Прилуцкий В.В. Американские мормоны-фундаменталисты и традиция «исторической» полигамии XIX – начала ХХ вв.

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

УДК 94(73):279.16

АМЕРИКАНСКИЕ МОРМОНЫ-ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ 

И ТРАДИЦИЯ «ИСТОРИЧЕСКОЙ» ПОЛИГАМИИ 

XIX – НАЧАЛА ХХ ВВ.

Прилуцкий В.В.

В статье рассматриваются особенности традиции полигамии, получившей развитие в американской Церкви Иисуса Христа святых последних дней в XIX – начале ХХ вв., которую продолжили в современных США секты мормонов-фундаменталистов. Мормонизм представляет собой вариант американизированного христианства. Мормоны сыграли значительную роль в национальной истории США, участвуя в колонизации и заселении Дальнего Запада. Федеральные власти в течение последних полутора столетий (начиная с 1862 г.) рассматривали многоженство как уголовно-противоправное деяние и отказывались проводить декриминализацию подобной практики. 

Ключевые слова: история Церкви Иисуса Христа святых последних дней, мормонская полигамия, Джозеф Смит, Бригам Янг, мормоны-фундаменталисты, полигамные секты в США в начале XXI в.

 

AMERICAN MORMON FUNDAMENTALISTS 

AND THE TRADITION OF “HISTORICAL” POLYGAMY 

IN THE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES

Prilutskiy V.V.

The article discusses the features of the tradition of polygamy developed in the American Church of Jesus Christ of latter-day Saints in the 19th and early 20th centuries and continued by modern United States Mormon fundamentalist sects. Mormonism is a form of Americanized Christianity. Mormons played a significant role in the national history of the United States participating in colonization and settlement of the Far West. The Federal government in the last century and a half (since 1862) considered polygamy as a criminal act and refused to carry out the decriminalisation of this practice.

Keywords: history of the Church of Jesus Christ of latter-day Saints, Mormon polygamy, Joseph Smith, Brigham Young, Mormon fundamentalists, polygamous sects in the USA in the early 21st century.

 

Работа выполнена при поддержке гранта Президента РФ № МД-978.2018.6. Проект: «Социальный протест, протестные движения, религиозные, расовые и этнические конфликты в США: история и современные тенденции».

 

Мормоны или святые последних дней – одно из значительных религиозных движений в Америке. Различные церкви, секты и группы мормонов в США в настоящее время насчитывают до 7 млн. чел. Мормоны получили известность в истории благодаря своему активному участию в освоении Дальнего Запада. Мормоны полагают, что после смерти Христа и апостолов «ключи священства» были удалены с Земли, а учение Церкви неправомерно искажено, свет истинной веры угас. Но пророк Джозеф Смит (1805-1844), получивший свыше «Книгу Мормона», выступил в роли «восстановителя» Евангелия и Церкви. Он начал проповедовать в западной части штата Нью-Йорк в 1829-1830 гг. Первая община Церкви Иисуса Христа святых последних дней возникла в г. Файетт в апреле 1830 г. Ранние мормоны верили в близкое второе пришествие Христа, которое должно было состояться в штате Миссури, и наступление «последних дней» [6, 84:2-3]. Америка обязана была стать местом, где Бог «выставит знамя для народов, и созовет изгнанников Израиля, и соберет воедино рассеянных Иуды с четырех концов земли» [3, 21:12.]. Вскоре образовалось новое мощное религиозное движение, которое занялось миссионерской деятельностью не только в США, но и в Канаде и Западной Европе. В мормонизм были первоначально обращены в основном методисты, пресвитериане, баптисты, кэмпбеллиты («ученики Христа») и миллериты (адвентисты). Наибольший приток обращенных иммигрантов был из Британии [8, p. 5-6]. 

В 1831 г. мормоны, подвергавшиеся преследованиям со стороны местных протестантов и государственных властей, начали переселение из восточных штатов на Запад. Временами это перемещение караванов из повозок-фургонов с домашним скарбом, сопровождаемых вооруженными мужчинами и их семьями, приобретало характер своеобразного крестового похода или даже религиозной войны. Во главе с новым пророком Бригамом Янгом (1801-1877) мормоны обосновались в 1847 г. в Юте, где построили свою столицу Солт-Лейк-Сити. Благодаря трудолюбию, мормоны вскоре превратили колонизируемый регион в процветающий край. На западных территориях в относительной изоляции они попытались создать собственное государственное образование Дезерет [15, p. 25-27]. Одним из базовых принципов вероучения и практики мормонов, сложившихся в XIX в., стало многоженство, известное также как «патриархальный брак». Полигамия должна была сыграть большую роль в процессе повышения рождаемости и увеличения численности «избранного божьего народа», «нового Израиля последних дней», который занимался созданием «американского Сиона». Многоженство содействовало формированию новой религиозно-этнической общности на Дальнем Западе США, становилось ее характерной особенностью [27, p. 14-18].

Полигамия – одна из древнейших форм брака в истории человечества [34]. С принятием христианства среди народов, принадлежавших к европейской цивилизации, повсеместно утвердилась моногамия. Культурная экспансия Запада привела к установлению единобрачия как универсальной нормы, но до сих пор многоженство узаконено в 50 из 192 государств мира [19, p. 8]. В Северной Америке в новое время мормонам на полвека удалось возродить многобрачие [28; 32]. На мормонскую полигамию повлияли индейская практика, ветхозаветные и отчасти исламские традиции [18, p. 5]. На ее возникновение также оказали воздействие попытки некоторых английских и американских философов-утопистов, религиозных и социальных реформаторов XVI-XIX вв. возродить в Европе и США древний патриархат или учредить нетрадиционные формы семьи и брака [16, р. 27-32; 17, p. 2-3; 29, р. 2-3]. 

«Некоторые принципы» полигамии были открыты пророку Джозефу Смиту еще в 1831 г. Но «откровение», касающееся «нового и вечного завета, включая вечность завета бракосочетания» и многоженства, он получил 12 июля 1843 г. Согласно учению первого мормонского пророка, люди, не вступившие в законный брак, после смерти могут стать только ангелами-служителями, которые обязаны «служить тем, кто удостаиваются безмерного и вечного преизбытка славы». Законный брак должен быть «запечатан Святым Духом обетования» «на время и на всю вечность» и только тогда на Небесах супруги «будут богами». Джозеф Смит заявлял, что на него Бог как на «помазанника» «возложил ключи и власть святого священства», способность «связывать и запечатывать на земле и на небесах», благословлять полигамные браки. «Закон священства» требовал «брать в жены девственницу» и предоставлял возможность жениться на второй жене с согласия первой супруги. Мужчина будет «оправдан» даже, «если у него есть десять девственниц», что не противоречит «принципу и учению». Многоженство необходимо для «вечного продолжения и возвышения», получения «полноты славы», «венцов жизней вечных в мирах вечных» и «продолжения потомств во веки веков» [6, 132:2-12, 15-27, 40-64]. Для обоснования полигамии приводились в качестве примера ветхозаветные праотцы, пророки и патриархи, являвшиеся, по мнению мормонов, двоеженцами или имевшие множество жен: Авраам, Иаков, Исаак, Моисей, Соломон, Давид [6, 132:1, 28-39, 65].

Возникшая в 1830-1840-е гг. полигамия пустила глубокие корни в мормонской религиозной общине. Как правило, обладание большими семьями считалось привилегией пожилых церковных руководителей, настоящих мормонских «патриархов». Считалось, что благодаря этому они получали высокий статус и власть не только на Земле, но и на Небе [14, p. 5, 16-17]. Лидеры мормонов, начиная с первого пророка Джозефа Смита, имевшего до 50 жен, и его преемника Бригама Янга, у которого было 55 жен, являлись убежденными многоженцами. Третий пророк Джон Тейлор (1808-1887, глава церкви в 1877-1887 гг.) за время жизни имел 7 жен и 35 детей. У четвертого пророка Уилфорда Вудраффа (1807-1898, глава церкви в 1887-1898 гг.) было 5 жен и 33 ребенка. У пятого лидера религиозной общины Лоренцо Сноу (1818-1901, глава церкви в 1898-1901 гг.) были 9 жен и 41 ребенок. У шестого руководителя мормонов Джозефа Ф. Смита, племянника основателя вероучения (1838-1918, глава церкви в 1901-1918 гг.), – 6 жен и 48 детей. Седьмой пророк Хибер Дж. Грант (1856-1945, глава церкви в 1918-1945 гг.) имел 3 жены и 12 детей. Полигамные семьи составляли в Юте около 50% в 1857 г. и 25-30% в 1870 г. [5; 21, р. 190].

Многоженцы в XIX в. заимствовали мусульманские обычаи: муж поочередно проводил время с каждой супругой, мальчики и девочки жили отдельно. В полигамных семьях богачей, как правило, господствовала дружелюбная атмосфера. «Жены-сестры» жили в роскоши, не занимались домашними делами и предпочитали проводить досуг, общаясь с другими супругами и детьми. Миллионер Бригам Янг построил для многочисленного семейства большие красивые здания «Львиный дом» и «Пчелиный улей» недалеко от молитвенного дома в центре Солт-Лейк-Сити [13, p. 182-197]. Для единственной же любимой, хотя и бездетной жены, он в конце жизни возвел отдельный «Дворец Амелии». Дети называли других жен отца «тетями» и достаточно терпимо относились к сложившемуся положению. Дети многоженцев легко вступали в полигамные браки, поскольку считали их естественными. Жены же не всегда были довольны подобным браком, часто оставаясь с мужем только из-за детей. Дети от первой жены (законной с точки зрения американской юстиции), а также дети от последующих браков, как правило, носили фамилию отца. С точки зрения мормонов все жены и дети по «закону Бога» обладали равными правами. Но, подобно восточному гарему, на практике существовали «любимые» и «нелюбимые» жены, на которых перекладывалась тяжелая домашняя работа. Противники мормонов утверждали, что полигамия противоречит гуманизму и христианству, приводит к «деградации» взрослых и детей, держится исключительно на «порабощении женщин» и является «великим преступлением по отношению к природе и закону» [20, p. 103, 300-307; 30, р. 19-28]. 

Для заключения второго и последующего браков, согласно пророку Джозефу Смиту, требовалось согласие первой жены, но на практике это требование часто обходилось. Церковные власти, вопреки желанию законной супруги, определяли, достоин ли мормон нового бракосочетания и давали разрешение на свадьбу. Брачный обряд проходил в церкви в присутствии свидетелей и старых жен, которые впоследствии организовывали свадебный пир. При этом в один день святой мог сочетаться браком с 2-4 женщинами. Вплоть до середины ХХ в. в Юте были широко распространены браки с несовершеннолетними (только в 1999 г. в штате был повышен минимальный брачный возраст с 14 до 16 лет). Мормон мог жениться не только на не состоявших в родстве женщинах, но и одновременно на родных, сводных и двоюродных сестрах, на тетке и племянницах, на матери (чаще всего вдове) и ее дочерях (при достижении ими совершеннолетия). Обычно в XIX в. две-три родные или двоюродные сестры – юные иммигрантки из Европы или Канады становились женами фермера на границе. Данная практика была запрещена у мусульман и иудеев, поскольку жены в полигамных браках у них не могли являться родственницами. Мормоны же, обосновывая возможность подобных браков, ссылались на Ветхий Завет, в котором упоминается Авраам, взявший в жены свою сводную сестру Сарру [1, 20:12]. 

В 1862-1887 гг. Конгресс США принял несколько законов против множественных браков мормонов и заставил их пересмотреть свои религиозные взгляды. Под давлением федеральных властей Церковь Иисуса Христа святых последних дней в конце XIX в. была вынуждена официально отказаться от многоженства, но продолжала тайно заключать полигамные браки вплоть до 1910 г. Она начала «отлучать» и изгонять из своих рядов сторонников подобной практики только в 1910-1930-е гг., несмотря на то, что решение о запрете многобрачия было одобрено церковным руководством еще в 1890 г. [2; 4]. 

Реакцией меньшинства мормонов на подобные действия стало появление мормонского фундаментализма – идеологии, основанной на учениях и практиках, которые отстаивали в XIX в. Дж. Смит и Б. Янг. Фундаменталисты поддерживают представления о боге Адаме, принцип «искупления кровью», исключение чернокожих мужчин из священства, но главным в их учении является идея множественного «целестиального» брака [26, р. 2, 9-11, 24-26]. Чтобы помочь в спасении как можно большего числа женщин и детей от них, по мнению фундаменталистов, каждый мужчина-мормон должен иметь множество жен. Большие патриархальные семьи с несколькими женами необходимы для рождения большого количества детей и обретения после земной жизни «вечной семьи» в «духовном мире» [24, р. 24-26].

В наши дни тайное многобрачие (так называемые «принцип», «работа» или «целестиальный брак») распространено не только в различных районах Юты, но и в Аризоне, Колорадо, Монтане, Калифорнии, Вайоминге, Южной Дакоте, Техасе, Миссури и некоторых других западных и юго-западных штатах. Поселения мормонов-староверов есть в Мексике и Канаде. По некоторым оценкам американских социологов только в Юте сейчас проживают около 40-60 тыс. многоженцев-фундаменталистов (менее 0,3% местных мормонов). Они заявляют, что придерживаются «принципа», «сердцевины» веры и реализуют на практике «план Бога». Святые последних дней во время храмовой церемонии «эндаумента» (endowment), т.е. «облечения» или «посвящения» получают новые тайные имена, известные только им и Богу. Когда произойдет второе пришествие Христа (на территории США), наступит время телесного вос¬кресения из мертвых. Считается, что Бог позовет верующего по тайному имени, он услышит и воскреснет. Согласно верованиям фундаменталистов, полигамия – насущная необходимость, поскольку мужчина может попасть в рай только, если при жизни был женат как минимум на трех женщинах. Женщина же должна безусловно подчиняться воле мужчины, его «патриархальной» власти в семье [5; 7, р. 181-301]. 

Современные американские многоженцы-сектанты предпочитают жить большими семействами в одном доме, квартире или селиться в соседних домах. Как и в XIX в. семьи полигамистов состоят из мужа, его 3-5 жен (они называют себя «жены-сестры») и 10-20 детей. У пророков и других церковных руководителей фундаменталистов, как правило, 10 и более жен. Фундаменталисты часто (во многом вынужденно) практикуют браки между двоюродными братьями и сестрами [9]. Поскольку большинство населения Юты является потомками полигамистов, то неслучайно наблюдается их относительно толерантное отношение к многобрачию. По некоторым данным не менее 35% граждан штата в настоящее время считают, что многоженцев не следует преследовать в судебном порядке. Многие верят, что в будущем Бог вернет «ключи от многоженства» и оно возродится вновь.

Большинство современных полигамистов принадлежат к отколовшимся в 1920-1930-е гг. от основной церкви сектам и группировкам. Среди многоженцев выделяются три течения: либеральное («Объединенные апостольские братья», от 7,5 до 10 тыс. чел.), консервативное «патриархальное» направление (полигамное сообщество «Шорт-Крик» или «Фундаменталистская церковь Иисуса Христа Святых последних дней», около 10 тыс. чел.) и «независимые мормонские фундаменталисты», представленные множеством мелких групп и отдельных лиц, практикующих полигамию. Особняком держатся «Клан Кингстонов» (3,5 тыс. чел.), семейство Лебаронов (около 1,7 тыс. чел.) и так называемая «группа Парка Столетия» (иначе «Работа Иисуса Христа», 1,5-2 тыс. чел.) [10, p. 27-30, 34-36, 39, 45, 50-52].

До недавнего времени последней значительной антифундаменталистской акцией считался разгром национальной гвардией и полицией сельской общины многоженцев Шорт-Крик на границе Юты и Аризоны в июле 1953 г. Власти арестовали почти всех жителей-полигамистов (около 400 чел.), отделили родителей от 263 детей. Некоторые фундаменталисты вынуждены были спасаться бегством к «братьям по вере» в мексиканскую пустыню или соседние регионы страны. Отдельные преследования и эпизодические аресты немногих многоженцев на непродолжительное время (как правило, на срок от нескольких дней до нескольких месяцев) имели место со стороны властей штата в 1960-1970-е гг. Некоторые многоженцы даже вынуждены были временно покидать Юту и переселяться в соседние штаты, опасаясь ареста и преследований. Но все же говорить о масштабных и целенаправленно организованных репрессиях против «полигамных сект» в почти полувековой период между полицейским рейдом 1953 г. и событиями начала XXI в. не приходится [22, p. 3-40]. Длительное время в США де-факто имела место декриминализация многоженства.

Факт полигамии было юридически трудно доказать в суде, поэтому длительное время государство «закрывало глаза», антиполигамные законы не действовали и уголовные процессы не проводились. Однако криминальная составляющая полигамии вызывала обеспокоенность со стороны правозащитников, общественности и властей [10, p. 4-6]. В новом тысячелетии судебные преследования «неполиткорректных» фундаменталистов возобновились. Широкую огласку в мае 2001 г. в СМИ получило дело впервые за полвека осужденного за полигамию на 5 лет тюремного заключения «независимого мормона» из Юты Тома Грина (род. 1948). Он являлся мужем 7 женщин и отцом 35 детей. Всего Грин отсидел 6 лет (был впоследствии повторно осужден еще на 5 лет за брак с несовершеннолетней и другие преступления) и условно-досрочно освобожден в августе 2007 г. [31]

В 1980-2000-е гг. «Фундаменталистская церковь» (FLDS) значительно усилилась экономически и увеличилась в численности своих рядов. Де-факто она превратилась в государство в государстве со своими органами власти, своими законами, мэром, городским советом и полицией из числа адептов. После 2000 г. власти штата Юта, основываясь на многочисленных жалобах со стороны изгнанных членов секты на правонарушения и злоупотребления, предприняли усилия по ограничению влияния организации и привлечению к ответственности ее руководителей и рядовых членов. Одновременно в федеральных медиа-ресурсах и в СМИ штата Юта развернулась мощная кампания по дискредитации и «разоблачению» FLDS как преступной организации, «американского Талибана». Снимались даже художественные фильмы, осуждавшие полигамистов: «В стране Бога» (или «Божья вотчина», 2007 г.), «Пророк вне закона: Уоррен Джеффс» (2014 г.) (ранее получил известность схожий по смыслу фильм 1981 г. «Девочки-невесты из Шорт-Крик», посвященный знаменитому рейду 1953 г.). В Канаде также начались уголовные преследования лидеров местных фундаменталистов, связанных церковными и родственными узами с сектантами Юты [33, p. 9]. 

Примерно с 2003 г. полиция и спецслужбы приступили к оперативной разработке сообществ фундаменталистов с использованием «агентов под прикрытием» (своеобразных разведчиков, тайно включавшихся в жизнь религиозных общин). Начались аресты членов полигамных групп. Этот процесс продолжается и в настоящее время (2018 г.). Объектом расследования стала преимущественно «Фундаменталистская церковь». В меньшей степени уголовные преследования коснулись «Клана Кингстонов». Ряд руководителей FLDS были объявлены в федеральный розыск и уже задержаны. В апреле 2008 г. и в апреле 2010 г. были проведены полицейские рейды в поселениях фундаменталистов. В апреле 2008 г. специальные службы при поддержке правоохранительных органов изъяли из семей на техасском ранчо «Чаяние Сиона» 439 детей. Они были по решению суда отданы под временную опеку государства [11, p. 111-120]. В апреле 2010 г. были проведены обыски в муниципальных органах и службах городов Колорадо-Сити (Аризона) и Хилдейл (Юта), составляющих вместе городскую агломерацию Шорт-Крик. В июне 2014 г. судебные власти Аризоны приняли решение о роспуске полиции Колорадо-Сити / Хилдейла, поскольку местные правоохранительные органы оказались под полным контролем «Фундаменталистской церкви». Но в сентябре 2014 г. это постановление было фактически отменено судьей из Аризоны [12].

Информационная кампания против мормонов-фундаменталистов, разоблачение их противоправной деятельности получили известность в разных странах мира, и нашли отклик в российских СМИ. Полицией и ФБР расследовались три основных направления криминальной активности полигамных сообществ: 1) незаконное, насильственное принуждение к заключению полигамных («небесных» или «духовных») браков между несовершеннолетними девушками и взрослыми мужчинами; 2) экономические преступления, связанные с мошенничеством в налоговой сфере, неправомерным получением миллионов долларов финансовой помощи от государства многодетными матерями-одиночками (в действительности имевшими фактических мужей-полигамистов), приобретением продовольственных талонов и денег нуждающимися малоимущими семьями, которые потом незаконно перераспределялись руководством секты или расходовались не по назначению (например, на закупку дорогих автомобилей для церковных лидеров); 3) жестокое обращение с детьми, а также принуждение их к физическому труду в интересах общины [23; 25].

В настоящее время американское государство легализовало однополые браки, сняло законодательные ограничения и борется с дискриминацией в отношении различных меньшинств, но отказывает многоженцам в праве на множественные браки. Многобрачие рассматривается как преступление во всех 50 штатах и наказывается до 5 лет (в Юте с 2017 г. при наличии отягчающих обстоятельств – до 15 лет) лишения свободы. Полигамия считается общественно опасным деянием, несмотря на неоднократные обращения фундаменталистов с целью отмены уголовного преследования в различные судебные инстанции, включая Верховный суд США. В наши дни наблюдается не просто сохранение антиполигамного законодательства, но и судебное преследование лидеров и членов групп многоженцев. 

Мормоны являются одним из реставрационистских и милленаристских движений, возникавших, как правило, в переломные эпохи. Милленаризм всегда был связан с религией спасения и апокалиптизмом, с верой в пророчества о неминуемом конце света. Мормоны, подобно другим милленаристам в США (перфекционистам, шейкерам, миллеритам, адвентистам, запрещенным в России «Свидетелям Иеговы» и т.п.), ориентировались на культурную модель раннего христианства и пытались переосмыслить ее в американских условиях. Милленаристские движения XIX в. можно рассматривать как один из важных факторов, повлиявших на формирование отдельной англо-американской идентичности и этничности. Мормонов нередко называют «самой американской религией». В настоящее время их культурное влияние распространяется на штаты Горного Запада, который сейчас включают Юту, Айдахо, Колорадо, Вайоминг, Орегон, Монтану, Вашингтон, Аризону, Неваду и некоторые прилегающие регионы. Современные мормоны являются наследниками церковной организации, возникшей в 1830 г. Но все же их религиозные взгляды претерпели за последние почти 190 лет существенные изменения. Большое значение имел отказ от полигамии. Вероучение мормонов эволюционировало от радикализма в сторону традиционного, «исторического» христианства, которое принимается большинством американцев. Существующие группы фундаменталистов носят маргинальный характер, воспринимаются в общественном мнении как «культы» и «секты», и не являются многочисленными. Однако они служат напоминанием об учении и практике Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в XIX – начале ХХ вв. 

 

Список литературы:

1. Библия. Бытие [Электронный ресурс] // Экзегет.ру [сайт]. 2018. URL:https://goo.gl/YDpK7s (дата обращения: 20.11.2018).

2. Вестник и Манифест [Электронный ресурс] // Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/Hvyy2x (дата обращения: 20.11.2018).

3. Книга Мормона. Вторя книга Нефия [Электронный ресурс] // Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/dPZmJV (дата обращения: 20.11.2018).

4. Многоженство в Церкви Иисуса Христа Святых последних дней [Электронный ресурс] // Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/Zo4uy6 (дата обращения: 20.11.2018).

5. Многоженство и семьи на ранних этапах истории штата Юта [Электронный ресурс] // Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/1wtNj3 (дата обращения: 25.09.2018).

6. Учение и Заветы Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, содержащие откровения, данные Пророку Джозефу Смиту, с некоторыми дополнениями его преемников в Президентстве Церкви // Церковь Иисуса Христа Святых последних дней [сайт]. 2018. URL: https://goo.gl/iEPpkF (дата обращения: 25.09.2018).

7. Altman I., Ginat J. Polygamous Families in Contemporary Society. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 512 p.

8. Baer H.A. Recreating Utopia in the Desert: A Sectarian Challenge to Modern Mormonism. Albany: State University of New York Press, 1988. 225 р. 

9. Bennion J. Evaluating the Effects of Polygamy on Women and Children in Four North American Mormon Fundamentalist Groups: An Anthropological Study. Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 2008. 213 р.

10. Bennion J. Polygamy in Primetime: Media, Gender, and Politics in Mormon Fundamentalism. Waltham, Mass.: Brandeis University Press, 2012. 361 p.

11. Bhattacharya S. Secrets and Wives: The Hidden World of Mormon Polygamy. Berkeley, CA, 2011. 367 р.

12. Cami C.J. Polygamy police state in Colorado City, Hildale: When dialing 911 brings trouble [Электронный ресурс] // St. George News [сайт]. 22.09.2014. URL: https://goo.gl/se4kNd (дата обращения: 30.09.2018 г.).

13. Exposé of Polygamy in Utah: A Lady's Life Among the Mormons. A Record of Personal Experience as One of the Wives of a Mormon Elder, During a Period of More Than Twenty Years / By Mrs. T.B.H. Stenhouse. N.Y.: American News Co., 1872. 221 p.

14. Foster L. Religion and Sexuality: The Shakers, the Mormons, and the Oneida Community. Urbana: University of Illinois Press, 1984. 363 p.

15. Gordon S.B. The Mormon Question: Polygamy and Constitutional Conflict in Nineteenth-Century America. Chapel Hill, NC, 2002. 352 p.

16. Hardy B.C. Doing the Works of Abraham: Mormon Polygamy. Its Origin, Practice, and Demise. Norman: University of Oklahoma Press, 2017. 446 p.

17. Hardy B.C. Solemn Covenant: The Mormon Polygamous Passage. Urbana, Chicago: University of Illinois Press, 1992. 445 p. 

18. Kinney B. Mormonism: The Islam of America. N.Y.: Fleming H. Revell Co., 1912. 189 р.

19. Legros D. Mainstream polygamy: the non-marital child paradox in the West. N.Y.: Springer, 2014. 113 p.

20. Maria Ward's disclosures. Female life among the Mormons: a narrative of many years' personal experiences with Brigham Young and his followers. N.Y.: Derby & Jackson, 1858. 449 р.

21. McDannell C. Sister Saints: Mormon Women Since the End of Polygamy. N.Y: Oxford University Press, 2018. 295 p.

22. Modern Polygamy in the United States: Historical, Cultural, and Legal Issues / Edited by C.K. Jacobson, L. Burton. N.Y.: Oxford University Press, 2011. 368 p.

23. Polygamy. Deseret News Search [Электронный ресурс] // Deseret News. 1996-2018. [сайт]. URL: https://goo.gl/2jWq6H (дата обращения: 20.10.2018).

24. Polygamy's Rights and Wrongs: Perspectives on Harm, Family, and Law / Edited by G. Calder, L.G. Beaman. Vancouver, BC: UBC Press, 2014. 265 p.

25. Polygamy [Электронный ресурс] // The Salt Lake Tribune. 2018. [сайт]. URL: https://goo.gl/u6kW1n (дата обращения: 01.10.2018). 

26. Quinn D.M. Plural Marriage and Mormon Fundamentalism // Dialogue: A Journal of Mormon Thought. 1998. Summer. Vol. 31. No 2. P. 1-68.

27. Reeve W.P. Religion of a Different Color: Race and the Mormon Struggle for Whiteness. Oxford: Oxford University Press, 2015. 335 p. 

28. Smith М. Revelation, Resistance, and Mormon Polygamy: The Introduction and Implementation of the Principle, 1830-1853. Logan, UT: Utah State University Press, 2013. 267 p.

29. Talbot C. A Foreign Kingdom: Mormons and Polygamy in American Political Culture, 1852-1890. Urbana, Chicago, Springfield: University of Illinois Press, 2013. 262 p.

30. The Women of Mormonism: Or the Story of Polygamy as Told by the Victims Themselves / Edited by J.A. Froiseth. Detroit: C.G.G. Paine, 1882. 416 p.

31. Utah polygamist released from prison on parole after serving 6 years. [Электронный ресурс] // CNN.com/US (the Internet Archive) [сайт]. 07.08.2007. URL: https://goo.gl/tGdJXJ (дата обращения: 15.10.2018).

32. Van Wagoner R.S. Mormon polygamy: a history. Salt Lake City, Utah: Signature Books, 1989. 255 р. 

33. Witte J., Jr. The Western Case for Monogamy Over Polygamy. N.Y.: Cambridge University Press, 2015. 531 p.

34. Zeitzen M.K. Polygamy: A Cross-Cultural Analysis. Oxford: Berg, 2008. 206 p.

 

Сведения об авторе:

Прилуцкий Виталий Викторович – доктор исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории, международных отношений и международного права факультета истории и международных отношений Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского (Брянск, Россия)

Data about the author:

Prilutskiy Vitaliy Viktorovich – Doctor of Historical Sciences, Assistant Professor of General History, International Relations and International Law Department, Faculty of History and International Relations, Bryansk State University named after Academician Ivan Georgiyevich Petrovsky (Bryansk, Russia).

E-mail: vitaliypr@yandex.ru.