personality

Станишевская Ж. Стресс, индивид, личность. От дистресса к эустрессу

В статье рассматриваются проблемы реакции человека на стрессоры и пути преодоления дисстресса. Особое внимание уделяется психологической составляющей стресса, как реакции адаптации к различного вида стимулам. Условно выделены психологические виды стресса, дано краткое описание психофизиологии стрессовых состояний. Рассмотрена, роль и возможности человеческого организма как саморегулирующейся приспособительной системы. Автором представлена концепция дистресса и эустресса как возможных факторов личностного роста.

Жеребцова В.В., Хомутова Н.Н. Тема конфликта и примирения личности в русской философии

В статье изучается развитие личности в процессе столкновения ее интересов с обществом в условиях сложившихся традиций и норм. Также исследуется внутриличностная борьба человека. Особое внимание уделяется процессу примирения, которое играет важную роль в формировании личности. Тема конфликта и примирения личности в русской философии рассматривается на основе произведения «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского и философии Н.А. Бердяева.

Литвиненко И.С. Влияние материнской сверхопеки на развитие личности дошкольника

В статье рассматривается проблема такого социального института, как современная семья, её значение в формировании личности ребенка-дошкольника. Особое влияние уделяется вопросу, насколько современная женщина готова к материнству. Приводятся результаты исследования относительно установки матери на ребенка. В статье отмечается важность фигуры матери для гармоничного, всестороннего развития ребенка. Освещаются две формы сверхопеки, их влияние на ребенка.

Пасютина Ю.Н. Новый тип героя в повестях Анатолия Андреева

В статье анализируются повести русскоязычного писателя Беларуси А. Андреева, который предложил теорию персоноцентризма, основанную на осознании литературного героя как личности. Персонажи белорусского писателя представляют собой новую, современную разновидность «лишнего» героя. Это – люди творческих профессий, наделенные большими, чем все остальные, умственными способностями, и в этом заключается их проблема. Они мечутся в поисках себя и своего предназначения, но сталкиваются с неодобрением общества и в итоге остаются в полном одиночестве.

Шилова Н.И. Проблема психологического конструкта целевой направленности личности

В данной статье рассматривается понятие целевой направленности личности через определённую иерархию целей человека, мотивационное наполнение, которое отображает личную позицию. Показано влияние данной позиции на достижение перспективных целей, преимущественно в ситуациях будущего времени. Определены компоненты и формы выражения целевой направленности личности. Выделены четыре позиции: рациогуманистическая, альтруистическая, рациональная и эгоцентрическая. Составлен терминологический аппарат для качественного понимания исследуемого понятия. Разработан психологический конструкт целевой направленности личности.

Руско Н.М. Кризис духовной культуры в современном обществе

В статье рассматривается понятие «духовность» как целостного феномена. Охарактеризовано современное состояние духовности в Украине и раскрыты основные пути формирования духовной культуры с помощью философского, культурологического, теологического, языковедческого, педагогического и психологического подходов. В статье проанализированы кризисные явления, имеющие место в современной духовной культуре, и рассмотрены детерминанты негативных процессов в современном обществе. Можно констатировать, что приоритетной сферой в духовном и культурном развитии общества было и остается образование, главной задачей которого на современном этапе является развитие духовной культуры личности.

Шилова Н.И. Современное состояние и возможности развития морального компонента целевой направленности личности подростка

В статье рассматриваются основные критерии морального компонента целевой направленности личности подростка, уровень развития которых определяется на основании проведения диагностического среза у школьников города Николаева. Представлены результаты исследования по двум методикам. Определены способы и перспективы дальнейшего развития морального компонента целевой направленности подростков.

Лукина Н.Б. О целевой направленности и перфекционизме личности

В статье проанализирована проблема целевой направленности и перфекционизма. Особое внимание обращено на типы целей личности и аспекты такого психологического явления как перфекционизм. Определена целевая направленность личности в зависимости от типов перфекционизма.

Станишевская Ж. Вербальная коммуникация как объект исследования в процессе психотерапии

В статье рассматриваются психологические аспекты вербальной коммуникации, ее роль в процессе общения и реализации личности в социуме. Речь человека рассматривается как средство выражения индивидуальности человека, его внутреннего мира. Особенности речи используются в психотерапевтической деятельности, как инструмент для исследования индивидуальных черт и коммуникативного поведения человека. Развитие активного и эмпатического слушания – важная часть психотерапии, направленной на улучшение навыков коммуникации участников общения. Важными составляющими в работе по исследованию и коррекции вербального поведения, являются метакоммуникация и фокусирование на процессе. Психологическая работа над этими аспектами вербальной коммуникации влияет на улучшение эффективности общения, и как следствие на адаптацию и развитие личности в обществе.

Бродецкий А.Е. Этико-ценностные маркеры иудаизма: возможности гуманистической действенности

В статье осмысливается нравственный ресурс мировоззренческих идей иудаизма. Осуществлен анализ антропологических оснований иудейской этики, рассмотрена проблема соотношения в этических ценностях иудаизма исторически унаследованных консервативно-авторитарных элементов и гуманистических импульсов, а также раскрыты толерантизационные возможности культивирования иудейского формата нравственности. Исследование реализовано в рамках методологической установки на синергию гуманистического потенциала религиозной этики различных традиций и актуализации ее социальной и личностно развивающей действенности.

Pages