Баданов В.Г. Библиотечно-просветительная деятельность земств Олонецкой губернии (1908-1917 гг.)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 908:021.2+374.71(470.2)

БИБЛИОТЕЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗЕМСТВ ОЛОНЕЦКОЙ ГУБЕРНИИ (1908-1917 гг.)

Баданов В.Г.

В статье исследуется деятельность земских учреждений Олонецкой губернии по созданию сети сельских библиотек и библиотек-читален. Анализируется весь комплекс библиотечно-просветительной работы как важнейшей компоненты внешкольного образования земских учреждений. Автором затрагивается проблема структуры земских народных библиотек, их финансовое обеспечение, исследованы их особенности и характерные признаки. Рассматривается система земской библиотечной сети, типы и виды земских библиотек. Работу земств Олонецкой губернии с полной уверенностью можно рассматривать как первый опыт создания доступной библиотеки на Русском Севере. Земство заложило основы последующего библиотечного дела в России.

Ключевые слова: земские учреждения, сельские библиотеки, библиотечные сети, земское внешкольное образование, Олонецкая губерния.

 

LIBRARY AND EDUCATIONAL ACTIVITY OF ZEMSTVO

IN THE OLONETS PROVINCE (1908-1917)

Badanov V.G.

The article examines the Olonets province territorial institutions (zemstvo) activities in creating a network of rural libraries and reading libraries. The whole complex of library and educational work is analysed as the most important zemstvo institutions component of extracurricular education. The author addresses the problem of zemstvo people’s libraries structure, their financial support, and examines their features and characteristic features. The zemstvo library network system, types and forms of territorial institutions libraries are considered. The Olonets province territorial institutions activity with confidence can be considered as the first experience in accessible library creating on Russian North. The zemstvo laid the foundations of subsequent librarianship in Russia.

Keywords: zemstvo institutions, rural libraries, library networks, zemstvo extracurricular education, Olonets province.

 

Становление и развитие земского библиотечно-просветительного дела в Олонецкой губернии является одним из актуальных аспектов изучения деятельности земских учреждений на Европейском Севере России. Кроме того, земский период библиотечной истории должен в первую очередь изучаться в локальных масштабах, в рамках исторически сложившихся губерний. Лишь в локальных границах возможно полноценное исследование деятельности органов земского самоуправления. Земский исторический опыт создания библиотек и других просветительно-образовательных учреждений востребован и сегодня при реализации национальных проектов в сфере культуры и образования.

 До 1890-х гг. Олонецкая губерния располагала весьма ограниченным количеством библиотек, в основном они существовали при учебных заведениях в городах. В сельской местности библиотеки практически отсутствовали. Крупнейшими библиотеками Олонецкого края в тот период являлись библиотека Олонецкой Духовной Семинарии в Петрозаводске, которая была создана во многом стараниями святителя Феофана Затворника [2, с. 495], Алексеевская общественная библиотека и библиотека Петрозаводской мужской гимназии.

В 1890 г. в Российской империи были разработаны «Временные правила о бесплатных народных библиотеках и о порядке надзора за ними» [4]. Открытие народных библиотек возлагалось на органы местного самоуправления (земские учреждения) губерний и уездов. Однако нехватка денежных средств и приоритеты земских деятелей по развитию школьного дела (создание сети земских народных училищ) и введению всеобщего начального обучения не позволили олонецким земцам вплотную заняться организацией народных библиотек в тот период [1, с. 151].

До 1893 г. Олонецкое губернское земство не занималось устройством библиотек, а только финансово поддерживало Алексеевскую общественную библиотеку в Петрозаводске (от 100 до 300 рублей в год). В 1894 г. при губернском земстве был организован книжный склад с фондом 700 рублей в год. Основной задачей земского книжного склада являлось накопление необходимой литературы по низким (оптовым) ценам и дальнейшая рассылка ее в распоряжение уездных земств и земских училищ.

Между тем, отдельные уездные земства Олонецкой губернии уже в 1890-1900-х гг. (Олонецкое, Петрозаводское, Повенецкое, Пудожское) самостоятельно, без поддержки администрации и губернского земства стали проводить народные чтения и создавать народные (бесплатные) библиотеки-читальни. Эти библиотеки организовывались при земских и церковно-приходских школах, в домах крестьян и других более или менее приспособленных помещениях. Таких библиотек-читален к началу ХХ в. в Олонецкой губернии числилось уже более трех десятков. На их содержание уездные земства в общей сложности выделяли свыше 5 тысяч рублей в год [3, с. 2].

В 1908 г. в деятельности Олонецкого губернского земства по внешкольному образованию (в первую очередь сюда входило библиотечное дело) произошли весьма существенные изменения. Наряду с земским Бюро по школьному образованию, при губернской управе было создано Бюро по внешкольному образованию (руководитель П.И. Орфинский). Именно данное Бюро и взяло на себя всю организационную работу по созданию в губернии сети народных библиотек, подобно тому, как здесь уже были составлены школьные сети и образованы врачебные участки [3, с. 8]. Такая «сетевая» работа Олонецких земств в области библиотечного дела явилась первым опытом среди всех губерний Российской империи. Позднее в работу по созданию губернских библиотечных сетей включатся земства Уфимской, Вятской и Харьковской губерний.

Выработка же общих принципов организации библиотечной системы земства произошла только на Первом Всероссийском съезде по библиотечному делу, прошедшем в Санкт-Петербурге в 1911 г. В постановлениях съезда признавалась необходимость формирования земствами библиотечных сетей, состоящих из центральной библиотеки в уездном городе, районных библиотек в крупных волостных селах, сельских библиотек в школьных районах, а также передвижных библиотек для обслуживания мелких селений [8, с. 149].

Главную свою задачу в области библиотечного дела Олонецкие земства видели в том, чтобы обеспечить всем жителям губернии независимо от места проживания возможность посещения библиотеки и получения всех необходимых для учебы или самообразования книг, журналов, газет. Основным принципом построения библиотечных сетей земств был принцип максимального приближения библиотечной книги к населению по месту жительства.

Согласно земскому плану, утвержденному в Олонецкой губернии в 1908 г., все земские библиотеки при школах преобразовались в школьно-народные библиотеки и обслуживали население в своем трехверстном районе. Таких библиотек в 1912 г. по губернии насчитывалось более двухсот. Затем в центре густонаселенных местностей создавались большие центральные библиотеки-читальни (волостные), район деятельности этих библиотек устанавливался не более 9-15 верст [9, с. 7]. Первые такие народные библиотеки-читальни в Олонецкой губернии появились в 1908 г., а к 1913 г. их насчитывалось 55, в 1914 г. было уже 70 библиотек-читален. В помощь обоим видам библиотек (школьно-народным и библиотекам-читальням) для обслуживания селений, находящихся далее 3-х верст от школы и 6-ти верст от центральной библиотеки, земством открывались небольшие передвижные библиотеки (к 1 января 1913 г. в губернии было открыто более 50 передвижных библиотек).

Одной из разновидностей передвижной библиотеки была «сумочная библиотека». Передвижные библиотеки-сумки, изготовленные из брезента или пеньковой клеенки, имели широкое распространение в Олонецкой губернии. Изобретателем «сумочных» народных библиотек стал учитель Вохтозерской начальной школы К.И. Дмитриев, который начиная с 1892 г. рассылал сумки с книгами сельским учителям по всей губернии. В каждой такой сумке наряду с 6-8 изданиями имелась объяснительная записка, содержащая основные правила обращения с книгой [14, с. 116-117]. Постепенно количество книг в «сумках» росло, они превращались в полноценные передвижные библиотеки. Видовое разнообразие земских библиотек дополняли учительские и специальные библиотеки для земских служащих.

Между всеми тремя типами библиотек были установлены четкие взаимоотношения. Школьно-народная библиотека в случае необходимости могла обратиться за книгами в центральную библиотеку, а передвижная – как в школьно-народную, так и в центральную библиотеку. Таким образом, даже далеко жившие от центральной библиотеки крестьяне имели возможность получать свежие газеты, журналы и читать новые книги.

Опыт олонецких земцев по организации библиотечной сети получил высокую оценку среди специалистов на общероссийском уровне. Материалы Олонецкой губернской земской управы были разосланы во многие земские учреждения России и стали образцом для подражания при организации библиотечной сети.

В юбилейном земском сборнике, вышедшем в 1914 г. по случаю 50-летия введения земских учреждений в России, известный специалист в области школы и народного просвещения В.И. Чарнолусский дал высокую оценку усилиям олончан, заметив, что «особенно выдающимися по постановке общественно-библиотечного дела являются Олонецкое, Уфимское, Вятское и Харьковское губернские земства» [15, с. 373]. На первое место ученый поставил заслуги именно олонецких земцев.

Расходы земств Олонецкой губернии на организацию библиотек-читален в 1909 г. (первый год создания библиотечной сети) составили более 16 тысяч рублей (от губернского земства) и около 2 тысяч рублей выделили уездные земства. В 1912 г. расходы губернского земства на эти цели выразились суммой более 15 тысяч рублей, уездные ассигновали свыше 9 тысяч рублей. Основная часть этих средств направлялась на подписку периодических изданий, приобретение литературы, оплату помещений, жалование библиотекарям [9, с. 2-3].

В 1911 г. (сведения предоставлены 30-ю центральными библиотеками из 33-х) библиотеки-читальни Олонецкого земства помещались: в домах крестьян (25), в домах мещан (2), в доме пожарного общества (1), в доме приходской богадельни (1) и в доме женского земского училища (1). Оплата труда библиотекаря, согласно постановлению очередного Губернского земского собрания, должна была быть не менее 180 рублей в год. Между тем, 7 библиотекарей из 30 не получали такого оклада из-за бюрократических проволочек отдельных уездных земских управ [7, с. 13-14].

 Правда с 1913 г. оплата труда библиотекарей стабилизировалась и все заведующие центральными библиотеками-читальнями уже получали от 180 до 360 рублей. В 1914 г. на основании постановления Губернской земской управы, жалование всем библиотекарям должно было быть доведено до 360 рублей в год [10, с. 19].

 В 1911 г. 30 центральных библиотек-читален Олонецкого земства (3 библиотеки не представили сведений) обслуживали 777 деревень. Число читателей в них составляло более 10 тысяч человек. Среди читателей народных библиотек преобладали учащиеся и молодые люди. Постепенно увеличивался и процент читающих женщин. В 1910-1912 гг. число женщин составляло примерно 25% всех читателей, в 1914 г. – 27,5%, в 1915 г. – 32%.

 За период с мая 1910 г. по май 1911 г. было выдано почти 85 тысяч книг. Общий библиотечный фонд 30 библиотек составлял около 33 тысяч наименований. Наибольший объем в земских библиотеках составляли:

– Литературный отдел (беллетристика) – 12 тысяч книг.

– Отдел природоведения – более 5 тысяч книг.

– Отдел исторический – около 4 тысяч книг.

– Отдел географии и путешествий – более 3,4 тысяч книг.

– Отдел сельскохозяйственный – около 3 тысяч книг [7, с. 7].

Комплектование литературы для народных библиотек проходило через губернский и уездные земские склады по каталогам, утвержденным Губернской земской управой. В своей работе народные библиотеки ориентировались на интересы и потребности взрослого крестьянского населения, имевшего образование. Устойчивый интерес крестьян наблюдался к религиозной литературе, которая наряду с легкой беллетристикой составляла главный объект читательского внимания. В отчетах, которые ежегодно представляли земству учителя и заведующие библиотеками, содержались сведения об интересах и книжных вкусах читателей: «Из книг духовно-нравственного содержания более всего нравятся жития святых, чувство уважения к которым питают крестьяне. Из повестей…читают сочинения Гоголя "Тарас Бульба" и Пушкина "Капитанская дочка". Здесь они видят храбрых защитников Православной веры Русского государства, а также и врагов его». Крестьяне вообще отдавали предпочтение беллетристике. Поэтому книги Г. Бичер-Стоу, Ж. Верна, братьев Гримм, Н.В. Гоголя и А.С. Пушкина зачитывались и очень быстро приходили в ветхость [8, с. 148].

Местное население Олонецкой губернии довольно позитивно оценивало библиотечную деятельность земств. В отчетах 22 библиотек-читален за 1911 г. (из 30 приславших такие отчеты) указывалось, что население относится к библиотеке «сочувственно»; в одном отчете было отмечено, что «особой симпатии население пока не проявляет, но и не питает неприязни». Такое отношение, по словам библиотекаря, вполне понятно, поскольку «кореляк ко всякой новинке вообще относится подозрительно, а библиотека открыта еще недавно, так что цели ее еще многие не поняли». В другом библиотечном отчете было замечено, что «крестьяне среднего и младшего возраста относятся к библиотеке хорошо, а пожилые и старые равнодушно». В трех отчетах библиотекарей отмечалось, что «население уже давно смотрит на библиотеку-читальню, как на учреждение, необходимое в жизни» [7, с. 12].

Земские народные библиотеки были востребованы в обществе. Специфическая особенность земской библиотеки как сегмента системы народного образования заключалась в широкой просветительной деятельности и органичной связи с другими формами внешкольного просвещения – музеями, выставками, экскурсиями и т.д.

Трудно переоценить положительное влияние библиотек на просвещение взрослой части сельского населения России. Посещавшие библиотеку-читальню в первый раз обычно вели себя робко и конфузились, но если интересы крестьянина получали удовлетворение, то библиотека становилась для него близкой, и он старался привлечь в нее односельчан. Типичный для библиотеки-читальни была такая картина, когда роль «руководителя» над взрослыми малограмотными крестьянами брал на себя подросток, окончивший школу. Он комментировал иллюстрации в книгах, и, несмотря на такое непривычное «разделение труда», все участники импровизированного кружка читателей оказывались довольны друг другом: подросток потому, что помог старшим, а они, в свою очередь, тем, что были в читальне наравне со всеми. Впоследствии такой крестьянин обязательно делился услышанными «новостями» в кругу семьи [8, с. 150-151].

9 июня 1912 г. были приняты новые общероссийские правила о народных библиотеках (ранее библиотеки открывались по «либеральным» правилам от 28 февраля 1906 г.), по которым расположенные при учебных заведениях библиотеки передавались «в полное распоряжение сих учебных заведений» и их директорам вменялось в обязанность контролировать их работу [см.: 13, с. 27-28]. Иными словами, народные библиотеки, созданные на средства и трудами земств, передавались безвозмездно в ведение чиновников из Министерства народного просвещения. Правила 1912 г. нанесли сильный удар по земским библиотекам и буквально опустошили книжные фонды многих библиотек, организованных местными сообществами (особенно в Харьковской, Уфимской, Новгородской губерниях).

В Олонецкой губернии, в отличие от многих других земских губерний России, такого негативного варианта событий не произошло. Олонецкие земцы достаточно спокойно восприняли новые правила и продолжили формирование библиотечной сети, несмотря на все трудности в комплектовании фондов по министерским каталогам. Количество посетителей народных библиотек в Олонецкой губернии не уменьшилось, как во многих регионах России, а напротив, был заметен приток читателей [10, с. 35-36].

В мае 1915 г. были приняты новые правила [12], по которым библиотеки при низших учебных заведениях признавались собственностью учредителей (т.е. земств), а не школ, как требовали правила 1912 г.

Важной особенностью всей культурно-просветительской работы земских учреждений России в 1915-1917 гг. стала децентрализация библиотечного дела и предоставление возможно более широкого участия местному населению в деле организации любых просветительных учреждений. Большинство губернских и целый ряд уездных земств выступило в эти тяжелые военные годы с различными предложениями по развитию внешкольного образования народа.

Не осталось в стороне от этого важного для всей страны дела и Олонецкое земство. На очередной сессии 1915 г. Губернская земская управа под влиянием решений Харьковского съезда по вопросам организации разумных развлечений для народа (7-12 июня 1915 г.) и Общеземского совещания о просветительных мероприятиях в Ярославле (3-7 августа 1915 г.) поставило вопрос о реформировании всей системы внешкольного образования в губернии. Прежде всего, речь шла о народных библиотеках и библиотеках-читальнях, которые должны были стать, наряду с народными домами, объединяющими ячейками в земской культурно-просветительной работе [6, с. 121-122].

В 1915-1916 гг. в Олонецкой губернии насчитывалось уже 70 народных земских библиотек. Книжный фонд их составлял около 150 тысяч томов. Число читателей, несмотря на военное время, не уменьшалось, а, напротив, росло, правда, не такими быстрыми темпами, как в 1911-1913 годах. В 1915 г. земские народные библиотеки посещало почти 19 тысяч читателей, которые получили из фондов библиотек 250 тысяч книг [11, с. 6-7, 16-17].

Уездные земские учреждения также уделяли особое внимание земско-библиотечному делу. Так в докладе Вытегорской уездной управы в 1916 г. констатировалось, что «… в течение 1915 г. Вытегорский уезд обслуживали 103 библиотеки, в том числе 10 центральных районных, содержимых на совместные средства губернского и уездного земств в селениях: Андоме, Кондушах, Вытегорском погосте, Девятинах, Аннинском мосту, Черной слободе, Шильде, Ухте, Тихманьге и Ундозере; 1 библиотека при Земской управе для городских жителей, шесть библиотек, содержимых на средства Уездного земства в селах: Мегре, Коштугах, Ковском, Маркове, Макачеве и Самине. Четыре библиотеки, содержимых на средства сельских обществ и Уездного земства в селах: Вахрушеве, Ягрене, Кемском и Шильде. Четыре библиотеки Попечительства Общества трезвости в селах: Тудозере, Шкезере, Замошье и Николе. Шестьдесят три школьно-народных библиотеки при каждом земском училище и 15 передвижных сумочных…

Десять районных библиотек обслуживали 393 селения или 62,7% из всех лежащих в 15 верстовом радиусе от них; общее число читателей достигло 4147 человек, из них мужчин 2929 и женщин 1218. По возрастам читатели делятся на детей школьного возраста – 2055; подростков 716 и взрослых 1375 человек.

Хотя главная и лучшая читательская масса в настоящее время и мобилизована, но общее число читателей осталось прежнее, что и в прошлом году, а число выданных книг возросло с 38.621 в 1914 году до 43.453, т.е. в среднем по 10,5 книги на 1 читателя. Таким образом, несмотря на тяжелое время, деятельность не сокращается, а, наоборот, увеличивается. Больше всего существует спрос на книги из беллетристики /взято 31.938 книг/, но много требований и на периодические издания» [5, л. 1-2].

Также активно работали на ниве библиотечного дела в годы войны Олонецкое, Петрозаводское и Пудожское уездные земства.

И все-таки главное достижение земств в библиотечном деле заключалось отнюдь не в том, сколько сельских жителей было охвачено библиотеками-читальнями и народными библиотеками. Важно то, что в результате повседневной кропотливой работы земцы облегчали выполнение общей задачи, стоявшей, в том числе, перед органами самоуправления, а именно, вовлечению крестьянства в процесс становления гражданского общества. Земская библиотека – это учреждение, ориентированное на интересы родного края. Массовое и планомерное открытие сельских библиотек способствовало ликвидации неграмотности сельского населения губернии. Более двух третей крестьян получило возможность приобщения к книге и чтению, процент грамотных в Олонецкой губернии значительно вырос.

Полноценному проведению в жизнь земских планов по развитию библиотечного дела в Карелии помешали Первая мировая война и революционные события 1917 г. Тем не менее, именно земские учреждения Олонецкой губернии фактически заложили основы планомерной организации сети бесплатных сельских библиотек на этой территории. Именно земствам впервые удалось подключить к культурно-просветительной работе широкие круги местного населения. Поэтому неслучайно многие начинания земцев были использованы новой властью (которая не ссылалась на опыт земского самоуправления по политическим соображениям) при организации библиотечного дела в Карелии в последующие годы и десятилетия.

 

Список литературы:

1. Баданов В.Г. Олонецкое земство и внешкольное образование (земские библиотеки) // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения – 2003». Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2003. С. 151-152.

2. Баданов В.Г. Феофан Затворник // Новый Олонецкий патерик. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. 491-500 с.

3. Внешкольная деятельность земства Олонецкой губернии. Петрозаводск: Олонец. губ. тип., 1910. [4], 104 с.

4. Временные правила о бесплатных народных библиотеках и о порядке надзора за ними // Звягинцев Е.А. Правовое положение народных библиотек за 50 лет. М.: [б.и.], 1916. С. 17-21.

5. Доклад управы уездному земскому собранию по внешкольному образованию в Вытегорском уезде за 1915 год // Государственный архив Вологодской области. Ф. 1643. Оп. 1. Д. 35.

6. Журналы Олонецкого губернского земского собрания сессий чрезвычайной 16 августа 1914 г. и 49-й очередной 2-19 декабря 1915 г. Петрозаводск: Губернская тип. 1916. 583 с.

7. Земская деятельность в Олонецкой губернии по народному образованию. Петрозаводск: Олонец. губ. тип., 1911. 28, 30 с.

8. Земское самоуправление в России 1864-1918: в 2 кн. Кн. 2: 1905-1918. М.: Наука, 2005. 383 с.

9. Обзор деятельности по внешкольному образованию земств Олонецкой губернии за 1912-1913 г. Петрозаводск: Северная скоропечатня Р.Г. Кац, 1913. 80, 22 с.

10. Обзор состояния внешкольного образования в Олонецкой губернии в 1913 г. Петрозаводск: Северная скоропечатня Р.Г. Кац, 1914. [5], 94 с.

11. Обзор состояния внешкольного образования в Олонецкой губернии в 1916 г. Петрозаводск: Северная скоропечатня Р.Г. Кац, 1917. 27, 8 с.

12. Правила 21 мая 1915 г. о народных библиотеках // Библиотекарь. 1915. № 3/4. С. 322-324.

13. Справочная книжка по библиотечному делу, книжной торговле и издательству: системат. сб. законов, циркуляров и разъяснений Сената / Сост. В.И. Чарнолуский. Пг.: Изд. журн. «Вестник народного образования», 1914. 111 с.

14. «Сумочные» народные читальни // Народное образование. 1898. Кн. 9. С.116-117.

15. Чарнолусский В.И. Земство и внешкольное образование // Юбилейный земский сборник: 1864-1914 / Под ред. Б.Б. Веселовского и З.Г. Френкеля. СПб.: Т-во О.Н. Поповой, 1914. С. 370-390.

 

Сведения об авторе:

Баданов Вадим Георгиевич – кандидат исторических наук, доцент Карельского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Петрозаводск, Россия).

Data about the author:

Badanov Vadim Georgiyevich – Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Karelian Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Petrozavodsk, Russia).

E-mail: badanovru@yandex.ru.