Белоногова Ю.И. Источники по истории самосознания приходского духовенства в России
УДК 27-725:271.2:94(47)
ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ САМОСОЗНАНИЯ
ПРИХОДСКОГО ДУХОВЕНСТВА В РОССИИ
Белоногова Ю.И.
В статье рассматриваются основные источники по истории приходского духовенства синодального периода, даются их характеристики, раскрывается значение данных источников для изучения истории самосознания духовенства, повседневной жизни клириков. Самым массовым источником по истории духовенства являются клировые ведомости (документы о службе лиц духовного сословия). На основании их данных и воссоздается статистика по истории духовенства и храмов. Так же многочисленны материалы епархиального делопроизводства – прошения духовенства могут помочь в изучении быта и материального обеспечения клириков. Представители духовенства оставили большой комплекс мемуаров, которые используются в изучении образа жизни, исследованиях по самосознанию представителей духовного сословия. В статье представлены примеры эпистолярного жанра, дневников и воспоминаний, а также рассматривается, насколько данные источники востребованы в современной историографии. Также в исследовании приводятся основные справочники и работы, которые помогают в поиске материалов по теме истории духовенства.
Ключевые слова: приходское духовенство, клировые ведомости, мемуары, письма, Русская Церковь.
SOURCES ON THE HISTORY OF THE PARISH CLERGY
SELF-CONSCIOUSNESS IN RUSSIA
Belonogova J.I.
The paper considers the main sources on the history of the parish clergy of the Synodal period, gives their characteristics, reveals the significance of these sources for the study of the clergy’s self-consciousness history and the daily life of clerics. The most popular source of the history of the clergy is the clerical records (documents on the service of the clergy). On the basis of their data the statistics on the history of the clergy and churches is recreated. There are also numerous materials of diocesan record-keeping-petitions of the clergy that can help in studying life and material support of clerics. Representatives of the clergy left a large set of memoirs, which are used in the study of lifestyle, research on the self-consciousness of the clergy. The paper presents examples of epistolary genre, diaries and memoirs; it also considers how these sources are in demand in modern historiography. The research gives the main reference books and works that help in the search for materials on the topic of the history of the clergy.
Keywords: parish clergy, clerical records, memoirs, letters, Russian Church.
Изучение истории приходского духовенства остается актуальной темой исторических исследований более двух последних десятилетии. Источниковый материал о приходском духовенстве в России в Синодальную эпоху необъятен – это и документы Святейшего Синода, епархиальных Духовных Консисторий, хранящиеся в расположенных по всей России архивах, и материалы столичной и провинциальной периодической печати. В настоящее время изучаются различные аспекты истории духовенства – материальное обеспечение, повседневная жизнь духовенства рассматриваются через призму изучения сословной культуры, в последнее время появляются работы, в которых делаются попытки воссоздать социокультурный портрет духовенства [6; 27].
Одним из главных источников по данной теме можно назвать материалы официального делопроизводства духовных консисторий, хранящиеся в областных архивах. В советское время часть материалов была уничтожена. Несмотря на это, консисторские фонды остаются крупнейшими документальными комплексами по исследованию всех сторон церковной жизни епархий синодального периода. Важнейшей его частью являются дела храмов губерний и делопроизводство духовных правлений, подведомственных консистории и осуществлявших непосредственное административное руководство церковной жизнью в уездах. В фондах духовных консисторий содержатся материалы, важные для исследования повседневной жизни и социокультурного облика приходского духовенства.
Другим значимым источником являются клировые ведомости или ведомости о приходском духовенстве и храмах в форме ежегодных отчетов. В XVIII веке они все писались от руки и содержали сведения о священниках, их детях, храмах. В XIX веке появляются бланки для заполнения, где подробно расписывалась информация о храме, строительстве, землях, доходах, постройках, а так же о всех клириках – штатных, заштатных и находящихся на содержании: их возраст, происхождение, образование, семейное положение, полный послужной список, награды. По данным ведомостей составлялись отчеты благочинными и сводные ответы консистории по каждому уезду, а затем по всей епархии. Ведомости о духовенстве – основной статистический источник информации о клириках их семьях, женах, детях. Конечно, они не могут передать мысли и чувства клириков, но воссоздать картину его семьи и его служения, безусловно, помогут. Клировые ведомости широко используются, как источник по материальному обеспечению духовенства, вопросам наследования приходов и генеалогии духовенства, так же при рассмотрении вопросов строительства храмов и приходской деятельности [37].
Важным массовым источником для изучения самосознания духовенства являются прошения клириков или ставленников. Хранятся они в делах о назначении на места и об оказании материальной помощи. Когда освобождалась вакансия в клире, в консисторию поступали прошения о назначении на свободное место, их подавали или клирики желавшие изменить место служения или кандидаты в священство. Справка о храме, прошения кандидатов, справки о них и распоряжение о назначении и составляли «дела о замещении штатной вакансии». Прошения ставленников писались не по шаблону, а в свободной форме на имя правящего или викарного епископа. В прошении кандидат старался описать свое положение и как можно более убедительно показать, что именно он достоин места. Прошения интересны, тем, что в них ставленники описывали свое положение, мотивы, побудившие их просить назначения именно на это место. Если это был уже служащий клирик, он описывал свое настоящее место службы, объяснял причины, почему он стремится его покинуть. В этих прошениях можно проследить, какие поводы выдвигали ставленники для своего назначения, что они считали важным рассказать правящему епископу, какие аргументы, по их мнению, были наиболее весомыми. Самым распространенным мотивом назначения или перевода было указание недостаточного материального положения. Такой мотив для рукоположения или перевода на новое место служения в наше время звучал бы диссонансом, но в XIX веке он был, вероятно, убедительным как для правящего епископа, так и для присутствующих конституции, которые назначались из духовенства. Также важным уважительным мотивом была необходимость образования детей духовенства, так как в то время образование стало фактором, формирующим сословие, и важнейшим социальным капиталом.
Прошения писали для получения материальной помощи, данные материалы хранятся как в отдельных собраниях прошений, так и в делах о предоставлении помощи. Их авторами являются заштатные клирики, вдовы и незамужние дочери клириков. В них просители могли очень подробно рассказывать о своей семье и том затруднительном положении, в котором оказались. Прошения эти подвергались всестороннему изучению, в делах о предоставлении помощи сохранились справки о материальном положении не только самих просителей, но и их родственников. Просители всячески подчеркивали бедственность своего положения, что находит подтверждение в документах, представленных консисторией, и дает представление о жизни заштатного духовенства и их вдов и сирот, а так же о взаимоотношениях с членами семьи.
Сохранность фондов различных епархий различна. На основании некоторых из них были опубликованы справочные издания. В Санкт-Петербургской епархии в 1899 г. была издана Памятная книга, в ней были собраны статистические сведения о духовенстве и храмах епархии: о храмах, церковных строениях и землях, сведения об образовании духовенства их послужные списки, что дает возможность воссоздать социальный портрет духовенства – возраст, происхождение, семейное положение. Справочник А.В. Матисона [31] существенно отличается от изданий конца XIX – начала ХХ вв. В нем приводятся сведения о духовенстве епархии за 1850 год, перечисляются клирики их возраст, семейное положение, так же указываются заштатные. По духовенству Московской епархии также был издан справочный указатель [10]. Подобные справочники издавались в различных регионах, их перечень собран в книге А.И. Раздорского [34].
Важным для изучения мировоззрения духовенства является эпистолярное наследие. Публиковалась в основном переписка церковных иерархов или письма, содержащие духовно нравственные поучения. Но эти немногие частные письма духовенства являются бесценные источником. Например, письма будущего священномученика Василия Надеждина своей невесте [20, c. 323-354].
Надеждин преподавал сыну графа Медема математику и закон Божий, живя в графском имении. В своих письмах Надеждин подробно описывает свои отношения с Медемами, и, в целом, жизнь домашнего учителя в русской дворянской усадьбе. Василий Федорович подробно описывает распорядок дня, свою полную вовлеченность в жизнь графской семьи. Автор в то время учился в духовной академии, но при этом не чувствовал себя обиженным и ущемленным в дворянской среде, наоборот, он совершенствовал свои знания французского языка, танцевал на вечерах и участвовал в спектаклях, которые устраивались в семье Медемов.
Не менее интересны письма священников Киржачского района Владимирской губернии, собранные последним священником Никольской церкви Иваном Михайловичем Соколовым [9]. Образ жизни и взаимоотношения духовенства с иными сословиями, например, c дворянством в письмах отличается от того, что традиционно в XIX веке появляется в публицистике: униженность, обиженность и пренебрежительное отношение к выходцам из духовочного сословия со стороны окружающих.
Пример активного использования частной переписки можно найти в монографии А.В. Мангилевой «Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX – начале ХХ в.» [29].
«Хроника моей жизни» архиепископа Саввы (Тихомирова) – это автобиографические записки, которые были опубликованы через два года после смерти владыки [39; 40]. Материал в «Хронике» располагается по годам, начиная с первого года жизни владыки, это в большей степени мемуары в виде дневниковых записей писем. Владыка очень бережно относился к корреспонденции и восстанавливал в мемуарах многие подробности своей жизни на основании переписки, он публикует свои письма и ответы адресатов. Такое интересное построение ставит «Хронику» на рубеж между письмами и мемуарами. Владыка Савва сначала был священником Муромского собора, после смерти жены, поступил в духовную академию и выбрал путь монашества. В его переписке можно проследить бытовые зарисовки из жизни духовенства.
Следующую группу источников представляют дневники современников. Дневники можно разделить на два типа: дневники, предназначенные для публикации, и личные.
К первому типу относятся, например, дневник митрополита Арсения (Стадницкого), который является одним из ярких источников по характеристике деятельности Предсоборного присутствия. Дневники хранятся в Государственном архиве Российской Федерации [33]. В настоящее время часть дневника за 1880-1905 гг. опубликована Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом [3]. Владыка рассказывает не только о жизни высшего общества и иерархов Церкви, но и делает заметки о приходской жизни, впечатлениях от посещенных им храмов, воссоздает атмосферу учебных заведений, в которых воспитывалось духовенство.
Не все дневники так информативны, как записи владыки Арсения. Дневник полкового священника Евфимия Левитского очень лаконичен, священник конспектирует основные события похода, важные встречи, пишет о своих наградах [15]. Редким источником по изучению повседневной жизни являются записки провинциального священника протоиерея Василия Касьянова [26]. Это – ежедневные короткие записи, которые батюшка делал на протяжении 27 лет. В них говорится о погоде, встречах, о том, что он ел и у кого был в гостях. В этом уникальном документе отражаются детали повседневной жизни духовенства, которые обычно остаются за рамками воспоминаний из-за их незначительности. Так же интересным для описания быта духовенства является дневники участника Поместного Собора 1917-1918 гг. протоиерея Михаила Елабужского [19]. Дневники охватывают период с 1912 по 1937 год, основные годы приходятся на советское время, но пять дореволюционных лет дают материал о повседневном жизни духовенства, его круге общения, доходах, быте. Дневники помогают охарактеризовать картину быта, достаток духовенства, повседневную жизнь.
В наше время увидел свет дневник архимандрита Антонина (Капустина) [2]. Опубликованные записи за 1850-1860 и 1881 гг. лишь частично затрагивают повседневную жизнь духовенства, т.к. большую часть свой жизни архимандрит Антонин провел в Греции и Палестине. В фондах Российского государственного исторического архива находится рукопись дневника, которую использовала А.В. Мангилева [29, c. 99].
В целом, доступных для исследователей дневников не так много. Поэтому исследователи их используют без ориентировки на регион. Например, дневник протоиерея Ф. Карпинского [4] в своей работе использует Д.А. Беговатов, хотя он пишет о Тверской епархии, а протоиерей жил в Екатеринбурге [5].
Самым популярным источником по истории быта и изучению мировоззрения духовенства являются воспоминания. Мемуары зачастую являются единственным источником по изучению самосознания, повседневной жизни. Особенность воспоминаний как жанра наглядно показала Л. Манчестер [30, с. 68-70].
Первым примером мемуаристки духовенства можно назвать «Автобиографию» митрополита Платона (Левшина) [1]. По стилю она не похожа на все последующие воспоминания духовенства, т.к. принадлежит к литературе XVIII века. Автобиография написана от третьего лица и имеет парадный характер. Но, не смотря на это, это произведение дает массу интересных наблюдений и сведений о жизни духовенства XVIII века, что при скудости иных сведений бесценно.
В конце XIX – начале XX вв. духовенство активно публиковало свои воспоминания – главным образом, о годах, проведенных в духовной школе, и о приходской жизни. Эти воспоминания печатались на страницах церковной периодики, в ежемесячных периодических изданиях или выходили отдельными книгами. Изданием, где активно публиковались такие материалы, была «Русская старина» – ежемесячный исторический журнал, выходивший с 1870 г. Задачей журнала была публикация разного рода автобиографических записок и воспоминаний, среди них можно найти записки духовенства и о духовенстве [22; 23; 28]. Также духовенство нередко публиковало свои воспоминания или автобиографии на страницах епархиальных ведомостей [16; 18; 25; 32; 41; 43].
К мемуарным источникам относятся воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского) «Из моего прошлого» [17]. Владыка Евлогий дает яркое представление о состоянии духовных учебных заведений, выпускники которых в дальнейшем становились пастырями. Ценным источником являются воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох» [7]. Поскольку по своему происхождению владыка был выходцем из крестьян, неудивительно, что он ярко описывает отношение крестьян к духовенству во времена своего детства, их представления об обязанностях и достатке священнослужителей. Так же он подробно описывает свое детство и путь в духовное сословие.
Мемуары митрополитов Георгия и Вениамина стали широко востребованными, так как они занимали заметное положение в общественной жизни и рассказывали не только духовенстве, но и о политике, обществе.
Оригинальным и ярким источником, описывающим быт и жизнь духовенства, являются воспоминания священников Альбицких и Елховских [42]. Четыре поколения священников Владимирской епархии оставили воспоминания о своем детстве, годах учебы, службе приходскими священниками. Священник Евгений Елховский был сыном бедного псаломщика, в своих заметках он подробно рассказывает о жизни церковнослужителей в деревне, материальных трудностях, о выборе невесты, нравах духовенства. Воспоминания богаты бытовыми зарисовками и простыми и незамысловатыми и от этого еще более ценными рассказами о жизни в небольшом провинциальном городке на рубеже эпох. Наиболее полный перечень воспоминаний духовенства и о духовенстве можно найти в справочнике П.А. Зайончковского [21].
Информацию о жизни и быте духовенства можно почерпнуть не только из воспоминаний самого духовенства, но из книг и воспоминаний о нем. Данные источники можно разделить на две группы.
Первая группа – официальные источники (некрологи, юбилейные статьи и брошюры). Они официальны, но за этим парадным фасадом можно увидеть информацию о семье клирика, его службе, доме, тех качествах, которые считаются важными для пастыря. Некрологи помогают воссоздать идеальным портрет пастыря, и пусть он будет не совсем точен исторически, но он очень важен для понимания того, как себя идентифицировало духовенство и что о себе хотело сказать людям. В связи с особенностью повествования некрологи редко цитируются в научных исследованиях, и не всегда выделяются как отдельный вид источников.
Вторая группа – это воспоминания или жизнеописания, составленные современниками. В них можно узнать подробности быта, взаимоотношений в семье и с прихожанами, взгляды духовенства. Они зачастую имеют житийный характер, но отражают особенности мемуарной литературы XIX века, содержат описание быта, взаимоотношений между членами причта, описание жизни и отношений в семье. Например, воспоминания Четверухиных о преподобном Алексее Зосимовском [47]. Так же в XIX веке публиковалось множество жизнеописаний духовенства, и если они не были сделаны очевидцами, то авторы пользовались устными воспоминаниями современников.
Для изучения мировоззрения духовенства его ментальности важно, какие образы духовенства создавались в литературе самим духовенством и для духовенства. Во многом эти рассказы и жизнеописания имели житийный характер, были образами и примерами. Такие материалы о духовенстве публиковались в журнале «Странник», выходившем в 1860-1917 гг. [14; 45; 46]. Интересно, что святитель Игнатий (Брянчанинов) крайне отрицательно относился к публицистике данного издания: «Странник», журнал вредный для духовенства, как отделяющий его от народа в касту, и не только не укрощающий, но и разжигающий ненависть касты к прочим сословиям» [44].
Подобные материалы также публиковались в епархиальных ведомостях [11; 12; 13], Душеполезных чтениях. Епархиальные ведомости активно включаются в научный оборот, на примерах епархий изучается их значение как источника по различным проблемам истории Церкви и духовенства [8; 24; 27; 48].
Следует выделить работы, которые по своей структуре являются исследованиями, но они аутентичны времени, авторы как представители или выходцы из духовного сословия воспроизводят взгляд на проблемы духовенства самого духовенства. Фактически, это один из самых информативных и систематически подготовленных источников для исследования самосознания духовенства.
Ярким примером этого является книга сына сельского священника, профессора Санкт-Петербургской Духовной Академии Дмитрия Ивановича Ростиславова [38]. Его книга основана на рассказах и беседах с современниками, личных впечатлениях и переживаниях, так же автор привлек для подтверждения своих выводов статьи в периодических изданиях (церковная периодика, так же ценный источник по теме, т.к. авторами статей были клирики). Д.И. Ростиславов выделяет основные проблемы, которые беспокоили духовное сословие в середине – второй половине XIX века.
Представления духовенства о самом себе были так часто транслируемы и повторяемы, что стали рассматриваться как объективные проблемы. Например, материальное обеспечение. Духовенство в периодике и публицистике постоянно осознает себя как очень бедное сословие, сословие угнетенное государством и обижаемое всеми: и крестьянами и дворянами и чиновниками. Д.И. Ростиславов поднимает вопросы, волновавшие духовенство внутри него, – противостояние белого и черного духовенства, конкуренция храмов и монастырей, темы, которые, как правило, непонятны и неинтересны людям, стоящим вне церковного круга. В современной историографии книга Д.И. Ростиславова оценивается по-разному, Д.А. Беговатов относит ее к публицистике, а А.В. Васильева к исследованиям [5, с. 6; 6, с. 8]. Так же публицистической работой являются «Записки сельского священника» А.И. Розанова, публиковавшиеся в «Русской старине», а впоследствии вышедшие отдельным изданием [35].
К немаловажным источникам данного периода относятся статьи и очерки современных публицистов и церковных деятелей по церковным вопросам, материальному обеспечению духовенства, деятельности по возрождению прихода. Авторы пытаются найти выход из сложившейся ситуации, анализируют имеющиеся проблемы. В литературной форме в них изложены основные, наиболее характерные события жизни сельского пастыря: приезд архиерея, написание отчетов, крестные ходы, служба в праздники, занятие хозяйством, требоисполнение, повествуется о крестьянском быте, отношении прихожан к храму, священнику; описывается бедность крестьян, то есть ярко изображена картина жизни деревни начала прошлого века. Материалы о духовенстве можно найти во всех епархиальных ведомостях.
С 1860 г. при Киевской Духовной Академии выходил журнал «Руководство для сельского пастыря». А.Н. Розов писал, что «большое внимание уделялось в нем проблемам нравственного развития самого сельского священнослужителя… Для этого печатались материалы, посвященные разным сторонам личной жизни священника, отношению друг к другу членов одного церковного причта, священников соседних приходов и т.д. В течение многих лет обсуждалась проблема взаимоотношений двух поколений русского священничества: "старого", консервативного, дореформенного и "молодого", либерального, пореформенного. В заметках, очерках, отрывках из дневников и писем, в произведениях беллетристического характера показывались различные типы служителей Церкви, достойные черты одних, слабости и недостатки других» [36].
Среди неординарных источников по изучению мировоззрения духовенства можно назвать художественную литературу. Например, А.В. Мангилева широко использует для создания портрета духовенства произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, а Д.А. Беговатов Н.С. Лескова и А.П. Чехова [5; 29].
Духовное сословие было склонно к определенной рефлексии. Его представители писали о себе очень много, в разных жанрах (публицистика, дневники, воспоминания). Они изучали себя и создавали сами свой портрет уже в XIX веке. В этот портрет вошли черты, которые мы, возможно, можем назвать чертами коллективного самосознания духовенства. Например, представление о своей бедности, униженности, ужасной жизни в семинариях. Все эти характеристики не могут быть объективными, они отражают исключительно личное восприятие себя. Интересно, что по письмам и дневникам духовенства, а так же воспоминаниям дворянства можно создать иной образ духовенства. Но созданный в XIX веке имидж духовенства был так широко растиражирован и стал настолько устойчивым, что современные исследователи принимают его за объективные характеристики.
Можно с уверенностью сказать, что источников по изучению истории приходского духовенства невероятное множество, поэтому представляется целесообразным изучение фактически любой проблемы на региональном материале. В первую очередь это материалы консисторий, епархиальных правлений, региональная периодика. Так же поздравительные брошюры, издававшиеся небольшими тиражами и могущие сохраниться в местных библиотеках или архивах.
Список литературы:
1. Автобиография Платона митрополита Московского. М., 1887. 86 с.
2. Антонин (Капустин), архимандрит. Дневник. Год 1850. М.: Индрик, 2013. 184 с.; Дневник. Годы 1851-1855. М.: Индрик, 2015. 536 с.; Дневник. Годы 1856-1860. М.: Индрик, 2017. 712 с.; Антонин (Капустин), архимандрит Дневник. Год 1881. М.: Индрик, 2011. 384 с.
3. Арсений (Стадницкий), митр. Дневник. Т. 1: 1880-1901. М.: Изд-во ПСТГУ, 2006; 740 с.; Т. 2: 1902-1903. М., 2012. 527 с.; Т. 3: 1903-1905. М., 2015. 464 с.
4. Байдин В.И., Голикова С.В., Дашкевич Л.А., Нечаева М.Ю. Дневник священника // Уральский исторический вестник. 1995. № 2. С. 116-143.
5. Беговатов Д.А. Городское православное духовенство Тверской епархии в первой половине XIX: профессиональная деятельность и повседневная жизнь. Тверь: СФК-офис, 2017. 312 с.
6. Васильева А.В. Социокультурный облик православного духовенства в западной Сибири в конце XIX – начале ХХ вв.: дис. … канд. ист. наук: спец. 07.00.02 – Отечественная история. Омск. 2015. 261с.
7. Вениамин (Федченков), митр. На рубеже двух эпох. М.: Отчий дом, 2016. 704 с.
8. Верещагин И.Ф. «Архангельские епархиальные ведомости» как исторический источник [Электронный ресурс] // НСО истфака ПГУ [сайт]. 14.09.2010. URL: http://bit.ly/2LMt8cY (дата обращения: 25.09.2019).
9. Владимирские краеведческие хроники. Письма священникам села Скоморохово Владимирской губернии: 1828-1895 гг. / Авт.-сост. Лисицын Н., Новосельский П. Владимир, 2015. 295 с.
10. Волобуева Т.И., Кузнецова О.П., Романова С.Н., Савостьянова Н.Ю., Столярова З.Н. Священно-церковнослужители и ктиторы Московской епархии первой трети ХХ столетия. Тверь: Булат, 2013. 416 с.
11. Воспоминание об о. Иоанне Калашникове // Херсонские епархиальные ведомости. 1877. № 11. С. 274-282.
12. Сулоцкий А.И. Протоиерей Петр Андреевич Фелицын // Тобольские епархиальные ведомости. 1883. № 13-14. С. 281-290; № 17. С. 352-362; № 18. С. 363-376.
13. Цветков Л.Ф. Воспоминание об о. П.И. Козьмине // Воронежские епархиальные ведомости. 1879. № 9. С. 390-393.
14. Гумилевский А., прот. Заметки приходского священника. Приходская жизнь // Странник. Т. 2. 1860. № 5. С. 49-60.
15. Дневник полкового священника 41-го егерского полка Евфимия Левитского. М.: Русский раритет, 2015. 232 с.
16. Дьяков П.Н. Из автобиографических записок протоиерея П.Н. Дьякова (ум. 25 сент. 1909 г.) // Вологодские епархиальные ведомости. 1911. № 3. С. 68-72; № 5. С. 103-107; № 8/9. С. 190-198; № 17. С. 407-413; № 18. С. 449-453; № 19. С. 468-471; 1912. № 9. С. 217-222; № 16. С. 395-399; № 20. С. 501-504; № 22. С. 465-467; 1913. № 4. С. 91-94; № 14. С. 396-400; № 21. С. 609-612; № 22. С. 641-643; № 24. С. 696-700; 1914. № 3. С. 59-62; № 6. С. 150-154; № 19. С. 488-492.
17. Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: Воспоминания, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994. 621 с.
18. Егоров С. Келейная запись, или краткое начертание [разнообразных должностей], возлагавшихся преосвященными в различные времена на священника Ярославской градской Михаило-Архангельской церкви Симеона Егорова, начиная с 1761-го по 1825-й // Ярославские епархиальные ведомости. 1893. № 28. С. 439-446.
19. Елабужский М. С. Жизнь в дневниках. Можга: [б.и.], 2015. 327 с.
20. За вами следит с любовью Рать небесная: Жизнеописания, письма и документы святого мученика Александра Медема / Сост. И.И. Ковалева. М., ПСТГУ, 2016. С. 323-354.
21. Зайончковский П.А. История дореволюционной России в дневниках и воспоминаниях. Т. 1-4. М.: Книга, 1976-1985.
22. Записки сельского священника. // Русская старина. 1879. Т. 24. С. 554-562; Т. 25. С. 457-492, 609-637; Т. 26. С. 433-460; 1880 Т. 27. С. 39-78, 455-494; Т. 28. С. 144-145, 261-288, 449-476, 667-708; Т. 29. № 10-11; 1881 Т. 30. № 1-4; Т. 31. № 5.
23. Иващенко В. прот Из пастырского опыта сельского священника // Русская старина. 1909. Т. 137. С. 219-230.
24. Ивочкин Д.А. «Официальный отдел» «Смоленских епархиальных ведомостей» как источник по истории Смоленщины (1865-1918) // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2016. Вып. 4. С. 74-83.
25. Картины прошлого. (Из семейной хроники священника) // Ярославские епархиальные ведомости. 1900. № 42. С. 669-672; № 43. С. 685-687; № 44. С. 702-704; № 45. С. 718-720; № 46. С. 738-740; № 47. С. 757-760; № 48. С. 774-776.
26. Касьянов Василий Дмитриевич, протоиерей. Из дневников 1870-1897 гг. в 2 кн. Кн. 1. Красноярск, 2012. 704 с.
27. Лихачева Ю.Н. «Енисейские епархиальные ведомости» как источник по изучению социального облика духовенстве г. Еничейска [Электронный ресурс] // Молодёжь и наука: сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 50-летию первого полета человека в космос / Отв. ред. О.А. Краев. Красноярск: Сиб. федер. ун-т., 2011. URL: http://bit.ly/2Pdu7Vs (дата обращения: 25.09.2019).
28. Лотоцкий А. Из быта старого духовенства // Русская старина. 1904. Т. 120. С. 102-129.
29. Мангилева А.В. Социокультурный облик приходского духовенства Пермской губернии в XIX – начале ХХ в. Екатеринбург: Из-во Уральского университета. 2015. 480 с.
30. Манчестер Л. Поповичи в миру. Духовенство, интеллигенция и становление современного самосознания в России. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 448 с.
31. Матисон А.В. Городское и сельское духовенство Тверской епархии в середине XIX века. Справочник. М.: Старая Басманная, 2015. 512 с.
32. Неученый священник. (Биографический очерк) // Пензенские епархиальные ведомости. 1884. № 1. С. 13-19.
33. Ореханов Г. свящ. Дневник митрополита Арсения (Стадницкого) – новый источник по русской церковной истории (1905–1916) // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ. Материалы. 2000 г. М.: Изд-во ПСТБИ, 2001. С. 353-356.
34. Раздорский А.И. Справочные издания епархий Русской православной церкви. 1861-1915: Сводный каталог и указатель содержания. СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. 567 с.
35. Розанов А.И. Записки сельского священника. Быт и нравы православного духовенства. Записки пересмотр, и испр. авт. Спб., тип. В.С. Балащева, 1882. 324 с.
36. Розов А.Н. Этнографические и фольклорные материалы на страницах журнала «Руководство для сельских пастырей» (1860-1917 гг.). Аннотированный тематико-библиографический указатель [Электронный ресурс] // Ruthenia.ru [сайт]. 2019. URL: http://bit.ly/2taWJWR (дата обращения: 25.09.2019).
37. Ропакова Е.Н. Православный приход во второй половине XIX в. Российская империя, Санкт-Петербургская епархия. СПб., 2016. 353
38. Ростиславов Д.И. О православном белом и черном духовенстве в России. В 2-х т. Рязань, 2011.
39. Савва (Тихомиров), архиеп. Хроника моей жизни. М., Сретенский монастырь. 2016. 688 с.
40. Савва (Тихомиров) архиеп. Хроника моей жизни. Автобиографические записки высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. Т. 1. (1819-1850 гг.). Сергиев Посад: 2-я тип. А.И. Снегиревой, 1898. 529 с.
41. Смирнов Ф. Из воспоминаний сельского иерея // Архангельские епархиальные ведомости. 1903. № 15. С. 519-526.
42. Страницы истории России в летописи одного рода (Автобиографические записки четырех поколений русских священников) 1814-1937. М.: Отчий дом, 2004. 776 с.
43. Флоринский Н. И. Воспоминания, заметки и рассказы священника // Владимирские епархиальные ведомости. 1865. № 6. С. 352-356; № 11. С. 623-627; № 18. С. 1014-1022; № 24. С. 1381-1385; 1866. № 10. С. 553-557.
44. Хвалин А. Церковные и духовные издания Российской империи синодального периода. [Электронный ресурс] // Русская народная линия [сайт]. 27.03.2011. URL: http://bit.ly/2E91TFf (дата обращения: 25.09.2019).
45. Хитров И. Замечательные люди из русского белого духовенства в XVIII в.» // Странник 1897. № 1-9.
46. Хитров И. Наше белое духовенство в XVIII в. и его представители // Странник 1896. № 8-12.
47. Четверухин И.Н. «Я все переживаю с вами»: житие и поучения преподобного старца Алексея Зосимовского. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2014. 441 с.
48. Чижов Р.В. Роль периодической печати в консолидации религиозного культурного сообщества (на примере деятельности «Ярославских епархиальных ведомостей» 1860-1917 гг.): канд. дис. … кандидата культурологии: спец. 24.00.01 – теория и история культуры. М., 2006. 226. с.
Сведения об авторе:
Белоногова Юлия Игоревна – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (Москва, Россия).
Data about the author:
Belonogova Julia Igorevna – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Russian History Department, History Faculty of Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities (Moscow, Russia).
E-mail: BelonogovaI@mail.ru.