martyrdom

Ефимов Е.Ф., Никольский Е.В. Женская царственная святость как церковно-исторический феномен

В статье в рамках темы царственной святости рассматривается ее специфический подтип – праведность царственных женщин. Авторы выделяют среди канонизированных королев, цариц и княгинь самостоятельных правительниц, вдов и жен монархов. Отмечается, что святые византийские императрицы и европейские канонизированные королевы, грузинские царицы и русские княгини являлись защитницами христианской государственности, просияли подвигами терпения, милосердия, созданием храмов. В заключение статьи кратко говорится о царственных мученицах и исповедницах XX столетия.

Никольский Е.В. Неблаговидные деяния канонизированных монархов: опыт богословского анализа

В статье затронут "непопулярный" аспект агиологии-преступления и прочие неблаговидные деяния монархов, причисленных к лику святых. В ходе анализа решается теологическая дилемма – как могут совмещаться злодеяния со святостью? Отмечается, что в случае, если подлинные или мнимые преступления приписываются монарху, завершившему свою жизнь мученическим подвигом, то вопрос о его канонизации автоматически отпадает, так как мученичество очищает все грехи. Именно так обстоит дело со святыми Михаилом Черниговским, Андреем Боголюбским, Николаем Вторым.

Никольский Е.В. Святой благоверный Киевский князь Аскольд – миссионер и геополитик IX столетия

В статье представлен обзор деятельности правителя восточнославянских земель, Киевского князя Аскольда. Автор опровергает распространённую в современной науке точку зрения, что Аскольд был военачальником у Рюрика и Олега, завоевавших Киев, и впоследствии был ими казнен за узурпацию власти. На основе вновь открытых материалов отмечается, что Аскольд являлся представителем законной династии Кия, управлявшей Киевом с VI века. Князь стал первым правителем, принявшим Христианство, утверждавшим геополитическое значение державы восточных славян на просторах Европы и Азии.

Мельков А.С., Никольский Е.В. Проблема восприятия и оценки Николая II как святого в светских и церковных кругах

В статье исследуется малоизученный вопрос отношения современного светского и церковного общества в России к личности императора Николая II после его причисления к лику святых в 2000 году. В работе рассматриваются примеры как положительного, так и отрицательного отношения к святому Николаю II со стороны светских и церковных кругов. Дается общий анализ ситуации, сложившийся вокруг церковного почитания Николая II и его семьи.