Литвиненко И.С. Влияние материнской сверхопеки на развитие личности дошкольника

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 159[922:923.2]

ВЛИЯНИЕ МАТЕРИНСКОЙ СВЕРХОПЕКИ

НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

Литвиненко И.С.

В статье рассматривается проблема такого социального института, как современная семья, её значение в формировании личности ребенка-дошкольника. Особое влияние уделяется вопросу, насколько современная женщина готова к материнству. Приводятся результаты исследования относительно установки матери на ребенка. В статье отмечается важность фигуры матери для гармоничного, всестороннего развития ребенка. Освещаются две формы сверхопеки, их влияние на ребенка.

Ключевые слова: семья, социальный институт, ребенок, дошкольник, сверхопека, материнство, референтная фигура, личность, кризис.

 

THE INFLUENCE OF MATERNAL SUPER-CARE

ON PRE-SCHOOLER’S PERSONALITY DEVELOPMENT

Litvinenko I.S.

The article considers the problem of a modern family as a social institution, its importance in shaping the personality of a pre-schooler. Particular influence is given to the question – to what extent a modern woman is ready for the motherhood. The results of the study regard the mother’s set on a child. The article notes the importance of the mother’s figure for the harmonious, comprehensive development of a child. Two forms of super-custody, their effects on a child are highlighted.

Keywords: family, social institute, child, pre-schooler, super care, motherhood, reference figure, personality, crisis.

 

Семья всегда привлекала к себе внимание педагогов, медиков, философов, психологов, поскольку именно она дает ребенку представления об окружающем мире. В семье – первой социальной ячейке общества – формируются базовые черты личности, усваиваются модели поведения, т.е. осуществляется базисная социализация. Круг проблем, связанных с развитием детско-родительских взаимоотношений, особенно с матерью, чрезвычайно актуальный. Именно мать, её поведение оказывают огромное влияние на личностное развитие и психическое здоровье ребенка.

Сегодня мы наблюдаем, как стремительно меняется мир, что в свою очередь отражается и на семье, и на женской психологии, а значит, и на взаимоотношениях матери и ребенка.

Современная семья переживает кризис, она для многих молодых людей уже не является ценностью, какой была раньше. Подтверждением этого может служить следующее высказывание: «Завести семью, детей – всегда мило, приятно, но никогда это не становится абсолютной, первичной ценностью. Это – всегда вторично» [2, с. 21]. И далее автор утверждает, что женщина должна, прежде всего, реализовать себя как личность: «каждые пять лет начинать новую жизнь, реализовать новые интересы, верша свободное творение самой себя» [2, с. 22]. Проиллюстрируем еще один взгляд на семью: «Основная моя критика приходится на семью, т.к. семья – это коренная причина всех наших проблем. Наша бедность, болезненность, безумие, наша пустота – семья всему этому причина» [4, с. 27]. Онтопсихолог А. Менегетти уверен, что семья необязательна для ребенка, потому что «именно в ней кроется источник любой болезни»[2, с. 56], воспитывать детей в будущем будут социальные работники. Мудрец Ошо также считает, что семья ограничивает ребенка, очерчивает вокруг него границу и говорит: «Я – твоя мама, поэтому люби меня. Это твоя семья и, если есть необходимость, пожертвуй собой ради семьи, ради меня » [4, с. 26]. А. Менегетти, Ошо выступают за ликвидацию семьи, т.к. она по их мнению психологически устарела, её место должна занять коммуна. «Я не хочу, чтобы существовала семья. Я хочу, чтобы мир был едиными и состоял из свободных индивидуальностей в спонтанной любви» [4, с. 88].

Широкое распространение таких взглядов в обществе существенно отразилось на женской психологии. Это подтверждают и результаты нашего исследования. Так в 2018-2019 гг. мы провели анонимное анкетирование среди студентов Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского. В анкетировании участвовало 300 девушек. Мы предложили ответить на вопрос: «Для Вас на первом месте стоит семья или карьера?». В итоге 70% респондентов выбрали вариант «карьера». Это – тот тип женщин, устремления которых направлены на достижение высокого положения в обществе, на укрепление своего социального статуса, на независимость от мужчины, реализацию своих лидерских, творческих способностей. К материнству этот тип женщин не готов.

Исследуя проблему психологической готовности женщины к материнству, С.Ю. Мещерякова считает, что это – специфическое личностное образование, «стержневой образующей которого является субъект – объектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку». Далее автор делает вывод, что «это отношение проецируется после рождения ребенка в реальное материнское поведение и определяет его эффективность» [3, с. 19]. Многие психологи изучали проблему отношений в семье как фактор, оказывающий сильнейшее влияние на формирование личности ребенка, и пришли к единому выводу – от матери, её отношения к ребенку, зависит его здоровье и психологическое благополучие [5; 6; 7; 8; 9; 11]. Если женщина психологически не была готова стать матерью, но наступила незапланированная беременность, она после некоторых размышлений принимает решение родить ребенка, но нетрудно спрогнозировать, какой тип воспитания она будет использовать и каким будет её характер взаимоотношений с ребенком.

Как правило, тип женщин, у которых на первом месте карьера, самореализация себя как личности, становятся властными, холодными, эмоционально недопустимыми для общения мамами. По данным Г.В. Скобло, А.А. Северного, Т.А. Баландиной, почти 50% молодых матерей не смогли выработать адекватного отношения к ребенку [см.: 10]. Причин такого поведения матери может быть несколько, например: ребенок остановил её активную социальную деятельность (хотя временно, но это удар по имиджу бизнес-леди); ребенок нарушил её правила; она стала зависимой от ребенка.

Холодное отношение матери к ребенку в начале его жизненного пути имеет негативные последствия в дальнейшем – это ведет к задержке в психологическом развитии малыша, в неумении выстраивать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми во взрослой жизни. Ведь известно, чтобы нормально функционировать во взрослой жизни, мы должны, прежде всего, «обрести первоначальную уверенность в отношениях с матерью» [1, с. 34]. Многочисленные исследования показали, что качество отношений матери и ребенка отражается на физическом, психическом и социальном здоровье малыша. Если у ребенка в раннем возрасте матерью не сформировано базовое доверие к миру, фундаментальная уверенность в своем «Я», чувство безопасности, то их место автоматически займут неуверенность, постоянное чувство вины, низкая самооценка, неумение реализовать свой потенциал. В результате ребенок останется «глухим» к себе, не почувствует себя индивидуальностью, которая является величайшей ценностью, не сможет стать психологически свободной личностью.

Мудрец Ошо акцентировал внимание на особой функции матери, которая «вводит в мир "нового гостя", который ничего не знает, но приносит с собой некий потенциал, и пока потенциал ребенка не растет, ребенок будет оставаться несчастным. Дети могут быть счастливыми только став теми, кем пришли стать» [4, с. 148]. Психологи утверждают, что когда мать держит ребенка на руках, разговаривает с ним, улыбается, поглаживает, то тем самым устанавливает тесный физический, эмоциональный контакт с ним. Для малыша раннего возраста эти отношения, их характер, качество очень важны, чтобы полноценно гармонично развиваться дальше, т. к. по этим отношениям ребенок начинает понимать, насколько он принят матерью, насколько он желаем ею, любим.

К сожалению, у описанного нами выше типа женщин, как правило, рождается не «запланированный» ребенок, а «случайный». И сегодня мы можем констатировать, что число таких «случайных» детей увеличилась. С рождением сына или дочери женщина вынуждена играть роль «мамы», иногда «идеальной мамы», чтобы скрыть свои настоящие чувства и не вызвать осуждения окружающих о том, что она – плохая мать. Бедность чувства такой мамы также может быть результатом и того, что она сама в раннем детстве не получила позитивных эмоциональных импульсов от своих родителей, и её чувства развивались искаженно. В результате она не умеет любить, она не знает, что такое настоящая любовь, как её проявлять и отдавать маленькому человеку. Ведь, чтобы давать любовь, эту любовь надо иметь. У такой матери «парализована способность любить и наслаждаться чем-то» [12, с. 129].

Как правило, такие женщины начинают компенсировать в ребенке то, что им не удалось, а неумение любить заменяют сверхопекой. По мере взросления ребенка мать постоянно ставит перед ним все новые и новые высоты, не учитывая его возможностей, способностей и индивидуальности. Такая женщина становится властной матерью и осуществляет по отношению к ребенку «материнское захватничество», или «материнское злоупотребление», которое проявляется в сверхопеке [13, с. 31]. Известно, что сверхопека может проявляться в двух формах, которые одинаково негативно влияют на развитие личности ребенка.

Первая форма сверхопеки – мягкая, которая часто приводит к формированию демонстративных черт личности и истерического невроза. Вторая форма сверхопеки – жесткая, доминирующая, которая приводит к развитию психастенического типа личности, т.е. человека, склонного к постоянным сомнениям, неуверенности в себе.

Властная мать, как правило, использует вторую форму сверхопеки. Она рассматривает своего ребенка не как самостоятельную, уникальную личность, а как свою собственную или как продолжение себя. Что же скрывается за сверхопекой? «Материнская сверхопека – это нехватка реальной любви, впоследствии она оборачивается недостатком самоуважения у ребенка, огромной жаждой неутолимой любви и ризнания» [13, с. 35].

О материнской сверхопеке писал Э. Фромм, дав исчерпывающее объяснеие этому явлению. Фромм обращал внимание на то, что «чрезвычайно опекающая властная мать, … в действительности испытывает глубокую подавленность, враждебность к объекту своего внимания – она сверхвнимательна не потому, что слишком любит ребенка, а потому, что вынуждена компенсировать свою полную неспособность полюбить его» [12, с. 128]. Как видим, такая мать стремится в своем ребенке реализовать свои притязания на успех – «вот мрачная истина, кроющаяся за декларацией идеальной материнской преданности своим детям» [13 с. 30]. На ребенка обрушивается навязчивая, «липкая», так называемая «материнская любовь», которая для него становится тяжелым грузом, так как на его мать проецирует свои желания, а способности ребенка, его возможности используют не для его развития, самореализации, а ради удовлетворения её личных амбиций. Такая мать обязывает ребенка соответствовать её взглядам, ожиданиям, принуждает соответствовать высоким нормам общества. Она не может допустить мысли, что «дети рожаются не для того, чтобы соответствовать нашим пристрастиям, они должны прожить собственную жизнь и должны радоваться тому, что живут собственную жизнь – какой бы она не была» [4, с. 144].

Парадоксально, но факт, самый родной человек – мама вызывает у ребенка постоянное чувство тревоги, сильного напряжения, ребенок должен всегда уметь определить, довольна ли она им или нет. Такие дети уже с раннего возраста знают – мамину любовь надо заслужить. Девиз такого ребенка: «Я должен быть самым – самым, чтобы мама была довольна!». О своих чувствах он даже не задумывается, он готов развивать все новые и новые способности преумножать свои успехи, преодолевать высокие «планки» в постоянном погоне за маминой любовью, ради мамы, ради её похвалы. Он муштрует себя, т.к. очень боится её неодобрения. Ребенок готов отказаться жить для себя, получать радость, он готов принести себя в жертву, только бы мама похвалила. Может быть именно здесь скрыта причина того, что у нас так много «серых», посредственных людей, уходящих от своего потенциала в сторону.

Все или большая часть общества «состоит из посредственных людей по той простой причине, что никто не делает того, что ему предназначено. И что бы он ни делал, он не может быть лучше и не может чувствовать осуществленности, и не может радоваться» [4, с. 146]. Мать может использовать множество способов, чтобы усилить зависимость ребенка. Один из них – вызвать чувство вины у малыша, которое иногда остается на всю жизнь. Это чувство может быть сильным настолько, что заблокирует всю будущую жизнь ребенка. Сказанная мамой фраза: «Я так тебя люблю, я так старалась, чтобы тебе было хорошо, а вырастешь – уйдешь от меня», – может сломать ребенка. Еще Фромм писал, что «самый эффективный способ ослабить свою волю ребенка – это вызвать в нем чувство вины» [12, с. 151]. Таким образом, мы можем сказать, что сверхопека – это маска враждебности родителя по отношению к ребенку, потому что ребенок нагружается проблемами, которые переходят из детства во взрослую жизнь. В итоге у ребенка на всю жизнь формируются не лучшие качества – неумение говорить «нет», страх перед близостью, изоляция, депрессия, невозможность делать анализ над ошибками и постоянно совершать одну и ту же ошибку, неумение выносить психологический урок из проблемной ситуации.

Необходимо понимать, что первостепенная задача каждого родителя, особенно матери, заложить фундамент зрелой личности, вырастить здорового счастливого человека, а это возможно только при полном разумном использовании задатков ребенка, понимании его природы, уникальности. Задача взрослого – уметь увидеть перспективную черту характера ребенка и развивать ее, дать ему шанс быть собой.

 

Список литературы:

1. Клауд Г. Фактор матери / Пер. с англ. Л. Сумм. М.: Триада, 2002. 336 с.

2. Менегетти А. Женщина третьего тысячелетия / Пер. с итал. Изд. 2-е. М.: ННБФ «Онтопсихология», 2002. 256с.

3. Мещерякова, С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Практическая психология и социальная работа. 2005. № 5. С. 18-27.

4. Ошо. Свобода. Храбрость быть собой. СПб.: ПГ «Весь», 2005. 192 с.

5. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как фактор детско-родительских отношений // Практическая психология и социальная работа. 2001. № 1. С. 19-25.

6. Покатаева М.В. Детские взаимоотношения в контексте теории привязанности // Психологическая наука и образование. 2002. № 4. С. 63-69.

7. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Исследования инициативности у детей 1 года жизни в условиях материнской депривации // Практическая психология и социальная работа. 2000. № 4. С. 9-17.

8. Психологические особенности наркоманов периода взросления / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. Самара, 1998. 147 с.

9. Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии». 2002. 160 с.

10. Скобло Г.В., Северный А.А., Баландина Т.А. Психическое здоровье родителей и детей: особенности материнского отношения, психотерапевтические подходы // Российский психиатрический журнал. 1999. № 6. С. 50-54.

11. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с.

12. Фромм Э. Человек для себя. / Пер. с анл. Л.А. Чернишевский. Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.

13. Эльягефф К., Эйниш, Н. Дочки – матери. Третий лишний? / Пер. с франц. О. Бессонов, под ред. Н. Поповой. М.: Из-во «Институт общественных исследований», 2006. 448 с.

 

Сведения об авторе:

Литвиненко Ирина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Николаевского национального университета имени В.А. Сухомлинского (Николаев, Украина).

Data about the author:

Lytvynenko Iryna Serhiyivna – Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Philosophy Department, Mykolaiv National University named after V.O. Sukhomlinsky (Mykolaiv, Ukraine).

E-mail: lis28062561@gmail.com.