Использование ведомостей о монашествующих за различные годы позволяет проследить в динамике движение контингента насельников монастыря, ответить на вопрос о стабильности этого контингента.
В начале ХХ столетия (на 1908 г. по данным Л.И. Денисова) Ярославская губерния, совпадавшая в границах с Ярославской епархией, обладала 14 мужскими монастырями и 11 женскими. Пять монастырей располагались на территории Углича и его уезда. Численность монахов в Ярославской губернии составляла 482 человека (25%), монахинь – 1445 человек (75%), всего монашествующих было 1927 человек[16, c. XII]. Общая численность послушников и послушниц составляла 1427 человек, из них 254 – мужчины (18%), 1173 – женщины (82%). В женских и мужских монастырях Ярославской епархии проживало 3354 человека, из них 2318 женщин (69%) и 1036 мужчин (31%).
В 1908 г. в Угличе и его уезде действовало 5 монастырей, из них 3 мужских (Алексеевский, Покровский, Николо-Улейминский) и 2 женских (Богоявленский и Спасо-Преображенская община). Общая численность насельников монастырей составляла 325 человек, из них 63 монаха и монахини (3,3% от общего числа монашествующих Ярославской епархии) и 120 послушников и послушниц (8,4% от общего числа послушников и послушниц региона). Всего, по данным Л.И. Денисова, в монастырях Углича и уезда проживало 57 мужчин и 126 женщин, что составляло соответственно 5,5% и 5,4% от общего числа насельников монастырей Ярославской епархии. У Л.И. Денисова не было сведений о Спасо-Преображенской женской общине, поэтому численность монахинь и послушниц в действительности была выше.
Данные, приведенные Л.И. Денисовым, не могут показать динамику численности монастырского контингента; кроме того, автор не затрагивал такие важные вопросы, как возрастной состав насельников монастырей, их образовательный уровень и социальное происхождение. Решить эти проблемы позволяет использование неопубликованных источников – ведомостей о монашествующих и послушниках.
Архивные сведения о каждом изученном монастыре Углича и уезда приведены ниже. Для удобства использования по каждому монастырю составлены таблицы; данные, не вошедшие в таблицы, приведены после них. Сведения о количестве монахов и их возрасте не включают настоятеля. При характеристике уровня образования монашествующих и послушников запись «начальное» обозначает наличие какой-либо оконченной начальной школы. Уровень образования настоятеля (наместника) и его происхождение указываются согласно источнику.
Таблица 1. [14, л. 16-29; 13, л. 10-19]
Угличский Алексеевский мужской монастырь
Особенностью данного монастыря был более высокий в сравнении с другими обителями процент насельников, имевших оконченное образование. Ситуация, при которой среди братии имелись насельники с законченным семинарским образованием, не была типичной; кроме того, двое этих насельников были зачислены в штат на места монахов, хотя монашества не принимали (они были вдовыми священнослужителями).
Из числа бывших в 1905 г. насельников, на 1912 г. в монастыре продолжали проживать 9 человек; сменился настоятель, часть братии и послушников. В 1912 г. настоятелем монастыря был игумен Птоломей (Петр Тимченко), который, не имея оконченного начального образования, длительное время служил в США и был перемещен в Ярославскую епархию вместе с архиепископом Тихоном (Белавиным) в 1907 г.
Таблица 2. [7, л. 1-34; 11, л. 1-23]
Угличский Покровский мужской монастырь
В 1903 г. в числе насельников Покровского мужского монастыря был один монах с высшим богословским образованием и ученой степенью, а также двое выпускников Ярославской Духовной семинарии. Среди монахов 10 человек происходили из духовенства.
К 1912 г. контингент монастыря изменился; снизился процент насельников из духовенства, почти полностью поменялся состав послушников и повысился их средний возраст. В число насельников в 1903 г. был принят дворянин из г. Мологи Иван Александрович Сущевский-Ракуза. Снизился общий уровень образования насельников монастыря; таким образом, в 1912 г. социальный состав насельников монастыря приблизился к типичному для данного периода.
Таблица 3. [6, л. 8-24; 9, л. 8-17]
Угличский Николо-Улейминский мужской монастырь
Специфика Николо-Улейминского монастыря заключалась в том, что его настоятелем был представитель белого духовенства, имевший почти законченное духовное образование. Кроме того, при монастыре существовала Николо-Улейминская «церковномонастырская» школа, учитель которой, выпускник Ярославской Духовной семинарии Константин Владимирович Морев, проживал в монастыре в числе послушников.
Из общего числа братии с 1902 по 1911 гг. в монастыре проживало семь человек, стабильность контингента была выше средней по региону. В то же время, контингент послушников сменялся достаточно часто, поэтому, вероятно, подробных сведений о них не приводилось.
Таблица 4. [5, л. 9-38; 12, л. 10-42]
Угличский Богоявленский женский монастырь
Социальный состав насельниц Угличского Богоявленского монастыря был вполне типичным для региона и страны в целом. Основу монашествующих составляли крестьянские дочери и вдовы среднего и старшего возраста; более молодыми были послушницы. Уровень образования насельниц был выше, чем, например, в Ростовском Рождественском монастыре (там доля неграмотных в 1905 г. доходила до 25%[25, л. 7-28 об.]). Среди монахинь, согласно данным за 1912 г., только 2 человека поступили в монастырь после 1902 г., остальные проживали в нем ранее. Среди послушниц в 1902 г. в монастыре уже проживали 61 человек. Таким образом, контингент как монашествующих, так и послушниц в Угличском Богоявленском монастыре был весьма стабильным, в отличие от мужских монастырей. В 1912 г. в числе послушниц проживала учительница рукоделия Богоявленской женской церковной школы Вера Павловна Александрова, окончившая курс Санкт-Петербургского женского института.
Таблица 5. [8, л. 17-21; 10, л. 8-13]
Спасо-Преображенская Пихорская женская община
(д. Епихарка Угличского уезда)
В начале ХХ в. Спасо-Преображенская община, получившая свой статус лишь в конце XIX в., переживала период своего становления. В общине была лишь одна монахиня, она же выполняла послушание начальницы. Все остальные были послушницами. В числе послушниц большую часть составляли выходцы из крестьянского сословия, однако одна насельница, являвшаяся также и вкладчицей обители, Серафима Иванова Мерценфельд, была женой личного почетного гражданина Санкт-Петербурга.
За период с 1906 по 1916 гг. Спасо-Преображенская Угличская Пихорская женская община увеличилась. Более чем в 3 раза возросло количество послушниц; пожилой начальнице помогала управлять более молодая казначея, имевшая неоконченное среднее образование и принявшая постриг в 1912 г. Социальный состав насельниц был типичен: подавляющее большинство происходило из крестьянского сословия.
Приведенные выше данные позволяют сделать следующие выводы. В Угличе и его уезде насчитывалось 3 мужских и 2 женских монастыря. Численность монашествующих и послушниц в двух женских обителях была вдвое больше общей численности насельников мужских обителей. Число насельниц в женских монастырях увеличивалось; количество монахов и послушников мужчин также увеличивалось, но гораздо медленнее. Как и в целом по губернии, мужские монастыри постепенно оскудевали, а женские были переполнены. Данный факт принято объяснять социально-экономическими изменениями, произошедшими в Российской империи в пореформенный период.
Для всех мужских монастырей Углича и Угличского уезда была характерна большая, чем в женских монастырях текучесть кадров. Братия и послушники достаточно часто переходили из одного монастыря в другой, по-видимому, ища более приемлемых для себя условий проживания. Нередкой была и ситуация, когда некоторые представители братии перемещались из монастыря в монастырь вместе с переведенным настоятелем. В то же время, по сравнению с монастырями Ярославля и Ростова, мужские монастыри Углича и уезда все же отличались большей стабильностью состава насельников. Женские обители, напротив, отличались стабильностью контингента.
Возраст монашествующих в среднем был выше, чем возраст проходивших послушание. Эта особенность проявлялась как в женских, так и в мужских обителях, как в Угличе и уезде, так и в Ярославской губернии в целом.
Социальный состав всех без исключения монастырей Углича и уезда был очень широк, однако преобладающими сословиями, «питавшими» монастыри, были крестьяне и мещане. Именно для этих слоев населения место монаха или даже послушника в монастыре было привлекательным. В монастыре, даже при отсутствии законченного образования, можно было сделать карьеру и к концу жизни занять административную должность.
Большинство насельников мужских монастырей было грамотным – умело читать и писать. Законченное образование (даже начальное) было редкостью; как правило, образованный монах имел больше шансов на продвижение по службе. Среднее образование в монастырях Углича и уезда, как и во всей Ярославской губернии, было редким явлением. Наиболее образованными, в среднем, выглядели насельники Угличского Покровского монастыря, имевшие, часть из которых, имела среднее и даже высшее образование. Еще менее образованными были насельницы женских монастырей.
По уровню образования монашествующие были ближе к простому народу, чем к приходскому духовенству: последнее в большинстве своем имело за плечами законченную Духовную семинарию (среднее образование).
Список литературы:
1. Амвросий (Орнатский), еп. История российской иерархии / Собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием: в 6 ч. М.: При Синод. тип., 1807-1815.
2. Антоненко Е.А. Женские монастыри в Центральном Черноземье: ХХ – начало XXI вв.: дис. … канд. ист. наук: спец. 07.00.02 – отечественная история. Курск, 2017. 298 с.
3. Балашова Т.В. Московские монастыри в социокультурной среде столичного города второй половины XIX – начала ХХ века: дис. … канд. ист. наук: спец. 07.00.02 – отечественная история. М., 2007. 248 с.
4. Волков М.С. Социальный состав мужских монастырей Тамбовской епархии в конце XVIII – XIX веках // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2018. Т. 23. № 174. С. 155-160.
5. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 230. Оп. 2. Д. 4667.
6. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 4669.
7. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 4734.
8. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 4893.
9. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5298.
10. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5302.
11. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5382.
12. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5383.
13. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 5384.
14. ГАЯО. Ф. 230. Оп. 2. Д. 4830.
15. Денисов В.В. История монастырей Верхнего Поволжья (вторая половина XVII – начало XX вв.). Ярославль: Еще не поздно, 2012. 255 с.
16. Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и 2 иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин: с кратким топографическим, историко-статистическим и археологическим описанием, библиографическими примечаниями, статистической таблицей и 4 алфавитными указателями: с указанием ближайших к монастырям почтовых и железно-дорожных станций. М.: Изд. А.Д. Ступина, 1908. XII, 984 с.
17. Дроботушенко Е.В. Православные монастыри в социальных процессах Забайкалья во второй половине XIX – начале ХХ вв. Чита: ЗабГГПУ, 2012. 194 с.
18. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: с библиографическим указателем: в 3 т. СПб.: Тип. В. Безобразова и К°, 1890-97-1897.
19. Зырянов П.Н. Русские монастыри и монашество в XIX и начале ХХ века. М.: Вербум-М, 2002. 319 с.
20. Нечаева М.Ю. Православные монастыри и монашество синодального периода: традиции изучения // Научный диалог. 2016. № 12 (60). С. 302-319.
21. Пимен (Семилетов), игумен. Демографический состав тамбовских монастырей во второй половине XIX – начале ХХ века // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 172. С. 140-150.
22. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв., их открытие, состав и пределы: опыт церковно-исторического, статистического и географического исследования: в 3 т. Казань: Центральная тип., 1897-1913.
23. Покровский И.М. Средства и штаты великорусских архиерейских домов со времени Петра I до учреждения духовных штатов в 1764 г. Казань: Типо-лит. Имп. ун-та, 1907. [2], 140, 76 с.
24. Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М.: Унив. тип., 1852. [2], 566, 45 с.
25. Ростовский филиал ГАЯО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 99. Л. 7-28 об.
26. Смолич И.К. Русское монашество, 980-1917. М.: Православная энциклопедия, 1997. 606 с.
27. Стикина Н.В. Повседневная жизнь русского православного монастыря во второй половине XIX – первой четверти ХХ вв.: на материалах Вологодской епархии: дис. … канд. ист. наук: спец. 07.00.02 – отечественная история; 07.00.07 – этнография, этнология и антропология. Вологда, 2007. 275 с.
28. Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб.: Археограф. комис., 1877. X с., 1064, 68 стб.
Сведения об авторе:
Леонов Дмитрий Евгеньевич – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль» (Ростов, Россия).
Data about the author:
Leonov Dmitry Yevgeniyevich – Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of Rostov Kremlin State Museum Reserve (Rostov, Russia).
E-mail: demetriosrost@yandex.ru.