Красинский И.В., Полещук Е.Д. Изучение и популяризация историко-культурного наследия малой родины учащимися Ратомской школы (вторая половина XX – первая четверть XXI вв.)

Выпуск журнала: 
Рубрика: 
PDF-версия: 

 УДК 94+373.5(476)

ИЗУЧЕНИЕ И ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ

УЧАЩИМИСЯ РАТОМСКОЙ ШКОЛЫ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XX – ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XXI ВВ.)

Красинский И.В., Полещук Е.Д.

В статье подробно рассмотрен опыт многолетней работы ратомских школьников по изучению и популяризации историко-культурного наследия своей малой родины. На основе анализа широкого корпуса источников авторы подробно описывают основные этапы этой работы с 1940-х гг. до наших дней. Особое внимание уделяется современным методам и практикам (создание видеороликов, QR-кодирование, использование социальных сетей, организация экскурсий и историко-экологических троп). В статье также отмечено расширение тематического спектра исследовательской работы (изучение истории конного спорта, организация экскурсий и создание экскурсионных маршрутов).

Ключевые слова: историко-культурное наследие, малая родина, Ратомская школа, историко-краеведческий музей Ратомки, поисковая работа, патриотическое воспитание, туризм, историческое краеведение.

 

STUDY AND POPULARIZATION OF THE HISTORICAL

AND CULTURAL HERITAGE OF THE SMALL HOMELAND

BY STUDENTS OF RATOMKA SCHOOL

(SECOND HALF OF THE 20TH – FIRST QUARTER OF THE 21ST CENTURIES)

Krasinski I.V., Poleshchuk E.D.

The article details the experience of many years of Ratomka School students’ efforts to study and popularise the historical and cultural heritage of their small homeland. The authors describe in detail the main stages of this work from the 1940s to the present day on the basis of a wide corpus of sources analysis. The article highlights modern methods and practices (creation of videos, QR coding, using of social networks, organisation of excursions, and historical and ecological trails). The article also notes the expansion of research work thematic spectrum (studying the history of equestrian sport, organising excursions and creating excursion routes).

Keywords: historical and cultural heritage, small homeland, Ratomka School, Local History Ratomka Museum, search work, patriotic education, tourism, historical local lore.

 

Историко-культурное наследие является ключевым фактором в развитии туризма, и исследование деятельности ратомских школьников способствует его популяризации и привлечению туристов в агрогородок Ратомку Минской области Беларуси. Кроме того, историко-культурное наследие помогает сохранить традиции и развивает образование, так как его материалы могут интегрироваться в школьную программу и служить основой для уроков истории и других предметов, внеклассных мероприятий.

Изучение истории родного края способствует формированию гражданской ответственности и развитию личности, помогая людям осознать свою роль в обществе и стать активными гражданами. Таким образом, это исследование оказывает влияние на различные аспекты жизни и общественного развития.

Следует отметить, что данная тема не являлась предметом специального исследования в отечественной историографии. Отдельные сведения о краеведческой работе учащихся можно найти в книге, посвященной истории Ратомки, выпущенной педагогами школы. Однако в ней нет систематических сведений по краеведческой деятельности учащихся как таковой. В связи с этим изучение деятельности ратомских школьников по изучению и популяризации историко-культурного наследия является актуальной и важной задачей.

В рамках исследования использован широкий круг источников, хранящихся в архиве школьного историко-краеведческого музея Ратомки. Часть из них представлена в постоянной экспозиции школьного музея.

Все источники мы можем разделить на следующие группы:

1. Официальные документы (отчеты о работе пионеров школы; протоколы собраний пионерских дружин и отрядов; планы работы пионерских организаций; распорядок дня активистов; положения о конкурсах и смотрах; приказы и распоряжения органов образования). Эта группа источников является значительной с точки зрения темы исследования, поскольку в таких документах хранятся непосредственные свидетельства о намерениях, ходе изучения историко-культурного наследия, систематизации деятельности и отчетные материалы. По ним мы можем узнать, какое конкретно историко-культурное наследие было актуальным в той или иной период времени, какие работы проводили учащиеся и в каких формах занимались их популяризацией.

2. Пресса (статьи о деятельности учащихся Ратомской школы; репортажи о мероприятиях историко-культурной направленности; интервью со школьниками-активистами);

3. Эпистолярные источники (письма участников Великой Отечественной войны учащимся и наоборот; письма пионеров другим пионерским организациям; открытки с подписями и пожеланиями; информационные письма, официальные сообщения;

4. Фотографии и картографические материалы (фотографии проведения мероприятий, экспедиций, памятные фотографии, встречи и др.; карты с обозначением маршрутов экспедиций; фотографии памятников истории и культуры);

5. Школьная документация (дневники пионерских отрядов; фотоальбомы; летопись школы; учетные карточки учащихся и пионеров);

6. Награды, кубки, призы (грамоты и дипломы за участие в конкурсах и смотрах; кубки и призы за победу в соревнованиях; памятные знаки).

Таким образом, используя многогранный комплекс источников исследование обеспечено полнотой и достоверностью, позволяет сделать важные выводы о роли ученического активизма в жизни Ратомки.

Изучение истории родного края началось уже в годы Великой Отечественной войны, однако по объективным причинам сегодня трудно отыскать документы 1940-х гг., непосредственно свидетельствующие о деяниях наших соотечественников на фронтах. Но благодаря проявленной ратомскими школьниками активности в последующие десятилетия нам удалось многое узнать о жизни края. Так в практически утратившем репрезентативный вид письме участника войны школьникам (1964 г.) мы узнали, что в 1943 г. в районе Ратомки происходили ожесточенные бои. 159 стрелковая дивизия 3-го формирования за сутки уничтожила 39 вражеских танков [8].

В сложные послевоенные годы население БССР было занято восстановлением страны. Не исключением была и Ратомская средняя школа, здание которой было разрушено и воссоздано лишь в 1960-е гг. Однако ратомские школьники активно участвовали в исследовании исторического прошлого собственного краткая. Их поисковую активность подтверждает информации о том, что школьная дружина получила высокую награду – 1 ноября 1967 г. она была удостоена чести носить имя Героя Советского Союза Сергея Демьяновича Корицкого. Соответствующее распоряжение было подписано секретарем Минского райкома ЛКСМБ В. Казеко [7; 8].

Последующие десятилетие стало более «урожайным» с точки зрения поисковых результатов учащихся школы. Так школьная дружина «Красных следопытов» 2 октября 1975 г. получила письмо от автора повести «На огненной черте» [8]. К сожалению, сам документ не сохранился, осталась лишь его обложка. Возможно, автором письма был советский писатель А.С. Елкин, однако установить это трудно, поскольку книг с таким названием крайне много.

В 1976 г. ученики Ратомской школы получили большой подарок – им подарили драму Театра юного зрителя «Гаўрошы Брэсцкай крэпасці» сами защитники (в частности, А.Д. Романов) этого важного историко-культурного объекта [8]. По всей вероятности, это было связано с активной поисковой деятельностью «Красных следопытов» по изучению подвига защитников Брестской крепости.

Уже в 1970-е гг. учащиеся школы стали вести активную переписку как с жителями БССР и других союзных республик, так и зарубежных государств. Так семья Фоминых вела активную переписку с ратомскими школьниками еще в 1970-е гг., а в начале 1980-х гг. – продолжила [8]. В переписках с жителями Киева школьники 5 «Б» класса, с другой стороны – Ю.Е Фомин и А.Г. Фомина. присылали друг другу открытки, обменивались поздравлениями в честь 8 марта, праздников 1 мая и 9 мая. Безусловно, в самих письмах стороны стремились разузнать информацию о своих близких и последних поисковых успехах.

Поскольку сведений за 1960-1970-е гг. у нас немного и довольно трудно восстановить имена тех, кто принимал участие в поисковой деятельности в то время, мы лишь можем реконструировать их по старым школьным фотографиям. Например, в архиве школьного музея есть фотография 10 «А» класса 1979/1980 учебного года, на которой, например, есть карточка девушки А. Куклы, упоминаемой в одном из писем [8]. Примечательно также и то, что фамилии четырех учащихся этого класса носят ученики школы в наше время. На еще более ранней фотографии за 1960/1961 гг. представлены выпускники 10-го класса и учителя, в частности, известный директор школы А.Е. Плавник, завуч В.Я. Черник. На другой фотографии – коллектив учителей [8]. На фотографии без подписи и датировки мы видим, что в школе проводили встречи с ветеранами, что также является одной из форм изучения историко-культурного наследия края [8]. На другой фотографии, также, к сожалению, без даты изображены ветераны и другие участники митинга у братской могилы [8]. В митингах участвовали и дети, например, на одной из фотографий в почетном карауле стояла Вера Сыропятова [8]. Самая ранняя фотография с учителями датируется 1945 г. [8].

Время перестройки (1985-1991) было самым насыщенным для ратомских школьников по изучению историко-культурного наследия. Наверное, это связано с тем, что во второй половине 1980-х гг. в силу демократизации общественно-политической жизни, укоренению политики гласности в обществе резко вырос интерес к истории, были открыты архивы, стали доступными многие документы [см.: 2]. В 1984-1988 гг. активную переписку вела ратомская группа «Поиск» (согласно удостоверению № 1003, входила в одноименный Республиканский клуб), в частности, школьницы Жихарёва и Соловьёва в течение 5 лет обменивались письмами с Дмитрием Петровичем Тукало из Белой Калитвы (Ростовская область) [8]. Содержание писем было разным: от поздравлений с главными советскими праздниками до информации о Великой Отечественной войне, обмена фотографиями. Примечательно, что в большинстве писем из России к ратомским школьникам обращались с приветствием белорусском языке – «сябры!». Так участники переписки подчеркивали свое уважение к белорусам.

В одном из писем от 13 ноября 1985 г. Дмитрий Петрович настоятельно просил прислать ему фотографию памятника 64 стрелковой дивизии, которая приняла удар немцев в начале войны на шоссе Молодечно – Минск в районе Заславля, Ратомки и т.д. По всей вероятности, речь шла о памятнике, установленном в 1956 г. на Острошицком кольце. В этих письмах также благодарили педагога-энтузиаста Д.Е. Сигалова за поисковую и патриотическую деятельность [8].

Благодаря письму некоей Киры Павловны ратомские школьники узнали, где они могут отыскать информацию о Тарасово-Ратомском подполье в прессе. Женщина отметила, что такие сведения печатались в газетах «Шлях камунізма» (статья «Ценой жизни») и «Сельская газета» за 1970 г. В переписке с Венерой Лукьяновой, участницей Клуба интернациональной дружбы ратомские школьники были удостоены благодарности за проведение акции «Салют мир!». Венера скорбела о потерях белорусов в войне, называя их смелыми, настоящими героями. Также в этом письме она попросила написать подробно об участниках Тарасово-Ратомского подполья, а после рассказала встрече в школе с ветераном М.П. Моряковым, о шествии на 9 мая, выступлениях девочек 2-9 классов, прислала фотографию своей школы (отсутствует) [8].

Удивительную историю своего боевого пути рассказал ратомским школьникам в письме от 19 марта 1985 И. Шешков [8]. Он сражался в битве за Сталинград и в подробностях описал участие в боевых действиях, и как не хотел выполнять приказ командира покинуть поле боя, но пришлось. В том сражении из 75 однополчан И. Шешкова смогли выжить лишь 4.

Ратомских школьников часто поздравляли и мотивировали к продолжению поисковой деятельности. Так в письме от 12 февраля 1986 г. группе «Поиск» от Д. Шутова, учащимся и педколлективу Ратомской школы была выражена благодарность, а также поздравления с февральскими праздниками и светлые пожелания. Вместе с этим Д. Шутов рассказал в своем письме о полученной им схеме боевого пути 64/7 гвардейской стрелковой дивизии, о которой в предыдущем письме рассказывали ему ратомские школьники. Ветеран отметил, что готов поделиться материалом из прессы о боевом пути данной дивизии и попросил фото группы «Поиск» [8].

Учащиеся Ратомской школы в своих исследовательских изысканиях выходили на прессу, переписывались с высокопоставленными корреспондентами. Так 11 февраля 1988 г. ратомчанами было получено письмо Союза журналистов СССР от Леонида Степановича Питерского, который являлся корреспондентом советского радио в Чехословакии. Он описывал, как долго со своей супругой трудился над написанием более 300 статей объёмом более 500 страниц и 200 фотографий, посвященных видным деятелей Великой Отечественной войны. Заинтересованность Л.С. Питерского личностью С.Д. Корицкого привела его в Ратомскую школу. Он попросил поделиться информацией об этом человеке, ведь школьная дружина носила имя этого человека [8].

«Красные следопыты» вели переписку с жителями Тульской области. В частности, в 1988 г. было полечено письмо из п. Первомайский от Георгия Васильевича Демкова, который поздравил ребят с 33-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне (1988 г.), а также поблагодарил за присланную фотографию [8]. Помимо переписок с жителями других стран, ратомские школьники сотрудничали с земляками. 20 января 1988 г. минчанин А.С. Михайличенко отправил ратомским школьникам из 4 «Б» класса благодарность за поисковую работу, в т.ч. их «старших товарищей», что говорит о длительной традиции поисковой работы [8]. Как ветеран 64/7 стрелковой дивизии А.С. Михайличенко рассказал, что на тот момент из бывших бойцов в живых остались единицы, выразил готовность помочь в получении от них информации. Вместе с тем, ветеран отметил, что готов помогать ребятам, только если они ежедневно будут заниматься поисками. После такого вступления, А.С. Михайличенко подробно рассказал о себе. Как оказалось, он служил в 159 стрелковом полку в Смоленской области, первый день войны он встретил в Орше, потом оказался в Минске и 23 июня 1941 г. его эшелон загрузили в Ратомке. 25 июня в Заславле бойцы вступили в бой с танками противника. Они отбивались до 1-2 июля, но потом полетели немецкие самолеты и защитники оказались окружении. В партизанских отрядах А.С. Михайличенко воевал до 7 июля 1944 г. После своего рассказала, отправитель письма поинтересовался у ребят успехами в учебе и дисциплиной в классе, спросил, кто является старшей пионервожатой, кто секретарь комсомольской организации школы. Вероятно, эти вопросы были заданы для того, чтобы проще ориентироваться и знать, на чьё имя можно писать обращения [1].

В это же время в Ратомской школе действовал клуб «Интернациональная дружба». Так солдаты в/ч 32114 отправили совету клуба письмо, в котором сообщили о соотечественнике ратомчан Повленце Михаиле Валентиновиче, которого охарактеризовали как дисциплинированного и честного человека и воина, описали его учебные и практические достижения. Руководство части поблагодарило школу за такого выпускника и прислало фотографию (в школьном архиве отсутствует) [8].

В 1980-е гг. ратомские школьники вели переписку с жителями Минска, Лиды, Бреста, Вильнюса, Унгены (Молдова), подмосковных Химок, Казахской ССР (Кызыл-Агач), Латвийской ССР (Рига), Мензелинска (Татарстан), Ямное (Сумская область), Перми, Подольска, Ростова-на-Дону, Уфы, Хабаровска, Челябинска, Узбекистана, Венгрии, Болгарии, Монголии, Чехословакии и многих других городов и поселков [8].

За период 1990-х гг. исторических источников о деятельности ратомских школьников по изучению историко-культурного наследия в архиве школы практически не осталось. По всей вероятности, это связано с неблагоприятной социально-экономической ситуацией, возникшей вскоре после распада СССР.

В начале XXI в. школьники всерьез озаботились историей своей школы и начали вести летопись. Из нее мы узнаем, что школа была основана в 1934 г., а ее новое здание построено в 1967 г. Школьники активно собирали фотографии и карты. Так на одной из картосхем представлены оборонительные сражения Красной армии в начале Великой Отечественной войны, на которой отчетливо видна Минщина [8]. В 2001 г. на написанном от руки тексте М. Борисенок, С. Мирончик, А. Соловьёва (7 «В») сообщили о Васили Петровиче Кирее – участнике войны, родившемся в 1909 г. Он служил в Ленинграде осенью 1941 г., попал в плен. Ему удалось избежать погрузки на паром и вывоза в Германию. Семья В.П, Кирея погибла в блокадном Ленинграде от голода, а сам он выжил и в начале 2000-х гг. жил в Ратомке. Также ребята собирали фотографии памятников времен войны и делали коллажи и фотоальбомы, дополняя их важной информацией. Среди собранных фотографией участников войны в музее школы имеются фото Ф.Ф. Бурчака, С.И. Бортник, О.А. Барановской, Ф.А. Барановского, Ф.Ф. Кургаева, В.И. Лошицкого и многих других [3; 8]. В анкете от 3 февраля 2005 г. была собрана информация об участнике войны Михаиле Михайловиче Синявском с подробным описанием его боевого пути [8].

Любопытной фотографией, сохраненной в музее, является фото за 1988 г., на котором изображены участники школьной конференции по истории, в частности, В.В. Войтович (организатор), учащиеся Уласевич, Масленик, Козодой, Кишкурно и др. [8]. Это говорит о том, что деятельность по изучению историко-культурного наследия края и страны в целом не ограничивались поисковой деятельностью. Ребята активно делились результатами работы на школьных конференциях, дискутировали, спорили.

Исследовательская деятельность учащихся охватывала не только память о Великой Отечественной войне. Школьники активно собирали материалы про конный спорт, ведь именно в Ратомке была построена конная база, на которой проходили соревнования даже международного уровня. Среди таких источников – фотографии, информационные вкладыши, фотоальбомы и даже статьи из газет («Вечерний Минск», «Кони Петербурга» и др.) [8]. Ратомские школьники активно вели экскурсионную деятельность. В частности, на одной из фотографий представлена экскурсия в Несвижский замок [8].

В 2010 – начале 2020-х гг. учащиеся Ратомской школы продолжили традиции своих предшественников. Сегодня школьники активно участвуют в патриотических акциях и мероприятиях, занимаются музейной деятельностью, активно внедряют современные технологии (видеоролики, QR-кодирование, использование технологии дополненной реальности HP Reveal и т.д.) с целью сохранения историко-культурного наследия края [4; 10]. Так учащимися 10 и 11 классов (2022/2023 гг.) была создана историко-экологическая тропа по Ратомке, снято видео [9]. О Тарасово-Ратомском подполье сегодня может узнать весь мир благодаря видеоролику на платформе YouTube, созданному учителями истории [6]. На базе школы действует военно-патриотический клуб «Застава», который занимается в т.ч. изучением исторического наследия родного края, его популяризацией. В последнее время в школе появились новые информационные стенды и экспозиции, посвященные геноциду белорусского народа. Ребята рисуют стенгазеты, издают газету «Ратомский экспресс», готовят тематические сообщения, выступают на конференциях разных уровней. За свои усилия в изучении историко-культурного наследия в конце года самые активные учащиеся получают «Гомеровскую премию» – персональные грамоты и подарки интеллектуального содержания. Ратомскую школу по сей день посещают люди, родственники которых связаны с поселком. Так в 2023 г. школу посетила делегация профессоров из медицинского университета Уфы (Башкортостан), которые активно изучают наследие Ф.Ф. Кургаева – одного из главных участников Тарасово-Ратомского подполья.

Таким образом, история и культура родного края стали неотъемлемой частью исследовательских стремлений школьников еще в 1940-е гг. Несмотря на фрагментарность документов того времени, они свидетельствуют о том, что школьники уже тогда начали поисковую работу. В 1960-е гг. школьная дружина была названа в честь Героя Советского Союза С.Д. Корицкого. Это стало началом активной деятельности: переписка с ветеранами, сбор материалов о войне. В последующие десятилетия школьники продолжали свою работу: переписывались с людьми из разных регионов СССР, участвовали в мероприятиях, пополняли школьный архив, на основе которого в последующем вырос историко-краеведческий музей [4].

В 1990-е гг. из-за социально-экономических проблем количество исследований сократилось, однако в 2000-е годы была возобновлена активная поисковая работа. Школьники собирали информацию о ветеранах, создавали летописи школы, сохраняли материалы о конном спорте. Сохранение традиций и исторического наследия продолжается и в настоящее время. Современные технологии, такие как видеоролики и QR-кодирование, используются для достижения этой цели. Кроме того, создана историко-экологическая тропа, подготовлены видеоролики о Тарасово-Ратомском подполье, организованы экспозиции о геноциде белорусского народа. Эти усилия школьников Ратомки способствуют сохранению памяти о ветеранах войны, истории родного края и его культурном наследии. Школьники используют современные методы, чтобы делиться знаниями и увлекать других историей родного края.

За последние 70 лет формы и методы, используемые для популяризации историко-культурного наследия ратомскими школьники, претерпели изменения. На основе источников 1940-1960-х гг. мы смеем предположить, что тогда основными элементами популяризации были переписки, выступления на школьных уроках и внеклассных мероприятиях, проведение митингов, шествий, памятные встречи с ветеранами.

Во второй половине 1980-х гг. в контексте демократизации общественно-политической жизни и укоренения политики гласности в Советском Союзе произошли существенные изменения в общественном сознании, которые повлияли на активизацию интереса к истории и культурному наследию в Ратомке. Этот период стал временем значительного прогресса в историческом и культурном самосознании молодежи, особенно в среде школьников.

Запущенные перестройкой процессы в обществе привели к снижению цензуры и повышению доступности информации о прошлом. Это способствовало раскрытию ранее скрытых фактов и событий истории, стимулировало людей к активному изучению прошлого своей страны и малой родины [см.: 5].

Ратомские школьники стали активно заниматься краеведением и обмениваться знаниями с жителями других регионов с помощью переписки. Этот обмен не только расширил их кругозор, но и помог лучше понять историческое и культурное наследие своего края через знания и опыт других людей.

Важно отметить, что открытие архивов и доступность многих исторических документов также способствовали расширению интереса к истории. Возможность работы с первоисточниками позволила ратомским школьникам исследовать прошлое своего региона более глубоко и объективно.

Таким образом, демократизация и политика гласности во второй половине 1980-х гг. стали катализатором возникновения интереса к истории и культурному наследию Ратомки. Активное участие школьников в изучении истории и обмене письмами с жителями других регионов свидетельствует о живом интересе к прошлому, который стал ключевым элементом их образовательного, воспитательного и культурного развития.

В истории Ратомской школы важное место занимают традиции и практики исследовательской работы, которые сложились в разные периоды и продолжают развиваться в настоящее время. Значимой вехой стало формирование школьной дружины как своеобразная отправная точка активного вовлечения школьников в исследовательскую работу. Дружина стала центром активности по изучению истории, культуры и обмену опытом с ветеранами и жителями других регионов. Именно через такие инициативы школьники начали ощущать свою причастность к истории своего региона и понимать важность сохранения его культурного наследия.

Создание и ведение летописи школы стало еще одним важным элементом исследовательской работы. Эти сведения стали не только своего рода архивом событий и достижений школы, но и источником информации о прошлом, который может быть использован будущими поколениями для понимания истории своего учебного заведения в масштабах малой родины и всей страны.

Сбор фотографий и документов стал важным элементом сохранения исторического наследия школы и её окружения. Школьники активно собирали материалы, чтобы запечатлеть не только события, но и жизнь поселения в целом. Эти фотографии и документы не только служили иллюстрациями к прошлому, но и помогли организовать экспозиции, провести исследования и даже составить генеалогические деревья, отслеживая историю семей и учеников школы.

Традиции и практики исследовательской работы в Ратомской школе оказались не только источником знаний, но и важным механизмом формирования культурной и исторической идентичности учеников. Сегодня эти традиции продолжают развиваться, учитывая современные технологии и методы, и они остаются ключевым компонентом образовательного процесса, способствуя сохранению историко-культурного наследия региона.

В процессе изучения и сохранения историко-культурного наследия Ратомки наблюдается значительная эволюция методов работы, которая отражает современные тренды и требования информационного общества. От перехода от традиционных методов сбора информации к активному использованию современных технологий, таких как видеоролики и QR-кодирование, до широкого использования Интернета и социальных сетей для распространения информации – эти изменения играют ключевую роль в сохранении и популяризации истории и культуры данного региона, расширению доступности ранее трудно добываемых источников информации.

Современные технологии, такие как видеоролики и QR-кодирование, стали неотъемлемой частью методов работы по изучению историко-культурного наследия Ратомки. Видеоролики позволяют создавать визуально привлекательные материалы, демонстрирующие исторические моменты, архитектурные памятники, а также интервью с участниками исторических событий. QR-кодирование, в свою очередь, обеспечивает быстрый доступ к информации через смартфоны и другие устройства, позволяя пользователям получить дополнительные сведения о местах, памятниках и событиях, связанных с историей Ратомки.

Организации, занимающиеся изучением исторического наследия, а также школьные сообщества, активно используют различные онлайн-платформы для публикации фотографий, видеороликов, статей и других материалов, а также для организации виртуальных мероприятий, выставок и обсуждений. Это позволяет достичь гораздо более широкой аудитории, включая людей из разных регионов и стран, и заинтересовать их историей и культурой Ратомки. Учащиеся проводят экскурсии и мероприятия как для учащихся самой школы, так и для гостей (воспитанников местных и соседних детских садов, других образовательных учреждений, иностранных гостей и т.д.).

Эволюция методов работы и использование современных технологий в изучении историко-культурного наследия Ратомки отражают стремление общества к сохранению и передаче исторических знаний и ценностей новыми и эффективными способами. Эти изменения не только улучшают доступ к информации и её распространение, но и активно вовлекают людей в процесс познания и понимания истории и культуры данного региона, сохраняя её для будущих поколений.

История и культура Ратомки становятся объектом не только глубокого анализа, но и активного исследования в различных сферах, что отражает расширение тематического спектра в работе исследователей и общественных организаций региона. В современных исследованиях активно расширяется тематический спектр, охватывая различные аспекты истории и культуры этого региона. В частности, большое внимание уделяется истории конного спорта, который имеет значительное значение для жителей Ратомки и всей Беларуси. Изучение истории конного спорта не только позволяет понять местные традиции и обычаи, но и раскрывает широкий спектр культурных и социальных аспектов данного региона.

Одним из ключевых методов популяризации истории и культуры Ратомки является организация экскурсий по историческим местам. Эти мероприятия позволяют жителям и гостям региона погрузиться в атмосферу прошлого, посетить важные исторические памятники и места, а также узнать больше об исторических событиях, которые оказали влияние на развитие Ратомки. Экскурсии также способствуют формированию глубокого понимания и уважения к истории и культуре края.

Создание историко-экологических троп становится все более популярным методом популяризации истории и культуры Ратомки. Эти тропы объединяют исторические места с природными достопримечательностями, предоставляя посетителям уникальную возможность сочетать знакомство с историей региона с активным отдыхом на свежем воздухе. Историко-экологические тропы способствуют не только сохранению исторических мест, но и развитию туризма и повышению осведомленности общества о наследии Ратомки.

Современная исследовательская работа в Ратомке не только продолжает давние традиции, но и интегрирует в себя новые методы и подходы. Формирование военно-патриотических клубов и активное использование средств массовой информации играют ключевую роль в этом процессе.

Военно-патриотические клубы играют важную роль в воспитании молодежи, формировании уважения к истории и героическим подвигам предков. Организация патриотических мероприятий, таких как мемориальные церемонии и встречи с ветеранами, способствует сохранению национальной памяти и моральным ценностям.

Таким образом, современные практики и продолжение традиций исследовательской работы в Ратомке демонстрируют не только стремление сохранить и передать наследие предков, но и готовность адаптироваться к изменяющимся условиям и использовать новые методы и подходы. Важность такой работы заключается не только в сохранении исторического и культурного наследия региона, но и в формировании глубокого понимания и уважения к нему у современного поколения.

 

Список литературы:

1. Всесоюзная пионерская организация / Куценко Т.А., Фурин С.А. // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. А.М. Прохоров. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1971. Т. 5: Вешин – Газли. С. 460-463.

2. Гісторыя Беларусі: у 6 т. Т. 6. Беларусь у 1946-2009 гг. / Л. Лыч [і інш.]; рэд. калегія: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. Мінск: Современная школа, Экоперспектива, 2011. 728 с.

3. Гусев, А.И. Юность, опаленная войной: документальные повести: [для среднего и старшего школьного возраста]. Минск: Юнацтва, 1987. 124 с.

4. Историко-краеведческий музей Ратомки [Электронный ресурс] // Sites.google.com [2024]. URL: https://goo.su/UwiK8 (дата обращения: 07.02.2024).

5. История белорусской государственности: в 5 т. Т. 5. Национальная государственность на переломе эпох (вторая половина ХХ – начало ХХI в.) / А.А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома Н.В. Смехович; Национальная академия наук Беларуси, Институт истории.Минск: Беларуская навука, 2020. 759 с.

6. История Тарасово-Ратомского подполья [Электронный ресурс] // Youtube [видеохостинг]. 05.08.2021. URL: https://goo.su/xLoSwPL (дата обращения: 07.02.2024).

7. ОО «Белорусская республиканская пионерская организация» [Электронный ресурс] // Президент Республики Беларусь [сайт]. 2024. URL: https://goo.su/rNqkVI (дата обращения: 07.02.2024).

8. Материалы из архивного фонда Школьного историко-краеведческого музея Ратомки: рукопись.

9. Тур по Ратомке (Михалькевич А., Касилович Н.) [Электронный ресурс] // Youtube [видеохостинг]. 21.10.2021. URL: https://goo.su/NrrxuKh (дата обращения: 07.02.2024).

10. Школьный краеведческий музей аг. Ратомка | Неделя музеев 2021 [Электронный ресурс] // Youtube [видеохостинг]. 19.10.2021. URL: https://goo.su/Laks4 (дата обращения: 07.02.2024).

 

Сведения об авторах:

Красинский Иван Викторович – магистр истории, учитель истории и обществоведения Ратомской средней школы (Ратомка, Беларусь).

Полещук Елизавета Дмитриевна – учащаяся 10 класса Ратомской средней школы (Ратомка, Беларусь).

Data about the authors:

Krasinski Ivan Viktorovich – Master of History, History and Social Studies Teacher of Ratomka Secondary School (Ratomka, Belarus).

Poleshchuk Elizaveta Dmitrievna – 10th grade student of Ratomka Secondary School (Ratomka, Belarus).

E-mail: iankrasinski@gmail.com.