Ахмаев О.В., Ершов С.А., Круглова Е.Н. Общая характеристика организации и управления физической подготовкой военнослужащих

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 796.011.3

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Ахмаев О.В., Ершов С.А., Круглова Е.Н.

В статье приводятся результаты исследования организации процесса физической подготовки в высших военных учебных заведениях. Отмечается, что наряду с уже устоявшимися элементами организации (планирование, подготовка руководителей, контроль, учет) в настоящее время наметилась тенденция к гибкой организации в ответ на изменение внешней среды. Делается вывод, что действительно важным представляется наполнение новым содержанием уже существующих элементов организации: планирования, подготовки руководителей, материального обеспечения, контроля и учета.

Ключевые слова: физическая подготовка, подготовка руководителей, элемент организации, материальное обеспечение, физическая подготовка офицеров, контроль.

 

GENERAL CHARACTERISTICS OF MILITARY SERVANTS’

PHYSICAL TRAINING ORGANIZATION AND MANAGEMENT

Akhmaev O.V., Ershov S.A., Kruglova E.N.

The article presents the results of military servants’ physical training organization study in higher military educational institutions. It is noted that along with established elements of the organization (planning, training of managers, control, accounting) there is currently a tendency towards flexible organization in response to changes in the external environment. In conclusion, it is really important to fill with new content of existing elements of the organization: planning, training of managers, material support, control, and accounting.

 Keywords: physical training, training of managers, organization element, material support, physical training of officers, control.

 

В «Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» определено содержание физической подготовки офицеров, а также частота занятий в неделю с учетом возрастных групп. Вместе с тем, ввиду организационных ограничений реализация, как содержания, так и методических указаний весьма затруднительна [1, c. 12].

Под организацией физической подготовки понимается совокупность определенных элементов и условий, обеспечивающих управление процессом физического совершенствования военнослужащих.

Целью настоящего исследования является теоретико-экспериментальное обоснование необходимости дальнейшего совершенствования процесса организации физической подготовки офицеров постоянного состава высшего военного учебного заведения.

Объектом исследования является процесс физической подготовки офицерского состава в высших военных учебных заведениях. 

В качестве научно-практических аспектов актуальных проблем организации физической подготовки в настоящее время ряд исследователей выделяют следующие:

– сущность и содержание элементов и условий, обеспечивающих управление процессом физической подготовки на всех уровнях от Вооруженных Сил в целом, до части и подразделения;

– критерии эффективности исследования различных элементов и условий организации физической подготовки на различных уровнях;

– требования к каждому из элементов и условий организации, предъявляемые на современном этапе развития Вооруженных Сил и в ближайшей перспективе [3, c. 22]. 

Также ими отмечается существенная неоднородность элементов и условий организации физической подготовки, поэтому потребуются самые различные методы исследования, используемые не только в педагогических науках, но и в экономике, социологии, биологии и других науках. В качестве элементов организации принято выделять: планирование, подготовку руководителей, материальное и финансовое обеспечение, контроль [6, c.17]. Указанные элементы и до настоящего времени (за исключением материального и финансового обеспечения) составляют содержание понятия организации. 

В работах А.В. Бурикова вводится понятие управления физической подготовкой – это использование определенных способов воздействия, которые позволяют командирам и начальникам поддерживать систему физической подготовки в состоянии, обеспечивающем наиболее эффективное и качественное достижение необходимых результатов. В качестве функций управления выделены: руководство, планирование, подготовка руководителей, материальное обеспечение, контроль и учет. Между тем, эти функции, за исключением руководства, составляют основное содержание процесса организации. В данном случае, одно и то же явление одновременно является и функцией и элементами [9, c. 42]. Обратимся к определениям. Тот же автор определяет функцию управления как отрасль деятельности должностных лиц и органов управления, представляющую собой совокупность объективно необходимых и устойчиво повторяющихся действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования системы физической подготовки [8, c. 267]. Заметим, что систему физической подготовки составляют: содержание, методика, управление. В данном случае явно просматривается несоответствие – управление для управления. 

Необходимо отметить, что достаточно странным является то, что при отсутствии составляющих сторон управления, руководства и проведения, они в то же время проверяются и оцениваются. В частности, организация физической подготовки военнослужащих включает планирование, подготовку руководителей, контроль, учет, и, соответственно, обеспечение – материальное, финансовое, медицинское и методическое [2, c. 149]. 

Таким образом, в «Наставлении по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации» ни об управлении, ни о его функциях ничего не говорится. Заметим, что это обусловлено тем, что для подразделения, части и высшего военного учебного заведения наиболее специфической является организация физической подготовки, в отличие от управления [11, c. 135].

Известно, что в управлении определяет четыре вида (функции): руководство, организацию, обеспечение, проведение (непосредственное управление). Следовательно, неявно управление подразделяется на опосредованное и непосредственное, что является нелогичным, поскольку тогда остальные функции как бы не относятся к непосредственному управлению. Например, когда командир воинской части ставит задачу начальнику физической подготовки, очевидно, что это – непосредственное управление [7, c. 8].

В теории управления как отечественных, так и зарубежных исследователей в качестве его функций выделяют: планирование, организацию, мотивацию (стимулирование), контроль. В контексте нашей работы обратимся к функции организации. Содержанием функции организации является: разделение работы на виды и определение оптимальной последовательности ее выполнения; установление каждому виду работы исполнителей и регламентация их деятельности; обеспечение ресурсами; координация деятельности исполнителей и, соответственно, видов работ.

Необходимо отметить, что это одна из сторон такого явления как организация и отражает в большей степени организацию какой-то конкретной работы.

Понятию «организация» придается достаточно различное истолкование. Известный польский ученый, специалист по вопросам организации Я. Зеленевский писал: «При использовании термина «организация» большинство недоразумений происходит потому, что этот термин применяется для обозначения различных семантических категорий [15, c. 223]. Говорящие и пишущие об организации обычно настолько убеждены в кажущейся «очевидности» и однозначности данного употребления, что это становится безмолвной предпосылкой контекста, хотя иногда автор в непосредственном соседстве применяет термин «организация» для обозначения другой категории».

Очевидно, что у понятия «организация» достаточно много значений. Ряд исследователей выделяют несколько семантических вариантов его использования:

– значение, обозначающее само явление: устройство, структура чего-либо, взаимное расположение составных элементов;

– значение, характеризующее признак, качество, свойство чего-либо: внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия автономных частей целого, внутренняя дисциплина;

– обозначение состояния явления, характер состояния или устройства чего-либо в данный момент: собранность, подтянутость.

Как отмечается рядом авторов, указанные значения называют атрибутивными (от понятия «атрибут» – неотъемлемое свойство, существенный признак предмета, объекта) [5].

В качестве функциональных значений выделяются следующие:

– значение действия по созданию, основанию, установлению организации: организовать – значит создать, основать, учредить, устроить, объединить;

– значение действия по изменению существующей организации: организовать – значит упорядочить, наладить, усовершенствовать;

– значение, в котором выделяется управленческий аспект: организация как функция управления.

Слово «организация» имеет еще одно смысловое значение, называемое институциональным – физическое строение, объединение людей, учреждение, но эти значения не могут быть применены к словосочетанию «организация физической подготовки». 

В целом, организации физической подготовки свойственны вышеуказанные функциональные значения термина «организация». Это процесс установления порядка функционирования какого-либо объекта, процесса управления им [12, c. 20]. 

Ряд исследователей выделяет элементы организации, определяя их как «рычаги», осуществляющие процесс управления. В этом смысле целесообразно говорить об организационно-управленческой деятельности специалистов по физической подготовке. Это обстоятельство обусловливает необходимость существования штатной категории – начальник физической подготовки и спорта [14, c. 109].

В функциональном смысле организация – это деятельность по установлению порядка построения и осуществления процесса физической подготовки для успешного достижения целей.

Порядок построения процесса физической подготовки включает: планирование, подбор и подготовку исполнителей. Осуществление процесса физической подготовки означает координацию действий исполнителей, контроль, учет.

Образно говоря, организация физической подготовки – это система действий, обеспечивающих управление процессом физического совершенствования военнослужащих. Организация создает условия для стабильности и прогнозируемости функционирования физической подготовки и направлена на рациональное достижение целей с помощью имеющихся средств, форм и методов физической подготовки.

Необходимо отметить, что непосредственная организация физической подготовки осуществляется в воинской части и военно-учебном заведении, а управленческие аспекты в значительной степени характерны на уровне дивизии, армии, округа и т.д.

Специфика организации физической подготовки состоит в том, что в ее процессе создаются связи и взаимодействие между субъектами деятельности. В целом, организация имеет законченный цикл: планирование, подготовка и координация деятельности исполнителей, контроль, учет.

При разработке и организации технологических схем чрезвычайно большое значение уделяется организационному диагнозу и анализу. В частности, на основании организационного диагноза выявляются: характер работы по совершенствованию управления, направления деятельности нуждающихся в совершенствовании, «узкие» места и пути оптимизации. Причем, все организационное «поле» целесообразно рассматривать в отношении совершенствования структуры организации, элементов организации, условий деятельности и определении путей оптимизации [4, c. 199].

Технология организационного проектирования, как правило, включает следующие процедуры: анализ данных, выявление резервов, путей оптимизации и разработка схем и механизма процесса организации. Суть механизма состоит в оптимизации вертикальных и горизонтальных связей, разграничении сфер деятельности, определении функций, порядка взаимодействия между органами. 

Рядом исследователей при изучении вопросов совершенствования управления физической культуры на предприятиях была разработана методика организационного проектирования с использованием игровой формы. Сущность данной методики заключается в выявлении проблем, связанных с организационным развитием системы управления физической культурой и спортом на предприятии и разработке конструкций – элементов системы управления с новыми свойствами. Главным критерием организационного проектирования является способность системы управления физической культурой и спортом к практической реализации запроектированных в ней норм деятельности [17, c. 177]. Данный критерий отображается системой показателей, характеризующих принятые в ходе организационного проектирования решения, совместную деятельность и межличностное общение участников игры, последствия, к которым приведут принятые решения (изменения выходных параметров системы). 

Необходимо отметить, что наряду с уже устоявшимися элементами организации (планирование, подготовка руководителей, контроль, учет) в настоящее время наметилась тенденция к гибкой организации в ответ на изменение внешней среды. Гибкая организация физической подготовки основывается на ситуативном подходе. В данном случае коррекция планов и содержания учебно-тренировочного процесса осуществляется исходя из сложившейся к данному моменту организационно-управленческой ситуации. 

Отметим, что традиционно существующие элементы организации физической подготовки (планирование, подготовка руководителей, контроль, учет, материальное обеспечение) сложились на основе обобщения организационных аспектов проведения учебного занятия [10, c. 30]. Так при организации и проведении учебного занятия составляется план-конспект, осуществляется подготовка помощников, подготавливается учебно-материальная база и контролируется ход занятий. 

Как видно из вышесказанного, при организации учебного занятия имеет место планирование, подготовка исполнителей, материальное обеспечение и контроль. Заметим, что в этом случае в значительной мере отражен процессуальный аспект организации, тогда как содержательный аспект характеризуется выделением организационной структуры, разбиением работы на части, определением исполнителей и координацией их деятельности. 

Для организации физической подготовки характерны динамичность протекающих в ней процессов, многофакторная их обусловленность. Подчеркнем, что одним из весьма существенных противоречий в организации физической подготовки офицеров является, с одной стороны, требования ее соответствия организации боевой подготовки, необходимость решения специальных задач, «скудное» разнообразие применяемых тренировочных средств и, с другой стороны, потребность офицеров в занятиях оздоровительной физической культурой; упражнениях, направленных на обеспечение психического здоровья; рекреационным спортом.

Для укрепления психического здоровья необходимо соблюдать следующие рекомендации:

– использование умеренных и постепенно возрастающих по интенсивности аэробных нагрузок;

– обязательное включение в комплекс упражнений дыхательной направленности, которые способны в значительной степени компенсировать явление энергодефицита;

– использование в комплексе физических упражнений на развитие гибкости, равновесия, стато-кинетической устойчивости с целью их влияния на такие качества, как уверенность в себе, спокойствие, а также, на личностную самооценку;

– применение комплексов релаксационных упражнений, медитативных поз, упражнений для коррекции осанки, для нормализации процессов кортико-висцеральной саморегуляции и потенцирование психической релаксации [16, c. 286].

Н.А. Воронов установил, что лицам с астеническим синдромом рекомендуется использовать физические упражнения в воде и силовые упражнения, что способствует тренировке и усилению процессов активного торможения, восстановлению и упорядочению возбудительного процесса, повышению эмоционального тонуса. Лицам с высоким уровнем тревожности следует включать в программу оздоровительной физической тренировки упражнения на координацию и равновесие, так как они способствуют формированию сосредоточенности, концентрации внимания, снижению различного ряда фобий [13, c. 69]. 

Исходя из выше изложенного, по-видимому, процесс организации физической подготовки офицеров должен быть ориентирован на личность занимающуюся. Соответственно, в процессе планирования и контроля, целесообразно учитывать пожелание и потребности преподавателей высшего военного учебного заведения. В таком случае, при организации физической подготовки осуществляется не управление физическим совершенствованием, а создание условий для саморазвития, самоизменения занимающихся.

Принципиально важным является выявление потребностей к занятиям или иным видам двигательной активности. 

Поскольку сама организация в большей степени осуществляется специалистами физической подготовки и отчасти соответствующими командирами то, при изучении потребностей в занятиях необходимо первоначально определиться в отношении учебной материально-технической базы, уровнем подготовленности руководителей и рядом других условий, регламентирующих процесс организации. 

Следует специально подчеркнуть, что ориентация процесса физической подготовки обусловлена соответствующей методической концепцией. В частности, идея специальной направленности нашла свое отражение во всех элементах организации. Причем порядок построения физической подготовки коренным образом не менялся, а наполнялись новым содержанием элементы организации. Отметим, что сложность организации физического совершенствования в той или иной степени зависит от критерия ее эффективности и целевой установки. При установлении критерия стабильности функционирования физической подготовки первостепенное значение приобретает регулярность занятия (планирование) и систематичность контроля. В свою очередь, при таком критерии как достижение заданных результатов наиболее экономичным способом соответствующую значимость имеют такие элементы как планирование и подготовка руководителей. Поэтому, создавая определенную структуру организации, чрезвычайно важно, на наш взгляд, гипотетически установить зависимость «критерий – приоритетность элементов организации». 

Несомненно, что в зависимости от решения тех или иных организационно-управленческих задач приоритетность того или иного элемента организации может изменяться.

Некоторая противоречивость в понимании термина «организация» отмечается у ряда специалистов, изучающих проблемы массовой физической культуры и спорта высших достижений [18, c. 133].

Из определений отчетливо видна разноречивость мнений о таком явлении, как организация. Как отмечалось выше, это происходит от различного толкования этого понятия. Причем, в теории физической подготовки достаточно продолжительное время поддерживается тенденция устойчивости, принципиальной не изменчивости совокупности элементов организации: планирования, подготовки руководителей, контроля, учета.

Только под влиянием «моды» появляется новое понятие «управления», «поглотившее» организацию. Причем, основное содержание работы как специалистов по физической подготовке, так и других должностных лиц и органов в рассматриваемой сфере не изменилось. 

Таким образом, неоправданно отнесенные к руководству такие виды работ, как составление проектов приказов, проведение совещаний, не добавляют ничего нового в понимании организационно-управленческих аспектов физической подготовки. Заметим, что ранее эти виды работ относились к служебной деятельности специалистов физической подготовки. Вместе с тем, действительно важным представляется наполнение новым содержанием уже существующих элементов организации: планирования, подготовки руководителей, материального обеспечения, контроля и учета.

 

Список литературы:

1. Богатырев Р.В., Борисов А.В. Модель физической подготовки офицеров воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 8 (150). С. 11-15.

2. Борисов А.В., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. использование методики сопряженной тренировки для сотрудников узлов связи на основе применения специальных акробатических и плиометрических упражнений // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 1 (28). С. 148-151.

3. Борисов А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функционально-дифференцированного подхода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 12. С. 22-26.

4. Буриков А.В., Елькин Ю.Г. Изменение функционального состояния организма военных специалистов при выполнении физической нагрузки в условиях искусственной изоляции от окружающей среды // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. 2018. № 2 (3). С. 197-200.

5. Буриков А.В. Вопросы теории физической культуры для студентов 2 курса: учеб. пособие / А.В. Буриков, И.П. Зайцева, Н.Н. Балабин, Яросл. гос. ун-т. Ярославль: ЯрГУ, 2008. 128 с.

6. Буриков А.В. Использование средств и методов физической культуры для физической подготовки курсантов// Интерактивная наука. 2018. № 7 (29). С. 16-18.

7. Буриков А.В. Физическая подготовка как основное средство повышения работоспособности при выполнении профессиональной деятельности военнослужащего// Colloquium-journal. 2018. № 5-3 (16). С. 7-10. 

8. Буриков А.В. Физическая культура как основа формирования здоровье сберегающего поведения курсантов военного вуза // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования Материалы XIII научно-методической конференции с международным участием. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. 2018. С. 266-268. 

9. Буриков А.В. Физическая культура – как составная часть подготовки военных специалистов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 7. С. 41-43.

10. Буриков А.В. Физическая подготовка как мотивационно-ценностный компонент в высшем учебном заведении // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 8. С. 29-31.

11. Васин В.Н., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Теоретико-экспериментальное обоснование программы формирования профессионально-важных качеств средствами физической культуры // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 4 (31). С. 134-139.

12. Воронов Н.А. Государственная политика в вопросах физического воспитания и реализации государственных стандартов. Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 18 (59). С. 20-21.

13. Воронов Н.А. Адаптация к физическим упражнениям на разных возрастных этапах // Актуальные вопросы реабилитации, лечебной и адаптивной физической культуры и спортивной медицины. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2018. С. 68-72.

14. Елькин Ю.Г., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Эффективность формирования специальных физических качеств у студенческой молодежи // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 2 (29). С. 107-110.

15. Косяшников Н.Т., Ершов С.А., Буриков А.В. Физическая культура в ВУЗе как средство воспитания психологических качеств студентов // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2015. № 1 (32). С. 221-224

16. Косяшников Н.Т., Кузнецов А.В., Буриков А.В. Физическая подготовка студентов в условиях современного образования как средство развития необходимых умений и психических качеств // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2012. № 2 (23). С. 284-288.

17. Шарков Ю.П., Борисов А.В., Буриков А.В. Методические аспекты формирования специальных физических качеств у студентов // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 3 (56). С. 176-178.

18. Шарков Ю.П., Елькин Ю.Г., Буриков А.В. // Применение сопряженной тренировки для специалистов узлов связи, на основе применения специальных акробатических и плиометрических упражнений // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 8 (61). С. 132-134.

 

Сведения об авторах:

Ахмаев Олег Владимирович – старший преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).

Ершов Сергей Алексеевич – кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия).

Круглова Елена Владимировна – преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Ярославль, Россия). 

Data about the authors:

Ahmaev Oleg Vladimirovich – Senior Lecturer of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).

Ershov Sergey Alekseevich – Candidate of Pedagogical Sciences, Deputy Head of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia).

Kruglova Elena Vladimirovna – Lecturer of Physical Training Department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense (Yaroslavl, Russia). 

E-mail: tovvmu-2003@yandex.ru

E-mail: elenkakruglova@list.ru.