Геращенко Н.В. Вопросы общей педагогики в творчестве Л.Н. Толстого в контексте современности

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 37.01 

ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ 

Л.Н. ТОЛСТОГО В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

Геращенко Н.В.

В статье рассматриваются педагогические идеи Л.Н. Толстого в контексте современного образования, раскрывается их значимость для психолого-педагогической науки и практики. В статье акцентируется внимание на критике Л.Н. Толстым авторитарной модели педагогического процесса в русской и зарубежной школе в конце XIX начале XX веков, догматического, формального характера преподавания. Автор анализирует взгляд Л.Н. Толстого на идеи обучения и воспитания через призму деятельностного, антропологического, экзистенциального подходов в современной педагогике. В статье отмечается инновационный характер понимания и применения Толстым наглядности в обучении. Подчеркивается мысль о том, что Толстой был противником эмпирической педагогики и связывал наглядность с действенно-практической сферой личности, развитием теоретического мышления в процессе обучения. Особое внимание уделяется значимости религиозно-этического учения выдающегося русского мыслителя для решения проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, утверждения смысложизненных ценностей в условиях сложившегося духовного кризиса и доминирования жестких прагматических установок. 

Ключевые слова: педагогика Л.Н. Толстого, обучение, свободное воспитание, смысл жизни, духовно-нравственное воспитание, гуманистическая педагогика. 

 

ISSUES OF GENERAL PEDAGOGY IN LEO TOLSTOY'S WORKS

IN THE CONTEXT OF THE PRESENT DAY

Gerashchenko N.V.

The article deals with the pedagogical ideas of Leo Tolstoy in the context of modern education, reveals their significance for psycho-pedagogical theory and practice. The article focuses on Leo Tolstoy’s criticism of the authoritarian model of the pedagogical process in Russian and foreign schools in the late 19th and the beginning of the 20th century, the dogmatic and formal nature of teaching. The author analyses the view of Leo Tolstoy on the ideas of teaching and education through the prism of the active, anthropological, existential approaches in modern pedagogy. The article notes the innovative character of Tolstoy's understanding and application of visualization in teaching. Tolstoy was an opponent of empirical pedagogy, and connected the visibility with the effective-practical sphere of personality and the development of theoretical thinking in the process of education. Particular attention is paid to the importance of the religious and ethical teaching of an outstanding Russian thinker for problem solving in spiritual and moral education of the younger generation, the assertion of meaningful values in the conditions of the prevailing spiritual crisis, and the domination of rigid pragmatic attitudes.

Keywords: Leo Tolstoy's pedagogy, teaching, free upbringing, meaning of life, spiritual and moral upbringing, humanistic pedagogy.

 

Гуманистические традиции отечественной педагогики привлекают пристальное внимание широкого круга специалистов в области образования, выдающихся общественных деятелей, политиков, кому небезынтересна дальнейшая судьба нашей школы и образования. Одним из выдающихся гуманистов-реформаторов системы российского образования, чье творчество оказывается востребованным и в XXI веке, был и остается Лев Николаевич Толстой. Его общепедагогические идеи, пронизанные духом глубокой философичности и духовности, послужили фундаментом для развития концептуальных основ многих научных школ и направлений. Это – педагогическая антропология, личностно ориентированное образование, культурологическая педагогика, педагогика ненасилия, гуманно-личностная педагогика и др. 

В исследованиях теоретиков и практиков анализируются различные аспекты педагогического творчества Л.Н. Толстого: философско-методологические основы педагогики мыслителя, эволюция его взглядов на учебно-воспитательную работу в школе (Н.В. Кудрявая, М.А. Лукацкий), мировоззренческая концепция (Т.А. Петрунина), учение о свободном воспитании как исток зарождения личностно-ориентированного образования (Т.П. Колодяжная), свободно-творческое развитие личности ребенка (Регалюк М.М.), социально-педагогические воззрения (С.С. Глущенко, Н.В. Волохова), практическая педагогика, принципы организации жизни в Яснополянской школе (С.Ф. Егоров, Е. Кросби) и др. 

Вопросы общей педагогики интересовали Л.Н. Толстого на протяжении всей его творческой деятельности. В чем сущность процесса обучения? Чему учить и как учить? Какими принципами должен руководствоваться учитель в своей деятельности? Что лежит в основе педагогического взаимодействия? Возможно ли обучение без воспитания? Что такое свободное воспитание? Решение этих вопросов нашло свое отражение не только в специализированных статьях по педагогике, но и во многих художественных произведениях великого русского писателя. Достаточно назвать такие книги, как «Детство», «Отрочество», «Юность», «Семейное счастье», «Война и мир», «Анна Каренина», «Плоды просвещения» и многие другие. Л.Н. Толстой анализировал проблемы общей педагогики с самых разных сторон – как великий писатель, выдающийся теоретик образования, методист конкретных учебных предметов, практикующий педагог. Это позволило ему создать целостную самобытную концепцию, которая не имеет аналогов в мировой педагогике.

Педагогическая концепция Л.Н. Толстого весьма актуальна и в современных условиях. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, идея свободного воспитания, столь популярная в настоящее время, нуждается в постоянной конкретизации. Во-вторых, аргументированной критике следует подвергнуть современные версии авторитарного и формального обучения [2, с. 170]. В-третьих, в условиях нравственного кризиса и потери ориентиров возрастает потребность в духовно-нравственном воспитании молодежи. В-четвертых, гуманистическая педагогика в настоящее время столкнулась с целым рядом вызовов (глобализация, прагматизация, информатизация и др.). При решении всех этих проблем педагогические идеи Л.Н. Толстого могут оказать неоценимую помощь в разработке теоретических аспектов научно-педагогического знания и непосредственно в образовательной практике. 

Великий русский писатель-гуманист в деле образования на первое место ставил опыт и свободу. Оригинальность позиции Л.Н. Толстого заключалась в том, что он начал развивать идею свободного воспитания в тех российских условиях, когда в большом почете была авторитарная модель обучения, получившая свое классическое выражение в Германии 18-19 веков. Им была дана аргументированная критика авторитаризма с позиций духовно-нравственного сотворчества между педагогом и учениками. Используя собственный богатый опыт преподавания в сельской школе, Л.Н. Толстой пришел к выводу, что процесс обучения даже младших школьников обладает двусторонней воспитательной силой. Педагог настолько эффективно способен обучать своих учеников, насколько он сам в состоянии обучаться у них. Великий российский художник слова неоднократно заявлял, что не он учит сельских детей родному языку, а сам обучается у них богатству народной речи. 

Л.Н. Толстой был противником западноевропейской эмпирической педагогики, которая основывалась на позитивистской методологии. Вместе с тем, он отдавал приоритетное значение опытной педагогике, и здесь нет какого-либо парадокса. Дело в том, что великий русский мыслитель использовал в своем педагогическом творчестве принципиально иную методологию, нежели философия позитивизма. Подход Л.Н. Толстого можно назвать органическим, поскольку он рассматривал педагогический процесс в качестве живого организма, который нуждается не только в эмпирическом исследовании, но и в теоретическом осмыслении. Талант художника помогал ему в этом, так как позволял взглянуть на личность ученика в целом, на уровне эстетического образа, а уже после подключались рациональные методы познания.

Л.Н. Толстой был одним из основателей деятельностного подхода в российской педагогике. Он прекрасно понимал, что все способности человека формируются только в деятельности, в процессе сотворчества педагога и ученика. Невозможно механически передать ребенку знания, умения и навыки, здесь необходима двусторонняя деятельность. Выдающийся русский гуманист вплотную подходит к открытию такого явления, как совместно-разделенное действие, которое не является действием одного лишь учителя или учащегося, а становится их общим действием, направленным на достижение конкретной педагогической цели. В совместно-разделенном действии происходит и духовное единение, что позволяет установить внутренние контакты педагога с учеником и тем самым повысить эффективность воспитательного процесса.

Являясь родоначальником научной педагогики, Я.А. Каменский в 17 веке выделил принцип наглядности в качестве основополагающего в теории и практике обучения. Однако Л.Н. Толстой показал противоречивость данного принципа в его применении уже в начальной школе. Западноевропейская педагогика 18-19 веков в основном применяла принцип наглядности упрощенно: ребенку показывались различные картинки и на основании этого пытались сформировать у него научные понятия и установить логические связи. В действительности формирование мышления у детей происходит гораздо сложнее. Еще Гете справедливо утверждал, что сложнее всего видеть то, что лежит перед глазами. Л.Н. Толстой был с этим полностью согласен и критиковал западноевропейскую педагогику за формальный подход к принципу наглядности. Данный принцип, конечно же, необходим, однако, любой наглядный образ в процессе обучения должен быть теоретически нагружен, т.е. нести в себе определенную интеллектуальную информацию. В противном случае остается непонятным переход от наглядных образов к формально-логическому, а затем и к теоретическому мышлению. 

Л.Н. Толстой справедливо возмущался формальным обучением своего времени, которое было широко распространено не только в Западной Европе, но и в России. К формальному обучению относится постоянная зубрежка, запугивание ученика различными способами, система наказаний, в том числе и физических, оторванность обучения от жизни, догматическая система преподавания, отсутствие интереса у воспитанников и др. В Яснополянской школе использовался принципиально иной подход: осознанное усвоение материала учащимися, отсутствие системы наказания и запугивания, тесная связь обучения с жизнью (примеры из крестьянской действительности того времени), содержательная система преподавания, направленная на формирование самостоятельного мышления учеников, уроки, вызывающие повышенный интерес у воспитанников.

Критика Л.Н. Толстым формальной педагогики актуальна и в настоящее время, поскольку формальная среда окружает современного человека на всем протяжении его жизни. Знакомство в раннем детстве с информационными технологиями, с одной стороны, позволяет ребенку находиться на уровне своих сверстников и формировать определенные навыки, но, с другой стороны, препятствует полноценному общению, сужает горизонт воспринимаемой информации, ограничивает умения технологическими действиями, препятствует развитию абстрактного мышления. Наглядность в информационном обучении приобретает новые формы. Красивые картинки в интернете, виртуальная реальность, разнообразные компьютерные игры создают индустрию развлечений для неокрепшего молодого сознания. Такая наглядность ведет к ранней зависимости и не способствует полноценному развитию личности.

Вот как Л.Н. Толстой описывает оторванность обучения от жизни в педагогике своего времени: «Может быть, дети готтентотов, негров, может быть, иные немецкие дети могут не знать того, что им сообщают в таких беседах, но русские дети, кроме блаженных, все, приходя в школу, знают не только, что вниз, что вверх, что лавка, что стол, что два, что один и т.п., но, по моему опыту, крестьянские дети, посылаемые родителями в школу, все умеют хорошо и правильно выражать мысли, умеют понимать чужую мысль (если она выражена по-русски) и знают считать до 20 и более (...) Но даже если и допустить, что дети не имеют таких понятий, которые хотят им посредством бесед сообщить педагоги, я не нахожу, чтобы избираемые ими средства были правильны» [6, с. 301].

Большой актуальностью в настоящее время обладает толстовское нравственно-религиозное учение. Оно изложено в целом ряде сочинений: «Исповедь», «В чем моя вера?», «О жизни», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри вас», «Что такое религия и в чем сущность ее?», «Религия и нравственность», «О воспитании», «О науке», «Путь жизни», «Мысли мудрых людей», «Учение Христа, изложенное для детей», «Беседы с детьми по нравственным вопросам» и др. На всем протяжении своего творческого пути Л.Н. Толстой решал религиозно-нравственные проблемы, которые имели для него первоочередную важность [3, с. 98]. Решение данных проблем нашло свое непосредственное отражение в теории и практике воспитания в Яснополянской школе.

Л.Н. Толстой пытался создать светскую религию на основе Православия, чтобы христианские заповеди вошли в плоть и кровь русского народа и стали каждодневным руководством к действию. Первоочередное внимание он уделял проблеме смысла жизни. Эта проблема была актуальна всегда, не является исключением и наше время. Философы, психологи, врачи отмечают ситуацию духовного кризиса в обществе массового потребления. Эта ситуация получила название «экзистенциального вакуума», когда человек, поглощенный исключительно материальным приобретательством, теряет нравственные ориентиры и смысл жизни [1, с. 26]. Особенно это характерно для молодых людей. Поэтому великий российский писатель-гуманист уделял такое повышенное внимание вопросам воспитания, начиная с детского возраста. 

Воспитание человеческого в человеке начинается с первых минут жизни. Современная наука доказывает, что еще раньше, а именно во внутриутробном развитии. Вот почему Л.Н.Толстой имел полное основание утверждать, что дистанция, отделяющая пятилетнего ребенка от новорожденного, гораздо больше, чем расстояние от великого человека до пятилетнего ребенка. Ядро человеческой личности закладывается в раннем детстве, это же касается и религиозно-нравственного самосознания. Л.Н. Толстой постоянно подчеркивал, что духовное воспитание носит сугубо творческий характер и в первую очередь зависит от самого человека. В настоящее время данная проблема получила название экзистенциальной. Заслуга великого русского мыслителя заключается в том, что он одним из первых в отечественной педагогике обратил внимание на экзистенциальные проблемы воспитания, столь актуальные для современного образования. 

Начиная с 80-х годов 19 столетия и до конца жизни Л.Н. Толстого центральными вопросами его педагогических размышлений были: «Зачем и для чего учить?», «Каково мое отношение к миру, и как мне с этим моим отношением жить и что делать?». В этот период великий педагог предложил своеобразную программу перестройки школьного образования на основе введения двух принципиально новых учебных дисциплин: «Нравственного учения» и «Религиозного понимания жизни». Таким образом, стержнем школьного образования должно было стать учение о нравственности, духовности и религиозном смысле жизни. Как справедливо отмечает Н.В. Кудрявая, этика и аксиология творчества, будучи стержневой проблемой жизни человека, была перенесена Л.Н. Толстым «на образование и, безусловно, отразилась на характере гносеологических взглядов на природу этического познания и нравственного воспитания» [4, с. 139-140]. 

Л.Н. Толстой был противником редукционистского подхода в образовании, когда сложнейшие проблемы духовного развития личности ребенка сводились исключительно к формально-рациональным методам обучения. В этой связи он отмечал ярко выраженное несоответствие между естественнонаучным и гуманитарным циклом в преподавании. Чрезмерное увлечение естествознанием в ущерб гуманитарных дисциплин, как полагал Л.Н. Толстой, ведет к упрощенному пониманию самого человека. Он был сторонником известного сократовского высказывания «Познай самого себя». Лишь познавая собственный духовный мир, ребенок приобретает способность адекватно анализировать мир материальный. Вот почему гуманитарные предметы играют такую важную роль в формировании личности ребенка. 

В процессе своих педагогических размышлений Л.Н. Толстой предвосхищает учение о гештальте: только благодаря своему сознанию, основой которого является различение добра и зла, ребенок способен познавать себя и окружающий мир. В процессе освоения неорганической и органической природы человек в определенном смысле как бы «вспоминает» предшествующие формы существования, которые представляют «орудие и материал его работы» [7, с. 54]. Данный подход оказался весьма плодотворным в ходе дальнейшего развития педагогики и психологии. Многие современные исследователи справедливо отмечают теснейшее переплетение объективного и субъективного в сознании человека. Один из представителей гуманистической психологии ХХ века В. Франкл говорил о том, что не имеет смысла спрашивать, как субъект способен проникнуть в объект, каким образом, находящийся «снаружи» исследователь познает глубины природы или психики другого человека [8, с. 94]. Изначально субъект и объект познания находятся в сложном единстве, что должно находить свое отражение в теории и практике обучения детей. 

Феноменологическая педагогика и психология решает проблему взаимодействия объекта и субъекта обучения аналогично тому, как это делал Л.Н. Толстой. Субъект-объектное отношение в образование оказалось очень сложным и не укладывающимся в простые механические стереотипы. Это же касается и современной антропологической педагогики, которая рассматривает человека под знаком вопроса. Такой подход был характерен и для педагогического творчества Л.Н. Толстого, поскольку он не давал однозначных ответов на вопрос «чему и как учить». Он находился в постоянном сотворчестве со своими учениками, что позволяло ему проникать в самые глубины педагогического взаимодействия. Такая методология и методика оказывается крайне востребованной и в современном образовании.

Таким образом, на основании изучения педагогического наследия Л.Н. Толстого можно утверждать, что его идеи, выводы и рекомендации не утратили своей актуальности и в настоящее время. Педагогика Л.Н. Толстого по своей сути является жизнеутверждающей, так как в ее основе лежит взаимное служение одного человека другому, а свободное обучение и воспитание, творческий труд учителя делают жизнь более яркой, насыщенной и многогранной, позволяющей осознать ее ценность и подлинность [5, с. 215]. 

 

Список литературы:

1. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Гуманистическая психология: трудности применения в современном образовании // Психология обучения. 2017. № 8. С. 23-31.

2. Геращенко Н.В. Критика формальной педагогики Л.Н. Толстым // Педагогический журнал. 2017. Т. 7. № 2А. С. 170-177.

3. Зайченко В.Н., Геращенко Н.В., Лозовская Е.Г. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи // Вестник Евразийской академии административных наук. 2016. № 1 (34). С. 96-100.

4. Кудрявая Н.В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л.Н. Толстого. М.: РИО ПФ «Красный пролетарий», 1993. 176 с.

5. Скрипченко С.Н. Жизнеутверждающая педагогика Л.Н. Толстого и П.Ф. Каптерева // Известия Смоленского государственного университета. 2017. № 1 (37). С. 213-219.

6. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения // Сост. Н.В. Вейкшан (Кудрявая); Аккад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1989. 542 с.

7. Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22-х т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 17. 737 с. 

8. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

 

Сведения об авторе: 

Геращенко Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Волгоградской государственной академии физической культуры (Волгоград, Россия).

Data about the author: 

Gerashchenko Natalya Vladimirovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogical Department, Volgograd State Academy of Physical Education (Volgograd, Russia).

E-mail: gerashhigor@rambler.ru.