Буранок С.О., Токмакова П.Д. Подходы к формированию гражданской идентичности в образовательном процессе

Выпуск журнала: 
PDF-версия: 

УДК 371:373

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Буранок С.О., Токмакова П.Д.

В статье исследуются проблемы формирования гражданской идентичности у молодого поколения россиян. Особое внимание исследователи уделяют методам и способам воспитания школьников в условиях современного развития общества, прорабатывая возможные результаты освоения педагогами новых учебных курсов. Авторами определены педагогические задачи в преподавании истории и обществознания: воспитание у школьников гражданской идентичности, изучение традиций, культур и ценностей народов Российской Федерации, сплочение общества для благоприятного развития страны. Важнейшей задачей является формирование у учащихся гражданской позиции, ответственности, социальной культуры и социализации. В ходе изучения теоретического материала как российских, так и советских педагогов выявлены базовые принципы формирования гражданской идентичности. На основе принципов самоактуализации, персонализации и неделимости процессов воспитания и обучения авторами формируется комплекс соответствующих педагогических методов. Анализ теоретико-методологической литературы показал существенное разнообразие педагогических методов, приемов и технологий.

Ключевые слова: гражданская идентичность, воспитательный процесс, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, нравственное воспитание, современная педагогика, педагогические принципы.

 

APPROACHES TO CIVIL IDENTITY FORMATION

IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Buranok S.O., Tokmakova P.D.

The article studies the problems of civic identity formation among the younger generation of Russians. The researchers pay particular attention to the methods and approaches of pupils’ education in the conditions of modern society development working out the possible results of teachers’ exploration of new training courses. The authors defined pedagogical tasks in history and social studies teaching: the education of civil identity among pupils, the study of traditions, cultures and values for people of the Russian Federation, the consolidation of society for the favorable development of the country. The most important task is to form students' citizenship, responsibility, social culture and socialization. During the examination of theoretical material of both Russian and Soviet educators, the basic principles of civic identity formation are revealed. the authors form a set of appropriate pedagogical methods based on the principles of self-actualization, personalization and indivisibility of the education and training processes. The analysis of theoretical and methodological literature has shown a significant variety of pedagogical methods, techniques and technologies.

Keywords: civic identity, educational process, civic education, patriotic education, moral education, modern pedagogy, pedagogical principles.

 

Работа подготовлена в рамках проекта государственного задания Министерства просвещения РФ № 073-00065-21-01 от 14.07.2021.

 

Современное российское образование ставит перед собой множество задач по воспитанию подрастающего поколения с целью формирования полноценного гражданина Российской Федерации. В Федеральном государственном образовательном стандарте среди перечня обязательных требований к различным предметам в образовании часто встречается требование к формированию гражданской идентичности школьников. Очевидно, что с точки зрения законодателя формирование гражданской идентичности учащихся является одной из важнейших задач отечественного образования, направленной на укрепление основ российской государственности.

Профильные специалисты занялись этой проблемой относительно недавно. Говоря о самом понятии «гражданская идентичность», следует выделить различные подходы к определению данного термина. В социологии «идентичность» указывает на отождествление индивида с обществом во всех его типических социокультурных измерениях (язык, ментальность, картины мира, социокультурные ценности, нормы поведения). В основе гражданской идентичности лежит идентификация с обществом, государством и страной. Гражданство ассоциируется с государством, гражданственность – с Родиной, Отечеством и патриотизмом [9, с. 112]. Еще Дж. Тернером было выдвинуто предположение существования определенной «психологической группы», которая понимается как «скопление людей, разделяющих одну и ту же социальную идентификацию или определяющих себя в терминах принадлежности к одной и той же социальной категории» [2, с. 9]. Во многом такое определение может относиться и к гражданам одного государства, которые идентифицируют себя частью этой страны.

Чтобы сформировать гражданскую идентичность у молодого поколения необходимо обратиться к исследованиям, которые предлагают различные подходы к изучению данной проблемы. Ее сложность и многогранность нуждается в применении программно-целевого подхода, призванного укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования гражданской идентичности и толерантного сознания российской молодежи [5, c. 61]. Имеются в виду специальные последовательные программы, реализуемые в долгосрочной перспективе. Вместо бессистемных и точечных мероприятий, эти программы должны быть сосредоточены исключительно на формировании гражданской идентичности молодежи на государственном уровне.

На современном этапе уже существуют различные государственные проекты, например федеральная целевая программа, утвержденная Правительством РФ «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)», основной целью и задачами которой являются содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений, а также поддержание этнокультурного многообразия народов России [5, c. 62].

В 2014 году распоряжением Правительства РФ были утверждены «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года», одно из основных положений которого включает в себя выработку в молодежной среде приоритета национально-государственной идентичности, что по своему значению равноценно гражданской идентичности. Исходя из текста этого официального документа, целью «Основ» является системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности [см.: 7].

Один из таких начинаний является проект исторических парков «Россия – моя история», который был создан при поддержке администрации Президента России и Министерства культуры. Цели этого проекта заключаются в развитии в обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности; становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, идентифицирующих себя с Россией, ее историей и культурой [4, с. 90]. На лицо очевидный приоритет государства к воспитанию патриотизма и гражданской идентичности у молодежи. Проект «Россия – моя история» представляет собой яркий пример удачного воплощения государственных задач, приведенных выше.

Одним из важнейших факторов, которые выделяют ученые в подходе к приведенной проблеме, является преподаватель как один из главных субъектов воспитательного процесса. Нельзя говорить о воспитании у обучающихся гражданской идентичности, не сказав о самих воспитателях. Формирование у школьников патриотической позиции требует от педагогов глубоких знаний отечественной истории и культуры, профессионализма в умении применять разнообразные формы и методы воспитательной работы. Эта проблема особенно актуальна для преподавателей истории, классных руководителей, воспитателей, руководителей исторических и краеведческих клубов, школьных музеев и других педагогов в системе основного и дополнительного образования, внеурочной деятельности [3, c. 41]. Соответственно нужно уделять большое внимание повышению квалификации преподавателей, которые формируют знания о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности, помогают в осмыслении закономерностей ее развития и закладывают представления о роли учебных дисциплин и форм учебной деятельности в развитии гражданственности учащихся [6, c. 157]. Таким образом, наличие у преподавателей четкого представления целей и задач по воспитанию в учениках гражданской идентичности, соответствующие знания и навыки, способствуют эффективному достижению результата.

В структуре идентичности следует выделять три основных компонента – когнитивный (знания о принадлежности к гражданам того или иного государства), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности) и ценностный (отношение к факту принадлежности).

В содержание когнитивного компонента входит формирование историко-географического образа страны [1, c. 16]. Действительно, общее представление учащихся о Родине и ее месте в современной политике значительно влияет на формирование гражданской идентичности личности. Различные факты и особенности, из которых в дальнейшем складывается целостный образ государства в сознании молодежи, способствуют их отождествлению себя частью этого государства. Соответственно, важно, чтобы этот образ был положительным, поскольку у учащихся он ассоциируется с ними самими, и здесь мы уже говорим о ценностном компоненте гражданской идентичности.

Ценностный компонент отражает отношение к факту принадлежности к определенной гражданской общности. Это отношение может быть позитивное, негативное или безразличное. Эмоциональная составляющая гражданской идентичности выражает принятие или неприятие своей гражданской принадлежности, что выражается в чувстве гордости или стыда, в патриотизме, любви к родине, уважении и толерантном отношении к другим народам [1, c. 17]. Если личность относится положительно к факту своей принадлежности к гражданской общности и уважает ее правовые нормы, мы можем говорить о сформированной здоровой гражданской идентичности. Отрицательное отношение к государству не способствует формированию гражданской идентичности обучающегося, и, скорее всего, замедляет этот процесс. Формирование положительного образа страны зависит не только от образовательного учреждения, преподавателя или воспитателя, но также и от авторитета государственных структур. В рамках государственной политики, направленной на формирование гражданской идентичности, следует учитывать и ее эмоциональную составляющую.

Также существует множество отрицательных факторов, которые, по мнению российских социологов, порождают кризис гражданской идентичности. В быстро меняющемся мире современному человеку трудно четко идентифицировать себя с чем-то постоянным в связи с отсутствием определенности. Кризису гражданской идентичности способствует характер современного общества. Британский социолог З. Бауман определяет его как индивидуализированное. Для такого общества характерны: разрыв прежде устойчивых социальных связей, замкнутость человека на самом себе, безразличие к другому человеку, ослабление межличностных отношений [8, с. 89]. Чтобы сформировать гражданскую идентичность, необходимо преодолеть этот барьер современного общества еще на раннем этапе. Если изначально заложить идею необходимости человека быть частью социума, собственного государства и показать значимость даже одного индивидуума для общества, то уже в зрелом возрасте люди сами будут способствовать социальному укреплению и взаимодействию между собой, что и является важным условием для развития гражданской идентичности.

Таким образом, формирование гражданской идентичности происходит посредством не только внешнего воздействия, но и внутренних процессов самого общества. Этот процесс начинается с высших институтов власти, направляющих политику государства на укрепление общероссийского гражданского самосознания, и заканчивается ориентированностью современного человека на социальные связи, на жизнь в обществе и участие в жизни страны. Все это требует много времени и непрерывной работы, которая начинается со школьной скамьи.

 

Список литературы:

1. Атясова Н.Ю. Гражданская идентичность и образ станы: взаимосвязь феноменов на уровне структуры // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве. 2015. № 3-2. С. 15-20. 8

2. Блэйк Э., Фрэд М. Теория социальной идентичности в контексте организации // Организационная психология. 2012 Т. 2 № 1. С. 4–27. 2

3. Вяземский Е.Е. Воспитание общероссийской гражданской идентичности как центральная проблема в дополнительном профессиональном образовании учителей истории // Повышение квалификация педагогических кадров в изменяющемся образовании. 2017. С. 37-42. 6

4. Давыдова М.Ю., Дьякова М.Г. Исторические парки «Россия – моя история» в образовательном процессе вуза // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 5 (138). С. 90-94. 5

5. Еремина Е.В., Ретинская В.Н. Гражданская идентичность молодежи как приоритетное направление государственной политики // Власть. 2014. №4. С. 59-62. 3

6. Коряковцева О.А., Бугайчук Т.В. Гражданская идентичность преподавателей вуза и их представление о студенте-гражданине // Ярославский педагогический вестник. 2014. № 3. С. 153-159. 7

7. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации [сайт]. 29.11.2014. URL: https://bit.ly/3ih5Zzw (дата обращения: 13.03.2021). 4

8. Семенова Ю.А. Кризис гражданской идентичности в условиях трансформации современного общества // Вестник Оренбургского Государственного университета. 2010. № 7 (113). С. 87-92. 9

9. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №1. С. 111-116.

 

Сведения об авторах:

Буранок Сергей Олегович – доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории, права и методики обучения Самарского государственного социально-педагогического университета (Самара, Россия).

Токмакова Полина Дмитриевна – студент исторического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета (Самара, Россия).

Data about the authors:

Buranok Sergey Olegovich – Doctor of Historical Sciences, Professor of General History, Law and Teaching Methods Department, Samara State University of Social Sciences and Education (Samara, Russia).

Tokmakova Polina Dmitrievna – student of History Faculty, Samara State University of Social Sciences and Education (Samara, Russia).

E-mail: witch-king-1@mail.ru.

E-mail: tokmakova.p@sgspu.ru.