№ 4, 2021

Обращение главного редактора

Дорогие друзья и коллеги! Вышел в свет зимний номер Международного электронного научного журнала «Studia Humanitatis» (2021, № 4).

Этот выпуск посвящен десятилетнему юбилею Института современных гуманитарных исследований (АНО ИСГИ), который является учредителем нашего журнала. 15 февраля 2012 года Институт был зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Демченко Ю.О. Влияние Пушкина на Пушкина (Сильвио и Сальери. Гении и злодеи)

В данной статье делается попытка рубрикации маркеров, констатирующих сходство персонажей А.С. Пушкина – Сильвио и Сальери. Сопоставляются ситуативно, хронологически и структурно близкие примеры из хрестоматийных текстов. Повесть «Выстрел» и маленькая трагедия «Моцарт и Сальери» были написаны Пушкиным в знаменитый период «Болдинской осени» (1830 г.). Соответственно, анализируемый материал позволяет рассмотреть, как во время творческого процесса происходит взаимовлияние текстов одного и того же автора, во многом раскрывая природу интертекстуальности.

Хруль С. Концепт «брат» в русском языке и культуре

К наиболее влиятельным и общепонятным концептам в славянских языках и культурах относится концепт «брат», который обладает рядом специфических свойств как лингвистического, так и нелингвистического характера. Данная статья основана на анализе концепта «брат» и представляет его эволюцию в более широком контексте русской культуры. Автор предлагает когнитивное определение концепта «брат», которое состоит из 14 фасет. К особенностям этого концепта стоит отнести универсализм, широкий синонимический ряд и стилевое разнообразие (от высокого стиля церковных проповедей до уголовно-блатного жаргона), а также значимую ценностную позицию (брат и братство дороже любых материальных благ). В качестве причин эволюции концепта брат автор рассматривает принудительную секуляризацию общества в советское время, эрозию семейных ценностей и криминализацию жизни в СССР и России.

Голубева Е.В. Направленность личности подростков и их родителей

В статье рассматривается проблема взаимосвязи направленности личности родителей и их детей подросткового возраста. Теоретический анализ проблемы показал, что направленность может определяться доминирующей системой мотивов гуманистического или прагматического содержания. Роль направленности личности родителей в нравственном развитии детей заключается в актуализации у ребенка внутренних моральных побудителей. Эмпирическое исследование позволило установить, что доминирующие мотивы у подростков, определяющие направленность их личности, в целом, соответствуют направленности личности их родителей.

Иванов А.М., Ягнешко М.В. Экономика Смоленской области к началу радикальных экономических преобразований 1985-1991 гг.

С началом 1990-х гг. в России после «Перестройки», проводившейся в предшествующие несколько лет, начались радикальные преобразования. Их динамика и результаты в определенной степени определялись теми социально-экономическими процессами, которые сложились в дореформенный период в стране в целом и на региональном уровне в частности. Авторы исследуют состояние экономики Смоленской области, динамику доходов населения, анализируют негативные изменения, накопившиеся в социально-экономической сфере региона к концу 1991 г.

Вальчак Д. Икона в сияющем окладе в каждом доме. Подокладные (фолежные) иконы в России на рубеже XIX-XX вв.

«Подокладные» или «фолежные» иконы с написанными по шаблону ликами и руками, убранные штампованным металлическим окладом стали символом кризиса русской иконописи конца XIX – начала XX столетия. Согласно сложившейся научной традиции, их появление было ответом со стороны иконописцев-ремесленников на распространение дешевых печатных икон. Цель статьи – доказать, что возникновение «подокладниц» вовсе не процесс, который мог бы начаться «снизу», а за их распространением стоят большие фабрики (прежде всего, заводы В.С. Крестьянинова в Мстере), обладавшие большими деньгами. Автором указываются причины появления «подокладных» образов, а также устанавливается идейная связь между «фолежной» иконой и византийской и древнерусской традициями иконных украшений.

Кубанов Р.А. Содержание и инновационные методы организации обратной связи в дуальной конфигурации «преподаватель – студенты»

В исследовании определены содержание и педагогическая целесообразность использования инновационных методов организации обратной связи в дуальной конфигурации «преподаватель – студенты». Этому способствует системное применение многочисленных инновационных методов: «Это в моей ладони», «Шкала» и «Дневник группы». Отмечено, что важно задействовать весь арсенал дидактических возможностей обратной связи на различных этапах образовательного процесса. По мнению автора, психологический механизм обратной связи в условиях совместной деятельности преподавателя и студентов имеет существенные особенности, обусловленные местом задачи в рамках студенческой деятельности. Например, эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом в рамках картины общего настроения группы, поведения студентов, эмоциональных реакций на отдельные задания. При подведении итогов автор приходит к выводу, что с помощью обратной связи обеспечивается позитивная динамика образовательного процесса и реализуется его основная цель – формирование всесторонне и гармонично развитой личности студента.

Овчинников Д.П. «Точка приложения сил всех русских патриотов» или пособники немцев: белоэмигранты о Русском корпусе на Балканах (1941-1945 гг.)

Статья посвящена восприятию Русского охранного корпуса представителями белой эмиграции в 1941-1945 гг. и в послевоенный период. Источниковой базой исследования стали эмигрантские воспоминания, переписка, периодика, документация отдельных организаций, в том числе хранящиеся в Государственном архиве Российской Федерации. Опираясь на эти материалы, автор показывает особенности восприятия Русского корпуса белоэмигрантами. Анализ документов позволяет сделать вывод о полярности мнений даже среди непримиримой части эмиграции.

Чунихина Т.Н. Политика образовательного учреждения в области предотвращения и разрешения этических конфликтов (на примере кодексов о корпоративной культуре высших образовательных учреждений г. Краснодара)

В представленной работе дается правовая оценка положений кодексов о корпоративной этике и культуре трех высших учебных заведений г. Краснодара. Рассмотрены проблемы предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций. Подчеркивается важность соблюдения норм корпоративной этики как ключевого фактора объединения сотрудников учебного заведения в единый социальный организм, обеспечивающий эффективную реализацию образовательного процесса. Устанавливая меры поощрений и взысканий, университетское сообщество принуждает своих членов соблюдать формально закрепленную корпоративную мораль. Автор обращает внимание на то, что основой успешной деятельности организации являются корпоративные ценности и традиции, которые обеспечивают гармоничные, доверительные, уважительные отношения внутри коллектива.

Леонов Д.Е. Правила для благочиннических советов в Ярославской епархии (публикация исторического источника)

Автором представлена публикация исторического источника – «Правил для благочиннических советов в Ярославской епархии». Текст документа, впервые изданного в 1903 г. ограниченным тиражом, а потому малодоступного широкому кругу читателей, приведен полностью. Подготовлена историческая справка и комментарии; благочиннические советы охарактеризованы как органы церковного самоуправления, выполнявшие функции суда первой инстанции при рассмотрении мелких правонарушений среди духовенства и споров гражданско-правового характера.

Pages