Mstera

Вальчак Д. Икона в сияющем окладе в каждом доме. Подокладные (фолежные) иконы в России на рубеже XIX-XX вв.

«Подокладные» или «фолежные» иконы с написанными по шаблону ликами и руками, убранные штампованным металлическим окладом стали символом кризиса русской иконописи конца XIX – начала XX столетия. Согласно сложившейся научной традиции, их появление было ответом со стороны иконописцев-ремесленников на распространение дешевых печатных икон. Цель статьи – доказать, что возникновение «подокладниц» вовсе не процесс, который мог бы начаться «снизу», а за их распространением стоят большие фабрики (прежде всего, заводы В.С. Крестьянинова в Мстере), обладавшие большими деньгами. Автором указываются причины появления «подокладных» образов, а также устанавливается идейная связь между «фолежной» иконой и византийской и древнерусской традициями иконных украшений.

Вальчак Д. Как воспитать «просвещенных» иконописцев? Учебные иконописные мастерские Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918)

Главной целью настоящей статьи является освещение вопросов, связанных с организацией и деятельностью учебных иконописных мастерских Комитета попечительства о русской иконописи (1901-1918) в Мстере, Палехе, Холуе и Борисовке. Автором проводится детальный анализ протоколов заседаний и других документов Комитета. На их основании воспроизводится хронология и программа обучения в иконописных школах, а также предпринимается попытка реконструкции созданного в кругу Комитета идеала просвещенного иконописца. Подводятся итоги деятельности учебных иконописных мастерских.