Siberia

Крылова М.Н. Современная художественная литература о деревне: географический аспект

В статье рассмотрена современная литература о деревне с точки зрения места рождения авторов и места действия в их произведениях. Целью статьи стало выявление черт современной прозы о деревне, определяемых географией их создания. Исследование проводилось с помощью историко-генетического, социологического, биографического, описательного и других методов. Наибольшее внимание было уделено творчеству В.В. Личутина, Б.П. Екимова, А.В. Новосельцева, А.Г. Байбородина, М.А. Тарковского, В.О. Авченко, Л. Белоиван и других современных писателей, причём анализ проводился с точки зрения отражения в прозе данных авторов географических реалий и особенного локального восприятия действительности. Отмечается, что многие компоненты повествования зависят от географической принадлежности, влияющей на формирование специфической картины мира конкретного писателя, от его социального и жизненного опыта, во многом связанного с местом жительства. Наиболее сильным сегментом современной литературы о деревне является северный текст, что демонстрирует следование писателей, обратившихся к теме деревни, традициям «деревенской прозы». Кроме того, выделяется литература о деревне, создаваемая на юге России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Делается вывод о том, что в литературе о деревне географический фактор оказывается очень сильным и более значимым, чем в других тематических пластах современной русской литературы, поскольку именно в текстах о деревне авторы в наибольшей степени ориентированы на выражение своих географических предпочтений, анализ действительности, имеющей местный колорит. Географические реалии формируют оригинальность произведений о современной деревне и создают неповторимый контекст для их создания.

Christensen C.S. The beginning of the 1900s, Russian civilization of the Outer Manchuria seen from the artistic world: Akira Kurosawa’s “Dersu Uzala”, Vladimir Arsenyev’s book, the Russian Far Wild East, American Wild West and Greenland

The article deals with the history and the problems of civilization of the Russian Far East in the beginning of the 1900s, seen from a perspective of a book “Dersu Uzala” from 1923 and two Russian movies of the same name from 1961 and 1975, respectively. How Russian civilization was perceived in the Far Eastern region on the border between Russia and China at the beginning of the 20th century? In a comparison with the Danish civilization of Greenland and the American Wild West, the article will shed new light on the perception of the reclamation of new land in Russian Far East, in nowadays Primorsky Krai. Furthermore, the article addresses the visualization methods the director’s use to express their views on the Russian Empire politics of civilizing the areas around the Amur and Ussuri rivers. The question if the films show a historically correct insight into the period in which the Russian Empire incorporated Wild Far East is analysed.